В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Книга о книгах

Сколько книг написано о цирке? Чтобы ответить на этот вопрос, английский библиограф Тулли Скотт в течение двадцати тяти лет исследовал собрания книг Британского музея, Британского конгресса и Национальной библиотеки 1.

И что бы вы думали? Уже первый том книги  (а их три) включает 1657 названий! И этот список еще не полон. Так, не названы некоторые книги, изданные в Советском Союзе и странах народной демократии.

Книга рассказывает о книгах, вышедших с 1500 по 1957 год. В первый том вошли работы по истории цирка и книги о выдающихся деятелях цирка: Блондене, Франкони, Фрателлини, Гримальди, Дуровых, Гроке, Гагенбеке, Дэне Раисе и других. Особенно большая библиография составле­на об основоположнике современного цирка Филиппе Астлее, американском предпринимателе Барнуме, органи­заторе своеобразного американского цирка ковбоев и ин­дейцев «Дикий Запад» Буффало Билле и звезде американ­ского мюзик-холла XIX века Аде Менкен.

Во второй том включены книги по акробатике, жонгли­рованию, дрессировке животных, книги о пантомимах, а также романы и новеллы о цирке. Третий том посвящен периодической литературе и справочникам.

Да, книг о цирке написано немало. Впрочем, количество еще не говорит о том, что в этой области дело обстоит благополучно и все вышедшее в свет представляет равный интерес. Ряд книг написан дилетантами, слабо знакомыми с технологией циркового искусства. Но, пожалуй, важнее другое: многие авторы не владеют научной методологией, их книги представляют механическое соединение случай­ных фактов.

В этом отношении выгодно отличаются книги советских исследователей. Основанные на научной методологии, они рассматривают искусство цирка в непосредственной связи с развитием общества, его историей.

Тулли Скотт проделал большую работу по исследова­нию цирковой литературы. Его труд представляет значи­тельный интерес и дает историкам, практикам и просто любителям цирка много важных сведений. Вот почему мы считаем необходимым более или менее подробно рас­сказать о нем нашим читателям.

Английские писатели, — утверждает библиограф, — всегда стремились придать цирку черты романтики, аме­риканские — подчеркивали его сенсационную сторону, а французы и два-три немецких историка рассматривали цирк как искусство столь же важное в современной жизни, как и балет. Это историки конца XIX века Хьюз ле Руа, А.-Ж. Далсем, Барон де Вокс, Ж. Стрелли, Генри Фришет, Синьор Салтарино (псевдоним Х.-В. Отто) и Синьор До­мино.

До середины XIX века о цирке писали мало. Несколько автобиографий цирковых деятелей и мемуаров писателей, любивших цирк (здесь в первую очередь, конечно, следу­ет назвать интересные воспоминания Чарльза Диккенса о цирке Ф. Астлея), — этим, пожалуй, и исчерпывается список.

В 1875 году в Англии вышла книга Томаса Фроста по истории цирка этой страны «Жизнь цирка и его знаменито­сти». Приблизительно тогда же англичанин Чарли Кейт написал «Цирк и другие развлечения», сумев передать в ней творческую атмосферу современного ему цирка.

Питер Патерсон, артист бродячего цирка, выступавший во многих жанрах, на склоне лет занялся журналистикой. В книге «Взгляд на действительную жизнь» он ярко описывает передвижные   цирки,    подвизавшиеся   сто лет тому назад.

_______________________________________________________________

1 Тулли Скотт, Цирк и родственные искусства, Лондон,  1958.

 

Много книг о цирке написал Х.-В. Отто (Синьор Свлтарино). Он провел большую часть своей жизни в цирке. Про­изведения этого автора отличает умение передать атмо­сферу цирка в XIX веке. Отто принадлежит словарь цирко­вых имен «Кто есть кто», в котором перечислены цирковые знаменитости и даны характеристики их номеров.

В 1904 году Ж. Стрелли выпустил книгу «Акробатика и акробаты» — историю акробатики и акробатических трюков с точным описанием техники их исполнения. Автор расска­зывает также о лучших номерах и артистах, выступавших в Париже и других городах в последнее тридцатилетие XIX века.

Книга «Акробатика и атлетика», изданная в Милане в 1902 году, принадлежит профессору Лукке. Здесь назва­ны номера известных итальянских акробатов, есть главы об искусстве верховой езды и номерах на трапеции. Имена многих артистов неизвестны нашим современникам, но, снабженная хорошими иллюстрациями, книга воссоздает забытые акробатические номера.

Очень подробно описал различные стороны жизни цир­ка и балагана Хьюз ле Руа в книге «Акробаты и скоморо­хи». Она считается одной из лучших книг о цирке.

Искусство верховой езды издавна культивировалось в цирке, и этому жанру не случайно посвящено много книг. В XIV веке греческий философ и историк Хенофон опу­бликовал «Обязанности командира кавалерии» и «Трактат о лошади». В XVI веке наблюдался расцвет неаполитанской школы верховой езды. В это время появляется книга Цеза­ря Фиасчи «Неаполитанская школа», несколько позже — «Общие правила верховой езды» Дьюка из Ньюкасла. Филипп Астлей написал книгу «Система обучения верховой езде». В этих книгах поражают рассказы об изумительной технике высшей школы верховой езды, уже существовав­шей в те дни.

В конце XIX века популярность цирка на Западе падает. Его новый расцвет наступает после первой мировой войны. В это время выходит книга англичанина Уилсона Дишера «Клоуны и пантомимы», интересно рассказывающая о ран­нем периоде английского цирка. Во Франции книгу «Клоу­ны» публикует Тристан Реми, давая в ней характеристики наиболее выдающимся представителям этого жанра. Кни­га переведена на русский язык и скоро выйдет в издатель­стве «Искусство». Значительной работой по истории цирка является двухтомный труд Анри Тетара «Чудесная история цирка». В 1928 году в Германии появилась книга Кобера «Гвоздь программы». Кобер — заведующий пресс-бюро крупнейшего немецкого цирка Саразани, единственного цирка, имеющего 17-метровый манеж, рассказывает о са­мых знаменитых артистах разных жанров, выступавших в нем. Одновременно автор дает очерки по истории того или другого жанра. В Ленинграде в 1931 году вышла одна из лучших книг по истории мирового цирка — «Цирк» со­ветского историка Е. Кузнецова. Здесь сделана первая попытка рассмотреть историю цирка с социологических позиций. В 1936 году в Америке Р. Вейл выпустил книгу «Случайные заметки по истории раннего периода амери­канского цирка», Е. Норвуд — книгу «По другую сторону цирка» о крупнейшем американском передвижном трехманежном цирке братьев Ринглинг.

Много интересных книг о цирке издано за послевоен­ные годы в Советском Союзе: «Русский цирк» Ю. Дмит­риева, «На арене цирка» М. Румянцева, «Фокусы и фокус­ники» Э. Кио, «Записки старого клоуна» И. Радунского, «Мои питомцы» Б. Эдера и другие.

О всех этих и многих-многих других книгах рассказыва­ет Тулли Скотт в своем исследовании «Цирк и родственные искусства». Наличие такого большого количества книг о цирке лишний раз подтверждает, что цирк имеет свою литературу, свою историю и теорию. Однако все-таки надо признать, что подлинно научной истории мирового цирка пока нет. Она может быть создана на основе марксистско-ленинской методологии и внимательного изучения цирков разных стран мира.

 

М. ЗОНГЕР

 Журнал «Советский цирк» май 1961 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

смс рассылка в красноярске