В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

За высокую идейность и мастерство. О слове в цирке

 

«Высшее общественное назначение лите­ратуры и искусства — поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма».

Н.   С.   ХРУЩЕВ.

1. К ИТОГАМ ДИСКУССИИ

Художественное слово — могучее средство коммунистического воспитания трудящихся, действенный проводник идей партии средствами  искусства.

Художественное слово, звучащее на манеже,— важная состав­ная часть любого циркового представления. Злободневная остро­та, содержательный фельетон, поэтичный пролог, остроумные ку­плеты, посвященные актуальным вопросам современности, во мно­гом определяют тематическую направленность и идейную зна­чимость цирковой программы.

Слово в цирке является важным элементом художественной ткани, существенно влияет на эстетические качества представле­ния в целом. Разговорные клоунские номера и репризы как бы объединяют отдельные номера программы в законченное худо­жественное целое: они не только формально создают ощущение непрерывности циркового действия, но, по существу, связывают отдельные его элементы тематическим единством.

Большое идейно-художественное значение слова в цирке опре­делило ту активность, с которой деятели искусства откликнулись на статью народного артиста РСФСР Н. П. Смирнова-Сокольского «Слово в цирке» («Советский цирк», 1957 г. № 3).

В статье Смирнова-Сокольского «Слово в цирке», наряду с вер­ными критическими замечаниями об отставании разговорных жанров и клоунады содержались спорные, а порой неточные по­ложения. Серьезные возражения участников дискуссии вызвало утверждение, что «цирк почти молчит», игнорирование автором статьи специфики цирка, попытка механически перенести на ма­неж некоторые приемы эстрадного искусства, в частности пред­ложение ввести в цирк конферансье.

Сосредоточив внимание на этих спорных положениях, участ­ники дискуссии, к сожалению, не дали развернутой оценки со­стояния разговорных жанров в цирке. Современный репертуар, его идейный и художественный уровень, исполнительское мастер­ство, режиссура — вот те важнейшие вопросы, которые не получи­ли необходимого отражения в ходе дискуссии. Увлечение неко­торых авторов проблемой специфики циркового искусства увело их в сторону от вопросов живой практики, придав их статьям от­влеченный, абстрактный характер.

При всех недостатках дискуссия имеет большое значение для дальнейшего развития искусства клоунады и разговорных жанров. Она затронула важные вопросы теории, неразработанность кото­рых тормозит творческий рост артистов, выступающих со словом на манеже. Она привлекла внимание творческих работников к об­суждению насущных задач советского цирка в его главном звене.

П. О СОСТОЯНИИ РАЗГОВОРНЫХ ЖАНРОВ И КЛОУНАДЫ

Творчество артистов разговорных жанров представлено в каж­дой цирковой программе, и цирк наш не «молчит», как утвер­ждает Смирнов-Сокольский. Острота вопроса заключается в том, как и о чем, говорит цирк.

Наш цирк воспитал немало мастеров клоунады и разговорно­го жанра, творчество которых пользуется заслуженным успехом у советского зрителя. Наряду с прославленными мастерами на аре­нах цирка выступают талантливые молодые артисты — Ю. Нику­лин, Ю. Котов, П. Водолага, Ф. Прихожий, Ю. Гурин, М. Кунаковский и другие.

Однако пополнение состава исполнителей разговорных жанров и клоунады и обновление репертуара все еще отстает от темпов развития циркового искусства в целом и непрерывно растущих запросов народа.

Большинство представлении не имеет названия и открывается парадом, связь с современностью и политическая заостренность программы определяется в них уровнем разговорных и клоунских номеров. С другой стороны, во многих тематических программах разнообразные возможности художественного слова используются ограниченно. Нередко репертуар артистов — исполнителей фелье­тонов, сатирических стихов, комедийных сценок, а также репризы клоунов — слабо связан с основной темой представления.

К сожалению, репертуар артистов, выступающих с чтением фельетонов, басен, куплетов на злободневные темы, не обладает зачастую необходимыми художественными качествами. Нарекания зрителя нередко вызывает и невысокий уровень исполнения. Та­ковы номера артистов П. Еленского, А. Пинского и некоторых других  исполнителей разговорного жанра.

Еще чаще подвергается критике работа клоунов. Редко обнов­ляемый репертуар, мелкотемье, невзыскательный вкус иных ис­полнителей, не брезгующих сомнительными репризами лишь бы посмешить зрителя,— все это вызывает справедливое осуждение.

Газета «Молот», рецензируя интересную и разнообразную программу   в   апреле  текущего  года, критически оценивает выступления клоунов: «Оставляет желать лучшего групповая клоунада под руководством комика Калошина. Коми­ческая сценка о женихе и ненасытном младенце построена в тра­дициях старого цирка. Разочаровывают и чрезмерно карикатур­ные костюмы» (9 апреля  1958 г.).

