На земле целинной
1. МЫ ЕДЕМ НА ЦЕЛИНУ
За окном вагона мелькают поля и перелески, опоры высоковольтных передач, поселки с устремленными ввысь башенными кранами — знакомые пейзажи родной земли. Мы стоим у окон, и, подставив лица под упругий поток воздуха, вдыхаем его теплый, весенний аромат. Ритмичный перестук колес уже завел свою дорожную песню. Ее мелодия наполняет мир движением, а сердца наши — гордостью. Мы едем на целину! Слышите? Уже едем!..
Позади осталась Москва, а в ней наш «дом» — московская группа «Цирк на сцене». Мысленно мы все еще там: вспоминаем предотъездные дни, подготовку к гастролям. Кстати, неужели никто из руководства группы не мог прийти на вокзал, проводить артистов в эту ответственную и почетную поездку?! Обидно.
На одной из станций к нам присоединяется наш «оркестр» — аккомпаниаторы Анатолий и Виктор Литвиновы. Телерь весь наш коллектив — 15 человек, в подавляющем большинстве молодежь — в сборе,
В пути поем, читаем. Как всегда, «аншлаги» в купе Тамары Мининой. Ее обезьянка Яшка и «боксер» Кити привлекают всеобщее внимание.
В день нашего отъезда — 17 мая — в Москве термометр показывал 20º выше нуля. А на Урале еще лежал 10-сантиметровый снежный покров (выехали мы, разумеется, в одних костюмах). Но в Казахстане мы снова увидели зелень — весна тут была уже в разгаре.
Первый пункт нашего гастрольного маршрута — станция Варгаши, райцентр Курганской области. Здесь нам предстоит держать первый экзамен — так сказать, «проверка боевой готовности». Вываливаемся из поезда и попадаем под невиданный ливень. Двести метров от станции до гостиницы берем буквально штурмом: темно, грязь по колено и вокруг — плотная завеса дождя. В минуту все вымокли до нитки.
Так вот ты, оказывается, какова, сторонушка целинная! Ну что ж, будем знакомы... Артисты цирка. Приехали на гастроли.
2. РАЙКОМ УШЕЛ НА СЕВ
На следующий день состоялась премьера. Артисты ждали ее с нетерпением. Всех охватило хорошее творческое волнение, каждый старался помочь товарищу; отработав свой номер, не уходил: «болел» за других. Результаты не замедлили сказаться: назавтра вместо двух пришлось дать четыре представления — так много оказалось желающих посмотреть московских артистов.
Итак, дебют состоялся. На следующий день едем в Далматово, крупный сельскохозяйственный центр Курганской области. В райкоме партии все кабинеты, кроме одного, на замке. Стоит горячая весенняя страда! капризная весна с непрекращающимися дождями мешает севу. Нас встречает зав. отделом агитации и .пропаганды райкома Прасковья Яковлевна Жилякова — энергичный, инициативный работник. Она очень помогла нам, много сделав для того, чтобы наши выступления в колхозах и совхозах района прошли четко и организованно.
Нужно заметить, что культурная жизнь района очень насыщенна. Далматовцы законно гордятся своим районным Домом культуры, при котором созданы танцевальный и вокальный коллективы, есть свой духовой оркестр и ансамбль народных инструментов, множество кружков, объединяющих сотни любителей из рабочей молодежи и интеллигенции. Бригады Дома культуры часто дают концерты в колхозах и совхозах района. Подлинным событием для всего района является и каждая премьера драмкружка — так были приняты «Барабанщица», «Шестеро любимых», «Деликатная операция», «Хрустальный ключ» и другие спектакли, Во всем этом большая заслуга райкома партии и, в первую очередь, разумеется, П. Я. Жиляковой.
...Поздно ночью, после выступления в колхозе «Заря», возвращаемся на свою базу. Нас провожают светящиеся глаза прожекторов, рев запущенных моторов, скрежет могучих машин. Мы — домой, а колхозники прямо с представления, невзирая на ночь, снова — в поле: дорог каждый час! Невольно проникаешься к труженикам целины глубоким уважением. Впрочем, и мы все порядком устали и продрогли — денек был трудный...
Утром получаем газеты с первыми отзывами: нас хвалят! И эта добрая весть, опережая коллектив, летит по необъятному целинному краю. Принимают нас повсюду очень хорошо артисты работают с огромным подъемом. Зрители после представления приходят за кулисы пожать нам руки, просят остаться еще на день-два. Только в Булаевском районе Северо-Казахстанской области нам поначалу оказали холодный прием. Оказывается, что недавно здесь гастролировала харьковская эстрадная бригада, оставившая по себе не лучшую память. Однако недоразумение вскоре рассеивается, и уже на следующий день нам приходится давать дополнительное представление...
