Режиссер - не должность, а высокая профессия
По дороге в чудесную страну, цирком именуемую, шел добрый молодец-режиссер.
Шел, шел и увидел дорожный столб и на нем надпись:
«Направо пойдешь — попадешь в дремучий бор нерешенных вопросов теории циркового искусства и цирковой режиссуры. Услышишь напевы, преследующие тебя одной и той же заунывной песней, — «Цирк — это не искусство!»...
«Налево пойдешь — зачаруют тебя чудеса цирка и станешь на всю жизнь его добровольным поклонником, будешь трудиться не покладая рук, не замечая, как бегут годы»...
«Прямо пойдешь — будешь играя дрова рубить. А дрова не простые, золотые: что ни щепочка, то «палочка» — рубль! И рубль государственный, народный».
Застыл в раздумье добрый молодец, махнул рукой и пошел...
...Разными путями идут режиссеры в цирк, и всех он гостеприимно принимает, потому что цирк особенно нуждается в руке режиссера.
И не только цирк нуждается в руке режиссера, но и режиссер остро нуждается в руке Союзгосцирка — доброй руководящей руке, помогающей ему словом и делом в его повседневном творческом труде.
Увы, как часто еще попытка уйти от шаблона, сделать что-нибудь новое встречается в штыки!
Среди директоров, режиссеров, да и некоторых артистов еще бытуют рецепты для излечения не в меру беспокойных характеров.
А режиссура — профессия, по самой своей сути, неугомонная. Ее основным двигателем, ее «мотором» является творческое беспокойство. К сожалению, среди режиссеров есть осторожные, такие, кто тщательно заботится о своем покое. Не потому ли режиссер Союзгосцирка В. Миронов, в течение ряда лет работавший надо всем понемногу, так и не выпустил ни одного запомнившегося, добротного номера? Впрочем, не он один может быть назван.
«А зачем мне это нужно!»... Такая «точка зрения» на все новшества еще бытует, главным образом среди тех директоров, которые рассматривают цирк не как творческое, идеологическое учреждение, а как некую площадку для проката номеров и аттракционов. Такого рода хозяйственники забывают или просто не желают считаться с тем, что возглавляемый ими цирк должен не только выполнять финансовый план, но активно участвовать в идеологическом воспитании зрителей.
Этот абзац я адресую главным образом таким маститым директорам, как Н. Слаутин, В. Мусатов, М. Псалти.
Я потому остановился на подобного рода «заповеди», что особенно вредно она действует на молодежь, гасит в их душах творческий огонек, прививает неправильное отношение к своему труду.
А отношение к труду бывает разное...
Есть отношение холодное, ремесленное; таких людей не зря именуют «холодными сапожниками».
А в народе издавна существует поговорка «работать с огоньком», то есть работать темпераментно, увлеченно, с любовью к своему делу. Такой огонек надо беречь, а не гасить его. Сколько артистов и режиссеров жалуются на «водные процедуры», которыми художественный отдел Союзгосцирка усердно старается излечить их от такой «болезни», как творческое дерзание. В занумерованных папках этого отдела стынут яркие замыслы.
Мне могут сказать, что в большинстве своем эти заявки — наивны и прислушиваться к ним не стоит. Нет, стоит! Замыслы, как и люди, проходят несколько стадий. Вначале они только лепечут, а потом — если их заботливо пестовать — они вырастут, окрепнут и начнут говорить ясным, красочным языком.
Холодный стиль работы отдельных работников Союзгосцирка вызывает у артистов и режиссеров справедливое возражение. Не меньшее возражение вызывает и деятельность некоторых режиссёров. В первую очередь это относится к категории «всеядных», универсальных режиссеров. С одинаковой легкостью берутся они за все жанры без исключения. Нужен номер воздушных гимнастов — будет! Нужен конный номер — пожалуйста! Нужна буффонадная пара клоунов — сделаем!
Некоторые режиссеры, хотя и давно пришли в цирк, до сих пор чувствуют себя в роли миссионеров, явившихся из цивилизованного мира в джунгли, чтобы просвещать.
Когда старые мастера цирка, перешедшие на режиссерскую работу берутся за постановку, они выпускают, как правило, отличные номера. Почему? Да потому, что за плечами у них колоссальный опыт, потому, что подвизаются они только в тех жанрах, которые им превосходно знакомы, в которых они сами успешно выступали в течение многих лет. Убежден, что А. Ширай не возьмется готовить новый репертуар для клоунов, Н. Бауман откажется выпускать конный номер, С. Морозов не согласится ставить номер жонглерам. А ведь они в цирке десятки лет!
Пора думать не только о количестве, но и о качестве, высоком качестве режиссерской продукции.
Следует внимательно прислушиваться к тем характеристикам, какие даются артистами режиссерам, берущимся не за свое дело! И артист в этих случаях прав. Ведь это он, артист, оказывается первой жертвой, а не только касса Союзгосцирка, из которой оплачиваются деяния режиссеров.
Своеобразный рекорд в этой области побил режиссер А. Федорович: полтора года он готовил музыкальный номер для талантливой комедийной артистки М. Капитановой.
-5-
В результате номера нет, десятков тысяч рублей нет, артистки М. Капитановой в цирке нет (не выдержала, ушла на эстраду). Список можно было бы и продолжить...
Пора повести решительную борьбу с кавалерийскими наскоками. Налетит такой режиссер-вояка на беззащитного артиста, нуждающегося в перестройке номера. Нарубает своей острой саблей кучу дров (режиссерских «палочек») и исчезнет в облаках поднятой им пыли, унося в виде трофея торжественный акт о титанической работе... После такого налета остаются руины прежнего номера, а нового нет и в помине.
И художественный отдел и администрация цирков часто забывают, что цирковой режиссер — не только постановщик, создатель нового, но и воспитатель, педагог! А на этом «небдагодарном» педагогическом поприще «палочек» не настругать. Эта повседневная, незаметная, исключительно важная деятельность во внимание не принимается, актов на нее не составляют, дополнительной оплаты за нее не полагается... Режиссер, помнящий о своих педагогических обязанностях, занят с утра и до позднего вечера, и времени всегда не хватает. А ведь не редко такому режиссеру вместо моральной поддержки, задают недовольным тоном вопрос: «Чем это вы целыми днями занимаетесь?»
Поэтому многие избегают такой деятельности. А это и творческие споры, в которых возникают свежие замыслы, и разговоры по душам, и борьба с проявлениями дурного вкуса, и совместные поиски выразительного жеста, соответствующего грима, костюма и т. д. и т. п.
И днем на репетиции и вечером во время представления опытный режиссерский глаз следит за артистами. Внимательный, дружеский, заботливый, обязанный все примечать глаз.
Первое знакомство зрителей с программой и режиссером начинается с пролога. Если пролог — визитная карточка всей программы, то в такой же мере он и визитная карточка самого постановщика. Как ни печально, но и сейчас все эти «визитные карточки» на один лад: шагистика... Левой — правой! Ручки... Знамена или букеты цветов... Улыбки... Вступительный монолог... Вот и все! И так во всех цирках. Меняются только участники, постановщики и место действия, а суть остается той же. Ставят такие прологи режиссеры, ставят артисты, даже некоторые директора цирков.
И удивляться не приходится — весь процесс постановки давно канонизирован. Даже цирковые коллективы не избежали этого бедствия. А ведь где еще, как не в коллективе» стабильном творческом содружестве артистов и режиссеров, нужно было бы повести беспощадную борьбу со штампом, с рутиной! Где еще есть такие возможности Для поисков и осуществления нового, как в Московском цирке? Увы, и в Московском цирке до последнего времени имели место примитивы, штампы.
А ведь у режиссера периферийного цирка чаще всего, кроме энтузиазма, ничего другого нет.
Из учебника физики известно: чтобы что-то передвинуть, перевернуть, необходимы точка опоры и рычаг.
Наша точка опоры — это оперативная работа репертуар-но-художественного отдела и отдела формирования программ. Поддержка наших творческих планов.
Наши рычаги — это в первую очередь новая, добротная и разнообразная цирковая драматургия. Это актеры: буффонадные клоуны, коверные, сатирики, ведущие программу... Без этого режиссер как без рук. Без этого все интересные замыслы остаются на бумаге.
Нужны новые оригинальные по форме и злободневные по содержанию прологи: героические, романтические, комедийно-сатирические и просто смешные — ярко буффонные. Самодовлеющая роль стихотворных монологов, во время чтения которых основная масса участников пролога уныло топчется на месте, играя роль декорации, должна быть сведена до минимума. Это — примитив, от которого пора отказаться.
Нужны сценарии сюжетных представлений, нужны остроумные цирковые обозрения, в сюжетный ход которых могут легко включаться самые разнообразные номера программы, имеющейся в данном цирке.
Удачный пример — детский спектакль «Трубка мира».
В искусстве построения злободневных, исторических, феерических и просто веселых сюжетных представлений значительные успехи достигнуты у наших зарубежных друзей: в ГДР, например ревю «Мяч катится вокруг света» в берлинском варьете «Фридрихштадт-Паласт», в Чехословацкой Социалистической Республике — цирковой комедийный спектакль «Два мужчины в облаках» и т. д. Следовало бы тщательно изучить этот опыт.
Нужно закреплять за цирком на весь сезон, на первое время хотя бы за ведущими периферийными цирками, группу артистов разговорного жанра: клоунов, коверных, сатириков. Если к ним присоединить еще и грамотного ведущего программу — такими силами можно браться за постановку и сюжетных представлений, и обозрений, и оригинальных прологов. Следовало бы организовать при некоторых цирках самодеятельные студии клоунады и сатиры. Лучших студийцев можно было бы занимать в идущей программе цирка как вспомогательный актерский состав. Со временем редеющий отряд клоунов и сатириков пополнился бы молодыми студийцами, отобранными из числа лучших.
Нужно решительно добиваться, чтобы программы, направляемые в периферийные цирки, перестали являть собою комплект наспех собранных номеров, из которых почти невозможно построить доброкачественную программу.
Об этом три года тому назад писал главный режиссер Харьковского цирка Е. Зискинд в своих заметках «О неотложных нуждах периферийных цирков». За это время ничего не изменилось.
Необходимо значительно увеличить ассигнования на постановочную, педагогическую и экспериментальную работу в периферийных цирках.
Пора убрать невидимую, но несокрушимую стену, отгораживающую Московский цирк от доступа других режиссеров. К разовым постановочным работам на манеже Московского и Ленинградского цирков следует привлекать лучших режиссеров Союзгосцирка и тех театральных режиссеров, которые знают и любят цирк. Если Московский цирк — академия, пусть в этой академии кроме бессменного президента будут еще и члены-корреспонденты.
Бесспорно, что советский цирк добился больших успехов. Но все мы хорошо знаем, что многое еще следует исправлять, а то и в корне перестраивать.
На этом я и закончу свои размышления... хотя их можно продолжить.
Г. Кадников
Журнал «Советский цирк» июнь 1961 г