В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк ГДР

 

Цирк в ГДРВсе ж мы с удовольствием можем от­метить, что цирковое искусство широко распространено в Германской Демократи­ческой Республике и достигло известных успехов.

В нашей республике существуют три народных цирка: «Аэрос», «Барлай» и «Буш».

Каждый из них стремится найти свой особый стиль  циркового представления.

Жизненно необходимым условием су­ществования цирков является частое об­новление их программ. В этом отношении наши цирки испытывают трудности. Осо­бенно они сказываются на репертуаре зоо-цирковых номеров и аттракционов, свя­занных с демонстрацией дрессированных животных. Такие номера, составляющие ос­нову программ наших цирков, подготавли­ваются в течение длительного времени и не могут часто обновляться или видоизме­няться.

Между тем в цирке, как и везде, сле­дует избегать однообразия. Поэтому мы очень приветствуем налаживающийся обмен артистами с Советским Союзом и страна­ми народной демократии. Мы верим, что такой обмен одинаково будет полезен для обеих сторон. В результате обмена опытом с представителями других стран цирковые артисты смогут достичь новых творческих успехов.

Наши три больших цирка в течение летнего сезона — точнее говоря, с конца марта по начало октября — совершают тур­не по городам с населением свыше 25 ты­сяч человек. Все имущество цирков, начи­ная от шапито и кончая животными, рекви­зитом артистов и т. п., перевозится в ва­гончиках или на платформах. В жилых ва­гонах размещаются артисты и обслужива­ющий персонал. В зависимости от дально­сти расстояния между городами вагончики либо прицепляют к автомашинам-тягачам, либо грузят на железнодорожные платфор­мы. В каждом городе цирк играет от двух дней до трех-четырех недель, в зависимо­сти от численности населения. Иногда в течение сезона в город приезжают два цирка, так что публика, можно сказать, пресыщается представлениями.

Самым крупным народным цирком в республике является  цирк «Аэрос».

В зимние месяцы цирк «Аэрос» высту­пает в Лейпциге, в своем новом фундамен­тальном здании со стальным куполом. Зал его вмещает около двух тысяч человек, имеет в диаметре 40 метров. Высота ку­пола—15 метров,  размер сцены—6X9 метров.

Здание используется круглый год. Летом, когда труппа выезжает на гастроли, цирк приспосабливается под варьете. В ма­неже устанавливаются ряды мест для зри­телей, образуется партер. Своей первоклас­сной программой это варьете привлекает жителей Лейпцига и гостей из других го­родов.

В прошлом цирк «Аэрос» являлся част­ным предприятием среднего масштаба. С 1951 года цирк находился под общест­венным контролем, в 1952 году был нацио­нализирован. В то время он располагал приблизительно ста вагонами и довольно убогим составом животных. Теперь же он значительно вырос. В клетках для хищни­ков и в конюшнях размещаются свыше 70 кровных лошадей, 7 слонов, 7 пантер, 8 тигров, 28 львов, 10 белых медведей, 6 бурых медведей, обезьяны, зебу, яки, пу­мы, пеликаны, гиены, волки, собаки динго, пони, верблюды. Показ дрессированных животных занимает в программе значитель­ное место.

Цирк «Аэрос» располагает кадровыми артистами. Кадровыми артистами мы на­зываем мастеров, которые связаны с цир­ком более или менее длительным конт­рактом и имеют твердую помесячную зарплату. Нередко они по многу лет рабо­тают на одном и том же предприятии. Чаще  всего  это дрессировщики.

Нашему зрителю хорошо известен ар­тист Ханно Колдам — молодой дрессиров­щик львов, который демонстрирует самую красивую и большую в ГДР группу в со­ставе 18 хищников.

К кадровым артистам того же цирка принадлежит и Макси Нидермейер, дрес­сировщица слонов, медведей и коз. Во­преки предсказаниям опытных специали­стов ей удалось не только вырастить ро­дившуюся в цирке белую медведицу Берит, но и ввести ее в группу дрессирован­ных животных. Медведица Берит ежеднев­но прогуливается по канату на высоте свы­ше 2,5 метров и демонстрирует другие трюки. До сих пор лишь зоопаркам удава­лось вырастить родившихся в неволе бе­лых медведей.

