Цирк заполонил всё
Так говорили древние римляне о самом распространенном у них цирковом зрелище — конных состязаниях на колесницах. Например, знаменитый сатирик Ювенал образно писал, что судьба многих жителей Рима обитает в цирке. Историк Марцеллин, в свою очередь, горестно отмечал, что храмом и народным собранием римлян стала арена. А по весьма прозаическому замечанию поэта Клавдиана, сенаторы обсуждали не столько государственные вопросы, сколько беговые качества лошадей и умение возниц.
Высказывания античных авторов подтверждаются археологами. Обнаруженные при раскопках своеобразные билеты на состязания, некоторые монеты, светильники, рельефы, мозаики, а также статуи возннц — все это представляет для нас наглядное свидетельство влияния цирка на частную и общественную жизнь римлян.
I
Император Траян, правивший на рубеже I—II веков, не считаясь ни с какими затратами (благо, они выбивались бичами из тысячи рабов), приказал перестроить и пышно украсить Большой римский цирк, предназначенный главным образом для бегов на колесницах. В особой надписи, вырезанной на мраморе, Траян хвалился, что отныне в цирке смогут разместиться все римляне.
Чтобы прославить «мудрость» правителя, власти использовали проверенное средство пропаганды — изображения на деньгах. Были вычеканены монеты с целой «картиной» на них: император возглашает ликующим зрителям об открытии «реконструированного» цирка, олицетворением которого служит фигура, возлежащая около меты (поворотного столба на арене) и опирающаяся на колесо.
Преемник Траяна, Адриан, скептически относился к состязаниям на колесницах. Но, будучи опытным демагогом и часто повторяя в речах, что император призван вершить дела страны, не забывая, что это — дела народные, он тоже устроил грандиозные цирковые игры по случаю 874 годовщины Рима. В память об этих играх — и, конечно же, для прославления Адриана — на монетах вновь появилось олицетворение цирка, уже знакомое жителям Италии (рис. 1)
II
Любопытно, что входные билеты в древнеримский цирк были схожи по своему виду с монетами. На таких билетах, изготовлявшихся часто из свинца и называвшихся «тессерами», изображались голова лошади и упоминавшаяся уже мета или же победители состязаний — возница и конь (рис. 2).
На билетах не указывалась нумерация мест, ибо ее не было в бесплатных римских цирках. Для чего же в таком случае существовали билеты?
Стремясь занять места получше, зрители накануне состязаний с ночи ломились в цирк. Переполнение цирка, в котором буквально яблоку негде было упасть, вызывало обвалы «ярусов», в результате чего погибали тысячи людей. Это заставляло власти задумываться об упорядочении потока зрителей. Вот почему на улицах и площадях разбрасывалось определенное количество тессер, и в цирк допускались только счастливцы, добывшие такой билет.
Однако цирковые билеты не привились у римлян — народ был недоволен этим «мероприятием». И уже на закате империи историки-очевидцы писали, что по-прежнему задолго до начала дня люди стремглав несутся в цирк и что в своей поспешности они опередили бы даже состязающиеся колесницы — до того каждый боялся потерять место среди зрителей.
III
Чужестранцы, бродившие по улицам «вечного города», дивились большому количеству мраморных, бронзовых и золоченых статуй возниц, одержавших победы в цирковых состязаниях.
Скульпторы изображали победителей с призовой веткой пальмы в руке и одетых в «кольчугу», которая состояла из упругих кожаных ремней, обтягивавших грудь и живот возницы (рис. 3). Такое «одеяние» в какой-то степени предохраняло человека от ушибов и увечий в случае падения с мчащейся колесницы.
Не один житель Рима, проходя мимо очередной почетной статуи, завистливо вздыхал о том, что вот еще один возница получил в награду 15 кошельков золотых монет. А иной прохожий вспоминал эпиграмму поэта Марциала, в которой знаменитый возница, разбившийся на арене, был назван посмертно не только славой шумного цирка, рукоплесканием Рима, но и — увы! — кратким его восторгом.
IV
Успешный исход состязаний во многом зависел от лошадей, и римляне очень почитали своих «бегашей». Наглядной иллюстрацией тому служит изображение на одном светильнике торжественного шествия коня-победителя.
Сильные и быстроногие цирковые лошади были отлично выезжены и хорошо понимали, что требуется от них на арене. Так, однажды неудачливый возница упал с колесницы, но кони сами пробежали всю дистанцию и, ни разу не задев поворотных столбов, блестяще финишировали первыми.
Рассказывая об этом случае, Плиний, известный в древности ученый, утверждал, что ум лошади воспринимает смысл поощрения и славы. Слова Плиния как бы перекликаются с распространенным в те времена мнением, что после собаки и слона лошадь представляет наиболее подходящее для дрессировки животное.

