В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Где эта улица, где ГУЦЭИ

На занятиях в ГУЦЭИКогда на одной из московских улиц вырастает новый дом, понятно, об этом знают лишь живущие по со­седству да счастливцы-новоселы. Эта кажущаяся буд­ничность — результат гигантского размаха строитель­ных работ. Наверное, не знают москвичи и о новом доме на 5-й улице Ямского поля, хотя там он, пожа­луй, самый оригинальный. Да что дом, и улица эта малоизвестна. И все-таки для многих читателей журнала и тех, о ком он рассказывает, улица эта родная...

Более тридцати лет назад в невысоком красном доме под шатровой крышей открылось первое в мире Государ­ственное училище циркового искусства. Уже четырехзнач­ными цифрами выражается число воспитанных им артистов. Но разве цифры способны раскрыть тот неоценимый вклад, который внесли питомцы ГУЦИ в родное для них у. люби­мое народом искусство. И как бы в благодарность за сде­ланное, в надежде на новью успели в будущем — старейшей школе мастеров советского цирка сделан превосходный подарок;   построен   новый   дом.

Отступив слегка от тротуара, стоит по-прежнему не очень высокое, но весьма изящное современное здание, облицованное золотистой керамикой. По обе стороны легкая, ажурная ограда из таких же керамических блоков. Здание это построено по проекту,  разработанному ин­ститутом «Гипротеатр». Автор — архитектор И. Л. Антипов, инженер-конструктор Н. К. Иванова.

Я попал в училище накануне приема нового здания ко­миссией, в один из последних дней марта. Только что про­гремел первый, необычайно ранний весенний гром, пронес­лась мимолетная гроза, смешавшая снег и дождь, и уже через несколько минут ярко-ярко засияло солнце. Веселые девушки и темноволосый стройный юноша с увлечением, как-то очень по-хозяйски протирали стекла главного входа, во дворе прибирали строительный мусор, мчались куда-то девчушши с ведрами, тряпками, в зале заканчивали установку кресел... И мне показалось, что неожиданно я попал на большой и радостный праздник. Хотя воспитанники зани­мались весьма прозаическим делом: мыли полы, протирали стекла, наводили чистоту и порядок — настроение у них было действительно праздничным. Стоит напомнить, что большинство из них принимало участие во всех работах, помогая строителям. Как же не радоваться, когда и твоими руками сооружен настоящий маленький цирк! Надеюсь, что вместе с ними порадуетесь и вы, когда мы совершим экс­курсию   по   новому   дому.

Прежде всего мне нужно было отыскать главного энту­зиаста стройки — не только по должности, но и по любов­ному отношению к нуждам будущих артистов цирка — ди­ректора   училища   А.   М.   Волошина.

— Только что был здесь, — сказали мне на манеже.

— Только что был  в  холле, — ответили работавшие  на втором   этаже...

Волошина я увидел на одной из лестниц, после того как несколько раз обежал все здание по сплошному круговому коридору. Он сидел на корточках рядом с рабочими и до­казывал им, что какие-то отверстия в ступеньках они свер­лят   неправильно.

Итак, осмотр училища пришлось начать снова с главного входа. Попробуй, откажи хозяину, желающему показать свое детище во всех деталях, дополнить впечатление коммен­тариями о том, что еще должно быть и как это все будет выглядеть   в   абсолютно   законченном   виде.

Из просторного вестибюля вы попадаете в очень уют­ный круглый зал. Понятно, в центре тринадцатиметровый манеж, вокруг несколько рядов кресел, выше балкон с Ор­кестровой ложей. Всего 450 мест. Стена балкона выполнена из оригинальных ячеистых стеклянных блоков, а за ним», точно так же как и внизу, проходит круговой коридор.

Вдоль балкона — по кругу — блестят зеркальными глаз­ницами еще не включенные прожекторы, высоко — в сем­надцати метрах от манежа —стальные переплеты купола. Пробиваясь сквозь верхние окна и стеклянные стены бал­кона, солнце щедро заливает манеж веселыми лучами.

Есть в училище еще один четырехугольный манеж, два репетиционных   зала.

Между манежами две большие раздевалки, и при каж­дой из них душевые кабины. Рядом гримерная, медпункт, буфет. В многочисленных помещениях первого этажа рас­положены административные службы и специальная пионерская комната. Возможно, вы удивлены — при чем же здесь   пионерская   комната?

Сделаем небольшой перерыв в экскурсии, тем более что нам уже пора подняться на второй этаж, и поговорим о пионерах. Начиная с этого учебного года, училище впер­вые приняло большую группу ребят, окончивших начальную школу. Уже давно шли разговоры о необходимости как можно раньше начинать подготовку будущих актеров цирка. Опыт показал, что в хореографии, цирковом искус­стве чаще достигают творческих высот те, кто с самого детства посвятил себя будущей профессии. Очень хорошо, что это учтено также в цирковом училище. Эти воспитан­ники проведут в училище семь лет. Они получат закончен­ное среднее общее образование, смогут впктать то лучшее, что накоплено за многие годы мастерами советского цирка. Теперь на манеже училища можно увидеть старательных мальчуганов, девчушек, постигающих азы цирковой азбуки, увидеть их в классах на уроках литературы, арифметики, иностранного языка, музыкального воспитания... Наконец, мы скоро увидим их в новой пионерской комнате во время отрядного сбора, на занятиях всевозможных кружков.

