На земле целинной - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На земле целинной

 

1. МЫ  ЕДЕМ НА ЦЕЛИНУ

За окном вагона мелькают поля и перелески, опоры высоковольтных передач, поселки с устремленными ввысь башенными кранами — знако­мые пейзажи родной земли. Мы стоим у окон, и, подставив лица под упругий поток воздуха, вдыхаем его теплый, весенний аромат. Ритмичный перестук колес уже завел свою до­рожную песню. Ее мелодия наполняет мир движением, а сердца наши — гордостью. Мы едем на целину! Слы­шите?   Уже  едем!..

Позади осталась Москва, а в ней наш «дом» — московская группа «Цирк на сцене». Мысленно мы все еще там: вспоминаем предотъездные дни, подготовку к гастролям. Кстати, неужели никто из руководства груп­пы не мог прийти на вокзал, прово­дить артистов в эту ответственную и почетную поездку?!   Обидно.

На одной из станций к нам при­соединяется наш «оркестр» — ак­компаниаторы Анатолий и Виктор Литвиновы. Телерь весь наш кол­лектив — 15 человек, в подавляю­щем большинстве молодежь — в сборе,

В пути поем, читаем. Как всегда, «аншлаги» в купе Тамары Мининой. Ее обезьянка Яшка и «боксер» Кити привлекают всеобщее внимание.

В день нашего отъезда — 17 мая — в Москве термометр показывал 20º выше нуля. А на Урале еще лежал 10-сантиметровый снежный покров (выехали мы, разумеется, в одних костюмах). Но в Казахстане мы снова увидели зелень — весна тут была уже в разгаре.

Первый пункт нашего гастрольного маршрута — станция Варгаши, рай­центр Курганской области. Здесь нам предстоит держать первый экзамен — так сказать, «проверка боевой го­товности». Вываливаемся из поезда и попадаем под невиданный ливень. Двести метров от станции до гости­ницы берем буквально штурмом: темно, грязь по колено и вокруг — плотная завеса дождя. В минуту все вымокли до  нитки.

Так вот ты, оказывается, какова, сторонушка целинная! Ну что ж, будем знакомы... Артисты цирка. Приехали   на   гастроли.

2. РАЙКОМ   УШЕЛ   НА   СЕВ

На следующий день состоялась премьера. Артисты ждали ее с не­терпением. Всех охватило хорошее творческое волнение, каждый ста­рался помочь товарищу; отработав свой номер, не уходил: «болел» за других. Результаты не замедлили сказаться: назавтра вместо двух пришлось дать четыре представле­ния — так много оказалось желаю­щих посмотреть московских арти­стов.

Итак, дебют состоялся. На следую­щий день едем в Далматово, круп­ный сельскохозяйственный центр Курганской области. В райкоме партии все кабинеты, кроме одного, на замке. Стоит горячая весенняя страда! капризная весна с непрекра­щающимися дождями мешает севу. Нас встречает зав. отделом агитации и .пропаганды райкома Прасковья Яковлевна Жилякова — энергичный, инициативный работник. Она очень помогла нам, много сделав для того, чтобы наши выступления в колхозах и совхозах района прошли четко и организованно.

Нужно заметить, что культурная жизнь района очень насыщенна. Далматовцы законно гордятся своим районным Домом культуры, при котором созданы танцевальный и во­кальный коллективы, есть свой духо­вой оркестр и ансамбль народных инструментов, множество кружков, объединяющих сотни любителей из рабочей молодежи и интеллигенции. Бригады Дома культуры часто дают концерты в колхозах и совхозах рай­она. Подлинным событием для всего района является и каждая премьера драмкружка — так были приняты «Барабанщица», «Шестеро любимых», «Деликатная операция», «Хрусталь­ный ключ» и другие спектакли, Во всем этом большая заслуга райкома партии и, в первую очередь, разу­меется, П.  Я.  Жиляковой.

...Поздно ночью, после выступления в колхозе «Заря», возвращаемся на свою базу. Нас провожают светя­щиеся глаза прожекторов, рев запу­щенных моторов, скрежет могучих машин. Мы — домой, а колхозники прямо с представления, невзирая на ночь, снова — в поле: дорог каждый час!  Невольно проникаешься к труженикам целины глубоким ува­жением. Впрочем, и мы все поряд­ком устали и продрогли — денек был трудный...

Утром получаем газеты с первыми отзывами: нас хвалят! И эта добрая весть, опережая коллектив, летит по необъятному целинному краю. При­нимают нас повсюду очень хорошо артисты работают с огромным подъ­емом. Зрители после представления приходят за кулисы пожать нам руки, просят остаться еще на день-два. Только в Булаевском районе Северо-Казахстанской области нам поначалу оказали холодный прием. Оказыва­ется, что недавно здесь гастролиро­вала харьковская эстрадная бригада, оставившая по себе не лучшую па­мять. Однако недоразумение вскоре рассеивается, и уже на следующий день нам приходится давать допол­нительное   представление...