Для своих летних гастролей по стране цирк «Аэрос» обладает четырьмя пере­движными шапито. Одно — четырехмачтовое, диаметром в 52 метра, другое — двух­мачтовое, диаметром в 50 метров, третье— двухмачтовое,   диаметром   в   38 метров,   и,наконец, ипподром — овальное шапито с 12 мачтами. Вагонный парк вырос за послед­нее время до 180 вагонов. Здесь и школь­ный вагон, в котором занимаются дети ар­тистов, и передвижная амбулатория, и ва­гон-клуб, и вагон с душевыми устройства­ми, и вагон-кухня.

Собственными силами цирк «Аэрос» создал техническое оборудование, позво­ляющее показывать водяные пантомимы, а также каток из искусственного льда, по­лезная площадь которого составляет 120 квадратных метров.

Процесс замораживания искусственного ледяного катка продолжается от 3 до 3,5 часа. Даже самая высокая температу­ра воздуха не сказывается на качестве льда.

«Аэрос» — единственный цирк в ГДР, имеющий такую установку, которую можно легко монтировать и разбирать, что осо­бенно важно в длительных турне, когда приходится останавливаться в одном месте лишь на несколько дней. Площадка искус­ственного льда состоит из нескольких сек­ций, каждая из которых размещается на отдельной платформе, что очень упроща­ет транспортировку.

За последнее время, решающее значе­ние в программах цирка «Аэрос» приобре­ли выступления балета на искусственном льду. В них занят кордебалет, солисты-конькобежцы высокой квалификации, от­дельные мастера цирка. Программа демон­стрируется либо в плане дивертисмента, либо на основе сюжета, как инсценировка.

Очень интересно была поставлена по­следняя программа, показанная во время летнего гастрольного турне 1957 года и называвшаяся «Цирк позавчера, вчера и се­годня— 150 лет на манеже». На этом пред­ставлении зрители ознакомились с четырь­мя важнейшими периодами истории цирка: с венским гимнастическим цирком Христо­фора де Баха 1810 года, с цирком Ренца 1850 года, с цирком Саразани 1925 года и в завершение — с современным юбилей­ным   представлением   «Аэроса»   1957   года.

Второе национализированное предприя­тие — цирк «Буш» — после кончины его владельца в 1951 году находилось под об­щественным контролем, а в 1953 году цирк стал народной собственностью.

Цирк «Буш» также располагает большим составом разнообразных дрессированных животных   и   штатом     кадровых    артистов.

Среди них Юпп Шлёндок, укротитель тиг­ров, получивший в Варшаве серебряную медаль; Георг Вейс — дрессировщик сме­шанной группы хищников; Эпи и Ванда Видане — дрессировщики слонов; Герман Ульман — дрессировщик лошадей, прора­ботавший в цирке «Буш» двадцать лет. На манеже цирка выступали Альфред Каден, опытный дрессировщик львов, отмеченный золотой медалью на I Международном фестивале циркового искусства в Варшаве; Альберт Шуман, старейший дрессировщик лошадей и слонов, ранее известный ак­робат.

Цирк «Буш» обладает четырехмачтовым шапито, диаметром в 52 метра, а с прош­лого года — и новым модернизированным шапито, все несущие конструкции которого сделаны из алюминия. Алюминиевое стро­ение отапливается, в нем можно играть и зимой, что особенно важно, так как цирк «Буш» не имеет постоянного зимнего поме­щения.

В минувшем сезоне цирк «Буш» отпра­вился в турне, имея обычное шапито и ша­пито алюминиевой конструкции. Пока в одном городе играли в «алюминиевом здании», в другом уже устанавливали ша­тер-шапито.

Цирк «Буш» путешествует в 160 ваго­нах. Здесь, как и у цирка «Аэрос», имеются амбулатория,   кухня   и   школьный   вагон.

Школьными вагонами располагают все три народных цирка. Учебный план пере­движной школы приравнивается к плану на­шей единой немецкой школы, так что дети после окончания школы при передвижном цирке не уступают по образованию окон­чившим   регулярную.

В 1957 году цирк «Буш» впервые пока­зал балет (балет Хеди-Велке), выступле­ния которого прошли успешно. Но балет здесь не самоцель. Его задача — служить введением к цирковому номеру, его обрам­лением или его финалом.

В этой программе видна большая работа режиссера Александра Шееля, задавшего­ся целью представить классические жанры цирка в современной зрелищной форме.

Танец вполне подходит для циркового манежа. Близость к народу, доступность восприятия и другие моменты, характери­зующие танцевальный жанр, говорят в пользу включения его в программу цирков.

На I Международном фестивале цир­кового искусства в Варшаве цирк «Буш» выступал с национальной программой ГДР, отмеченной  серебряной медалью.

