В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета. Июль 1961 г

Указом   Президиума Верховного Совета Ар­мянской ССР от 26 апре­ля 1961 года артисту Союзгосцирка, руководите­лю армянского циркового коллектива заслуженному артисту Армянской ССР АРЗУМАНЯНУ ВЛАДИМИРУ АРШАКОВИЧУ присвоено по­четное звание народного артиста Армянской   ССР.

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ-АРТИСТАМ ЦИРКА

Указом Президиума Верховного Совета Грузинской ССР в связи с 40-летием установления Советской вла­сти в Грузии присвоены почетные звания

ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ ГРУЗИНСКОЙ ССР

КАНЧЕЛИ Ираклию Александровичу — художествен­ному руководителю Тбилисского государственного цирка;

ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА ГРУЗИНСКОЙ ССР артистам грузинского цирка:

АГДГОМЕЛАШВИЛИ Георгию Антоновичу,

АГДГОМЕЛАШВИЛИ Антону Михайловичу,

ГАРСЕВАНИШВИЛИ Гураму Георгиевичу,

ГОЛИАДЗЕ Николаю Ивановичу,

ДАДЕШКЕЛИАНИ (Да-Деш) Сандро Сандроевичу,

ЛАЛАШВИЛИ Михаилу Иосифовичу,

ТЕДИАШВИЛИ Александру Владимировичу.


ПЕРВЫЙ В РЕСПУБЛИКЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ЦИРК

В Доме культуры города К.-Науместис часто выступает первый в Литовской республике само­деятельный цирк.

В нем участвуют люди разных возрастов и про­фессий. Директор Дома культуры И. Викшрайтис выступает в качестве акробата. Работник этого же Дома В. Даугела исполняет танцы на проволоке. Служащий управления местного хозяйства Ч. Билявичус демонстрирует зрителям искусство эквилибриста, кроме того, он показывает им и свой второй номер —иллюзионный.

Активистами коллектива являются также работ­ница льнозавода Д. Шукайтите, учительница Р. Балтрушайтите, управлющий домами города А. Ясюлявичус.

Самодеятельный цирк пользуется широкой из­вестностью. По инициативе Министерства куль­туры республики Литовская киностудия выпустила журнал о самодеятельном цирке, и сотни тысяч зрителей Советской Литвы познакомились с твор­чеством артистов-любителей.

В честь XXII съезда КПСС самодеятельный цирк готовит праздничную программу для тружеников сельского хозяйства.

Б. ДУХНЕВИЧ

В фонд защиты мира

Артисты, работающие в Ом­ском цирке, дали представле­ние в фонд защиты мира, кото­рое прошло с большим успе­хом. В нем приняли участие артисты Чижевские, Беляевы, Утехины, Андреевы, Быковы, заслуженный артист РСФСР М. Егоров, В. Попова, Ли-Ху-Дэ, А. Ошук, Л. Кобленц, коверный Н. Шульгин, участники цыган­ского циркового коллектива, руководимого  Я.  Бреслером.

М. РАСКИН,

Встреча была интересной

Партийная организация и местный комитет Киевского цирка проводят для артистов и технических работников цирка лекции и беседы, организуют коллективные посещения музеев и театров, просмотры художественных и научно-популярных кинофильмов, творческие встречи с писателями и деятелями искусства.

Недавно на манеже цирка артисты встретились с коллективом работников Киевской студии научно-популярных фильмов. После беседы гости показали новую работу — цветной документальный фильм «Об этом спорят в мире», который был просмотрен с боль­шим интересом.

Такие встречи взаимно обогащают деятелей разных видов искусства.

О. Беляев,

артист

ВИЛЛИ БУР УХОДИТ НА  ПЕНСИЮ

В передвижном цирке № 2 в г. Намангане состоялось тор­жественное собрание работни­ков цирка, посвященное уходу на пенсию старейшего артиста советской арены Анса Интовича Вильниса, известного среди любителей циркового искусства под псевдонимом   Вилли  Бура.

