Незабываемые фронтовые дни - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Незабываемые фронтовые дни

Программа первого представления фронтового циркаЕВГ. ГЕРШУНИ, Заслуженный артист РСФСР

Из записок начальника фронтового цирка

В мае 1941 года, по окончании зимнего сезона, в Ленинграде закрылся цирк, и война на несколько лет прекратила его деятельность. Свыше двадцати лет моей жизни связано с Ленинградским государственным цирком. В довоенные годы в этом цирке пришлось быть администратором, директором, художественным руководителем, режиссером-постановщиком пантомим. В то время довелось встречаться и работать с крупнейшими мастерами циркового искусства. От них я многому научился, полюбил цирковое искусство и людей, работающих на цирковой арене.
Много раз в дни блокады, проходя по Фонтанке, я останавливался у здания цирка и смотрел на доты, сооруженные в его дверях. Вместо когда-то сияющих зеркальных стекол виднелись зловещие амбразуры, и весь он напоминал крепостной бастион, воздвигнутый а центре города. Война не прекратила общения с цирковыми артистами. Еще в народном ополчении на фронте в агитбригаде с июля 1941 года я встречался с профессиональными цирковыми артистами Ругби, Жервэ, Соколовым, Поликарповым, Александровичем и другими.
Кроме того, в Доме Красной Армии работала большая группа цирковых артистов, оставшихся в Ленинграде и обслуживавших фронт. В конце 1942 года началась подготовка концерта, в котором должны были принять участие все артисты цирка, работавшие в ДКА. С большим воодушевлением проходили репетиции. Мы поставили пролог, в котором на обычных велосипедах, разукрашенных цветными лентами, исполнялись различные фигуры. Всем хотелось как можно лучше организовать наше первое блокадное цирковое представление. Своей работой артисты старались доказать, что цирковое искусство — оптимистическое, жизнеутверждающее, вызывающее прилив сил и бодрости — сейчас имеет право на существование не меньшее, чем до войны. В один из декабрьских вечеров 1942 года зал Дома Красной Армии был захвачен тем, что делалось на сцене. А на сцене один за другим появлялись новые цирковые номера, вызывавшие веселье и овации зрительного зала.
 В роли ведущего выступал артист К. А. Гузынин. Со своей неизменной бородкой, одетый в белый атласный фрак, он удачно воспроизводил образ классического циркового шпрех-шталмейстера, или режиссера, как его теперь называют. Коверным клоуном (или «у ковра») был Павел Алексеевич (П. А. Алексеев), один из талантливейших исполнителей цирковой клоунады, буффонады и музыкальной эксцентрики. В создании этого циркового представления активное участие принимали Павел Алексеевич, А. А. Ругби, а несколько позднее Л. С. Маслюков. Павел Алексеевич выступал в программе не только как коверный, но и с самостоятельным эксцентрическим музыкальным номером со своей неизменной партнершей Татьяной Степановной. «Музыкальный бокс» — так называлось антре.
Это веселая пародия на бокс, мастерски исподняяшаяся Павлом Алексеевичем. По ходу номера партнерша Павла Алексеевича наносит ему много ударов боксерской перчаткой, а он пытается увернуться, парировать удары, но безуспешно. Так в шуточной форме высмеивался трусливый хвастунишка, сам вызвавшийся на это спортивное соревнование. В конце номера Павел Алексеевич получал особенно сильный удар, терял равновесие, пробовал рукой, целы ли зубы, вынимал их один за другим и бросал на пол. Для исполнения этого трюка нужна была белая фасоль.
Но в те дни в Ленинграде не так просто было достать даже горсть ее. Пришлось приложить немало усилий, чтобы для нужд так называемого «исходящего реквизита» получить 100 граммов белой фасоли. Номер с боксом был сохранен. Представление продолжалось. Иллюзионист Казини во фраке и белой чалме приятно поразил всех давно забытыми военным зрителем фокусами; У него в руках внезапно появлялись и исчезали различные предметы. Финал номера — «Летающая дама» — превзошел все ожидания. Жонглер Рапитто, артисты Петролли, Жервэ, Соколов, Александрович, Поликарпов, Ругби и другие внесли много разнообразия и радостного настроения в наш концерт.
