Портной особого платья. Правдивая повесть
Пролог
Это было давным-давно — до Отечественной войны. В старом городе Ленинграде, на Васильевском острове, жил-был сказочник.
Как так — сказочник?
А очень просто. Сказочники водились не только в Михайловском, во времена Арины Родионовны, или в Дакии, во времена Андерсена. Они живут на свете и сейчас. Живут, как и подобает сказочникам, весело и беспечно.
Много ли нужно сказочнику?.. Пальтишко, подбитое ветром, да простые калоши счастья.
А что делает сказочник?
Как это — что?! Рассказывает сказки.
Но слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Поэтому сказки и сказочники — живучи.
Они ходили и будут ходить среди нас, в шубах, шубейках, стеганках, душегрейках. А если, делом, у них не скажется ни шубейки, ни душегрейки, то просто в крылатке, подбитой сказками.
Глава первая
Это было давным-давно — до Отечественной войны. В Ленинграде, на Васильевском острове, жил-был студент филологического факультета Андрей Голов. Ему было двадцать лет. Он был писателем — сочинял сказки. Сказочник Андрей знал все, что должен знать настоящий сказочник. Знал, что надо шепнуть избушке на курьих ножках, чтобы она стала к тебе передом, а к лесу задом; знал, что сделалось с маленьким Муком, когда он вырос, и какой чепчик носила Красная Шапочка, когда состарилась и стала бабушкой. Он знал историю василеостровского птицелова, чье окно было сплошь увешано клетками с редкостными птицами. Знал, как появился на подоконнике у калошницы с «Красного треугольника» горшок с колючим кактусом и как это диковинное растение, похожее на ежа, проделало длинный путь из жаркой Африки до 16-й линии Васильевского острова. Андрей не раз исходил Васильевский остров вдоль и поперек в своих дырявых башмаках. (Он был так сильно занят университетскими экзаменами и сказками, что у него не хватало времени заниматься своими башмаками.) Ботинки или сандалии Андрея постоянно просили каши, а новые, недавно купленные калоши он оставлял то в университетской столовой, то в библиотеке, и уж никогда не мог припомнить — где они.
Зимой и летом Андрей ходил в сатиновой косоворотке, а свою стипендию тратил на старые книжки. Он тратил ее еще на клетки для василеостровского птицелова и на кактусы для калошницы с фабрики «Треугольник».
Но вот однажды василеостровцы увидели Андрея во всем новом. Он шел по своей любимой набережной в новых скрипучих сапогах и в новой жесткой, еще не обношенной шинели. Он был крепко подпоясан новеньким широким ремнем, а на рукаве у него темнели две сержантские нашивки.
Пришла война, и сказочник стал солдатом.
Он вскинул на плечи походный мешок, в котором зазвенели кружка и ложка, и пошел защищать свой город.
За время войны много ленинградских квартир опустело. Грустно стало проходить мимо знакомых домов и видеть слепые, забитые фанерой окна, осыпавшуюся штукатурку, оборванные водосточные трубы.
Но вот окончилась война. Победа пришла вместе с весной. Растворились дощатые ставки. Засветились первые стекла.
В один июньский вечер я шла по Васильевскому острову мимо того самого маленького дома, где слышала когда-то столько сказок. Я невольно подняла голову и поглядела на знакомое окно — оно было открыто. Что такое? Уж не возвратился ли с фронта домой тот, кто жил за этим окошком?
Я постучала в его дверь и услышала там, в передней, чьи-то неровные, незнакомые шаги. Кто же это?.. Дверь отворилась. В темноте передней я увидела человека в военной форме, но без погон и в мягких комнатных туфлях. Андрюша! Он почти что не постарел (разве настоящие сказочники стареют?), только сделался пошире в плечах да волосы стал стричь покороче. Андрей стоял, склонив голову набок, и опирался на палочку. Должно быть, на войне его ранили в ногу.
