В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк в Чехословакии

 

Зачатки циркового искусства — искус­ства веселить и развлекать народ демон­страцией физической ловкости, подвиж­ности, силы, отваги и остроумия — можно обнаружить в чешских землях уже в глу­бокой древности на ярмарках, народных гуляньях.

Не чуждались этого искусства и при дворе. Король Вацлав IV часто устраивал выступления чешских и иностранных фо­кусников, акробатов, шутов. Его шут Палечек стал легендарной фигурой, а победа чародейника Жито над немецкими конку­рентами послужила писателям материалом для  литературных   сочинений.

Хотя отцом великого мастера пантоми­мы Жана Гаспара Дебюро был француз­ский цирковой артист, сам Жан родился в Чехословакии, и матерью его была чешка. Его родители много странствовали по чешским землям, где снискали большую известность.

Эти примеры, взятые на выбор, сви­детельствуют о том, что цирковое искус­ство было популярно и широко распростра­нено в чешских землях в далеком прош­лом.

В начале нашего века чешский цирк Клудцкого (тогда, разумеется, называвший­ся  австрийским) стал одним из трех  круп­нейших цирков Европы того времени. К числу таких цирков относились цирк Кро­не, цирк Саразани и цирк Клудцкого. В нем был крупный по тем временам зверинец, состоявший из ста лошадей, большого коли­чества львов и львиц, слонов, верблюдов, зебр, тапиров и различных экзотических жи­вотных. На манеже этого цирка выступали чешские цирковые артисты, предки кото­рых прославились в знаменитом венском цирке Христофора Баха «Циркус гимнастикус». Здесь начинали свою деятельность многие наездники, жонглеры, акробаты, клоуны, потомки которых в настоящее вре­мя выступают в чехословацких цирках. Не­которые из них являются представителями четвертого и пятого поколений цирковых артистов.

Так, например, прадед музыкальных клоунов двух Валотто был жокеем в цирке Клудцкого. Из жокейской семьи братьев Рихтер, которые покорили своим искусст­вом русских зрителей в первые годы Ок­тябрьской революции, происходит популяр­ная чешская гимнастка на трапеции Ма­рия Рихтерова-Ровано, матерью которой бы­ла русская. Наконец, группа молодых акро­батов, участников икарийских игр Берозини-Медрано, завоевавших золотые меда­ли на I Фестивале циркового искусства в Варшаве, состоит в родстве с прославлен­ным    канатоходцем    Бероусеком-Берозини.

Чешский цирк и его артисты прошли тяжелый   путь.

При частной организации и руководстве цирками артисты, прежде чем выступить со своим номером на манеже, были вынужде­ны исполнять самую тяжелую, работу. Они ставили и разбирали шапито, кормили и чистили лошадей и животных, подготавли­вали манеж к представлению, а вечером, перед выступлением в манеже, работали в качестве билетеров и продавали програм­мы. При подготовке новых номеров им, чтобы обеспечить себе контракт, приходи­лось считаться с конкуренцией и вкусами хозяина. Так, не желая того, они попадали под влияние космополитической точки зре­ния на цирк и теряли возможность выра­зить в своем искусстве национальный чеш­ский характер. Они были беззащитны про­тив притеснителей, и никто не заботился об обеспечении их в старости.

Только после победы над фашизмом и освобождения Чехословакии от оккупантов с помощью Советской Армии, чехословац­кие цирковые артисты взялись за организацию своих дел. Так как во время оккупации чешский цирк подвергся враждебным влияниям и в ряды артистов проникли случай­ные люди, в 1949 году была организована проверка квалификации артистов, которая знаменовала первый этап очищения цирко­вого искусства от всего случайного и на­носного.

Важным моментом в развитии этого мо­лодого и радостного искусства была органи­зация фестиваля чехословацких артистов в 1951 году в Праге. С 1 января до 30 апреля каждый чехословацкий артист цирка или варьете должен был держать публичный экзамен, во время которого специальная ко­миссия, состоявшая преимущественно из цирковых артистов, оценивала его испол­нение. Артисты одного жанра выступали друг за другом, чтобы комиссия могла сравнить и справедливо оценить их. Поэто­му на фестивале в течение одного вечера происходило соревнование жонглеров, в течение другого вечера — соревнования акробатов, затем — иллюзионистов. Так продолжалось до тех пор, пока не были просмотрены артисты всех жанров. Тот, кто не выдержал испытания, не получал права быть артистом цирка или варьете и пере­ходил к другой деятельности.

После фестиваля можно было решать другую задачу — обеспечить существова­ние тех артистов цирка и варьете, которые оказались профессионально квалифициро­ванными. Министерство культуры во главе с бывшим тогда министром Вацлавом Копецким, большим другом циркового ис­кусства, организовало чехословацкие цирко­вые учреждения в форме национальных предприятий. Все квалифицированные ар­тисты стали служащими предприятия с га­рантированной заработной платой и посто­янным художественным руководством. Они также получили возможность общать­ся с иностранными коллегами. Их искусство нашло правильное применение и оценку по  заслугам.

В настоящее время артистами цирка, варьете и эстрады ведают в Чехословац­кой Республике две организации. Это «Че­хословацкие цирки» — национальное пред­приятие во главе со Станиславом Влчеком и «Пражская эстрада», руководимая Ионфом Скаллем. Организация «Чехословацкие цирки» ведает работой «артистов под купо­лом», а «Пражская эстрада» — артистами варьете и эстрады, выступающими на сце­не и эстраде. Оба эти учреждения имеют свои   постоянные   кадры  артистов  цирка  и варьете, но привлекают также; артистов и на временную  работу. 

Оба учреждения имеют самостоятель­ное художественное и хозяйственное руко­водство, Их деятельность контролирует Министерство просвещения и культуры, при котором существует специальное отделе­ние   цирков   и   эстрады.

Развиваются и культурные связи с за­границей, в последнее время все более широко. Артисты чехословацкого цирка посетили Польшу, Болгарию, Югославию, Австрию, а в СССР ездил почти весь че­хословацкий цирк. Советский цирк поль­зуется  большим успехом   в   Чехословакии, так же как и  польский, болгарский  и югославский цирки.           

«Пражская эстрада» организует на сце­нах Чехословакии выступления многих зарубежных артистов. В последнее время особенно большим успехом пользовались в Чехословакии советская эстрада с кон­ферансье Борисом кон­ферировал на чешском языке. На эстрадах Чехословакии выступают также артисты Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии, ГДР, Китая, ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Встречаясь со своими иностранными кол­легами, чехословацкие артисты приобрета­ют   новый   опыт.

 

БОРИС  МИЛЕЦ,

драматург,  режиссер  и  хореограф «Пражской эстрады».

  Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Где купить диск для сдачи экзамена на аттестат. Купить аттестат об окончании школы.