На следующий день Политуправление фронта предложило представить проект организации фронтового цирка. Началось формирование личного состава цирка. Из частей Лен-фронта были привлечены бойцы для работы во фронтовом цирке по прямой специальности — в качестве артистов. Были зачислены в циок и артисты из числа работавших во фронтовых бригадах. Предстояло собрать труппу, джаз-оркестр и балетный ансамбль. Основной костяк составили артисты во главе с А. А. Ругби, работавшие ранее в агитбригаде. Большую помощь в организации цирка оказал вернувшийся к этому времени из фронтовой поездки артист Леонид Маслюков. Для написания текстов был приглашен К. А. Гузынин.
 Музыкальное руководство поручили нашему пианисту И. И. Шифельбейну, а обязанности балетмейстера — Е. М. Вислоцкой. Начали прибывать бойцы-артисты. Наряду с молодежью, узнав об организации цирка, приходили старые артисты цирка, оставшиеся в Ленинграде. Происходили трогательные встречи. Артисты все еще не верили, что они получат возможность вернуться к своему любимому искусству. Начались усиленные репетиции, тренировки и восстановление полноценных цирковых номеров. В коллектив кооме названных выше артистов вошли первоклассные акробать; Тамара Птицына и Леонид Маслюков, Алексеева и Фетистов, Склядневы, Данлюк, Голубевы, воздушная гимнастка Александрова, жонглеры Жервэ, Рапитто и Соколов, музыкальные эксцентрики Петролли, Александр Маслюков и другие. Образовалась профессиональная труппа, с которой можно было подготовить целую программу. В День Красной Армии 23 февраля 1943 года назначили первое представление фронтового цирка. Но некоторые номера восстанавливались с большим трудом. Сипы прибывали постепенно.
Воздушные гимнасты Александрова и Фетисов, акробаты Птицына и Маслюков тренировались ежедневно, добиваясь исполнения трюков, которые они делали до войны. Мы стали готовить и новые номера, чтобы пополнить программу сатирическим злободневным репертуаром. Был поставлен пролог, который назывался «Фашистский зверинец». На сцене устанавливалась клетка, и артист Гузынин читал вступительный монолог, по ходу которого в клетке появлялись все фашистские заправилы. На них были надеты прекрасно выполненные художником В. А. Петровым маски из папье-маше и арестантские халаты. Спектакль шел на фоке своеобразной конструкции, условно изображавшей цирковой амфитеатр.
На сцене полукругом стояла часть циркового барьера, покрытого, как и полагается, красным бархатом. Занавес, из-за которого выходили все артисты, тоже был сделан из красного бархата. Словом, все «традиции классического цирка» были соблюдены полностью. Чтобы подчеркнуть патриотический характер нашего представления, мы решили начать его с показа медали «За оборону Ленинграда», указ о которой только что был опубликован. Мы тогда еще не знали, как эта медаль будет выглядеть, и сделали ее по принципу живых картин. На фоне Адмиралтейства в кольце стояли четыре артиста, один из которых читал специально написанный монолог. Впоследствии оказалось, что наша «медаль» не совсем точно соответствует настоящей, но интермедия сыграла свою агитационную роль. Чтобы цирк стал совсем настоящим, нужно было показать в нем хоть один номер с дрессированными животными.
Это оказалось самым трудным. Дрессированных животных в Ленинграде не было, а попытка показать медведя из Зоологического сада окончилась полной неудачей. Тогда решили использовать старинный цирковой прием и подготовить классическое антре с «лошадкой». Лошадь изображали две балерины, одетые в соответствующий чехол. Номер имел успех и обычно заканчивал программу. Постепенно мы становились вполне профессиональным цирковым коллективом. Необычно в нем было то, что артисты ходили в военной форме, по-военному приветствовали друг друга, соблюдали строжайшую воинскую дисциплину и в перерывах между репетициями изучали военное дело. Сколько радости и бодрости принесло наше цирковое подразделение воинам Ленинградского фронта. Цирковое искусство было принято на вооружение Советской Армии, и цирковые артисты отдавали все свои силы, талант, опыт и знания, чтобы оправдать высокое доверие, оказанное им. Весной 1943 года жизнь в Ленинграде наладилась.
