За высокую идейность и мастерство. О слове в цирке
«Высшее общественное назначение литературы и искусства — поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма».
Н. С. ХРУЩЕВ.
1. К ИТОГАМ ДИСКУССИИ
Художественное слово — могучее средство коммунистического воспитания трудящихся, действенный проводник идей партии средствами искусства.
Художественное слово, звучащее на манеже,— важная составная часть любого циркового представления. Злободневная острота, содержательный фельетон, поэтичный пролог, остроумные куплеты, посвященные актуальным вопросам современности, во многом определяют тематическую направленность и идейную значимость цирковой программы.
Слово в цирке является важным элементом художественной ткани, существенно влияет на эстетические качества представления в целом. Разговорные клоунские номера и репризы как бы объединяют отдельные номера программы в законченное художественное целое: они не только формально создают ощущение непрерывности циркового действия, но, по существу, связывают отдельные его элементы тематическим единством.
Большое идейно-художественное значение слова в цирке определило ту активность, с которой деятели искусства откликнулись на статью народного артиста РСФСР Н. П. Смирнова-Сокольского «Слово в цирке» («Советский цирк», 1957 г. № 3).
В статье Смирнова-Сокольского «Слово в цирке», наряду с верными критическими замечаниями об отставании разговорных жанров и клоунады содержались спорные, а порой неточные положения. Серьезные возражения участников дискуссии вызвало утверждение, что «цирк почти молчит», игнорирование автором статьи специфики цирка, попытка механически перенести на манеж некоторые приемы эстрадного искусства, в частности предложение ввести в цирк конферансье.
Сосредоточив внимание на этих спорных положениях, участники дискуссии, к сожалению, не дали развернутой оценки состояния разговорных жанров в цирке. Современный репертуар, его идейный и художественный уровень, исполнительское мастерство, режиссура — вот те важнейшие вопросы, которые не получили необходимого отражения в ходе дискуссии. Увлечение некоторых авторов проблемой специфики циркового искусства увело их в сторону от вопросов живой практики, придав их статьям отвлеченный, абстрактный характер.
При всех недостатках дискуссия имеет большое значение для дальнейшего развития искусства клоунады и разговорных жанров. Она затронула важные вопросы теории, неразработанность которых тормозит творческий рост артистов, выступающих со словом на манеже. Она привлекла внимание творческих работников к обсуждению насущных задач советского цирка в его главном звене.
П. О СОСТОЯНИИ РАЗГОВОРНЫХ ЖАНРОВ И КЛОУНАДЫ
Творчество артистов разговорных жанров представлено в каждой цирковой программе, и цирк наш не «молчит», как утверждает Смирнов-Сокольский. Острота вопроса заключается в том, как и о чем, говорит цирк.
Наш цирк воспитал немало мастеров клоунады и разговорного жанра, творчество которых пользуется заслуженным успехом у советского зрителя. Наряду с прославленными мастерами на аренах цирка выступают талантливые молодые артисты — Ю. Никулин, Ю. Котов, П. Водолага, Ф. Прихожий, Ю. Гурин, М. Кунаковский и другие.
Однако пополнение состава исполнителей разговорных жанров и клоунады и обновление репертуара все еще отстает от темпов развития циркового искусства в целом и непрерывно растущих запросов народа.
Большинство представлении не имеет названия и открывается парадом, связь с современностью и политическая заостренность программы определяется в них уровнем разговорных и клоунских номеров. С другой стороны, во многих тематических программах разнообразные возможности художественного слова используются ограниченно. Нередко репертуар артистов — исполнителей фельетонов, сатирических стихов, комедийных сценок, а также репризы клоунов — слабо связан с основной темой представления.
К сожалению, репертуар артистов, выступающих с чтением фельетонов, басен, куплетов на злободневные темы, не обладает зачастую необходимыми художественными качествами. Нарекания зрителя нередко вызывает и невысокий уровень исполнения. Таковы номера артистов П. Еленского, А. Пинского и некоторых других исполнителей разговорного жанра.
Еще чаще подвергается критике работа клоунов. Редко обновляемый репертуар, мелкотемье, невзыскательный вкус иных исполнителей, не брезгующих сомнительными репризами лишь бы посмешить зрителя,— все это вызывает справедливое осуждение.
Газета «Молот», рецензируя интересную и разнообразную программу в апреле текущего года, критически оценивает выступления клоунов: «Оставляет желать лучшего групповая клоунада под руководством комика Калошина. Комическая сценка о женихе и ненасытном младенце построена в традициях старого цирка. Разочаровывают и чрезмерно карикатурные костюмы» (9 апреля 1958 г.).