Рис. 1. Так древние римляне олицетворяли цирк на своих монетах

Рис. 2. Вот каким был билет в древнеримский цирк (свинец)

Рис. 3. «Слава шумного цирка, рукоплесканье твое Рим, и твой краткий восторг»…

Рис. 4. «Отчего та мета, что близкой была постоянно.
Для колесницы твоей, стала и в жизни близка!..»
Изображение на саркофаге

Рис. 5. Оказывается, Эроты тоже «увлекались» цирком!
Рельеф на саркофаге

Рис. 6. Состязания колесниц вокруг цирковой спины.
Мозаика

Рис. 7. Потешные «бега колесниц в цирке».
Мозаика
Поскольку бега на колесницах Рим воспринял от греков (у которых не существовало цирка, но конные состязания были составной частью спортивных праздников), азбукой каждого возницы являлись следующие наставления Гомера:
К мете ты, быстро примчась, на ходу заворачивай коней,
Сам же, крепко держась в колеснице,
Влево слегка наклонись, а коня, что под правой рукою,
Криком гони и бичом, а возжи оставь совершенно.
Левый же конь твой пусть около самой меты обогнется
Так, чтоб казалось, что поверхность столба колесо очертило...
Но берегись, не ударься о мету: Можешь коней изувечить и раздробить колесницу...
Зачастую возница все же задевал за поворотный столб.
Несчастного, выпавшего из колесницы и запутавшегося в вожжах, кони волочили по земле до тех пор, пока их не осаживали конющие и не высвобождали изуродованное тело.
Такая сцена помещена на саркофаге, принадлежавшем, очевидно, какому-нибудь цирковому вознице (рис. 4). Иногда саркофаги украшали изображениями Эротов, состязающихся на колесницах. Популярнейшие у римлян божества любви представлены здесь тоже в различных перипетиях состязаний — даже кувырком (рис. 5).
Но выразительнее всего, пожалуй, цирковые бега показаны на замечательных римских мозаиках.
Вот на мозаике изображена во всем своем великолепии спина — щедро украшенная скульптурой и фонтанами невысокая каменная стена, у поворотных столбов которой демонстрировали свой «класс» возницы. Тут же, на арене, представлены и сами состязания, их победители, имена знаменитых возниц и лошадей (рис. 6).
Другая мозаика, украшавшая одну из школ физического воспитания детей, весьма оригинальна. Вокруг игрушечной спины состязаются четыре колесницы, запряженные птицами, с возницами-детьми и конюшими — тоже детьми (рис. 7).
Подраставшее поколение римлян устраивало свои «конные» бега по примеру отцов и старших братьев. Эта игра, подобно «всамделишным» зрелищам, была «унаследована» от греков, и о ней писала поэтесса Анита: «Дети, надев на тебя, козел, пурпурную узду и обтянув ремнем твой бородатый рот, приучаются к настоящим состязаниям. Поэтому сделан милость и подставь свой хребет для ребяческих увеселений».
Правда, одно дело козел, а другое — птица: вряд ли утки и павлины могли возить детишек. Более вероятно, что мозаика отображает «игру в цирк» аллегорически: дети, наряженные на манер взрослых возниц в одежду белого, красного, синего и зеленого цветов, олицетворяли распространенное среди жителей Италии сравнение борьбы возниц на арене цирка с борьбой четырех времен года в природе...
На первый взгляд обилие цирковых сцен на самых различных памятниках римской древности вызывает удивление. Популярность их объясняется тем, что все эти изображения — результат особого попечения правительства о цирке.
Императоры использовали цирк, чтобы отвлекать массы населения от политической борьбы — и в значительной мере это достигало своей цели. В «дни арены» буквально весь Рим превращался в цирк. Кто бы ни управлял в те дни государством, процветало оно или раздиралось междоусобицами, угрожали ему вражеские войска или же успех сопутствовал римским легионам, — жители города думали об одном: какой возница одержит победу...
В. БРАБИЧ,
Г. ПЛЕТНЕВА
Журнал ”Советский цирк” август 1961 г.