В гостях у Г. И. Казакова
Московский метрополитен. Станция «Мир».
Эскалатор выносит нас наверх, пересекаем проспект и входим в подъезд красивого многоэтажного гиганта. Здесь живет Георгий Иванович Казаков — давным-давно выступавший в цирке под псевдонимом Фридиани. События, происшедшие в его жизни после революции, кажутся невероятными, хотя даже самая исключительность их закономерна.
Как сложилась дальнейшая судьба человека со столь необычной, удивительной биографией? Ведь последние сведения о нем — четверть вековой давности...
И вот мы сидим за круглым столом в уютной комнате; напротив нас, в кресле — Георгий Иванович Казаков.
_____________________________________________________
См. очерк А. Прокопенко-Лодгауза «Исчезновение Фридиани», «Советский цирк», 1958, № 11
Он оживлен, сверкает глазами, шутит. Трудно поверить, что этому бодрому, полному сил человеку на днях исполнилось 72 года!
Рассказать, как я стал артистом? Могу... Я ведь «вор». Вы это знаете?
Впервые слышим.
Георгий Иванович улавливает в наших словах иронию.
— Я вам серьезно говорю: конокрад. Вот слушайте. 1904 год, русско-японская война... К нам в село приезжает комиссия по мобилизации лошадей во главе с помещиком Хановым. Ханов на тройке приехал. А я озорник был, — когда кучер зашел в избу, я прыг на облучок и — не улицей, а задами, по дворам, — выехал в поле. Покатался всласть и по главной улице (все равно — отвечать!) возвращаюсь в село. Там паника: приехал помещик лошадей забирать, а у самого тройку угнали! Может, наказали бы меня, да врач-ветеринар заступился... Узнал, что я верхом хорошо езжу, — посоветовал мне артистом стать и адрес дал, к кому обратиться. Так я стал артистом; сначала выступал как Казаков, а позже — под фамилией Фридиани.
Георгий Иванович, откуда у вас этот псевдоним?
Это тоже интересная история. Слушайте. В 1906 году я приехал на гастроли в Симбирск. В городе как раз в канун моего приезда эсеры бомбой убили губернатора. Являюсь я к полицмейстеру за разрешением на выступления, сижу в приемной. Приоткрывается дверь, выглядывает осанистый, с бородой полицмейстер. «А вы, — говорит, — по какому вопросу?» Объясняю, что я артист.

Г. И. Казанов с женой в санатории
«Могли бы и встать, когда с генералом разговариваете!» — говорит полицмейстер в щелочку. «А вы выйдите, — отвечаю я ему в тон (а со стула не встаю), — не бойтесь, я ведь бомбу в вас не брошу». Полицмейстер позеленел. «Выслать за крамолу!..» Так и написал на моей афише.
Скитаясь по России, я попал в Брест-Литовск. Там я познакомился с итальянской артисткой Фридиани. Она быстро и красиво составляла из кусочков цветной бумаги аппликации. Ее контракт в России истекал, я купил у нее станок для аппликаций и стал выступать, как художник-моменталист под именем Фридиани. К иностранцам русские полицмейстеры относились благожелательнее...
Беседу нашу прерывает 6-летний Жорик: «Дедушка, Леша из школы пришел!..» Следом за ним в комнату входит и второй внук, 9-летний школьник. Лицо деда светлеет: как видно, для него не вся романтика в прошлом. Обняв внука, Георгий Иванович рассказывает:
Наш первый сын Алексей умер четырех лет от дизентерии во время гражданской войны. Лечить тогда негде, да и нечем было: старое разрушили, нового еще не построили — трудное было время...
Я был комиссаром продотряда, из седла не вылезал. У меня лошадь в кабинет за мной приходила, вы знаете? Я озорник был...
Когда у нас в 1924 году родился второй сын, в народном доме состоялись октябрины. За 120 километров приехал секретарь губкома комсомола. Он сделал доклад о старом и новом мире в духе антирелигиозной пропаганды. Потом выбирали имя новорожденному: мать хотела назвать сына Спартак, но голосованием приняли предложение секретаря губкома — дать имя в честь Коммунистического Интернационала Молодежи...
Ким работал на заводе, добровольцем пошел в армию, сейчас служит в Магадане... А мой младший — Геша — работает механиком на швейной фабрике.
Разговор петляет, переходит с одного на другое, связывая прошлое и будущее, перемежаясь то наивными, то возвышенно-героическими эпизодами.
Мы просим рассказать, когда Георгий Иванович уехал из Аткарска.
В 1929 году райком партии направил меня на работу в г. Петровск, Саратовской области. Там меня чуть не убили. Поехал я как уполномоченный райкома партии по коллективизации в село Гудошино. Только въехал в деревню — кто-то из кулаков ударил меня колом. Меня отвезли в больницу в бессознательном состоянии, дважды речь отнималась, потом — «обошлось». Кулаков арестовали и судили, я сам на суде выступал...
В 1932 году меня перевели в Москву. В Москве 23 года проработал на одном месте: председателем швейной артели. Во время войны шили обмундирование для бойцов, неоднократно держали переходящее знамя Моссовета. Три года назад ушел на пенсию: инфаркт прогнал!
Ну, а как вы сейчас живете, Георгий Иванович?
Как живу... А вот: как видите... Персональный пенсионер. Но связи с артелью не теряю, бываю на партийных собраниях, захожу в цеха. В прошлом году получил новую квартиру... Только вот здоровье стало пошаливать. Правда, наш министр социального обеспечения меня не обижает: после войны я четыре раза отдыхал в Ялте и Кисловодске, несколько раз был в подмосковном санатории «Лесное». Впрочем, вам это неинтересно, лучше я расскажу, как я Владимира Ильича слушал. Я ведь счастливый: осенью 1919 года на выпуске совпартшколы ВЦИК я и мои товарищи слышали выступление Ленина...
Долго длится беседа. Поздно вечером мы прощаемся и выходим на улицу.
Проспект Мира залит огнями. В одном из домов на третьем этаже светится окно Георгия Ивановича Казакова, одного из многих миллионов советских людей, чья биография увлекательна, как легенда, сурова, как правда, и прекрасна, как сама жизнь.
В. БАИШЕВ
Журнал «Советский цирк» декабрь 1958 г.