В 1922 году он был пригла­шен дядей Ваней (Лебедевым) в один из чемпионатов фран­цузской борьбы. С тех пор жизнь его тесно связана с советским цирковым искусством. За свою артистическую жизнь Вилли Буру приходилось не раз  испытывать  и   радость  побед н горечь поражений. Неод­нократно встречался он на ков­ре с крупнейшими мастерами французской борьбы: чемпио­ном мира И. М. Поддубным, Александром Мазуром, Иваном Шемякиным, Клеменсом Булем и   Вейландтом  Шульцем.

Последние годы Вильнис ра­ботал в должности инспектора манежа. Приказом по Объеди­нению государственных цирков за безупречную и долголетнюю работу ему объявлена благо­дарность.

К. Шнитке,

артист

ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ  ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ

 

В наш Газимуро-Заводской район. Читинской области, прихо­дит много разных кинофильмов. Но за три с половиной года не бы­ло ни одного о цирке. У нас много любителей циркового искусст­ва. Их желание видеть выступления цирковых артистов пока не удовлетворяется. А передвижные цирки и бригады «Цирк на сце­не», к сожалению, не приезжают.

Между тем есть возможность познакомить жителей отдален­ных районов с цирковым искусством. Для этого необходимо сни­мать хроникальные фильмы о цирке, запечатлеть на пленке луч­шие цирковые программы.

Такие фильмы найдут живой отклик у жителей небольших го­родов и сел.

И. и Г. ГАВРИЛОВЫ

 

МЕДИЦИНСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ АРТИСТОВ

За последние годы значительно улучшилось меди­цинское обслуживание мастеров манежа. Цирки стали располагать всем необходимым для оказания квали­фицированной неотложной помощи. Большинство ста­ционарных цирков имеет хорошо оборудованные вра­чебные пункты. В Москве, Ростове, Одессе, Киеве медпункты оснащены современной медицинской ап­паратурой (соллюкс, кварц, УВЧ, д Арсонваль).

В Воронежском цирке прошлым летам были по­строены солярий и душевая установка, в Ростовском цирке начато оборудование водолечебницы.

В медпунктах цирков успешно проводится амбу­латорное лечение, и в частности лечение травм гидрокортизоном. Медпункт Сталинабадского цирка направляет заболевших артистов конвейера на мест­ные целебные горячие источники.

Кроме профессиональных осмотров, лечения и дежурств на представлениях врачами цирков прово­дится также санитарно-гигиеническое обследование всех помещений цирка.

Большое внимание артистам цирка уделяет Цент­ральный институт травматологии и ортопедии Мини­стерства здравоохранения СССР. Принимаются меры по дальнейшему улучшению травматологической помощи и медицинского обслуживания мастеров мане­жа. Будет также налажено физиологическое и меди­цинское исследование артистов физкультурно-спортивных жанров, изучение причин изменения работоспособности и определена дозировка предель­ных напряжений и периодов отдыха, следующих за нагрузкой. Эти исследования дадут возможность рекомендовать мастерам манежа режим тренировок и репетиций.

А. ИРХИН,  инженер

ИЗ ПРАКТИКИ КЕМЕРОВСКОГО ЦИРКА

В Кемеровском цирке в зим­ний сезон 1960/61 года часто проводились специальные пред­ставления для рабочих промыш­ленных предприятий города и для колхозников области. Была найдена интересная форма отображения жизни заводов и кол­хозов.

Незадолго до представлений предприятия и колхозы сообща­ли фамилии лучших производ­ственников и передовиков сель­ского хозяйства. Назывались также и нарушители трудовой дисциплины.

На представлениях в парад-прологах артисты приветствова­ли с манежа передовых рабочих и колхозников, называя их фамилии.

Упоминались во время пред­ставления и фамилии неради­вых. Их высмеивали в своих репризах и интермедиях клоу­ны.

Зрители живо реагировали, когда с манежа произносились фамилии и дружно аплодиро­вали артистам.

Активное участие в органи­зации представлений — встреч с рабочими и колхозниками приняли режиссер Г. Беннисон и артисты Я. Пименов, Н. Шульгин, Д. Зверев и С. Шестопалов.

Д. 3.

ПОЖАРНИКАМ — БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ

Переписка Одесского цирка с Союз­госцирком о состоянии противопожар­ной защиты длится безрезультатно много лет. Здесь только два пожарних крана, нет насосно-повысительной установки и водоема для запаса воды.

