Служебный — Цирк
Автобус с надписью «Служебный — Цирк» выехал из ворот Новосибирского цирка, выбрался на Красный проспект и понесся к северной окраине города. Не отставал от него доверху нагруженный реквизитом грузовик; где-то там же в кузове ехали и самые транспортабельные питомцы Юрия Дурова: куницы, лисы, петухи, — верные спутники артиста в его частых выступлениях в рабочих клубах, школах, колхозах. Только Евгений Бирюков не доверил грузовику своего партнера по репризе «Партерные акробаты» большого целлулоидного пупса; пупс ехал вместе со всеми в автобусе.
Мимо промелькнул аэропорт, машины свернули на проселок.
Прошло не более получаса, как показался пионерский лагерь работников культуры.
...Началось это необычное представление торжественно. С приветственным словом к ребятам обратился заслуженный артист РСФСР Юрий Владимирович Дуров. Его слушали очень внимательно, а потом под дружные аплодисменты приняли в почетные пионеры. Так с красным галстуком на груди и выступал в тот день Юрий Владимирович на импровизированном манеже. И хотя под ногами артистов были не привычные опилки, а дощатый настил наскоро сколоченной эстрады и над головами зрителей шелестела листва деревьев, представление было самым настоящим. Оно шло в сопровождении малого состава оркестра цирка; вел его инспектор манежа Б. Мамлеев, а за ходом представления, как обычно на стационаре, наблюдали директор цирка Д. Бабин и художественный руководитель А. Вольный.
Ребятам понравилось все. Они восторженно встречали и эквилибристку Тамару Дендину, артисток Альбину и Клару Дворядкиных и акробатический этюд Екатерины Коншиной; восхищались полным изящества выступлением акробатов-вольтижеров Митрохиных, ловкостью велофигуристов из труппы Александрова, артистов Дементьева и Егорова. Выступление М. и Я. Остриных вызвало особый интерес — ведь так точно и быстро считать в уме мечтают многие ребята. И, вероятно, во время этого номера не только тот, кто «плавает» на контрольных по арифметике, а даже кое-кто из тех, кто участвует в школьных математических конкурсах, подумал: «Вот бы мне так считать!..»
Ну и, конечно, полюбился ребятам клоун Евгений Бирюков.
Внимательный глаз мог заметить, что группа пионеров как-то особенно смотрела представление. Ребята то начинали шепотом что-то горячо обсуждать, то, подтолкнув друг друга локтями, замирали, следя за выполняемым трюком.
Все объяснилось, когда артисты собрались уезжать.
А у нас тоже есть цирк, — вдруг осмелев, сказал кто-то из ребят. — Приезжайте в наш пионер лагерь — увидите.
А вы разве не из этого лагеря?
Нет, мы из соседнего.
Оказалось, что на представлении присутствовали пионеры из нескольких окрестных лагерей.
Ну, и какие же номера есть в вашем цирке?
У нас и акробаты есть и гимнасты!..
И клоуны.
И жонглеры.
И еще борцы есть.
Есть еще борьба с медведем, — уже наперебой заговорили ребята.
...Прошло несколько дней, и автобус с надписью «Служебный — Цирк» снова катил по знакомой дороге.
На территории пионерского лагеря, прежде всего, обращала не себя внимание афиша:
СКОРО ПИОНЕРСКИЙ ЦИРК!
А рядом висели объявления, извещавшие об открытии приема в цирковую школу и о наборе технического персонала цирка: униформистов, киоскерш, пожарников, мастеров пошива артистических костюмов. Желающим поступить в цирк предлагалось обратиться в отдел кадров, который помещался здесь же рядом, в беседке.
А вот и цирк. Он совсем «всамделишный»: манеж засыпан опилками, натянуто брезентовое шапито; есть и форганг и балкончик для оркестра. Вокруг развешаны красочные афиши, обещающие весьма разнообразную программу.
Артисты с интересом разглядывали этот импровизированный, но в то же время очень настоящий цирк; профессиональным взглядом оценили подвешенную под куполом трапецию, попробовали подкидную доску.
