В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк заполонил всё

Так говорили древние римляне о самом распространенном у них цирковом зре­лище — конных состязаниях на колесницах. Например, знаменитый сатирик Ювенал образно писал, что судьба многих жителей Рима обитает в цирке. Историк Марцеллин, в свою очередь, горестно отмечал, что храмом и народным собранием римлян стала арена. А по весьма прозаическому замечанию поэта Клавдиана, сенаторы об­суждали не столько государственные вопросы, сколько беговые качества лошадей и умение возниц.

Высказывания античных авторов подтверждаются ар­хеологами. Обнаруженные при раскопках своеобразные билеты на состязания, некоторые монеты, светильники, рельефы, мозаики, а также статуи возннц — все это представляет для нас наглядное свидетельство влияния цирка на частную и общественную жизнь римлян.

 I

Император Траян, правивший на рубеже I—II веков, не считаясь ни с какими затратами (благо, они выбива­лись бичами из тысячи рабов), приказал перестроить и пышно украсить Большой римский цирк, предназначен­ный главным образом для бегов на колесницах. В осо­бой надписи, вырезанной на мраморе, Траян хвалился, что отныне в цирке смогут разместиться все римляне.

Чтобы прославить «мудрость» правителя, власти ис­пользовали проверенное средство пропаганды — изобра­жения на деньгах. Были вычеканены монеты с целой «картиной» на них: император возглашает ликующим зрителям об открытии «реконструированного» цирка, оли­цетворением которого служит фигура, возлежащая около меты (поворотного столба на арене) и опирающаяся на колесо.

Преемник Траяна, Адриан, скептически относился к состязаниям на колесницах. Но, будучи опытным демагогом и часто повторяя в речах, что император призван вершить дела страны, не забывая, что это — дела народные, он тоже устроил грандиозные цирковые игры по случаю 874 годовщины Рима. В память об этих играх — и, конечно же, для прославления Адриана — на монетах вновь появилось олицетворение цирка, уже знакомое жи­телям Италии (рис. 1)

 II

Любопытно, что входные билеты в древнеримский цирк были схожи по своему виду с монетами. На таких билетах, изготовлявшихся часто из свинца и называв­шихся «тессерами», изображались голова лошади и упо­минавшаяся уже мета или же победители состязаний — возница и конь (рис. 2).

На билетах не указывалась нумерация мест, ибо ее не было в бесплатных римских цирках. Для чего же в таком случае существовали билеты?

Стремясь занять места получше, зрители накануне состязаний с ночи ломились в цирк. Переполнение цирка, в котором буквально яблоку негде было упасть, вызы­вало обвалы «ярусов», в результате чего погибали тыся­чи людей. Это заставляло власти задумываться об упоря­дочении потока зрителей. Вот почему на улицах и пло­щадях разбрасывалось определенное количество тессер, и в цирк допускались только счастливцы, добывшие такой билет.

Однако цирковые билеты не привились у римлян — народ был недоволен этим «мероприятием». И уже на закате империи историки-очевидцы писали, что по-преж­нему задолго до начала дня люди стремглав несутся в цирк и что в своей поспешности они опередили бы даже состязающиеся колесницы — до того каждый боялся потерять место среди зрителей.

 III

Чужестранцы, бродившие по улицам «вечного горо­да», дивились большому количеству мраморных, брон­зовых и золоченых статуй возниц, одержавших победы в цирковых состязаниях.

Скульпторы изображали победителей с призовой вет­кой пальмы в руке и одетых в «кольчугу», которая со­стояла из упругих кожаных ремней, обтягивавших грудь и живот возницы (рис. 3). Такое «одеяние» в какой-то степени предохраняло человека от ушибов и увечий в случае падения с мчащейся колесницы.

Не один житель Рима, проходя мимо очередной по­четной статуи, завистливо вздыхал о том, что вот еще один возница получил в награду 15 кошельков золотых монет. А иной прохожий вспоминал эпиграмму поэта Марциала, в которой знаменитый возница, разбившийся на арене, был назван посмертно не только славой шум­ного цирка, рукоплесканием Рима, но и — увы! — крат­ким его восторгом.

 IV

Успешный исход состязаний во многом зависел от ло­шадей, и римляне очень почитали своих «бегашей». На­глядной иллюстрацией тому служит изображение на од­ном светильнике торжественного шествия коня-победителя.

Сильные и быстроногие цирковые лошади были отлично выезжены и хорошо понимали, что требуется от них на арене. Так, однажды неудачливый возница упал с колесницы, но кони сами пробежали всю дистанцию и, ни разу не задев поворотных столбов, блестяще фи­нишировали первыми.

Рассказывая об этом случае, Плиний, известный в древности ученый, утверждал, что ум лошади восприни­мает смысл поощрения и славы. Слова Плиния как бы перекликаются с распространенным в те времена мне­нием, что после собаки и слона лошадь представляет наиболее подходящее для дрессировки животное.