В Союзгосцирке фактически не знают, кто отвечает в цирках за противопожарную оборону.

Во всех цирках, и в частности у нас, явно недостаточен штат, затруднителен подбор квалифицированных рвботников. В качестве пожарных работают люди, не соответствующие своей долж­ностной квалификации. Не вовремя выдается положенное обмундирование. Как и низкая зарплата, это отрицатель­но влияет на стабильность кадров по­жарной охраны.

Руководству Союзгосцирка следует создать условия, чтобы пожарная охрана успешно выполняла свей задачи.

М.  ПЕКАРЬ,

начальник   пожарной   охраны   Одесского цирка

ЛЮБИТЕЛИ  ЖДУТ

В журнале «Советский цирк» № 2 за 1961 год была опубликова­на статья М. Бройде «Поддержать хорошее начинание». В этой статье автор писал о необходимо­сти оказать творческую помощь студентам МГУ, задумавшим соз­дать клуб любителей циркового искусства. Я — поклонник цирка и поэтому, как и Бройде, считаю, что начинание студентов Москов­ского университета надо всячески поддержать. Организация клуба любителей циркового искусства объединит друзей цирка, окажет помощь участникам художественной самодеятельности. Слово за артистами цирка.

Л. Корнеев

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА

С большим успехом в Ижев­ском цирке прошли гастроли уроженца Удмуртии, дресси­ровщика Ивана Кудрявцева. Целыми семьями приезжали в цирк жители отдаленных районов, чтобы посмотреть вы­ступление своего земляка. Осо­бой популярностью пользовался Кудрявцев и его косолапый друг у пионеров и школьников.

Успеху Кудрявцева способст­вовала хорошо подобранная программа, с которой выступа­ли И. Орлов и В. Тряпицын.

Правительство Удмуртской АССР высоко оценило мастер­ство талантливого дрессиров­щика, присвоив ему звание за­служенного артиста республи­ки.

Н. Степанов,

режиссер

КО ВСЕМ АРТИСТАМ И РЕЖИССЕРАМ КО ВСЕМ РАБОТНИКАМ СОВЕТСКОГО ЦИРКА

ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!

Работники советского цирка, как и весь народ, готовятся до­стойно встретить XXII съезд Коммунистической партии Совет­ского Союза. Мы уверены, что взятые вами творческие обяза­тельства  будут   успешно   выполнены.

Мы должны сосредоточить внимание на подготовке новых произведений циркового искусства, — номеров и аттракционов, оригинальных  по  замыслу  и  композиции.

Опираясь на творческую инициативу артистов. Всесоюзное объединение государственных цирков считает целесообразным провести смотр сценариев, в котором могут принять участие все работники   советского   цирка.

Сценарии новых номеров и аттракционов, направляемые на смотр, должны включать новые трюки, демонстрируемые в увле­кательной   цирковой   форме.

Особый интерес представят предложения по созданию раз­личных видов новых цирковых аттракционов, сценарии индиви­дуальных номеров, оригинальных по характеру и стилю, сцена­рии веселых, комических, эксцентрических номеров, предложе­ния по обновлению и видоизменению форм показа традицион­ных  цирковых  жанров.

Сценарии, направляемые на конкурс, должны содержать опи­сание номера или аттракциона, перечисление трюков, реквизита, снарядов и аппаратуры, сопровождаться пояснительными пись­мами и эскизами (желательно приложение схем и чертежей). Сценарии представляются до 15 октября 1961 года в репертуарно-художественный отдел Союзгосцирка с надписью: «На конкурс сценариев». Сценарии, поступившие на конкурс, будут рассмот­рены режиссерской коллегией до 15 ноября 1964 г. Принятые сценарии будут включены в план постановочной работы Союз­госцирка  на  1962  год.

Мы уверены, что работники советского цирка примут актив­ное участие  в  смотре.

СОЮЗГОСЦИРК

СОЗДАДИМ НОВЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ ТРЮКИ

Многие выдающиеся до­стижения акробатики связа­ны с именами русских и со­ветских мастеров манежа. Так, первыми чемпионами мира были русские артисты Алексей Сосин и Николай Коровин. Они впервые ис­полнили двойное заднее сальто-мортале и двойной пируэт, сальто-мортале. Им были присуждены золотые медали и почетные звания чемпионов мира.