Ой, ребята, правда Дуров приехал! — удивленно и радостно восклицает вихрастый мальчишка, неизвестно откуда появившийся. И в тот же момент Юрия Владимировича окружила целая толпа.
Мы рады познакомиться с вами, младшими собратьями по искусству, — говорит артист рассевшимся на траве ребятам. — То, что мы успели увидеть в лагере, говорит о вашей любви к искусству цирка, о том, что вы отдаете ему много сил, терпения, времени. Мы рады вам помочь. Новосибирский цирк называет ваш пионерский цирк своим спутником и берет над ним шефство. Горячими аплодисментами встретили ребята эти слова.
А сейчас, — говорит Юрий Владимирович, — покажите ваши номера. Чтобы помочь вам, нужно знать, что вы умеете делать.
И артисты цирка превратились в зрителей.
От волнений у юных акробатов в первый момент ничего не получалось.
Спокойно, спокойно, — говорит руководитель. И вот одна акробатическая комбинация сменяется другой.
Молодцы!
Хорошо! — то и дело слышится со зрительских мест.
А вот и дружные аплодисменты. Они в адрес прыгунов с подкидной доской, уверенно крутящих одинарное и даже двойное сальто.
Волнуются не только ребята. Взволнован и артист Лавар Ходжаев: пленка в фотоаппарате кончается. А так хочется запечатлеть все!
Совсем юная гимнастка сделала обрыв и чуть не упала вниз.
Осторожно! Так нельзя! Обрыв никогда не делается на одну подколенку, его делают только на две, — взволнованно говорит кто-то из гостей.
Да, это профессионально неграмотно — поддерживают его другие.
Гимнастку на манеже сменили жонглеры: девочка и двое мальчиков. В руках у них картофель и вилки.
Сейчас увидим номер Олега Попова, — улыбается Дуров.
Жонглеры волновались, и картофелины далеко не всегда хотели накалываться на вилки.
Ну что ж? Тоже совсем как у Олега Попова!
А когда в воздухе замелькали тарелочки, тут уж жонглерская жилка артистов Штанге и Бирюкова не дала им усидеть на месте. Выбежав в манеж и встав рядом с ребятами, они показали, как правильно бросать тарелку, чтобы она не отклонялась от «заданного курса» и приходила точно в руки партнера.
Представление продолжалось. Выступили борцы, танцоры, оркестр самодестепьного цирка. Все члены коллектива Новосибирского цирка дружно аплодировала ребятам. У актеров было тепло на душе при виде увлеченности и любви, с которой пионеры выполняли свои номера. Всех — и руководителей цирка и артистов — волновал вопрос, как оказать реальную помощь молодому коллективу.
Пожелав ребятам успеха, гости поехали домой.
Солнце уже перекочевало на западную половину неба, тени стали длиннее, но никто из сидящих в автобусе не вспоминал о том, что сегодня нарушен режим дня, план репетиций, что перенесен час обеда. Разговор шел о другом — о спутнике, о только что появившемся у Новосибирского цирка младшем брате.
Хотелось, чтобы коллектив не распался, когда ребята уедут из лагеря и начнут занятия в школе.
Да, хорошее дело затеяли. И главное, видна любовь к делу. Помочь нужно. Обязательно помочь.
Это же недопустимо! — вдруг вспомнил в другом конце автобуса кто-то злополучный обрыв на одну подколенку.
А тарелки, тарелки у жонглеров погнуты! Разве они могут правильно лететь?
А помните юнгу из матросского танца? Сколько в его походке юмора...
Прислушавшись к этим разговорам в автобусе, в котором едва хватило места для желающих поехать в пионерлагерь, можно было воочию убедиться, что это не было мероприятием просто для «галочки», для отчета. Встречи со зрителями, с участниками художественной самодеятельности, как и другие общественные дела, давно стали неотъемлемой частью творческой жизни Новосибирского цирка.
Наталия ФЛОРОВА
Журнал «Советский цирк» январь 1961 г.