К этому времени уже работало несколько театров, вернулся из эвакуации Большой драматический театр им. М. Горького, в здании Малого оперного театра выступал созданный во время блокады драматический театр, фронтовой цирк, ансамбль оперетты под руководством Б. М. Бронской. В помещении театра им. Пушкина продолжала работать Музыкальная комедия, не прекращавшая своих спектаклей в самые тяжелые дни. Но чем больше налаживалась жизнь в городе, тем яростнее и ожесточеннее фашисты обстреливали и бомбили Ленинград. Артист фронтового цирка Анатолий Жервэ в антракте вышел на улицу за газетой, а через несколько минут его принесли в Дом Красной Армии тяжело раненного осколком снаряда.
Три месяца пролежал Жервэ, и за это время его дважды перевозили из одного госпиталя, разрушенного или обстрелянного немцами, в другой. В один из весенних дней 1943 года коллектив фронтового цирка был командирован в Кронштадт для обслуживания моряков. Все приготовления к отъезду сделаны. Во дворе Дома Красной Армии стоят четыре грузовые машины. Одна — для оформления реквизита и костюмов и три — для артистов, выезд назначен в 22 часа на машинах до Лисьего Носа, где в 24.00 нас ожидал тральщик. Переезжать залив можно по-прежнему только ночью, со строжайшим соблюдением всех правил маскировки. А в Ленинграде опять объявлена воздушная тревога. Немцы волнами, последовательно, через очень короткие интервалы пытаются сбрасывать бомбы на город.
Приказываю артистам уйти со двора, чтобы избежать случайных ранений от осколков, и поднимаюсь на наблюдательную вышку Дома Красной Армии. Над Ленинградом скрещиваются лучи прожекторов. Они то медленно передвигаются, то бегут, почти скачут, сталкиваясь друг с другом, то раздвигаются веером, то внезапно соединяются в одной точке. Как светящиеся гигантские щупальцы, охватывают они вражеский самолет. Зенитные орудия бьют издалека. Мы даже не слышим выстрелов. Но по вспышкам разрывов видно, где находится враг. Все небо покрывается мелькающими огоньками — это разрывы зенитных снарядов. За ними устремляются ввысь очереди трассирующих пуль. К сожалению, немцам все же удается сбросить фугасные и зажигательные бомбы.
 Ехать на открытой машине во время такого налета опасно. Но тральщик в Лисьем Носу может, не дождавшись нас, уйти в Кронштадт, и тогда задание не будет выполнено. Мы мчимся по набережной к Троицкому мосту. Осколки так и цокают о мостовую. С моста картина ночного налета еще яснее. Пожары возникают в различных районах города. А зенитки все бьют. Вражеские самолеты где-то высоко, их не видно, но время от времени взрываются бомбы. Вот где-то в районе Смольного возникло новое зарево. Мы несемся по Кировскому проспекту, постепенно удаляясь от центра. Интенсивность налета не ослабевает. В эту ночь мы успели добраться до Кронштадта и там, стоя на пристани, все еще наблюдали продолжавшийся налет на Ленинград. За сравнительно короткое время фронтовой цирк завоевал популярность в частях Ленинградского фронта и на кораблях Балтийского флота.
Мы побывали во многих частях и соединениях, в Кронштадте, выступали на фабриках и заводах, в Домах культуры и даже стали постоянными гастролерами в помещении Малого оперного театра. О создании в Ленинграде фронтового красноармейского цирка стало известно в Москве. И вот осенью 1943 года телеграммой председателя Комитета по делам искусств нас вызвали в Москву для показа циркового представления, рожденного во время блокады — в те дни, когда немцы еще твердили всему миру, что в Ленинграде жизнь замерла. Перед отъездом в Москву мы показали в Доме Красной Армии новую программу, которая заканчивалась финальной песенкой, исполнявшейся всем коллективом. Друзья, расставанья близится время, Но верим — мы встретимся вновь.
Мы рады отдать вам минуты веселья И вместе с весельем любовь. Так в трудный миг И в добрый час, Когда, как жизнь, нужна улыбка. Вы вспоминайте каждый раз Артистов фронтового цирка. Мы уезжали на месяц в Москву, чтобы с новыми силами вернуться в родной Ленинград, все еще окруженный фашистами, все еще терзаемый бомбами и снарядами.
Выступление артистов Ленинградского фронтового цирка (1943 г.)
Выступление артистов Ленинградского фронтового цирка (1943 г.)

Журнал « Советский цирк» февраль 1958 год
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования