В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Грузинский цирк

 

Грузия — страна древней и самобытной национальной культуры. Истоки грузин­ского цирка уходят в глубь веков. Мы на­ходим их в народных игрищах, где основ­ным было состязание в силе и ловкости. Историки утверждают, что еще в I веке до нашей эры римлянам было известно, что в Грузии культивировались особые, отлич­ные от античных национальные спортивные игры.

Тацит (I век нашей эры) в своей летопи­си пишет, что у иберийского царя Парас-мана «был сын Радамист — высокого роста, необыкновенной силы, искусный во всех национальных упражнениях и пользовав­шийся славою у всех соседних народов».

От историка Диона Кассия мы узнаем, что в Риме устраивались состязания и игры иберийских всадников. Увлечение народны­ми играми и разного рода состязаниями в Древней Грузии было исключительно вели­ко и носило всенародный характер. Даже древние грузинские языческие мистерии, как и старинные хоровые трагедии, всегда заканчивались «чидаоба» (борьба). Все представления    импровизационного   театра старинных масок — «берикаоба» были на­сыщены цирковыми номерами народных прыгунов, акробатов, силачей, канатоход­цев и жонглеров.

Горячей любовью народа пользовались военно-патриотические игрища, в которых изображался разгром врага и радость по­беды. Лучшим из этого цикла является «кеэноба». В исторической литературе со­хранилось 47 описаний «кеэноба» и 100 сю­жетов «берикаоба». В XVII веке в Тбилиси «кеэноба» представляла собой грандиозное карнавальное массовое игрище, где ме­стом действия служила территория всего Тбилиси, а участниками представления был весь трудовой люд города.

Историки отмечают, что особенно на­сыщенными номерами акробатики, жонг-ляжа и иллюзии был придворный театр «Сахиоба», в котором представители цир­ковых жанров назывались «мушаити», а их исполнение «мушаитоба». Расцвет «Са­хиоба» относится к XII—XIII векам, «му­шаитоба» в это время была настолько рас­пространенным и излюбленным искусством, что входила в систему воспитания. Искус­ству «мушаити» обучались все. В уста царя Придона Шота Руставели вкладывает сле­дующие слова:

«С детских лет я упражнялся,

подражая акробату,

И в прыжках через преграды

изощрялся я вполне,

Я умел ходить бесстрашно

по упругому канату,

И ровесники горели тайной

завистью ко мне».

группа танцакробатов под руководством Гурама Бибилури

Выступает   группа  танцакробатов под руководством Гурама Бибилури

Все эти прекрасные народные игрища, являясь отражением героического духа грузинского народа, воспитывали из поко­ления в поколение мужество, силу и отва­гу его сынов. Грузинский народ на протя­жении веков сохранял традиции народных игрищ. Высокое мастерство прославленных в старину грузинских актеров-комедиан­тов — «мушаити» и «пампула», наездников и акробатов живо и поныне.

Советская власть раскрыла перед гру­зинским народом неисчерпаемые возмож­ности экономического и культурного разви­тия. Это нашло свое отражение и в разви­тии массового самодеятельного искусства, физкультуры и спорта, в развитии грузин­ского театра, оперы, балета, ансамблей на­родной песни и танца. Отстал только цирк.

Одна из трудностей при создании гру­зинского национального циркового коллек­тива состояла в комплектовании его испол­нительского     состава.     

Эквилибристы Голядзе

Эквилибристы Голядзе

Силовые акробаты Л. Мчедлишвили, Г.Гарсеванишвили, Ш.Дзамашвили, В.Натрошвили

Силовые акробаты Л. Мчедлишвили, Г.Гарсеванишвили, Ш.Дзамашвили, В.Натрошвили

Заслуженный артист РСФСР А.Г.Цхомелидзе

Заслуженный артист РСФСР А.Г.Цхомелидзе

Ядром    будущего коллектива были артисты Союзгосцирка: старейший мастер, соло-клоун с со­бачками заслуженный артист РСФСР А. Г. Цхомелидзе, гимнасты на турниках под руководством артиста Г, А. Агдгомелошвили, эквилибристы на вольностоящей лестнице под руководством артиста Н. И. Голядзе, двухъярусная проволока ар­тистов Людмилы и Михаила Лалашвили и номер оригинального жанра в исполнении артиста А. А. Дадешкелияни (Да-деш). Все это первоклассные номера. Но как по соотношению жанров, так и по оформле­нию они не могли составить самостоятель­ный  национальный  коллектив.

Для формирования коллектива требова­лись новые кадры, особенно молодежь. Где же искать эти кадры, если не на спорт­площадках, стадионах, на фестивалях молодежи и смотрах художественной самодея­тельности.

Прошлое лето в Грузии было богато всевозможными смотрами и фестивалями. Они являлись подготовкой к VI Всемирно­му фестивалю молодежи и студентов в Мо­скве. Нам посчастливилось познакомиться с тысячами народных дарований. Нас вос­хищали достижения молодежи Грузии во всех видах искусства. Как назло, все, что было представлено из цирковых жанров, вызывало огорчение. Развитию этих жанров в республике не уделяется должного вни­мания.

На спортплощадках и стадионах мы об­наружили великолепных гимнастов, акроба­тов, прыгунов, замечательных наездников И вот из массового спортивного потока мы стали черпать кадры для первого грузин­ского циркового коллектива. Так, в нашем составе оказались: четырехкратный чемпи­он Союза ССР по акробатике Гурам Гарсеванишвили, известные мастера и чемпионы Грузии Л. Мчедлишвили, Ш. Дзамашвили и В. Натрошвили, танцакробаты Г. Бибилури, Н. Арешидзе, Палиашвили и другие. Было широко оповещено об организа­ции при Тбилисском госцирке грузинского циркового коллектива и приеме желающих в его состав.

К нам приходили артисты драматиче­ских театров и кино, артисты филармонии, студенты-выпускники театрального инсти­тута, представители художественной само­деятельности и просто желающие. Неко­торые из них делали до шести попыток, чтобы доказать свою возможность рабо­тать в цирке. Приходили с клоунскими ко­стюмами, париками, «носами», реквизитом и показывали клоунские репризы с «ша­почками», «крысами» и т. п. Несмотря на риск, они неожиданно делали сальто, кло­унские каскады и кульбиты. Требовалось определить творческие возможности това­рищей, чтобы не сломать жизненный путь поступающего. В этих испытаниях на цир­ковой арене победила молодость. Именно от молодежи в значительной мере идет смелое развитие национальных цирковых традиций и живое дыхание современности.

Безусловно, первая программа грузин­ского цирка не смогла охватить все цирковые жанры, родоначальницей которых является Грузия. На арене не ни «чидаоба»,: ни старинных масок — «берикаоба», ни ко­миков на ходулях — «абела». Более того, в силу крайней ограниченности во времени (репетиционный период был менее пяти месяцев) не смогли быть подготовлены и представлены прославленные во всем мире грузинские наездники. Создание циркового аттракциона грузинских конноспортивных игр предполагается в ближайшем будущем.

Было весьма соблазнительно, использовав богатое культурное наследие прошлого, построить программу грузинского цирка целиком на основе старинных народ­ных игрищ. Тем более что подобные сце­нарии уже созданы Д. Джанелидзе и А. Ширай. Но это не отразило бы современного состояния культуры социалистической Гру­зии. Было решено создать программу как современное цирковое представление со строгой композицией, с прологом и эпило­гом, с максимальным выявлением нацио­нальных черт и колорита номеров, с уче­том общего уровня и развития  советского цирка.        

Для организации грузинского цирково­го коллектива Министерство культуры Гру­зинской ССР создало художественную кол­легию, в состав которой кроме руковод­ства цирка вошли народный художник Л. Гудиашвили, заслуженные деятели ис­кусств Грузинской ССР балетмейстер Дж. Багратиони и известный кинорежиссер Н. Сакишвили. Совместно с художественным руководителем И. Кончели они прак­тически участвовали в создании программы.

Как же складывалась первая программа?

Известно, что встреча с самобытными национальными произведениями искусств всегда радостна, что национальный коло­рит, национальное своеобразие того или иного циркового номера значительно уси­ливает воздействие на зрителя. Но дело не во внешних атрибутах манежного оформления, одежды, игрового реквизита, дета­лей аппаратуры и т. п,, а в раскрытии особенностей       национального      характера цирка.

На арене установлен турник, тот самый турник, который стоит на всех цирковых манежах и спортплощадках. Но вот в обычном спортивном костюме, слегка расшитом грузинским орнаментом, появляется Гога Агдгомелашвили, и его выступление по характеру и темпераменту превращается  в яркую демонстрацию смелости, ловкости, благородства и несравненной грациозности  именно   грузинского   национального   героя.

До сих пор идут споры о правомерности танца в цирковой программе. Мы решительно включили танцы, исходи из того, что в грузинских народных танцах столько виртуозной ритмичности, стремительности, огня и отваги, что они сами по себе «просятся на арену». Так возникла у нас группа молодых национальных танцакробатов под руководством Гурама Бибилури, которая исполняет стремительный, огненный «гор­ский танец» и изумительный по своей рит­мичности «хоруми» Так возник и чисто музыкальный номер «Грузинские ритмы» (дуэт на доли в исполнении артистов 3. Габояна и Н,  Арешидзе).

Старейший мастер советского цирка со­ло-клоун с собачками  заслуженный  артист

Артисты Л. и М. Лалашвили cdj,jlyfz ghjdjkjrf

Артисты Л. и М. Лалашвили

Турнисты Агдгомелашвили

Турнисты Агдгомелашвили

РСФСР Алекси Цхомелидзе, проработав полвека в европейской маске «аугуста» и завоевав заслуженное признание, реши­тельно изменил свой образ и в номере «Картинки старого Тбилиси» воссоздал не­бывалый на цирковой арене образ старин­ного грузинского народного скомороха — «масхара». Смело можно сказать, что на семьдесят втором году жизни у замеча­тельного артиста произошло второе рожде­ние на манеже грузинского цирка — на­столько органичен ему этот образ и так достоверно исполняется. Работа Цхомели­дзе поучительна, творчески интересна, о ней следовало бы подробно рассказать в самостоятельной статье.

Особого внимания заслуживает работа неутомимого изобретателя Михаила Лала­швили, который вот уже в третий раз ре­конструирует свой номер «Свободная про­волока». Михаил и Людмила Лалашвили во­шли в коллектив с новым, только что полученным с завода небывалым на арене аппаратом двухъярусной свободно вращаю­щейся проволокой. Экспериментальный аппарат этот первое время «капризничал», обнаруживая непредвиденные неприятно­сти. От артистов потребовалось много на­ходчивости и изобретательности, чтобы ос­воить этот интересный аппарат и создать новый первоклассный номер.

Большую работу по реконструкции но­мера «Эквилибристы на вольностоящих лестницах» провел и представитель старин­ной грузинской цирковой семьи мастер со­ветского цирка Н. Голядзе. В работу вклю­чено младшее поколение семьи, и компо­зиция номера строится на одновременной, синхронной работе «шестерки» на двух вольностоящих лестницах.

Два старых цирковых номера не претер­пели существенных изменений. Это номер турнистов под руководством Г. Агдомелашвили и номер оригинального жанра в исполнении артиста Сандро Дадешкелиани. Оба номера были обогащены лишь введе­нием в них коверного клоуна-кинто, обнов­лением оформления и несколькими новыми трюками.

Большой труд был вложен молодежью. Здесь следует отметить мастеров спорта и чемпионов Грузии Г. Гарсеванишвили, Л. Мгедлишвили, Ш. Дзамашвили, В. Натрошвили и молодую, пятнадцатилетнюю спортсменку Нану Беридзе. Душа этого коллектива — четырехкратный чемпион СССР по акробатике Гурам Гарсеванишви­ли. «Акробатический этюд», который он создал с Н. Беридзе, отличается своеобра­зием композиции.

Сильные трюки демонстрируют «силовые акробаты на пьедестале» под руководством Лексо Мчадлишвили.

Сложнее было с клоунадой, точнее — с созданием группы национальных комиков.

В нашем цирковом коллективе комика не было. Очевидно, кому дано быть хоро­шим прыгуном или гимнастом, вовсе не обязательно быть и клоуном. Пришлось встать на сложный путь воспитания группы национальных клоунов из молодежи, за­нятой у нас в акробатических жанрах, и продолжать поиски театрального комика, способного выступать на цирковой арене.

Наш выбор пал на творчески интерес­ного, острохарактерного грузинского коме­дийного актера А. Тедиашвили, который вступил на цирковую арену в маске старо­го тбилисского кинто, веселого и остроум­ного завсегдатая всевозможных празднеств и гуляний.

Создавала репертуар для клоунады группа авторов. Было написано два сцена­рия с сатирическими образами — тамады, стиляги, директора-бюрократа и его подха­лима референта. Однако первые же репе­тиции показали, что сценарии носят чисто эстрадный характер и совершенно не зву­чат на арене. Попытки режиссуры решить эти сценки приемами цирковой буффона­ды обнаружили несоответствие выразитель­ных средств цирка жанровой природе эст­радных миниатюр. Образы же тамады, сти­ляги, директора и референта, возможные в пределах одной-двух цирковых реприз, оказались абсолютно неорганичными для циркового представления в целом.

Преодолев трудности, проделав экспе­риментальную работу, мы очутились в крайне затруднительном положении. Оно усугублялось тем, что в программу были включены три крупных аппаратурных но­мера, что означало шесть больших техни­ческих пауз. Попытка ввести в программу общециркового коверного ломала нацио­нальную природу представления. Времени оставалось мало. И мы вынуждены были на ходу вооружить нашего кинто старыми клоунскими репризами, чтобы заполнять ими технические паузы. Так клоунада ока­залась самым слабым звеном нашей про­граммы.

Не обошлось и без прямых потерь, сры­вов, ошибок и досадных оплошностей. В силу недостаточно внимательного подбора исполнителей и спешки у нас ничего не получилось с музыкальной и акробатиче­ской эксцентрикой. По тем же причинам неудача постигла и номер «батуд с поле­том». Этих жанров и не хватает в пред­ставлении,

19 февраля 1958 года в Тбилисском го­сударственном цирке состоялась премьера первого грузинского циркового коллектива. Рождение коллектива было встречено как радостное событие в развитии грузинского советского  искусства.

Последующие выступления в Москов­ском ордена Ленина госцирке во время Декады искусства и литературы Грузии бы­ли испытанием на зрелость.

Наступил период дальнейшей шлифов­ки и кристаллизации программы. Наряду с совершенствованием существующих но­меров, обогащением их новыми трюками повышением актерского мастерства и об­щей культуры представления необходимо пополнить программу, довести ее до пол­ных двух отделений за счет создания новых номеров национальной музыкальной и акро­батической эксцентрики и аттракциона гру­зинских конноспортивных игр.

Клоунская группа должна быть доведена до пяти человек, чтобы кроме заполнения пауз показать самостоятельную националь­ную клоунаду, чтобы чудесный народный юмор получил достойное место в програм­ме. Клоунада должна быть свежей, злобо­дневной. Клоун не может стоять в стороне от острейших проблем, которые волнуют его народ.

Наконец, необходимо уже сейчас начать подготовку второй, более насыщенной со­держанием программы, которая представ­ляется более близкой к тематическому на­родному представлению или цирковой пантомиме.

Несомненно, грузинский цирковой кол­лектив справится с поставленными перед ним задачами. Пожелаем ему удачи.

Викт.   МИРОНОВ

Журнал «Советский цирк» август 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100