Наша газета. Май 1960 г
ЗАБОТА ОБ АРТИСТАХ
В Союзгосцирке начаты подготовительные проектные работы по строительству в Москве в 1961—1962 годах нового здания цирка на 3000 мест, гостиницы для артистов цирка и репетиционной базы с художественно - производственными мастерскими для Центральной студии циркового искусства.
Решается вопрос обеспечения артистов цирка жилой площадью. В 1961—1963 годах в Ростове-на-Дону, Горьком, и Туле артистам цирка будет предоставлено свыше 10 тысяч квадратных метров жилой площади. В Киеве для артистов в будущем году будет выстроен 50-квартирный жилой дом.
Значительно улучшатся жилищные условия артистов конвейера. В ближайшие годы будут сооружены общежития гостиничного типа при цирках в Ленинграде, Тбилиси, Ташкенте, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Омске, Горьком, Иванове, Воронеже, Ярославле, Иркутске.
Для артистов, работающих в передвижных цирках и зооцирках, проектируются удобные автовагоны-общежития.
Огромная забота о тружениках цирка видна и в решениях Советского правительства о распространении Положения о пенсиях за выслугу лет на артистов-лилипутов и большую группу артистов классической борьбы.
Непрерывно улучшается материальное благосостояние работников цирковых предприятий. Увеличена заработная плата униформистам и шоферам. В настоящее время заканчивается подготовительная работа по упорядочению заработной платы работников всей системы Союзгосцирка.
Ю. Замараев, начальник отдела труда и зарплаты Союзгосцирка
ЮБИЛЕЙ КАССЫ ВЗАИМОПОМОЩИ
В этом году исполнилось двадцать пять лет существования кассы взаимопомощи работников цирков.
В отличие от обычных касс взаимопомощи, обслуживающих своих членов у себя на предприятиях, наша касса значительную часть операций проводит заочно. Из различных городов, где работают наши артисты, поступают заявления о выдаче ссуд. Они быстро рассматриваются, и через 1—2 дня заявителю почтой или телеграфом высылаются деньги. Оперативность — важный принцип в работе кассы взаимопомощи.
Пожалуй, трудно перечислить все виды запросов, с которыми обращаются артисты в кассу взаимопомощи. Они разнообразны и многочисленны. Но чрезвычайно характерно, как из года в год менялись эти запросы. Если в довоенные и в первые послевоенные годы в кассу обращались за выдачей ссуд главным образом на приобретение одежды, обуви, на лечение, приобретение санаторных путевок для членов семьи, на ремонт комнаты, на покупку кровати и т. п., то последние 6—7 лет характер обращений в кассу резко меняется.
Общее улучшение материального положения трудящихся в нашей стране весьма существенно коснулось и работников цирка. Теперь в кассу взаимопомощи обращаются с просьбой о выдаче ссуд на покупку автомашин «Волга» и «Москвич», кино- и фотоаппаратов, на приобретение мебельных гарнитуров, телевизоров, радиоприемников, мотоциклов, на постройку дач.
За последние годы много артистов цирка получили квартиры. Надо вносить в кооператив крупные суммы. Куда обращаются за помощью? В кассу взаимопомощи.
За последние три года только долгосрочные возвратные ссуды получили 3582 человека на сумму три миллиона 675 тысяч рублей (не считая выдач краткосрочных ссуд на местах).
Общий оборот средств только за 1960 год составил свыше трех миллионов 717 тысяч рублей (в старых деньгах).
Успешной работе кассы взаимопомощи способствуют многие наши артисты, энтузиасты и активисты. Без их помощи мы не могли бы достигнуть таких результатов.
Четверть века пользуются услугами кассы взаимопомощи труженики цирка. Надо думать, что и ее деятельность в какой-то части способствовала творческому росту мастеров цирка и развитию советского циркового искусства.
Н. А. МОГИЛЕВСКИЙ, председатель правления кассы взаимопомощи работников цирков
В ЗООЦЕНТРЕ
Недавно в зооцентр прибыли две совершенно необычные путешественницы из далекой страны... гигантские черепахи. Они мало похожи на тех маленьких медлительных животных-домиков, которых мы привыкли видеть. Каждая из этих черепах весит 130 кг. Кроме черепах в зооцентре появились и другие оригинальные животные: 4 больших питона, 50 попугаев (30 из них относятся к редкой породе говорящих «жако») и множество других. Сотрудники зооцентра подготовились и к приему новых долгожданных гостей: черных пантер, фазанов, африканских венценосных журавлей, зебр и шимпанзе, жирафа.
Скоро все новоприбывшие отправятся на постоянное жительство в зоопарки. В свою очередь готовятся к поездке за рубеж отловленные в минувшем сезоне животные наших лесов, 30 краснозобых казар, полярные волки, белый медведь. Лисицы-корсаки поехали по маршруту Москва—Голландия, а сибирские козероги, джейраны, безоаровые козлы, лоси, сибирские косули получили назначение в Германию.