3. ПО ДОРОГАМ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА
Наш вездеход с воем ползет по месиву дороги. По обочинам, в кюветах, «загорают» обычные «зилы» и «газы». В этот момент мы радуемся тому, что еще в Москве было решено передвигаться не на собственном автобусе, а на попутных машинах. Правда, это имеет и свои неудобства, Аренда обходится не дешевле своего транспорта, а главное — в кузове вездехода, мягко говоря, не очень просторно. Судите сами. Третью часть его занимает реквизит, остальную — мы. Очень тесно, не ухабах — немилосердные толчки, и у всех нас — следы ушибов о борта и каркас машины. А гастроли только начались: впереди еще три месяца работы...
Мы направляемся в самую глубину целинного края. Вокруг, сколько хватает глаз, ровная, как стол, черно-зеленая степь. Все эти поля (35 тысяч га!) и виднеющаяся на них армада разнообразных машин принадлежат совхозу «Молодогвардейский». Большое впечатление оставила у нас и центральная усадьба этого совхоза: аккуратные белые домики, новая столовая, почта, радиоузел, клуб.Прибыли в большой совхоз имени Дзержинского. Его директором недавно утвержден генерал-майор в отставке Гвидон Федорович Червинский. Он первым откликнулся на призыв Н. С. Хрущева и обратился с просьбой к ЦК КПСС направить его после демобилизации из армии на работу в целинные хозяйства. В район он приехал с семьей и горячо взялся за дело. Товарищи по работе отзываются о Червинском как о чутком, инициативном руководителе, отдающем свой жизненный и организационный опыт большому делу. Клуб в совхозе оказался маленький. Принимаем решение выступать в зерноскладе. В течение нескольких часов убирали и подготавливали помещение: поставили рядом две автомашины «ЗИЛ-150» — получилась сцена, повесили огромный голубой задник, порталы, падуги, установили малогабаритные, но мощные рефлекторы: — это наши «прожектора». Александр Борисович, у нас есть «точечные» пятисотваттные электролампы? Надо десяточек ламп... А мне бы метров 30 стального троса — задник подвесить… Братцы, где достать обойных гвоздей? Выручайте!. Я извлекаю из своих запасов обойные гвозди, щиток с несколькими розетками, тридцать метров резинового кабеля, плоскогубцы, молотки, электролампы и многие другие нужные вещи. Эти «пустяки», казалось бы, и упоминания не заслуживают, но в дальней поездке без них нет и спектакля.
К вечеру зерносклад преобразился. А когда «в зале» вспыхнул свет, озаривший убранство сцены, раздались такие дружные аплодисменты, какие мы редко слышали. Вся программа, включая пролог и эпилог на «целинные» темы, встретила самый теплый, самый радушный прием. После представления долго не расходимся: зрители просят разрешения потанцевать «под городскую музыку». Мы знакомимся, обмениваемся новостями, беседуем... С тех пор, если клубное помещение нас не удовлетворяло, мы всегда выступали в зерноскладах, и это со всех точек зрения себя оправдывало.
Как приятный сюрприз порадовал всех клуб в совхозе имени Хрущева. В уютных комнатах идеальная чистота, зал и фойе оформлены с большим вкусом. В библиотеке большая фотовыставка: первые палатки и домики на колесах в еще не обжитой степи, портреты зачинателей и знатных людей совхоза, на одном из снимков — первый уроженец поселка и т. д. Мы осматриваем выстааку с большим интересом.
В совхозе имени Хрущева мы познакомились с замечательными энтузиастами, составляющими славу и гордость земли целинной. Это — бывшая комсомолка, депутат Верховного Совете Казахской ССР коммунист Валентина Быкова, комсомольцы Корженко, Корш и другие. Корш и Корженко приехали сюда лишь год назад на уборку урожая и остались здесь совсем. Борис Корженко — стройный, полный энергии парень — был студентом 3-го курса одного из харьковских институтов. Сейчас он перешел на заочное отделение, избран секретарем комсомольской организации совхоза. Какая у него и его товарищей интересная работа и жизнь!