3.   ПО   ДОРОГАМ СЕВЕРНОГО  КАЗАХСТАНА

Наш вездеход с воем ползет по месиву дороги. По обочинам, в кю­ветах, «загорают» обычные «зилы» и «газы». В этот момент мы радуемся тому, что еще в Москве было ре­шено передвигаться не на собствен­ном автобусе, а на попутных маши­нах. Правда, это имеет и свои неудобства, Аренда обходится не дешевле своего транспорта, а глав­ное — в кузове вездехода, мягко говоря, не очень просторно. Судите сами. Третью часть его занимает рек­визит, остальную — мы. Очень тесно, не ухабах — немилосердные толчки, и у всех нас — следы ушибов о борта и каркас машины. А гастроли только начались: впереди еще три месяца работы...

Мы направляемся в самую глубину целинного края. Вокруг, сколько хватает глаз, ровная, как стол, черно-зеленая степь. Все эти поля (35 тысяч га!) и виднеющаяся на них армада разнообразных машин принадлежат совхозу «Молодогвардейский». Боль­шое впечатление оставила у нас и центральная усадьба этого совхоза: аккуратные белые домики, новая сто­ловая,   почта,   радиоузел,   клуб.Прибыли в большой совхоз имени Дзержинского. Его директором недавно   утвержден  генерал-майор  в отставке Гвидон Федорович Червинский. Он первым откликнулся на при­зыв Н. С. Хрущева и обратился с просьбой к ЦК КПСС направить его после демобилизации из армии на работу в целинные хозяйства. В район он приехал с семьей и го­рячо взялся за дело. Товарищи по работе отзываются о Червинском как о чутком, инициативном руководите­ле, отдающем свой жизненный и ор­ганизационный опыт большому делу. Клуб в совхозе оказался малень­кий. Принимаем решение выступать в зерноскладе. В течение нескольких часов убирали и подготавливали по­мещение: поставили рядом две авто­машины «ЗИЛ-150» — получилась сцена, повесили огромный голубой задник, порталы, падуги, установили малогабаритные, но мощные рефлекторы:  — это наши   «прожектора». Александр     Борисович,     у     нас есть «точечные» пятисотваттные электролампы?   Надо   десяточек   ламп... А   мне  бы   метров   30   стального троса — задник подвесить… Братцы,    где    достать     обойных гвоздей? Выручайте!. Я извлекаю из своих запасов обой­ные гвозди, щиток с несколькими розетками, тридцать метров резинового кабеля, плоскогубцы, молотки, электролампы и многие другие нужные вещи. Эти «пустяки», казалось бы, и упоминания не заслуживают, но в дальней поездке без них нет и спек­такля.

К вечеру зерносклад преобразился. А когда «в зале» вспыхнул свет, озаривший убранство сцены, разда­лись такие дружные аплодисменты, какие мы редко слышали. Вся про­грамма, включая пролог и эпилог на «целинные» темы, встретила самый теплый, самый радушный прием. После представления долго не рас­ходимся: зрители просят разрешения потанцевать «под городскую музы­ку». Мы знакомимся, обмениваемся новостями, беседуем... С тех пор, если клубное помещение нас не удовлетворяло, мы всегда выступали в зерноскладах, и это со всех точек зрения себя оправдывало.

Как приятный сюрприз порадовал всех клуб в совхозе имени Хрущева. В уютных комнатах идеальная чисто­та, зал и фойе оформлены с боль­шим вкусом. В библиотеке большая фотовыставка: первые палатки и до­мики на колесах в еще не обжитой степи, портреты зачинателей и знат­ных людей совхоза, на одном из снимков — первый уроженец посел­ка и т. д. Мы осматриваем выстааку с   большим   интересом.

В совхозе имени Хрущева мы поз­накомились с замечательными энтузиастами, составляющими славу и гордость земли целинной. Это — бывшая комсомолка, депутат Верхов­ного Совете Казахской ССР комму­нист Валентина Быкова, комсомольцы Корженко, Корш и другие. Корш и Корженко приехали сюда лишь год назад на уборку урожая и остались    здесь   совсем.   Борис   Корженко — стройный, полный энергии парень — был студентом 3-го курса одного из харьковских институтов. Сейчас он перешел на заочное отде­ление, избран секретарем комсо­мольской организации совхоза. Какая у него и его товарищей интересная работа   и  жизнь!

Коллектив самодеятельности сов­хоза на республиканском смотре за­нял общее второе место, а эстрад­ный оркестр — первое. Участники его награждены грамотами и ценны­ми подарками, в том числе радио­лой, баяном и большой денежной премией. Сам Корженко руководит драмкружком, Корш — танцевяльным коллективом. Есть в совхозе свой хор и самодеятельный оркестр. В 1957 году самодеятельный коллек­ций совхоза участвовал во Всемир­ном фестивале молодежи и студен­тов   в   Москве.

