В разговорном жанре - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В разговорном жанре  

 

«Не хамите!» Так называется эстрадно-цирковое обозрение ар­тистов Цейтлина и Савич.

Обозрение «Не хамите!» начинается с претензии артиста В. Цей­тлина к ведущему, который объявил номер артистки Л. Савич, в то время, как выступать должен он. За форгангом раздаются неистовые крики. На манеж в стремительном темпе в образе «строптивой ук­ротительницы» выходит Савич, которая, учинив скандал, набрасы­вается с кнутом на Цейтлина.

Номер принимается зрителями тепло благодаря талантливому ис­полнению.

Но было бы  наивно  думать, что всякий талант на  верном пути.

Ведь по логике действия сыр-бор загорелся из-за «хамского» поведения артистов... А если так, то может ли артист, утративший чувство элементарной этики, проповедовать с манежа морально-этические принципы? Не попирается ли этим высокое звание арти­ста, призванного средствами своего таланта и мастерства бороться с недостатками, еще бытующими в нашей действительности? Невольно все эти вопросы возникают при знакомстве с обозрением. Однако странно, что артисты Цейтлин и Савич этого не поняли.

— Посмотрим,— произносит каждый раз Цейтлин, готовясь с партнершей к показу очередного эпизода. «Посмотрим» — скажем мы,  — что из этого получится?

Перед нами в первом эпизоде, а затем во втором появляются женщины: работница ателье мужского платья и официантка столо­вой, а в других эпизодах — ряд женских  персонажей.

На наш взгляд, режиссеру и артистам не удалось раскрыть ха­рактеры, соответствующие теме обозрения. Артисты не знают, кого они изображают. Мы понимаем, что артистка Л. Савич пользуется приемом преувеличения, гиперболизации, утрируя движения. В са­мом деле, что означает это откровенное «Не хамите!», к кому, соб­ственно, адресовано оно?

Если считать, что понятие «хамство» обозначает лишь грубость и наглость человека, то окажется, что «грубости» и «наглости» в персонажах нет. Так как артистами неправильно были расставлены смысловые акценты, результат не был достигнут. Так, например, артистка Савич пародирует сварливую жену. Однако мы не можем согласиться  с  тем, что  сварливость  и хамство — одно   и то же.

Наиболее удачной является трактовка «дамы-скандалистки», ко­торая дурачит официанта. Проявив привередливость в выборе блюд, она требует жалобную книгу, вырывает из нее лист бумаги, завер­тывает в нее купленные пирожки и грозит написать жалобу за плохое обслуживание.

Обозрение «Не хамите!» страдает серьезным композиционным недостатком. В эпизодах нет четкой завершенности, концовок. У артистов Цейтлина и Савич не хватает времени для подготовки очередных эпизодов, что создает ненужную суетню у ширмы. Обо­зрение не лишено налета некоторой режиссерской поспешности и нуждается в доработке.

Об артистах А. Антонове и В. Бартеневе писали в свое время не­однократно. Это большие и вместе с тем незаслуженно забытые мастера советской клоунады. В 1959 году исполнится 40-летие их славной артистической деятельности. За внешними клоунскими мас­ками Белого (Антонов) и Рыжего (Бартенев) скрываются вдум­чивые актеры. Творческий путь Антонова и Бартенева тернист и сложен, от Пата и Паташона они пришли к современной клоунаде, к советским образам — Коле и Васе.

Все ровно творчестве артистов то, что они нашли единую инто­национную особенность комедийного звучания клоунского диалога проявляется   в  клоунаде  «Бокс»   и во  многих  других

Но есть в творчестве Антонова и Бартенева серьезные недостат­ки.  Это,  прежде всего,  относится  к  репертуару артистов.

Отсутствие новых оригинальных клоунад и реприз является серьезным препятствием для дальнейшего творческого роста Анто­нова  и   Бартенева.

Артисты разговорного жанра не всегда удачно подбирают лите­ратурный материал.

 

ВЫВОДЫ

 

К сожалению, не до всех дошли высказывания о том, какое большое значение придавали артистизму выдающиеся мастера рус­ского советского и мирового манежа — Анатолий Дуров, Вильям Труцци,   Виталий Лазаренко и другие.

Многие из нас, особенно молодежь, знакомы с деятельностью этих великолепных художников только по рассказам современников.

Их мастерство и опыт не приведены еще в цельную систему.

Законы артистизма в цирке не изучены, и, как ни странно, не­которые считают изучение их не обязательным. Утвердилось даже мнение,  будто нужен  трюк, а артистизм,  конечно,  желателен.

Советские артисты за последнее пятилетие добились больших успехов.

Можно не сомневаться в том, что, опираясь на глубокое зна­ние природы своего искусства, на понимание принципов внешней и внутренней техники, артисты, чье творчество мы подвергли в этой статье   критике,  обогатят  свое   искусство   новыми  достижениями.

 

С.  ГРИГОРЬЯН

Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г
 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования