Где эта улица, где ГУЦЭИ
Когда на одной из московских улиц вырастает новый дом, понятно, об этом знают лишь живущие по соседству да счастливцы-новоселы. Эта кажущаяся будничность — результат гигантского размаха строительных работ. Наверное, не знают москвичи и о новом доме на 5-й улице Ямского поля, хотя там он, пожалуй, самый оригинальный. Да что дом, и улица эта малоизвестна. И все-таки для многих читателей журнала и тех, о ком он рассказывает, улица эта родная...
Более тридцати лет назад в невысоком красном доме под шатровой крышей открылось первое в мире Государственное училище циркового искусства. Уже четырехзначными цифрами выражается число воспитанных им артистов. Но разве цифры способны раскрыть тот неоценимый вклад, который внесли питомцы ГУЦИ в родное для них у. любимое народом искусство. И как бы в благодарность за сделанное, в надежде на новью успели в будущем — старейшей школе мастеров советского цирка сделан превосходный подарок; построен новый дом.
Отступив слегка от тротуара, стоит по-прежнему не очень высокое, но весьма изящное современное здание, облицованное золотистой керамикой. По обе стороны легкая, ажурная ограда из таких же керамических блоков. Здание это построено по проекту, разработанному институтом «Гипротеатр». Автор — архитектор И. Л. Антипов, инженер-конструктор Н. К. Иванова.
Я попал в училище накануне приема нового здания комиссией, в один из последних дней марта. Только что прогремел первый, необычайно ранний весенний гром, пронеслась мимолетная гроза, смешавшая снег и дождь, и уже через несколько минут ярко-ярко засияло солнце. Веселые девушки и темноволосый стройный юноша с увлечением, как-то очень по-хозяйски протирали стекла главного входа, во дворе прибирали строительный мусор, мчались куда-то девчушши с ведрами, тряпками, в зале заканчивали установку кресел... И мне показалось, что неожиданно я попал на большой и радостный праздник. Хотя воспитанники занимались весьма прозаическим делом: мыли полы, протирали стекла, наводили чистоту и порядок — настроение у них было действительно праздничным. Стоит напомнить, что большинство из них принимало участие во всех работах, помогая строителям. Как же не радоваться, когда и твоими руками сооружен настоящий маленький цирк! Надеюсь, что вместе с ними порадуетесь и вы, когда мы совершим экскурсию по новому дому.
Прежде всего мне нужно было отыскать главного энтузиаста стройки — не только по должности, но и по любовному отношению к нуждам будущих артистов цирка — директора училища А. М. Волошина.
— Только что был здесь, — сказали мне на манеже.
— Только что был в холле, — ответили работавшие на втором этаже...
Волошина я увидел на одной из лестниц, после того как несколько раз обежал все здание по сплошному круговому коридору. Он сидел на корточках рядом с рабочими и доказывал им, что какие-то отверстия в ступеньках они сверлят неправильно.
Итак, осмотр училища пришлось начать снова с главного входа. Попробуй, откажи хозяину, желающему показать свое детище во всех деталях, дополнить впечатление комментариями о том, что еще должно быть и как это все будет выглядеть в абсолютно законченном виде.
Из просторного вестибюля вы попадаете в очень уютный круглый зал. Понятно, в центре тринадцатиметровый манеж, вокруг несколько рядов кресел, выше балкон с Оркестровой ложей. Всего 450 мест. Стена балкона выполнена из оригинальных ячеистых стеклянных блоков, а за ним», точно так же как и внизу, проходит круговой коридор.
Вдоль балкона — по кругу — блестят зеркальными глазницами еще не включенные прожекторы, высоко — в семнадцати метрах от манежа —стальные переплеты купола. Пробиваясь сквозь верхние окна и стеклянные стены балкона, солнце щедро заливает манеж веселыми лучами.
Есть в училище еще один четырехугольный манеж, два репетиционных зала.
Между манежами две большие раздевалки, и при каждой из них душевые кабины. Рядом гримерная, медпункт, буфет. В многочисленных помещениях первого этажа расположены административные службы и специальная пионерская комната. Возможно, вы удивлены — при чем же здесь пионерская комната?
Сделаем небольшой перерыв в экскурсии, тем более что нам уже пора подняться на второй этаж, и поговорим о пионерах. Начиная с этого учебного года, училище впервые приняло большую группу ребят, окончивших начальную школу. Уже давно шли разговоры о необходимости как можно раньше начинать подготовку будущих актеров цирка. Опыт показал, что в хореографии, цирковом искусстве чаще достигают творческих высот те, кто с самого детства посвятил себя будущей профессии. Очень хорошо, что это учтено также в цирковом училище. Эти воспитанники проведут в училище семь лет. Они получат законченное среднее общее образование, смогут впктать то лучшее, что накоплено за многие годы мастерами советского цирка. Теперь на манеже училища можно увидеть старательных мальчуганов, девчушек, постигающих азы цирковой азбуки, увидеть их в классах на уроках литературы, арифметики, иностранного языка, музыкального воспитания... Наконец, мы скоро увидим их в новой пионерской комнате во время отрядного сбора, на занятиях всевозможных кружков.