Коллектив самодеятельности совхоза на республиканском смотре занял общее второе место, а эстрадный оркестр — первое. Участники его награждены грамотами и ценными подарками, в том числе радиолой, баяном и большой денежной премией. Сам Корженко руководит драмкружком, Корш — танцевяльным коллективом. Есть в совхозе свой хор и самодеятельный оркестр. В 1957 году самодеятельный коллекций совхоза участвовал во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
А как поставлена в совхозе спортивная работа! Около 200 юношей и девушек занимаются легкой атлетикой, борьбой, лыжами, коньками, вело- и мотоспортом. В прошлом году только спортинвентаря куплено на 30 тысяч рублей. В совхозе две футбольные команды, его сборная — чемпион области по футболу среди команд общества «Кайрат». Шесть футболистов входят в сборную области, выигравшей первенство республики а своем обществе. Отличный хоккеист и конькобежец Федя Краплов — тоже чемпион области. Да разве обо всем расскажешь!
Кстати говоря, совхоз имени Хрущева славен не только своей самодеятельностью и массовой физкультурной работой. Нам рассказывали, что в прошлом году его труженики вышли на первое место в области по уборке обильного урожая.
Разве не приятно выступать перед такими зрителями! Не удивительно, что и мы тоже стараемся не ударить в грязь лицом.
4. ОДНО ВАЖНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Впечатления, которые со всех сторон обступают нас на целине, заставляют подумать об очень многом. Только что мы побывали в Смирново — в районном центре Петропавловской области. Красота и благоустройство этого совсем еще юного городка поражают даже нас, видавших виды москвичей. Прежде всего восхищает сама планировка поселка, утопающего в зелени садов, идеальный порядок, царящий и в городском парке, и на улицах, и на любой усадьбе. В Смирнове — превосходная гостиница, хороший ресторан, образцовый Дом культуры, своя больница. Это в полном смысле слова поселок нового, социалистического типа.
Невольно задумываешься: удовлетворительно ли мы, артисты, обслуживаем наших замечательных современников, людей, создающих своим трудом новый мир вещей и отношений! И поневоле приходится констатировать, что жизнь опережает наши усилия. То, что было приемлемо 5—6 лет назад, в первые годы освоения целины, уже не соответствует новым требованиям, новым, более сложным задачам, А как изменились за эти годы наши зрители, как выросли их вкусы и запросы. Сегодня целина уже не «провинция». Здесь не терпят халтуры, пошлости, старья. Здесь хотят (хотя бы изредка!) видеть у себя в гостях настоящих мастеров культуры, известных в нашей стране артистов. Замечу в скобках, что поездка сюда, несомненно, дала бы очень многое самым знаменитым гастролерам.
К сожалению, пока что концертные бригады не балуют эти края своим вниманием (в глубинные районы многие вообще не ездят) да и качество многих программ, как говорится, оставляет желать лучшего.
Думается, что в большой культурной работе на целине должны активнее участвовать не только артисты, художники, режиссеры, руководители танцевально-музыкальных ансамблей, мастера спорта, но и коллективы театральных институтов и студий из наших старых культурных центров, которые должны направлять часть своих выпускников на постоянную работу в колхозы и совхозы целинных областей.
Дела там непочатый край, перспективы — самые увлекательные. Повсюду строятся новые дворцы культуры, крепнет самодеятельность, растут народные таланты. Труженики целины хотят идти в ногу со всей страной. Им надо в этом помочь!
5. СЛЕЗЫ, КОТОРЫМ ПОЗАВИДУЕШЬ
В Петропавловске нас поймал директор городского парка и уговорил выступить в местном цирке. Это летнее здание стоит в парке и много лет уже не эксплуатируется. Мы даем согласие, остается получить официальное разрешение. Инспектор группы И. И.Бруновленский и я (как руководитель коллектива) направоляемся в обком партии. Нас поддерживают, обещают придти на представление. Предстоят еще гастроли в районах области, от завтрашнего представления многое зависит. Артисты это понимают и очень волнуются. Дело в том, что наша программа предназначается для показа со сцены. У нас всего 10 номеров, нет аттракциона, добрая половина артистов на манеж не ступала и ногой. В этих условиях дать целое представление в цирке — дело нешуточное.
На репетиции перестраиваем некоторые номера, заново продумываем пролог и финал. Подвешиваем оформление, готовим манеж, стелем ковры.