«Есть в новой программе и теневые стороны,— пишет газета «Советская Абхазия» об апрельской программе Сухумского цир­ка.— Гораздо слабее, чем в прежних представлениях, клоунада. Комикам-пародистам Акопу Узуньянц и особенно Анатолию Сажину явно недостает веселой, творческой выдумки. Они мало сме­шат, не отходя от шаблона, а в ряде случаев прибегают к за­тасканным «провинциальным приемам» (27 апреля 1958 г.).

Осуждая исполнение некоторыми клоунами на аренах перифе­рийных цирков вульгарной, безыдейной репризы «Раздевание за ширмой», газета «Крымская правда» с негодованием утверждает: «Этой пошлятине на манеже не место» (5 мая 1958 г.).

Критические замечания прессы и зрителей о недостатках раз­говорных жанров, подобные приведенным выше, не единичны.

Студия циркового искусства, многие режиссеры и исполнители порой используют громоздкий и дорогостоящий реквизит, пола­гая, что этим можно компенсировать художественную слабость драматургического замысла.

Случается, что после выступления, в одном-двух городах испол­нители отказываются от неудобного для перевозок реквизита, и тогда драматургические недостатки клоунады особенно обнажа­ются.

Необходимо стремиться к большему разнообразию клоунских масок, к индивидуализации исполнения и репертуара, создаваемо­го с учетом творческих особенностей артиста.

Советским цирком накоплен богатый опыт по созданию боль­ших тематических представлений. Своеобразной поэтической ин­тродукцией к ним является слово в цирковом прологе. Ведущая тема образно раскрывается в номерах разговорного жанра и вы­ступлениях клоунов, завершаясь в эпилоге, в котором значитель­ная роль принадлежит приподнятому, торжественному слову. Именно таковы напои лучшие цирковые представления, на кото­рые должны равняться все творческие работники советского цирка.

Ш.  К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ЦИРКА

Важнейшей проблемой, поставленной дискуссией, является про­блема специфики слова в цирковом искусстве. Однако решать ее нельзя вне живой творческой практики советского цирка. Споры о том, нарушает или не нарушает исполнение фельетонов на ма­неже цирковую специфику, так же абстрактны, как рассужде­ния о том, уместна или неуместна в драматической пьесе сценка комедийного характера. Подобные споры о «чистоте» жанра твор­чески бесплодны.

Да, в цирковой программе уместны и фельетон, и героический монолог, и сатирические куплеты, когда они служат идейному за­мыслу представления, развивая его тему, органически вплетаясь в его ритм. Но основная роль в развитии общего идейного замыс­ла, в раскрытии актуальной темы представления должна, бес­спорно, принадлежать клоуну — главной фигуре в цирке. Именно клоунада — традиционный, исторически сложившийся жанр с его емким словом, стремительным сюжетом, действенной эксцент­рикой — наиболее соответствует зрелищной природе цирка, наиболее эффективно впечатляет зрителя.

Одним из главных изобразительных средств клоунады является трюк. Не трюк во имя трюка, не сомнительное трюка­чество, а то оригинальное, неожиданное, эксцентрическое цирко­вое действие, которое является своеобразной художественной фор­мой, раскрывающей значительное содержание.

Задача клоуна — та же, что и задача артистов разговорного жанра. Клоун — это не абстрактный комедийный персонаж на манеже. От актера в яркой, даже самой гротесковой клоунской маске зритель хочет услышать слово своего современника. Клоун советского цирка должен и смеет быть публицистом. Его репер­туар должен обладать подлинно высоким комизмом!

И в клоунских антре, и в куплетах, и в репризах коверных — во всех комических словесных жанрах должен наконец в пол­ную силу зазвучать голос современности. Из узкого мирка быто­вых тем и образов, ограниченного магазином, ателье, автобусом и загсом, пора выйти на широкий простор, соответствующий мно­гогранным интересам советских людей, заполняющих каждый ве­чер амфитеатры наших цирков.

IV.  ЧТО ПОДСКАЗЫВАЕТ ПРАКТИКА

Борьба за высокую идейность и художественную культуру цир­ковых представлений, за полнозвучное, действенное слово дол­жна начаться с очищения репертуара от низкопробных, анти­художественных номеров разговорного жанра, от таких безыдей­ных реприз, как «Здесь играть нельзя», «Раздевание за ширмой», и других комических перлов «времен Очакова и покоренья Крыма». Репертуарный и художественный отделы Союзгосцирка, призван­ные осуществлять постоянный контроль идейно-художественного уровня репертуара и качества исполнения, в области разговорных жанров выполняют эту задачу недостаточно, от случая к случаю. Примирились с существующим положением и многие директора и  режиссеры  периферийных  цирков,  которые,  являясь  представителями Союзгосцирка, несут всю полноту ответственности за идущие в цирках программы. Руководство Всесоюзного объеди­нения государственных цирков должно строже взыскивать с ра­ботников, утративших ответственность за идейно-художественную чистоту репертуара.