Цирк «Барлай» — третье национализи­рованное предприятие. По сравнению с вышеназванными цирками он развивался в менее благоприятных условиях. Народной собственностью цирк стал в 1950 году, после того как его владелец Гарри Барлай эмигрировал в Западную Германию, забрав с собой большую часть хозяйства (глав­ным образом, зверей и жилые вагоны). В цирке осталось всего лишь 10 вагонов. Теперь  количество их возросло до  128.

В 1957 году было построено новое 46-метровое шапито с четырьмя стальными мачтами, высотой 17,8 метра, рассчитанное на 3 тысячи   зрителей.

Цирк «Барлай» располагает зимним по­мещением в Берлине. Здание цирка «Бар-лай» не очень красиво, но вполне прием­лемо после недавно законченного капи­тального ремонта. В Берлине запланирова­но строительство нового цирка, который должен быть сооружен по последнему сло­ву  техники.

Во время летних поездок 1957 года цирк «Барлай» показал безупречную цирковую программу, составленную из номеров высо­кого  класса.

В течение зимнего сезона 1957 года цирк «Аэрос» гастролировал в Бухаресте, а цирк «Буш» — в Праге, тогда как цирк «Барлай» играл в Берлине в своем постоян­ном здании.

 

Кроме трех больших народных цирков, в стране работают более десяти частных средних и небольших предприятий, перед которыми также стоят важные задачи.

Эти передвижные цирки выступают в маленьких городках и в деревнях, где нет никаких культурных развлечений, кроме кино.

В 1945 году существовало около 50 цир­ков, большей частью чрезвычайно прими­тивных, многие из которых в силу этого были закрыты.

Не все функционирующие в настоящее время частные цирки достигли достаточно высокого уровня, чтобы выполнять постав­ленные перед ними задачи и отвечать все растущим запросам публики. Но среди них имеются и отлично организованные пред­приятия, которые радуют программой хо­рошего уровня.

Во всех наших цирках предметом осо­бых забот является клоунада. Теперь уже никого не могут восхитить различные ва­рианты устаревших шуток клоуна, которые еще недавно можно было увидеть в наших цирках.

Мы решительно отвергаем грубые шут­ки, принятые раньше и имевшие успех у невзыскательной публики. По нашему убеж­дению, и в клоунаде нельзя нарушать за­коны хорошего вкуса.

За последние годы нам удалось увидеть в Германии многих клоунов, пользующихся всемирной славой, клоунов, имена кото­рых в течение десятилетий стали нарица­тельными во всем мире. Но уже прошло то время, когда они вызывали у публики бурю оваций. Мы и теперь не отрицаем их мастерства, но уже не веселимся так не­удержимо на их выступлениях, а многое отвергаем.

Кажется, сейчас во всем мире, за ис­ключением Советского Союза, обладаюше-го несколькими первоклассными клоуна­ми, ощущается недостаток в хороших ар­тистах этого  жанра.

В области дрессировки животных у нас придерживаются гуманного метода. Не страх перед человеком должен заставить животное выполнить желаемый трюк. Че­ловек должен быть другом и учителем животного, и их взаимное доверие может привести к прекрасным результатам в ра­боте.

Наши зрители против жестокой дресси­ровки хищников. Разумеется, несмотря на всю любовь к зверю, дрессировщик в еди­ноборстве с ним порой вынужден прибег­нуть к бичу. Но принципом дрессировки должны быть любовь к животному, глубо­кое понимание его психологии.

Положение цирковых артистов в Герман­ской Демократической Республике по срав­нению с тем, что было в прошлом (до 1945 года), заметно улучшилось. Теперь они имеют право на отпуск, являются чле­нами социально-страховых организаций, и им предоставляется, как и всем другим трудящимся, законная пенсия по старости,

Но у наших артистов еще достаточно забот, так как далеко не все обеспечены регулярным содержанием. Даже кадровые артисты цирков не всегда могут рассчи­тывать на длительные контракты. Они ра­ботают по сезонным, месячным, двухне­дельным или суточным договорам и полу­чают  соответствующую   заработную   плату.

Однако и в нашей стране наступит вре­мя, когда артист цирка будет пользовать­ся уважением наравне с артистами других областей искусства, когда ему не нужно бу­дет больше вести тяжелую борьбу за су­ществование. Выпускники нашей цирковой школы получают всестороннее образова­ние и имеют все возможности художест­венно совершенствовать свои номера.

То, что уже создано в Советском Союзе и в некоторых странах народной демокра­тии, станет  и у нас явью.

 Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100