Раз уже мы заговорили о воспитанниках училища, добавим, что теперь на основных отделениях наряду с подготовкой артистов цирка будут готовиться и кадры для эстрады. Открывается вечернее отделение клоунады и музыкальной эксцентрики.
Показывая «классы — большие, светлые, просторные, расположенные на втором этаже, А. М. Волошин полушутя, полусерьезно говорит, что при таком увеличении числа учащихся, пожалуй, и этого здания не хватит. Но как бы там ни было, отрадно видеть, что перемены здесь происходят не только внешние, но и внутренние.
Теперь продолжим осмотр. На втором этаже есть специальная «комната цирка». По существу, это маленький музей истории циркового искусства. В красивом холле предполагается проводить всевозможные выставки. Уже отпраздновала новоселье библиотека, рядом — читальный зал, оборудована фотокино лаборатория. Учебные фильмы, которые будут создаваться в училище, помогут изучить элементы профессиональной техники, наглядно показать достоинства и недостатки в освоении сложного номера. Несомненно, появятся собственные фото- и киноэнтузиасты. И, кто знает, может быть, именно они создадут увлекательный фильм о цирке юных.
На школьном манеже. Акварель Д. Дарана

Не забыты в новом здании и педагоги. Для их работы и отдыха также отведены хорошие комнаты. Специальная телевизионная установка позволит из дирекции видеть все, что происходит в основных помещениях училища: на манеже, в репетиционных комнатах и т. д. Держись, ребята!
Закончив осмотр, мы уселись вдвоем на балконе, еще раз оглядели сверкающий чистотой зал, манеж и заговорили о том, что же должно измениться в самой методике подготовки артистов цирка, что новое может и должно возникнуть в этих стенах.
— Мы мечтаем, — говорит Волошин, — открыть здесь своеобразный учебный цирк. Скажем, наши бывшие воспитанники, ставшие прославленными актерами, готовят вместе с выпускниками спектакль. Опытный цирковой актер и режиссер могут прийти сюда с любым интересным замыслом, поэкспериментировать. Можно, например, показать, как рождаются, из чего складываются цирковые трюки. Пусть на таких своеобразных лабораторных спектаклях нашими гостями будет рабочая молодежь, спортсмены, коллективы соседних предприятий.
Хорошо, когда люди умеют мечтать. Я слушаю Волошина и думаю: хорошо бы приглашать не только в гости, а и на манеж участников художественной самодеятельности, увлекающихся цирковыми жанрами. А разве не могло бы училище, поработав с самодеятельностью, помочь в создании любительского народного цирка.
Мечтают в училище и о том, чтобы выпускать не отдельные номера, а единую программу — целый цирковой коллектив. Скажем, начиная с будущего года, объединить студентов и готовить с ними два года спектакль. Есть у Волошина еще одна «крамольная» мысль: что если вместо практики, которую без особой пользы проводят в цирках, иметь училищу собственное «шапито» и во время летних каникул отправиться на гастроли со своей программой.
А я добавил бы к этому — на целинные земли, к своим сверстникам — молодым патриотам, которые с радостью встретят таких желанных гостей.
Вероятно, Министерству культуры РСФСР, Союзгосцирку следовало-бы обсудить предложения, рожденные в коллективе, и поддержать все то новое, разумное, что в них содержится.
Только зданием не ограничиваются запросы училища. Наоборот, его появление рождает новые, серьезные проблемы. До сих пор отказывают в приеме детей артистов цирка из-за отсутствия общежития. Вернее, для воспитанников младшего возраста нужна школа-интернат. Нужны хорошие мастерские, где сами учащиеся могли бы делать реквизит. Это и будет политехнизация обучения.
Невольно возникает вопрос, где же будут готовить артистов, работающих с животными? Ведь зооцирк также популярен в народе, а кадры для него готовятся только стараниями передовых артистов этого жанра, их самоотверженными, но не всегда достигающими цели усилиями. Ведь в училище нет такого отделения, а открыть его можно, только создав специальные условия...
Вот сколько мыслей, вопросов, планов возникает при знакомстве только с одним новым московским домом.
На улице, около главного входа, я увидел трех пареньков. До меня донесся конец фразы, очень весело и задорно произнесенной одним из ребят: «...А здесь будет афиша: весь вечер на манеже Анатолий...» Фамилии Анатолия я не расслышал. Ребята рассмеялись, но, честное слово, я услышал в этом смехе радость ожидания, веру в то, что придет такой вечер для каждого из них, что именно в этом доме они впервые встретятся со своим зрителем. Я верю, что не только артисты, многие москвичи — любители цирка — станут друзьями училища, узнают, где эта улица…
Юрий ГАЛЬПЕРИН
Журнал «Советский цирк» июнь 1961 г