Ведя борьбу против творческого застоя и однообразия, не­обходимо активнее поощрять инициативу артистов, режиссеров, руководителей цирков, смелее экспериментировать.

В ходе дискуссии возникли споры о том, приемлет ли цирк конферансье. Очевидно, далеко не всем участникам дискуссии было известно, что в коллективе под руководством М. Марчесса продолжительное время успешно практикуется групповой кло­унский конферанс. Подобный эксперимент был проведен и в Ба­кинском цирке. Наша задача — изучать и широко пропагандиро­вать интересные начинания, превращая ценный практический опыт в общее достояние.

Заслуживает всяческой поддержки стремление возродить на арене такие испытанные жанры тематического циркового пред­ставления, как феерия и пантомима. С ними на манеж приходит героическая романтика, воспевающая высокие моральные и физи­ческие качества советского человека. Содержание остросюжетных произведений, характерных для этих жанров,— любовь к Роди­не, благородное стремление к подвигу, находчивость и мужест­во в борьбе с препятствиями. Руководство Союзгосцирка зака­зало несколько сценариев пантомим и одобрило некоторые из них. Почему же принятые произведения подолгу покоятся в шкафах репертуарного отдела?

Заманчивые перспективы содержит в себе и жанр научно-фан­тастической феерии. В нашей стране запущены искусственные спутники Земли, готовится к плаванию в арктических льдах пер­вый в мире атомный ледокол. Л робкое воображение иных авто­ров и режиссеров в нерешительности остановилось на пороге важ­нейшей патриотической темы. Взять хотя бы путешествие в кос­мос — какие безграничные творческие возможности открывает та­кая тема перед представителями всех цирковых жанров, от акро­батов, работающих в условиях мнимой невесомости, до ковер­ного с его собачкой!

Необходимо постоянно помнить, что «главная линия развития состоит в том, чтобы литература я искусство были всегда нераз­рывно связаны с жизнью народа, правдиво отображали богатство и многообразие нашей социалистической действительности, ярко и убедительно показывали великую преобразовательную деятель­ность советского народа, благородство его стремлений и целей, высокие моральные качества» (Н. С. Хрущев, За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа).

Создание разнообразного современного репертуара, увлекатель­ных тематических спектаклей невозможно без систематической идейно-воспитательной и организационно-творческой работы. Что­бы слово на манеже звучало в полную силу, нужно воспитывать в артистах вкус к значительным темам, к непрерывному совершен­ствованию мастерства. Нужны постоянно действующие семинары артистов разговорных жанров. Программа таких семинаров дол­жна предусматривать чтение лекций по марксистско-ленинской эстетике, беседы о драматургии разговорных жанров и клоунады, практические занятия по культуре сценической речи. Большую пользу принесло бы обсуждение творчества участников семинара, анализ новых произведений, принятых репертуарным отделом, встречи с писателями и драматургами, пишущими для цирка, со­общения об опыте артистов цирка за рубежом.

Оживлению творческой деятельности артистов разговорного жанра могут содействовать конкурсы на лучшее исполнение мо­нологов, фельетонов, куплетов, комических сценок, реприз, буф­фонадных антре. Несомненный интерес вызвал бы конкурс веду­щих программу циркового представления, республиканские кон­курсы  драматургов, пишущих для цирка.

Ряд драматургов — В. Вахнов, Я. Костюковский, Ю. Благов, Л. Галкин, Н. Лабковский, Н. Эрдман и другие — в течение мно­гих лет плодотворно пишут для артистов цирка. Положительные результаты дало содружество писателей И. Муратова и П. Глазового с артистами украинского цирка.

Но в то же время на манеж проникают произведения, написан­ные ремесленнически, без вдохновения. Подобного рода произве­дения пишут для цирка С. Вронский, В. Галинский, Н. Южный и некоторые другие авторы. Секции сатиры и юмора ССП следует оказывать большую творческую помощь авторам, работающим в этом ответственном жанре.

Целесообразно периодически практиковать творческие отчеты артистов разговорного жанра в цирках страны с последующим товарищеским обсуждением их репертуара и техники исполне­ния, а каждые два-три года проводить на манеже наших крупнейших цирков смотры лучших номеров всех разговорных жанров.

Для широкого обсуждения назревших вопросов и мероприятий по дальнейшему развитию разговорных жанров целесообразно провести всесоюзное совещание творческих работников цирка с участием в нем драматургов, критиков, представителей общест­венности и прессы.

Искусство цирка, как и все советское искусство, не может стоять на месте. Оно развивается как неотъемлемая часть со­циалистической культуры нашего народа. В этом — источник ны­нешних и грядущих успехов искусства советского цирка, в том числе и его разговорных жанров.

 

  Журнал «Советский цирк» июль 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100