Раз уже мы заговорили о воспитанниках училища, доба­вим, что теперь на основных отделениях наряду с подготов­кой артистов цирка будут готовиться и кадры для эстрады. Открывается вечернее отделение клоунады и музыкальной эксцентрики.

Показывая «классы — большие, светлые, просторные, расположенные на втором этаже, А. М. Волошин полушутя, полусерьезно говорит, что при таком увеличении числа учащихся, пожалуй, и этого здания не хватит. Но как бы там ни было, отрадно видеть, что перемены здесь происходят не   только   внешние,   но   и   внутренние.

Теперь продолжим осмотр. На втором этаже есть спе­циальная «комната цирка». По существу, это маленький музей истории циркового искусства. В красивом холле предполагается проводить всевозможные выставки. Уже отпраздновала новоселье библиотека, рядом — читальный зал, оборудована фотокино лаборатория. Учебные фильмы, которые будут создаваться в училище, помогут изучить эле­менты профессиональной техники, наглядно показать достоинства и недостатки в освоении сложного номера. Несомненно, появятся собственные фото- и киноэнтузиасты. И, кто знает, может быть, именно они создадут увлекательный   фильм   о   цирке   юных.

На школьном манеже в ГУЦЭИ. Акварель Д. Дарана

На школьном манеже. Акварель Д. Дарана

Эквилибр на трапеции. в ГУЦЭИ

Не забыты в новом здании и педагоги. Для их работы и отдыха также отведены хорошие комнаты. Специальная телевизионная установка позволит из дирекции видеть все, что происходит в основных помещениях училища: на ма­неже, в репетиционных комнатах и т. д. Держись, ребята!

Закончив осмотр, мы уселись вдвоем на балконе, еще раз оглядели сверкающий чистотой зал, манеж и загово­рили о том, что же должно измениться в самой методике подготовки артистов цирка, что новое может и должно воз­никнуть   в   этих   стенах.

— Мы мечтаем, — говорит Волошин, — открыть здесь своеобразный учебный цирк. Скажем, наши бывшие воспи­танники, ставшие прославленными актерами, готовят вместе с выпускниками спектакль. Опытный цирковой актер и ре­жиссер могут прийти сюда с любым интересным замыслом, поэкспериментировать. Можно, например, показать, как рождаются, из чего складываются цирковые трюки. Пусть на таких своеобразных лабораторных спектаклях нашими гостями будет рабочая молодежь, спортсмены, коллективы соседних   предприятий.


Хорошо, когда люди умеют мечтать. Я слушаю Воло­шина и думаю: хорошо бы приглашать не только в гости, а и на манеж участников художественной самодеятель­ности, увлекающихся цирковыми жанрами. А разве не могло бы училище, поработав с самодеятельностью, помочь в создании любительского народного цирка.

Мечтают в училище и о том, чтобы выпускать не отдель­ные номера, а единую программу — целый цирковой кол­лектив. Скажем, начиная с будущего года, объединить сту­дентов и готовить с ними два года спектакль. Есть у Волошина еще одна «крамольная» мысль: что если вместо практики, которую без особой пользы проводят в цирках, иметь училищу собственное «шапито» и во время летних каникул   отправиться   на   гастроли   со   своей   программой.

А я добавил бы к этому — на целинные земли, к своим сверстникам — молодым патриотам, которые с радостью встретят   таких   желанных   гостей.

Вероятно, Министерству культуры РСФСР, Союзгосцирку следовало-бы обсудить предложения, рожденные в кол­лективе, и поддержать все то новое, разумное, что в них содержится.

Только зданием не ограничиваются запросы училища. Наоборот, его появление рождает новые, серьезные проб­лемы. До сих пор отказывают в приеме детей артистов цирка из-за отсутствия общежития. Вернее, для воспитан­ников младшего возраста нужна школа-интернат. Нужны хорошие мастерские, где сами учащиеся могли бы делать реквизит. Это и будет политехнизация обучения.

Невольно возникает вопрос, где же будут готовить арти­стов, работающих с животными? Ведь зооцирк также популярен в народе, а кадры для него готовятся только стараниями передовых артистов этого жанра, их самоотверженными, но не всегда достигающими цели усилиями. Ведь в училище нет такого отделения, а открыть его можно, только   создав   специальные   условия...

Вот сколько мыслей, вопросов, планов возникает при знакомстве только с одним новым московским домом.

На улице, около главного входа, я увидел трех па­реньков. До меня донесся конец фразы, очень весело и задорно произнесенной одним из ребят: «...А здесь будет афиша: весь вечер на манеже Анатолий...» Фамилии Анато­лия я не расслышал. Ребята рассмеялись, но, честное слово, я услышал в этом смехе радость ожидания, веру в то, что придет такой вечер для каждого из них, что именно в этом доме они впервые встретятся со своим зрителем. Я верю, что не только артисты, многие москвичи — любители цир­ка — станут друзьями училища, узнают, где эта улица…

 

Юрий   ГАЛЬПЕРИН

 Журнал «Советский цирк» июнь 1961 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100