Мы вошли в его комнату. Все тут было как прежде, только пропылились книги в большом шкафу да выцвели смешные вятские игрушки — в маленьком. А так — все было по-старому. На гвоздике висел двухрублевый плясунчик, на подоконнике лежала большая раковина, которая шумела, как море, если ее поднести к уху. Под окном, во дворе, по-прежнему были рассыпаны хлебные крошки и прыгали взъерошенные, драчливые воробьи.
Мы пили чай с хлебом и разговаривали обо всем на свете. Я вспомнила о сказках.
Чего ты хочешь, странный человек? — сказал мне Андрей. Сто лет я не рассказывал никаких небылиц. Ну, о чем, например?
Я посмотрела по сторонам и сказала: — Ну, например, про твою палочку или про воробья, который прыгает под окном.
Хорошо, — ответил Андрей. И по солдатской привычке скрутил самокрутку.
И вот в комнату на Васильевском острове опять пришла сказка.
Глава вторая
Рассказ Андрея
Ты знаешь, я люблю цирк. Но так случилось, что с настоящим цирковым артистом я познакомился только на войне — в десантных войсках.
Артист был храбрый человек и чудесный товарищ. Попасть с ним в разведку каждый считал удачей, такой он был ловкий, сильный, неутомимый парень. Мы с ним очень подружились.
И вот меня демобилизовали. Я, видишь ли, был ранен в ногу, и меня раньше других отправили домой.
Мой друг попросил отнести в Ленинградский цирк письмо к его товарищам. И я, конечно, обещал это сделать сейчас же, чуть только вернусь домой.
Нечего и говорить о том, что в цирке я был принят отлично: посадили в первый ряд, и только барьер отделял меня от всего, что делалось на арене. Дрессированные лошади пробегали прямо перед моим носом, осыпая песком и опилками, а фокусник брал у меня взаймы то шапку, то платок, и мне казалось, что я сам участвую в представлении.
В антракте я пошел за кулисы. Давно я не бывал за кулисами цирка. С тех самых пор, когда был мальчимом и приходил сюда кормить лошадей.
И вот я опять за кулисами. Опять мимо меня, грациозно покачиваясь на тонких, стройных ногах, проходит лошадь. Она в красной бархатной попоне, на ее макушке дрожит пучок зеленых лерьев. Лошадь скосила на меня черный глаз и что-то сказала по-своему, кажется: «Пррроходи-и, прроходии-и».
Какой-то человек во фраке остановился совсем близко от входа на арену, под мышкой у него была белая кудрявая собачка в газовой юбочке. А другой —высокий и жилистый — в сером пиджаке, измазанном мелом, подошел к собаке и, глядя на нее поверх больших своих очков, оправил на ней блестящую юбочку. Его седые усы задумчиво спускались к подбородку двумя пушистыми концами. Хорошо фалдит, — сказал усатый. — Очень даже мягко ложатся складочки. Не перетянут ли вот только поясок? Он сунул палец за поясок собачьей юбочки и, видно, успокоился. Вытер со лба пот большим клетчатым платком.
Я долго пробыл за кулисами. Познакомился не только со всеми артистами, но даже с цирковым парикмахером, портным, массажистом.
Мы знакомились так: они говорили мне свои имена и фамилии, говорили, кто что делает в цирке, а я отвечал им: рад познакомиться. Голов Андрей Владимирович. Демобилизованный.
Они расспрашивали про своего товарища, а я рассказывал все, что мог припомнить: и о том, как он спускался на парашюте в тыл врага, и о том, как переучил на наш лад немецкую собаку, и о том, как мы с ним вместе варили на таганке пшенную кашу.
И вот, наконец, я собрался домой. Все звали меня приходить в цирк хоть каждый день, а по понедельникам, когда не бывает представлений, приглашали к себе в гости. Всю мою записную книжку исписали адресами.
Я вышел из цирка в первом часу ночи и тихонько побрел домой. Здорово, надо сказать, болела нога. Но небо было молочно-голубое и так тихо вокруг, так светло, как бывает только в белую ленинградскую ночь. На посту стоял милиционер, вздыхая, глядел вверх и переступал с ноги на ногу. Неслась по улице бумажка, подхваченная ночным ветром, летела, шелестела. Потом прибилась к желтой стене дома, поднялась, вздулась, взвилась и опять легла в уголок под стеной, словно заснула. Из тьмы, нет, из света, из синьки ночной, выступала ограда летнего сада, выступала так сказочно — узорчато и безмятежно. Был пустынен дворцовый мост. Вода под ним темно и глухо билась, отражая ломкие дороги огней.