А как поставлена в совхозе спор­тивная работа! Около 200 юношей и девушек занимаются легкой атлети­кой, борьбой, лыжами, коньками, вело- и мотоспортом. В прошлом году только спортинвентаря куплено на 30 тысяч рублей. В совхозе две футбольные команды, его сборная — чемпион области по футболу среди команд общества «Кайрат». Шесть футболистов входят в сборную обла­сти, выигравшей первенство респуб­лики а своем обществе. Отличный хоккеист и конькобежец Федя Краплов — тоже чемпион области. Да разве   обо   всем   расскажешь!

Кстати говоря, совхоз имени Хру­щева славен не только своей самодеятельностью и массовой физкуль­турной работой. Нам рассказывали, что в прошлом году его труженики вышли на первое место в области по уборке обильного урожая.

Разве не приятно выступать перед такими зрителями! Не удивительно, что и мы тоже стараемся не ударить в   грязь  лицом.

4. ОДНО   ВАЖНОЕ  ОТСТУПЛЕНИЕ

Впечатления, которые со всех сто­рон обступают нас на целине, застав­ляют подумать об очень многом. Только что мы побывали в Смирново — в районном центре Петропав­ловской области. Красота и благо­устройство этого совсем еще юного городка поражают даже нас, видав­ших виды москвичей. Прежде всего восхищает сама планировка посел­ка, утопающего в зелени садов, идеальный порядок, царящий и в городском парке, и на улицах, и на любой усадьбе. В Смирнове — пре­восходная гостиница, хороший ресто­ран, образцовый Дом культуры, своя больница. Это в полном смысле сло­ва поселок нового, социалистическо­го   типа.

Невольно задумываешься: удов­летворительно ли мы, артисты, об­служиваем наших замечательных современников, людей, создающих своим трудом новый мир вещей и отношений!   И   поневоле    приходится констатировать, что жизнь опережает наши усилия. То, что было приемле­мо 5—6 лет назад, в первые годы освоения целины, уже не соответст­вует новым требованиям, новым, более сложным задачам, А как из­менились за эти годы наши зрители, как выросли их вкусы и запросы. Сегодня целина уже не «провинция». Здесь не терпят халтуры, пошлости, старья. Здесь хотят (хотя бы изред­ка!) видеть у себя в гостях настоя­щих мастеров культуры, известных в нашей стране артистов. Замечу в скобках, что поездка сюда, несом­ненно, дала бы очень многое самым знаменитым   гастролерам.

К сожалению, пока что концерт­ные бригады не балуют эти края своим вниманием (в глубинные районы многие вообще не ездят) да и качество многих программ, как говорится, оставляет желать лучшего.

Думается, что в большой культур­ной работе на целине должны ак­тивнее участвовать не только арти­сты, художники, режиссеры, руково­дители танцевально-музыкальных ансамблей, мастера спорта, но и коллективы театральных институтов и студий из наших старых культур­ных центров, которые должны на­правлять часть своих выпускников на постоянную работу в колхозы и сов­хозы  целинных  областей.

Дела там непочатый край, перс­пективы — самые увлекательные. По­всюду строятся новые дворцы куль­туры, крепнет самодеятельность, растут народные таланты. Труженики целины хотят идти в ногу со всей страной.  Им   надо  в  этом   помочь!

5.   СЛЕЗЫ, КОТОРЫМ  ПОЗАВИДУЕШЬ

В Петропавловске нас поймал ди­ректор городского парка и угово­рил выступить в местном цирке. Это летнее здание стоит в парке и много лет уже не эксплуатируется. Мы даем согласие, остается получить официальное разрешение. Инспектор группы И. И.Бруновленский и я (как руководитель коллектива) направоляемся в обком партии. Нас под­держивают, обещают придти на представление. Предстоят еще га­строли в районах области, от завтрашнего представления многое за­висит. Артисты это понимают и очень волнуются. Дело в том, что наша программа предназначается для показа со сцены. У нас всего 10 номеров, нет аттракциона, добрая половина артистов на манеж не сту­пала и ногой. В этих условиях дать целое представление в цирке — дело нешуточное.

На репетиции перестраиваем неко­торые номера, заново продумы­ваем пролог и финал. Подвешиваем оформление, готовим манеж, стелем ковры.