Жокей-наездник, соло-прыгун Василий Соболев­ский с успехом гастролировал во всех лучших цирках Европы, восхищая зрителей. В  XIX  веке   Федор  Молодцов пользовался заслужен­ной славой бесстрашного акробата на канате. Акро­баты-прыгуны – с подкидными досками братья Винкины первыми в мире исполнили пируэт — двойное заднее сальтомортале в плечи к партнеру на колонну и зад­нее сальто-мортале на колонну из трех в плечи к партнеру.

Мастера советского мане­жа с честью продолжили традиции артистов русского цирка. Больших успехов до­стигли акробаты-прыгуны и акробаты с подкидными досками. Уже в 30—40-е го­ды наши артисты исполняли рекордные   трюки.

Их достижения  были  пе­рекрыты     в     послевоенный период. Наши ведущие ма­стера-новаторы продемон­стрировали в 40—50-е годы выдающиеся трюки: трой­ное заднее сальто-мортале, тройное переднее, тройное стрикассированное, тройной бланш, тройное арабское (боковое), пируэт — тройное заднее, четыре сальто-мор­тале на пол, двойное заднее сальто в плечи партнера на колонну из трех, заднее сальто-мортале в плечи на четвертого партнера на ко­лонну, заднее сальто-мор­тале на лобовой шест к партнеру в  плечи,  пассаж с приходом в переднюю стойку на лобовой шест к партнеру в руки, заднее сальто-мортале на зубной шест к партнеру в плечи, двойное сальто-мортале на зубной шест к партнеру в плечи, заднее сальто-морта­ле на ходулях, пируэт саль­то-мортале на ходулях, двойное заднее сальто-мор­тале на ходулях с приходом на пол.

Создателями и первыми исполнителями этих рекорд­ных трюков являются масте­ра советского цирка: Само­летов,  Ремнев,  Баюкин,  Девяткин, Шаламов, Беляков, Довейко, Саженев, Григорь­ев, Альгин, Кулясов, братья Кожевниковы.

В системе Союзгосцирка имеется 8—10 трупп акро­батов с подкидными доска­ми. Художественный уро­вень многих из них страдает из-за однообразия трюков и композиции.

Необходимо смелее вво­дить в номера новые трюки. Режиссерам Союзгосцирка совместно с руководителя­ми номеров не мешало бы подумать о создании сце­нариев для групповых акробатических   номеров  с   подкидными досками.

Хочется предложить ряд новых трюков. Может быть, они привлекут внимание и заинтересуют наших масте­ров. Вот некоторые: пиру­эт—тройное заднее сальто в плечи, четыре арабских сальто на пол (боковые), четыре задних сальто в пле­чи, пять задних сальто на пол, тройное заднее сальто на колонну в плечи на тре­тьего партнера (фирманхох), пируэт — двойное заднее сальто на зубной шест к партнеру  в  плечи,  пируэт—двойное заднее сальто на ходулях.

Уверен, что эти трюки выполнимы И что мы скоро увидим их.

Подкидные доски в цирке существуют лет 70—80. Зри­тель уже привык к этой ап­паратуре, к тому же она громоздка. Назрела необхо­димость создать новые под­брасывающие трамплины-катапульты. Можно исполь­зовать для этого авиацион­ные резиновые амортизато­ры или стальные пружины. Хорошо бы испробовать качающиеся маховые рыча­ги-трамплины, действующие по принципу качающегося лопинга. Это позволило бы создать групповые акроба­тические     номера — «Акробаты-матросы на качающих­ся якорях», «Акробаты на ка­чающихся канатах-кордеволанах», «Акробаты-летчики на вращающемся трампли­не-ракете».

Возможен также номер с ручными резиновыми пра­щами, действующими по принципу выбрасывающих дюралюминиевых рычагов, которые были применены в номере братьев Исаевых.

Для дальнейшего подъе­ма советского акробатиче­ского искусства следовало бы ежегодно проводить всесоюзные конкурсы, по­ощрять создание новых  номеров и трюков.

С.   КОЖЕВНИКОВ,

заслуженный   артист  РСФСР

  Журнал «Советский цирк» июль 1961 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

10115070