Придя домой, я разулся и улегся в постель.
Бабка уже спала. А я почему-то не мог уснуть. В открытое окошко рвались свет и холод. Шумело во дворе дерево. Чирикали под окном воробьи. Справа чуть слышно, потом их голоса слияись в сплошной, неумолкаемый гомон. Они надрывали свои тонкие воробьиные горлышки, будто кричали: «Караул! Караул! Выручай!»
«Удивительно, — подумал я. — Все спит ночью, должны бы спать и воробьи».
Я встал и посмотрел в окно на знакомый мне с детства двор. Под деревом блестела стеклянная лужица, и в ней плавало белесое отражение облака. Чуть слышно шевелил широкими листьями старый клен. И над самой землей, громко чирикая, низко-низко летали воробьи.
«Неспроста кричат», — подумал я опять. Перегнулся через подоконник и посмотрел направо и налево.
Так и есть!.. Прижавшись к водосточной трубе, стоял кот. От злости он поднял гербом свою черную спину. Глаза у него так и светились зелеными огнями.
Эй, ты, бродяга! — крикнул я из своего окошка. — Брысь! Проваливай, пока цел!
Но кот даже не поглядел в мою сторону.
Тогда я перелез через подоконник и прыгнул во двор.
Видишь ли, у меня с воробьями старинная дружба. Я всегда любил птиц и угощал их чем только мог, а они мне за это отплатили добром, как и водится у честных товарищей.
Вот как это было. Прямо из Ленинграда меня послали служить на Дальний Север. Дальний Север — это невеселые края. Бесконечные зимние ночи, бесконечные вьюги. Зато, когда наступает лето, на Севере совсем не бывает ночей.
И вот однажды, в такую летнюю ночь, меня послали в разведку. Я выполнил боевое задание и возвращался в свою землянку. Кругом было сильно бело. Лежала белая равнина — ни куста, ни дерева. Болотистая и разбухшая земля чавкала под ногами (летом она разбухает от талых снегов, но снег все же продолжает лежать на поверхности земли — ноздреватый и пористый).
Я шел. Я шагал в глубокой, белой тишине, чем-то сильно похожей на белую равнину. И вдруг рядом со мной послышался отчетливый звук выстрела. Пуля ударилась о ближний камень. Ух, сколько же их, этих камней, на севере! Иногда мне казалось, что равнина цветет камнями... И вот о камень, по правую от меня сторону, ударила пуля. Звук был короткий и отчетливый. Но немецкого снайпера, который стрелял, я видеть не мог — он сидел высоко на сопках.
ПОРТНОЙ ОСОБОГО ПЛАТЬЯ
Знала бы ты, до чего же это обидно человеку, когда не видишь перед собой врага и словно безоружен перед ним. Ни выстрелить в ответ, ни найти укрытия; в тундре не бывает траншей.
Снайпер настиг меня, и я упал, еще не понимая, сильно ли ранен. Мои руки загребали снег, щека лежала на снегу, а правая нога сделалась горячей и мокрой.
Снайпер, видно, решил, что я убит.
Я лежал на равнине, и сердце во мне потихоньку стыло, я засыпал, чтобы никогда больше не встать, — ведь это был Дальний Север.
И вот из-за камней взметнулись птицы, взвились и исчезли в высоте белого неба. Они, видно, перелетали на ту сторону сопок. Птицы были маленькие и серые в тусклом свете ночи. Мне показалось, что это воробьи — птицы моего детства, птицы моего города, наших набережных и трамвайных проводов, на которых они так любят сидеть.
Я вспомнил о Ленинграде, пополз вперед и дополз до землянки.
Теперь ты понимаешь, почему я так дружу с воробьями.
...Я прыгнул во двор и сразу кинулся на усатого разбойника, чтобы защитить воробья.