«Есть в новой программе и теневые стороны,— пишет газета «Советская Абхазия» об апрельской программе Сухумского цирка.— Гораздо слабее, чем в прежних представлениях, клоунада. Комикам-пародистам Акопу Узуньянц и особенно Анатолию Сажину явно недостает веселой, творческой выдумки. Они мало смешат, не отходя от шаблона, а в ряде случаев прибегают к затасканным «провинциальным приемам» (27 апреля 1958 г.).
Осуждая исполнение некоторыми клоунами на аренах периферийных цирков вульгарной, безыдейной репризы «Раздевание за ширмой», газета «Крымская правда» с негодованием утверждает: «Этой пошлятине на манеже не место» (5 мая 1958 г.).
Критические замечания прессы и зрителей о недостатках разговорных жанров, подобные приведенным выше, не единичны.
Студия циркового искусства, многие режиссеры и исполнители порой используют громоздкий и дорогостоящий реквизит, полагая, что этим можно компенсировать художественную слабость драматургического замысла.
Случается, что после выступления, в одном-двух городах исполнители отказываются от неудобного для перевозок реквизита, и тогда драматургические недостатки клоунады особенно обнажаются.
Необходимо стремиться к большему разнообразию клоунских масок, к индивидуализации исполнения и репертуара, создаваемого с учетом творческих особенностей артиста.
Советским цирком накоплен богатый опыт по созданию больших тематических представлений. Своеобразной поэтической интродукцией к ним является слово в цирковом прологе. Ведущая тема образно раскрывается в номерах разговорного жанра и выступлениях клоунов, завершаясь в эпилоге, в котором значительная роль принадлежит приподнятому, торжественному слову. Именно таковы напои лучшие цирковые представления, на которые должны равняться все творческие работники советского цирка.
Ш. К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ЦИРКА
Важнейшей проблемой, поставленной дискуссией, является проблема специфики слова в цирковом искусстве. Однако решать ее нельзя вне живой творческой практики советского цирка. Споры о том, нарушает или не нарушает исполнение фельетонов на манеже цирковую специфику, так же абстрактны, как рассуждения о том, уместна или неуместна в драматической пьесе сценка комедийного характера. Подобные споры о «чистоте» жанра творчески бесплодны.
Да, в цирковой программе уместны и фельетон, и героический монолог, и сатирические куплеты, когда они служат идейному замыслу представления, развивая его тему, органически вплетаясь в его ритм. Но основная роль в развитии общего идейного замысла, в раскрытии актуальной темы представления должна, бесспорно, принадлежать клоуну — главной фигуре в цирке. Именно клоунада — традиционный, исторически сложившийся жанр с его емким словом, стремительным сюжетом, действенной эксцентрикой — наиболее соответствует зрелищной природе цирка, наиболее эффективно впечатляет зрителя.
Одним из главных изобразительных средств клоунады является трюк. Не трюк во имя трюка, не сомнительное трюкачество, а то оригинальное, неожиданное, эксцентрическое цирковое действие, которое является своеобразной художественной формой, раскрывающей значительное содержание.
Задача клоуна — та же, что и задача артистов разговорного жанра. Клоун — это не абстрактный комедийный персонаж на манеже. От актера в яркой, даже самой гротесковой клоунской маске зритель хочет услышать слово своего современника. Клоун советского цирка должен и смеет быть публицистом. Его репертуар должен обладать подлинно высоким комизмом!
И в клоунских антре, и в куплетах, и в репризах коверных — во всех комических словесных жанрах должен наконец в полную силу зазвучать голос современности. Из узкого мирка бытовых тем и образов, ограниченного магазином, ателье, автобусом и загсом, пора выйти на широкий простор, соответствующий многогранным интересам советских людей, заполняющих каждый вечер амфитеатры наших цирков.
IV. ЧТО ПОДСКАЗЫВАЕТ ПРАКТИКА
Борьба за высокую идейность и художественную культуру цирковых представлений, за полнозвучное, действенное слово должна начаться с очищения репертуара от низкопробных, антихудожественных номеров разговорного жанра, от таких безыдейных реприз, как «Здесь играть нельзя», «Раздевание за ширмой», и других комических перлов «времен Очакова и покоренья Крыма». Репертуарный и художественный отделы Союзгосцирка, призванные осуществлять постоянный контроль идейно-художественного уровня репертуара и качества исполнения, в области разговорных жанров выполняют эту задачу недостаточно, от случая к случаю. Примирились с существующим положением и многие директора и режиссеры периферийных цирков, которые, являясь представителями Союзгосцирка, несут всю полноту ответственности за идущие в цирках программы. Руководство Всесоюзного объединения государственных цирков должно строже взыскивать с работников, утративших ответственность за идейно-художественную чистоту репертуара.