 Так древние римляне олицетворяли цирк на своих монетах

Рис. 1. Так древние римляне олицетворяли цирк на своих монетах

 Вот каким был билет в дремнеримский цирк

Рис. 2. Вот каким был билет в древнеримский цирк (свинец)

 Слава шумного цирка рукоплесканье твое Рим и твой краткий восторг

Рис. 3. «Слава шумного цирка, рукоплесканье твое Рим, и твой краткий восторг»…

 Две колесницы твоей стала и в жизни близка

Рис. 4. «Отчего та мета, что близкой была постоянно.

Для колесницы твоей, стала  и в жизни близка!..»

Изображение   на   саркофаге

 Оказывается Эроты тоже увлекались цирком

 Рис. 5. Оказывается, Эроты тоже «увлекались» цирком!

 Рельеф на саркофаге

 Состязания колесниц вокруг цирковой спины

Рис. 6. Состязания колесниц вокруг цирковой спины.

Мозаика

 Поспешные бега колесниц в цирке

Рис. 7. Потешные «бега колесниц в цирке».

Мозаика

Поскольку бега на колесницах Рим воспринял от гре­ков (у которых не существовало цирка, но конные со­стязания были составной частью спортивных праздни­ков), азбукой каждого возницы являлись следующие наставления Гомера:

К  мете  ты,  быстро  примчась,  на   ходу  заворачивай   коней,
Сам же,  крепко держась  в  колеснице,
Влево   слегка   наклонись,   а   коня,   что   под   правой   рукою,
Криком  гони   и   бичом,  а   возжи   оставь  совершенно.
Левый  же  конь  твой   пусть  около  самой  меты  обогнется
Так,  чтоб  казалось,  что  поверхность  столба  колесо очертило...
Но   берегись,   не  ударься   о   мету: Можешь   коней   изувечить   и   раздробить   колесницу...

Зачастую возница все же задевал за поворотный столб.

Несчастного, выпавшего из колесницы и запутав­шегося в вожжах, кони волочили по земле до тех пор, пока их не осаживали конющие и не высвобождали изу­родованное тело.

Такая сцена помещена на саркофаге, принадлежавшем, очевидно, какому-нибудь цирковому вознице (рис. 4). Иногда саркофаги украшали изображениями Эротов, состязающихся на колесницах. Популярнейшие у римлян божества любви представлены здесь тоже в различных перипетиях состязаний — даже кувырком (рис. 5).

Но выразительнее всего, пожалуй, цирковые бега по­казаны на замечательных римских мозаиках.

Вот на мозаике изображена во всем своем великоле­пии спина — щедро украшенная скульптурой и фонта­нами невысокая каменная стена, у поворотных столбов которой демонстрировали свой «класс» возницы. Тут же, на арене, представлены и сами состязания, их победите­ли, имена знаменитых возниц и лошадей (рис. 6).

Другая мозаика, украшавшая одну из школ физиче­ского воспитания детей, весьма оригинальна. Вокруг игрушечной спины состязаются четыре колесницы, за­пряженные птицами, с возницами-детьми и конюшими — тоже детьми   (рис. 7).

Подраставшее поколение римлян устраивало свои «конные» бега по примеру отцов и старших братьев. Эта игра, подобно «всамделишным» зрелищам, была «унаследована» от греков, и о ней писала поэтесса Ани­та: «Дети, надев на тебя, козел, пурпурную узду и обтя­нув ремнем твой бородатый рот, приучаются к настоя­щим состязаниям. Поэтому сделан милость и подставь свой хребет для ребяческих увеселений».

Правда, одно дело козел, а другое — птица: вряд ли утки и павлины могли возить детишек. Более вероятно, что мозаика отображает «игру в цирк» аллегорически: дети, наряженные на манер взрослых возниц в одежду белого, красного, синего и зеленого цветов, олицетворя­ли распространенное среди жителей Италии сравнение борьбы возниц на арене цирка с борьбой четырех времен года в природе...

 На первый взгляд обилие цирковых сцен на самых различных памятниках римской древности вызывает удивление. Популярность их объясняется тем, что все эти изображения — результат особого попечения прави­тельства о цирке.

Императоры использовали цирк, чтобы отвлекать мас­сы населения от политической борьбы — и в значитель­ной мере это достигало своей цели. В «дни арены» буквально весь Рим превращался в цирк. Кто бы ни управлял в те дни государством, процветало оно или раздиралось междоусобицами, угрожали ему вражеские войска или же успех сопутствовал римским легионам, — жители города думали об одном: какой возница одер­жит победу...

В. БРАБИЧ,

Г. ПЛЕТНЕВА

Журнал ”Советский цирк” август 1961 г.

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100