И вот – первый звонок! Выглядываем в зал: не только полторы тысячи мест, но и все боковые проходы забиты публикой — яблоку упасть некуда. Среди зрителей ответственные работники обкома и горкома КПСС, руководители облисполкома. Полный свет — и наш оркестр (братья Литвиновы) начинает вступительный марш. Признаюсь, на какое-то мгновение нам делается жутковато: мы вдруг осознаем, как малочисленны наши силы для такой аудитории! Однако Рубикон перейден — начинается торжественный пролог-парад, Пошел первый номер, затем на манеж вышли наши коверные Гоша и Вася (артисты Г. Афанасьев и Г Васин), послышался смех, громче стали аплодисменты, и... программа пошла! Успех был огромный: зрители, давно не бывавшие в цирке, действительно не жалели ладоней. В течение двух дней мы дали пять представлений, и все при переполненном зале!
Но я пишу об этом — поверьте! — не для похвальбы. О том, что мы переживали в тот день, говорит хотя бы такой эпизод.
В нашем коллективе есть униформист, любимец всей группы Саша Писаренко. Он мечтает тоже стать артистом, упорно готовит номер. Обычно в этой поездке Писаренко просто так, для практики (без всякой дополнительной оплаты) выступал в роли партнера Георгия Сенечкина в номере на турнике. И вдруг я вижу: стоит этот статный, симпатичный парень у форганга, смотрит в щель занавеса, а у самого глаза полны слез — вот-вот разревется. В чем, спрашиваю, дело? Оказывается, Саша вывихнул себе ногу и Сенечкин работает на турнике один. А в зале — публика, много молодежи, девушек — ну мыслимо ли в такой момент спокойно оставаться за занавесом? Не выдержал Саша и на следующем представлении, несмотря на
больную ногу, вышел все-таки в манеж, показал себя. «Молодец, парень,— сказали мы, — быть тебе настоящим артистом!»
6. ВМЕСТО ДОКЛАДНОЙ РУКОВОДСТВУ
Итак, турне наше подошло к концу: вчера в совхозе «Рентабельный» дали последнее представление для демобилизованных воинов. Бывшие солдаты-акарпухинцы» — ныне новоселы этих мест. Тепло прощаемся с ними и едем домой...
Оглядываясь на пройденный путь, хочется как-то подвести итоги, сделать выводы на будущее. Были у нас свои неполадки и шероховатости, осложнявшие работу, но не о них речь. Нужно сказать о главном.
Мы в поездке четыре месяца. Объехали пять областей. Дали 150 представлений и обслужили 50 тысяч зрителей. Сейчас особенно заметно, что люди устали. Ведь из 120 дней мы лишь 15—20 дней останавливались в гостиницах. Приходилось спать на скамьях, столах и т. д. Вывод первый: необходимо облегчить работу артистов. В таких поездках нам нужен «дом на колесах» — свой автобус. Нужны надувные резиновые матрацы или легкие раскладные кровати, какие возят с собой передвижные театральные коллективы. В автобусе должен быть передвижной радиоузел: приемник, магнитофон. Ведь бывало, что мы неделями не видели свежей газеты и были оторваны от новостей. Это ненормально.
Маршрут гастролей следует продумывать более тщательно. Тридцати представлений на область маловато: большинство совхозов при этом не обслуживается. Число представлений желательно хотя бы удвоить. Кстати, чем объяснить, что на этих, поистине необъятных просторах мы дважды
сталкивались с цирковыми коллективами Ташкентской и Ленинградской групп?!
150 представлений в одну поездку — это много. Реквизит выходит из строя, люди работают на износ. Сказывается, особенно в конце маршрута, огромная физическая нагрузка, бытовая неустроенность. Оптимальный срок гастролей — 2—2,5 месяца.
И последнее. Думается, что на целину нужно посылать лучших — самых волевых и дисциплинированных артистов с очень доброкачественным творческим багажом. Вряд ли с этим кто-либо станет спорить. Значит, дело за малым — остается претворить это в жизнь.
До самого горизонта стелется безбрежное поле золотистых хлебов. День и ночь, не переставая, шумят на нем тысячи комбайнов, тысячи машин. Принимай, Родина, новый урожай!
Мы приехали, когда на целине начали сеять. Уезжаем, когда люди пожинают плоды своего труда. Четыре месяца, сто двадцать дней и ночей, мы были «месте с тобой, земля целинная, и можем с гордостью говорить, что передовые рубежи семилетки политы и нашим потом.
До свидания, наши новые друзья — покорители и герои целины! Мы обязательно расскажем, как глубоко вы чтите искусство, расскажем, что в артистах вы видите своих соратников в благородном труде и с нетерпением ждете их к себе в гости — хороших и разных.
До свидания, друзья, до новых встреч!
Журнал «Советский цирк» январь 1961 г.