«Не хамите!» Так называется эстрадно-цирковое обозрение артистов Цейтлина и Савич.
Обозрение «Не хамите!» начинается с претензии артиста В. Цейтлина к ведущему, который объявил номер артистки Л. Савич, в то время, как выступать должен он. За форгангом раздаются неистовые крики. На манеж в стремительном темпе в образе «строптивой укротительницы» выходит Савич, которая, учинив скандал, набрасывается с кнутом на Цейтлина.
Номер принимается зрителями тепло благодаря талантливому исполнению.
Но было бы наивно думать, что всякий талант на верном пути.
Ведь по логике действия сыр-бор загорелся из-за «хамского» поведения артистов... А если так, то может ли артист, утративший чувство элементарной этики, проповедовать с манежа морально-этические принципы? Не попирается ли этим высокое звание артиста, призванного средствами своего таланта и мастерства бороться с недостатками, еще бытующими в нашей действительности? Невольно все эти вопросы возникают при знакомстве с обозрением. Однако странно, что артисты Цейтлин и Савич этого не поняли.
— Посмотрим,— произносит каждый раз Цейтлин, готовясь с партнершей к показу очередного эпизода. «Посмотрим» — скажем мы, — что из этого получится?
Перед нами в первом эпизоде, а затем во втором появляются женщины: работница ателье мужского платья и официантка столовой, а в других эпизодах — ряд женских персонажей.
На наш взгляд, режиссеру и артистам не удалось раскрыть характеры, соответствующие теме обозрения. Артисты не знают, кого они изображают. Мы понимаем, что артистка Л. Савич пользуется приемом преувеличения, гиперболизации, утрируя движения. В самом деле, что означает это откровенное «Не хамите!», к кому, собственно, адресовано оно?
Если считать, что понятие «хамство» обозначает лишь грубость и наглость человека, то окажется, что «грубости» и «наглости» в персонажах нет. Так как артистами неправильно были расставлены смысловые акценты, результат не был достигнут. Так, например, артистка Савич пародирует сварливую жену. Однако мы не можем согласиться с тем, что сварливость и хамство — одно и то же.
Наиболее удачной является трактовка «дамы-скандалистки», которая дурачит официанта. Проявив привередливость в выборе блюд, она требует жалобную книгу, вырывает из нее лист бумаги, завертывает в нее купленные пирожки и грозит написать жалобу за плохое обслуживание.
Обозрение «Не хамите!» страдает серьезным композиционным недостатком. В эпизодах нет четкой завершенности, концовок. У артистов Цейтлина и Савич не хватает времени для подготовки очередных эпизодов, что создает ненужную суетню у ширмы. Обозрение не лишено налета некоторой режиссерской поспешности и нуждается в доработке.
Об артистах А. Антонове и В. Бартеневе писали в свое время неоднократно. Это большие и вместе с тем незаслуженно забытые мастера советской клоунады. В 1959 году исполнится 40-летие их славной артистической деятельности. За внешними клоунскими масками Белого (Антонов) и Рыжего (Бартенев) скрываются вдумчивые актеры. Творческий путь Антонова и Бартенева тернист и сложен, от Пата и Паташона они пришли к современной клоунаде, к советским образам — Коле и Васе.
Все ровно творчестве артистов то, что они нашли единую интонационную особенность комедийного звучания клоунского диалога проявляется в клоунаде «Бокс» и во многих других
Но есть в творчестве Антонова и Бартенева серьезные недостатки. Это, прежде всего, относится к репертуару артистов.
Отсутствие новых оригинальных клоунад и реприз является серьезным препятствием для дальнейшего творческого роста Антонова и Бартенева.
Артисты разговорного жанра не всегда удачно подбирают литературный материал.