Ведя борьбу против творческого застоя и однообразия, необходимо активнее поощрять инициативу артистов, режиссеров, руководителей цирков, смелее экспериментировать.
В ходе дискуссии возникли споры о том, приемлет ли цирк конферансье. Очевидно, далеко не всем участникам дискуссии было известно, что в коллективе под руководством М. Марчесса продолжительное время успешно практикуется групповой клоунский конферанс. Подобный эксперимент был проведен и в Бакинском цирке. Наша задача — изучать и широко пропагандировать интересные начинания, превращая ценный практический опыт в общее достояние.
Заслуживает всяческой поддержки стремление возродить на арене такие испытанные жанры тематического циркового представления, как феерия и пантомима. С ними на манеж приходит героическая романтика, воспевающая высокие моральные и физические качества советского человека. Содержание остросюжетных произведений, характерных для этих жанров,— любовь к Родине, благородное стремление к подвигу, находчивость и мужество в борьбе с препятствиями. Руководство Союзгосцирка заказало несколько сценариев пантомим и одобрило некоторые из них. Почему же принятые произведения подолгу покоятся в шкафах репертуарного отдела?
Заманчивые перспективы содержит в себе и жанр научно-фантастической феерии. В нашей стране запущены искусственные спутники Земли, готовится к плаванию в арктических льдах первый в мире атомный ледокол. Л робкое воображение иных авторов и режиссеров в нерешительности остановилось на пороге важнейшей патриотической темы. Взять хотя бы путешествие в космос — какие безграничные творческие возможности открывает такая тема перед представителями всех цирковых жанров, от акробатов, работающих в условиях мнимой невесомости, до коверного с его собачкой!
Необходимо постоянно помнить, что «главная линия развития состоит в том, чтобы литература я искусство были всегда неразрывно связаны с жизнью народа, правдиво отображали богатство и многообразие нашей социалистической действительности, ярко и убедительно показывали великую преобразовательную деятельность советского народа, благородство его стремлений и целей, высокие моральные качества» (Н. С. Хрущев, За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа).
Создание разнообразного современного репертуара, увлекательных тематических спектаклей невозможно без систематической идейно-воспитательной и организационно-творческой работы. Чтобы слово на манеже звучало в полную силу, нужно воспитывать в артистах вкус к значительным темам, к непрерывному совершенствованию мастерства. Нужны постоянно действующие семинары артистов разговорных жанров. Программа таких семинаров должна предусматривать чтение лекций по марксистско-ленинской эстетике, беседы о драматургии разговорных жанров и клоунады, практические занятия по культуре сценической речи. Большую пользу принесло бы обсуждение творчества участников семинара, анализ новых произведений, принятых репертуарным отделом, встречи с писателями и драматургами, пишущими для цирка, сообщения об опыте артистов цирка за рубежом.
Оживлению творческой деятельности артистов разговорного жанра могут содействовать конкурсы на лучшее исполнение монологов, фельетонов, куплетов, комических сценок, реприз, буффонадных антре. Несомненный интерес вызвал бы конкурс ведущих программу циркового представления, республиканские конкурсы драматургов, пишущих для цирка.
Ряд драматургов — В. Вахнов, Я. Костюковский, Ю. Благов, Л. Галкин, Н. Лабковский, Н. Эрдман и другие — в течение многих лет плодотворно пишут для артистов цирка. Положительные результаты дало содружество писателей И. Муратова и П. Глазового с артистами украинского цирка.
Но в то же время на манеж проникают произведения, написанные ремесленнически, без вдохновения. Подобного рода произведения пишут для цирка С. Вронский, В. Галинский, Н. Южный и некоторые другие авторы. Секции сатиры и юмора ССП следует оказывать большую творческую помощь авторам, работающим в этом ответственном жанре.
Целесообразно периодически практиковать творческие отчеты артистов разговорного жанра в цирках страны с последующим товарищеским обсуждением их репертуара и техники исполнения, а каждые два-три года проводить на манеже наших крупнейших цирков смотры лучших номеров всех разговорных жанров.
Для широкого обсуждения назревших вопросов и мероприятий по дальнейшему развитию разговорных жанров целесообразно провести всесоюзное совещание творческих работников цирка с участием в нем драматургов, критиков, представителей общественности и прессы.
Искусство цирка, как и все советское искусство, не может стоять на месте. Оно развивается как неотъемлемая часть социалистической культуры нашего народа. В этом — источник нынешних и грядущих успехов искусства советского цирка, в том числе и его разговорных жанров.
Журнал «Советский цирк» июль 1958 г.