И вот – первый звонок! Выглядываем в зал: не только полторы тысячи мест, но и все боковые прохо­ды забиты публикой — яблоку упасть некуда. Среди зрителей ответствен­ные работники обкома и горкома КПСС, руководители облисполкома. Полный свет — и наш оркестр (братья Литвиновы) начинает вступи­тельный марш. Признаюсь, на ка­кое-то мгновение нам делается жут­ковато: мы вдруг осознаем, как малочисленны наши силы для такой аудитории! Однако Рубикон перей­ден — начинается торжественный пролог-парад, Пошел первый номер, затем на манеж вышли наши коверные Гоша и Вася (артисты Г. Афа­насьев и Г Васин), послышался смех, громче стали аплодисменты, и... про­грамма пошла! Успех был огромный: зрители, давно не бывавшие в цир­ке, действительно не жалели ладо­ней. В течение двух дней мы дали пять представлений, и все при пере­полненном зале!

Но я пишу об этом — поверьте! — не для похвальбы. О том, что мы переживали в тот день, говорит хотя бы такой  эпизод.

В нашем коллективе есть унифор­мист, любимец всей группы Саша Писаренко. Он мечтает тоже стать артистом, упорно готовит номер. Обычно в этой поездке Писаренко просто так, для практики (без всякой дополнительной оплаты) выступал в роли партнера Георгия Сенечкина в номере на турнике. И вдруг я вижу: стоит этот статный, симпатичный па­рень у форганга, смотрит в щель занавеса, а у самого глаза полны слез — вот-вот разревется. В чем, спрашиваю, дело? Оказывается, Са­ша вывихнул себе ногу и Сенечкин работает на турнике один. А в за­ле — публика, много молодежи, де­вушек — ну мыслимо ли в такой мо­мент спокойно оставаться за занавесом? Не выдержал Саша и на сле­дующем представлении, несмотря  на

больную ногу, вышел все-таки в ма­неж, показал себя. «Молодец, па­рень,— сказали мы, — быть тебе настоящим  артистом!»

6.  ВМЕСТО   ДОКЛАДНОЙ РУКОВОДСТВУ

Итак, турне наше подошло к кон­цу: вчера в совхозе «Рентабельный» дали последнее представление для демобилизованных воинов. Бывшие солдаты-акарпухинцы» — ныне ново­селы этих мест. Тепло прощаемся с ними  и  едем  домой...

Оглядываясь на пройденный путь, хочется как-то подвести итоги, сде­лать выводы на будущее. Были у нас свои неполадки и шероховатости, осложнявшие работу, но не о них речь.  Нужно  сказать  о  главном.

Мы в поездке четыре месяца. Объехали пять областей. Дали 150 представлений и обслужили 50 тысяч зрителей. Сейчас особенно заметно, что люди устали. Ведь из 120 дней мы лишь 15—20 дней останавлива­лись в гостиницах. Приходилось спать на скамьях, столах и т. д. Вы­вод первый: необходимо облегчить работу артистов. В таких поездках нам нужен «дом на колесах» — свой автобус. Нужны надувные рези­новые матрацы или легкие расклад­ные кровати, какие возят с собой передвижные театральные коллекти­вы. В автобусе должен быть перед­вижной радиоузел: приемник, магни­тофон. Ведь бывало, что мы неделя­ми не видели свежей газеты и были оторваны от новостей. Это ненор­мально.

Маршрут гастролей следует продумывать более тщательно. Тридцати представлений на область маловато: большинство совхозов при этом не обслуживается. Число представлений желательно хотя бы удвоить. Кстати, чем объяснить, что на этих, поистине необъятных   просторах     мы   дважды

сталкивались с цирковыми коллек­тивами Ташкентской и Ленинградской групп?!

150 представлений в одну поезд­ку — это много. Реквизит выходит из строя, люди работают на износ. Сказывается, особенно в конце мар­шрута, огромная физическая нагруз­ка, бытовая неустроенность. Оптимальный срок гастролей — 2—2,5 месяца.

И последнее. Думается, что на целину нужно посылать лучших — самых волевых и дисциплинирован­ных артистов с очень доброкачест­венным творческим багажом. Вряд ли с этим кто-либо станет спорить. Значит, дело за малым — остается претворить это в  жизнь.

До самого горизонта стелется без­брежное поле золотистых хлебов. День и ночь, не переставая, шумят на нем тысячи комбайнов, тысячи машин. Принимай, Родина, новый урожай!

Мы приехали, когда на целине на­чали сеять. Уезжаем, когда люди пожинают плоды своего труда. Четыре месяца, сто двадцать дней и ночей, мы были «месте с тобой, земля целинная, и можем с гор­достью говорить, что передовые ру­бежи семилетки политы и нашим потом.

До свидания, наши новые друзья — покорители и герои целины! Мы обязательно расскажем, как глубоко вы чтите искусство, расскажем, что в артистах вы видите своих соратни­ков в благородном труде и с нетер­пением ждете их к себе в гости — хороших  и   разных.

До свидания, друзья, до новых встреч!

 

Журнал «Советский цирк» январь 1961 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100