Конный цирк – настоящее искусство
Н. НИКИТИН: Конный цирк – настоящее искусство. Об этом, к сожалению, забыли…
Эта статья написана старейшим мастером конного цирка заслуженным артистом РСФСР Н. А. Никитиным. Несмотря на отдельные спорные положения и оценки, она, как нам кажется, вызовет интерес как у артистов цирка, так и у любителей циркового искусства.
Статья Г. Венецианова «О конном цирке» («Советский цирк», № 1 за 1961 г.), написана в защиту еще недавно самого распространенного циркового жанра. Я с удовольствием прочитал ее. Но, говоря об упадке этого жанра, автор статьи, на мой взгляд, не сказал о действительных причинах, приведших к тому, что в программах нашего цирка все реже и реже встречаются конные номера.
Г. С. Венецианов считает, что вытеснение лошади из быта значительно понизило интерес к ней как таковой у широкой массы зрителей. Это неверно. Чем реже стала встречаться в нашей повседневной жизни лошадь, тем больше проявляют к ней внимания посетители цирка. Все редкое, незнакомое всегда возбуждает интерес и любопытство: таковы особенности человеческого восприятия.
Хотя многие зрители в настоящее время не знают всех тонкостей конного дела, красивая лошадь на манеже всегда вызовет у них эстетическое наслаждение.
Конный цирк — настоящее искусство, имеющее свою многовековую историю. К сожалению, об этом забыли руководители, от которых зависела судьба конного цирка. Среди них есть люди, случайно попавшие в цирк, люди холодные и равнодушные. Они подходят к конным номерам с коммерческой стороны, как дорогому, принудительному ассортименту. Так, бывший директор Московского цирка Н. Байкалов в течение нескольких сезонов сознательно не пускал на манеж конюшни дрессированных лошадей, показывал публике, как говорят артисты-конники, один-два хвоста. Чаще всего конный цирк на манеже Московского цирка был представлен лошадью А. Королева (номер «скульптурная группа»). Поправ интересы зрителей, директора цирков, стремясь получить скорее прибыль, начали еще в 30-х годах насаждать на арене эстрадные жанры (танцы, иллюзию), которые стали вытеснять конный цирк. Бесспорно, ящики иллюзионистов кушать не просят, они дешевле обходятся, чем содержание лошади. Но это — суррогаты искусства. Современный зритель по сравнению со зрителем 30-х годов значительно вырос. В век спутников и космических ракет он уже скептически смотрит на все иллюзионные чудеса без чудес.
Зритель по-прежнему желает видеть в цирке чудеса силы и ловкости человека, победу воли дрессировщика над инстинктами животных. В этом отношении настоящий конный цирк обладает неисчерпаемыми возможностями. Он имел в прошлом — в годы своего расцвета — большое количество разнообразных интересных номеров, украшавших манежи русского и советского цирков. Конный цирк выдвинул таких талантливых исполнителей, как наездник Николай Сычев, сальтоморталист Павел Фе-досеевский, универсальный наездник Петр Орлов, исполнитель высшей школы Александр Чинизелли, пантомимист на лошади Джижетто Безано, наездницы сестры Гамсакурдия, Эрнестина Станек, Лидия Соколова-Кук, Надежда Соббот, Буш, Мария Бланш, Батиста Шрайбер (последние три — наездницы высшей школы).
В настоящее время многих конных номеров уже не увидишь на цирковой арене. Нет в программах ни сальто-морталисток на лошади, ни парфорс-наездников, ни гротеск-наездниц, ни «почты». Исчезло с арены такое интересное зрелище, как конная пантомима.
Из-за пренебрежительного отношения к лошади руководителей цирков значительно снизился художественный уровень имеющихся конных номеров, появились недобросовестные, неквалифицированные дрессировщики, а самое главное — подорвано творческое начало. Всякие, попытки создать что-нибудь новое в этом жанре наталкиваются на странное равнодушие работников аппарата Союзгосцирка. Приходится преодолевать всяческие барьеры.
Конный цирк нуждается в возрождении. Прежде чем принимать конкретные меры для его подъема, необходимо критически подойти ко всем номерам, посмотреть, кто из дрессировщиков имеет право представлять этот жанр в цирке.
В настоящее время есть только три хорошие конюшни: Бориса Манжелли, Тамары Штейн и Дмитрия Кострюкова. Б. Манжелли артистичен, прекрасно знает шамбарьер. Человек он энергичный, при желании может подготовить три очень интересные групповые дрессировки. Кострюков недостаточно артистичен, но у него есть выдумка, энергия, он знает шамбарьер. Если он сумеет подготовить как следует сына, получится неплохой номер. Тамара Штейн на арене очень артистична. Благодаря опытному помощнику Михаилу Штейну ее конюшня в прекрасном состоянии, имеет разнообразную работу.
Конюшни Нины Монкевич и Георгия Зинченко по своему художественному качеству уступают названным выше. В конюшне Нины Монкевич лошади неплохие, в большом порядке, а хорошей работы нет, сама она без квалифицированных помощников почти беспомощна.
В первой программе Г. Зинченко зрители видят все то же, что было при покойном Лерри, которому раньше принадлежала эта конюшня. Вторая его программа слабая. Выглядит дрессировщик в манеже приятно, шамбарьер знает неважно.
Остальные конюшни ниже всякой критики.
Из так называемых «высших школ» серьезно можно говорить лишь о работе Кривых и номере Денисова и Тугановой. Денисову и Тугановой необходимо подучить как следует лошадей, отказаться от неэстетичных манер. Ни под каким видом нельзя Денисову выезжать на манеж с непокрытой головой. Туганова, когда лошадь по ее же вине не хочет стать на коленку, широко открывает рот, как будто бы от удивления и так продолжает ездить дальше. Так вести себя на арене нельзя.
В цирковом конвейере имеется шесть национальных номеров джигитов. Их участники одеты в разные костюмы, а трюковая работа во всех номерах одинаковая. Государству обходятся джигиты дорого. Поэтому необходимо оставить только лучшие труппы джигитов — Алибека Кантемирова, Туганова и Коченова, а остальные — расформировать.
Чтобы возродить конный цирк, следует руководству Союзгосцирка и директорам цирков пересмотреть свое отношение к конным номерам и проявлять больше заботы об артистах и их животных. Необходимо создать конную студию, воспитывать молодых дрессировщиков, преданных цирковому искусству. Чтобы лошадь снова заняла свое достойное место на арене, следует также взять все лучшее из старого цирка. Я говорю это не потому, что принадлежу к артистам старшего поколения, а потому что без освоения культурных ценностей прошлого невозможно развивать современное искусство.
Эта истина почему-то забывается в нашем цирке.
Не потому ли цирк, раньше называвшийся конно-гимнастическим, стал теперь иллюзионно-механическим. Нельзя об этом не скорбеть, жаль родного искусства.
Журнал «Советский цирк» апрель 1961 год