Как подготовить акробатический номер
В редакцию поступают многочисленные письма, в которых читатели просят рассказать о том, как исполнять отдельные цирковые номера. Большой интерес проявляют читатели к номерам акробатического жанра.
Выполняя эту просьбу, редакция публикует статью режиссера-педагога Государственного училища циркового искусства Г. К. Аркатова «Как сделать акробатический номер?»
Трудная задача — в небольшой статье ответить на этот вопрос, тем более заочно научить построению акробатического номера. Все же такая консультация может оказаться полезной. Прежде всего об основных компонентах номера и его элементах, которые представляют собой суть артистизма, художественности. Нужно помнить, что не каркас номера определяет его качества, а детали. В акробатике важно исполнение
Акробатика подразделяется «а два вида: на статическую и динамическую. Упражнения могут выполняться мужским, женским и смешанным составом, в них могут участвовать один, два и более исполнителей.
Занятия по акробатике участникам самодеятельности следует начинать с простейших номеров. Я буду говорить о том, как сделать силовой акробатический номер с пластическим уклоном на трех исполнителей.
Начинать нужно с правильного подбора участников, чтобы все исполнители имели сильные пропорциональные фигуры одна другой меньше и легче. Пример: «нижний»— рост 175 см, вес 80 кг, «средний» - рост 165 см, вес 70 кг и «верхний» — рост 155 см, вес 60 кг.
Могут быть и отклонения, но указанная выше градация обеспечивает наибольшие художественные и технические результаты.
«Верхний» должен обладать жим-стойкой. Начинать репетиции следует с парных элементов, когда «верхнего» держит «нижний» и «средний» в стойке «руки в руки» и на голове и руке.
Затем можно приступить к пирамидам и черновой мизансцене. Для отдыха исполнителей и разнообразия действия пирамиды целесообразно перемежать пластическими групповыми спортивными построениями: французская борьба, самбо, легкая атлетика и др., избрав один какой-нибудь вид.
Пластическую прослойку необходимо логично увязать с «разрушением» предыдущей и построением следующей пирамиды. Здесь большую помощь могут оказать балетмейстер, руководитель художественной гимнастики, тренер борьбы.
Первая пирамида (рис. 1) строится борцовским приемом между «нижним» и «средним» (прием французской борьбы — (если исполнители выбрали этот стиль пластической прослойки).

«Верхний» идет сначала в упор, а затем в стойку, взявшись за кисти «среднего».
Вход на третью пирамиду (рис. 4) «верхний» делает первым, прыгая на плечи «нижнему» сзади, с ноги, «средний» идет сбоку-сзади толчком, «верхний» жмет стойку.
На четвертую пирамиду (рис. 5) «верхний» идет одной ногой с шеи «нижнего». На пятую (рис. 6) «верхний» идет «руки в руки» к «среднему», «нижний» обхватывает «среднего», захватывая левой рукой запястье правой. Затем «верхний» переходит в планш.
На финальную пирамиду (рис. 7) «верхний» идет с бедра «нижнего», на его. плечи, голову, а затем на плечи «среднего».
Последовательные соскоки с финальной пирамиды (рис. 8) делаются в ритме музыки.
Движения в продолжение всего номера должны строго согласовываться с характером и ритмом музыкального сопровождения.
После некоторой «обкатки» номера перед публикой нужно применять сменное цветное освещение. Когда и в этих условиях появится уверенность, можно переходить на пьедестал и всю мизансцену проводить не шагом, а бегом. Действия исполнителей должны быть предельно эмоциональными, сопровождаться мимическим и пластическим общением между собой, а в тех случаях, когда стиль номера это допускает, и с публикой.
Костюмы — театрализованные трусы; обувь — выворотная с мягкой подошвой, мездрой наружу. Обязательно применение канифоли, пользоваться которой нужно только перед выходом.
Самодеятельность стремится к артистизму исполнения. И это правильно. Нужно не только делать трюки (в данном случае пирамиды), но быть артистичными.
Георгий АРКАТОВ,
режиссер ГУЦИ
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1958 г.