В Бразилию предполагается послать белых верблюдов, уссурийских енотов и других мелких хищников.
М. Б.
ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Ташкентская газета «Пионер Востока» провела на своих страницах викторину «Знаете ли вы цирк?», составленную артистом цирка В. Владимировым.
Редакция получила от юных читателей из разных городов и селений Узбекистана более тысячи писем; много писем было также прислано из Новосибирска, Кривого Рога, Луганской области, Сталинской области, Челябинска и других городов.
Ребятам, приславшим правильные ответы на вопросы викторины, редакция отправила памятные подарки.
Победители викторины, проживающие в Ташкенте, получили пригласительные билеты в цирк. Там их вместе с артистами тепло приветствовали зрители. После представления дети были приглашены за кулисы, где им были показаны животные дрессировщикаЮ. В. Дурова.
Успех проведенной викторины свидетельствует о большом интересе детей к цирковому искусству.
А. Ширман г. Ташкент
НОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ КЛЕТКИ
Почти все дрессировщики хищников работают в центральной клетке. Клетка эта неудобна, громоздка. Ее перевозка и установка связана с трудоемкими работами. На монтаж затрачивается 30—40 минут. Во время представления прутья клетки мешают зрителю смотреть номер.
Заслуженный артист РСФСР А. Н. Буслаев решил создать более удобную клетку. В 1957 году он сконструировал новую клетку, состоящую из двух полуколец, обрамляющих манеж. Перед представлением клетка свернута в два барабана, установленных у форганга. При помощи электромотора она развертывалась за 21 секунду. Но и у этой клетки были свои недостатки. Она была тяжела. Поэтому Буслаев продолжал мечтать о более экономичной клетке.
Недавно для его аттракциона была изготовлена новая клетка. Она сделана в виде сетки, сплетенной из стального троса. Сетка весит всего 120 кг. Перед началом аттракциона клетка в собранном виде кладется на барьер, к которому специальными шурупами прикрепляется ее нижняя часть. В нужный момент из-под купола опускается центральный трос, его прицелляют за верхнее кольцо сетки, и сетка буквально в несколько секунд подъемом вверх устанавливается на манеже.
Клетка-сетка облегчает труд униформистов. Она очень транспортабельна, позволяет зрителю лучше наблюдать за исполняемыми трюками и создает у него впечатление, что на арене вообще нет клетки.
СОЛДАТСКОЕ СПАСИБО
В Тбилисском цирке состоялось шефское представление для воинов Советской Армии. В нем участвовали: труппа дагестанских канатоходцев под руководством народного артиста РСФСР и ДагАССР Р. Абакарова, заслуженный мастер спорта экс-чемпион мира Г. Новак, заслуженный артист РСФСР К. Берман и другие известные мастера манежа.
— Мы всегда с огромным желанием выступаем перед воинами. Это наш патриотический долг. Каждая такая встреча с нашими самыми благодарными зрителями приносит нам большое вдохновение, — сказал в беседе с нами Р. Абакаров.
Выразив свое солдатское спасибо шефам за радушный прием, мы пожелали артистам новых творческих достижений
Майор М. ДРУЧИНИН
«ЛЮДИ-МЯЧИКИ»
Недавно в Ленинграде вышла книга «Люди-мячики», написанная артистом цирка А. Сосиным и литератором М. Лободиным.
В ней рассказано о двух поколениях знаменитых акробатов-прыгунов Сосиных, прозванных за свое высокое исполнительское мастерство «людьми-мячиками».
Особый интерес представляют в книге страницы, где описывается ежедневный самоотверженный труд Александра Иосифовича, его работа над созданием новых трюков и прежде всего двойного сальто-мортале в партере.
Читатель узнает из книги о выступлениях Сосиных в годы гражданской войны, о блестящих гастролях Александра Иосифовича в цирках Европы в 20-е годы. С большой радостью и законной гордостью говорит в книге А. Сосин об успехах его последователей и учеников.
Хорошо, что авторы не ограничились только рассказом о семействе прыгунов Сосиных. Они подробно проанализировали работу других акробатов-прыгунов. Значительно меньше места, к сожалению, уделено в книге артистам других жанров, с которыми встречался А. Сосин на манежах отечественных и зарубежных цирков.
Читателям несомненно хотелось бы узнать о судьбе партнёров А. Сосина, несколько больше, чем рассказано в книге. Ведь многие из них до сих пор здравствуют и продолжают работать в цирке. Это обогатило бы книгу, приблизив ее к нашим дням.
ЕВГ. ЖАРОВА
Журнал «Советский цирк» май 1961 год