И как раз вовремя! Кот нехотя выпустил свою добычу, сердито фыркнул и скрылся в темноте подворотни.
Что-то маленькое и черное лежало в пыли передо мной.
Воробьиное крыло?!
Я наклонился. Нет, не крыло. А крылатка!
Она была похожа на знаменитую шинель гоголевского Акакия Акакиевича. Крылатка, которую я столько раз видел на старинных офортах, изображающих Санкт-Петербург. Вместо рукавов болтались по ветру пелерина, а вверху, под крохотным воротником, вился блестящий шнурок. Настоящая крылатка — совеем, как косили в старину.
«Удивительно! - подумал я. — Много я всего успел на свете перевидать, а никогда не видел, чтобы воробьи ходили в пальтишках».
Эй, друзья, забирайте свое добро!
Но двор был пуст. Воробьи разлетелись. Я сунул пальтишко в карман, прыгнул обратно в комнату, тихонько подошел к своей постели, сунул крылатку под подушку, улегся и уснул.
Утром я проснулся и думаю:
«Какой странный сон приснился. Будто это и не сон вовсе...»
Пока я стоял и раздумывал, моя бабка подметала комнату и вытирала пыль.
Потом она стала стелить мою постель и вдруг говорит:
Гляди-ко, какую тряпицу под чистую наволоку сунул... Я думала, старая, на войне из дурной головы бредни вышибут. Как-никак, дослужился до младшего лейтенанта. Офицерское звание заслужил. А спать до сих пор, как дитя, без игрушки не ляжет.
Я оглянулся и сразу узнал в руках у бабушки мою ночную находку.
Бабушка! — крикнул я. — Осторожней! — И выхватил у нее из рук воробьиное пальтишко.
С чудесной аккуратностью были прорезаны маленькие карманы, прострочены края пелеринки. Какой великий мастер мог сшить такое хорошее пальто, величиной с молодой кленовый листок!
Пальто было не то что старомодное, оно было старинное, со шнурками под воротом вместо застежки. Ты, может быть, слыхала, что в те старые времена портные вшивали свою марку — свой адрес вовнутрь кармана или подкладки?
Глянул: так и есть! В кармане оказался едва приметный шелковый прямоугольник, на нем красным шелком был вышит адрес:
«Мастер Воробьев. Васильевский остров. Глухой проезд, дом № 13, квартира № 13».
Я оделся, завернул пальтишко в носовой платок и пошел разыскивать мастера Воробьева.
Было раннее ленинградское утро. Высоко в небе стояло яркое, но еще не горячее солнышко, а улицы, только что политые старательными дворниками, блестели, и каждой лужицей отражали синеву. Под мостом, к берегу, привалилась баржа, груженная углем. Пахло водой, прибитой пылью, и какими-то водорослями. Шли к гавани первые рабочие судостроительной верфи. Проезжали по набережной трамваи и, звеня, исчезали, свернув на линии Васильевского острова.
Потом не стало трамваев. Остались далеко позади василеостровские линии. Высоко в синее небо уходили крыши новостроек, свежие, еще не оштукатуренные стены в .паутине лесов... А дальше — заборы с будочками у ворот и надписями: «Требуются штукатуры и каменщики». Потянулись дома и домишки двух- и трехэтажные, старинной постройки, с геранями на подоконниках, с кружевными занавесками, бившимися на ветру.
Васильевский остров. Глухой проезд.
Без труда я отыскал дом № 13. Поднялся по крутой винтообразной лестнице с ветхими перильцами и на самом верху, против чердака, увидел квартиру № 13. Над дверью, обитой войлоком, висела табличка из жести:
МАСТЕР ВОРОБЬЕВ. ПОРТНОЙ ОСОБОГО ПЛАТЬЯ
За дверью я услышал шипение примуса. Пахло щами...
Я робко постучался в дверь.
Мне открыл человек в больших очках. Он был высок и жилист. Его седые усы задумчиво спускались к подбородку двумя пушистыми концами. Через плечо был перекинут сантиметр. Серый его пиджак был кое-где измазан мелом.
Что вам угодно, товарищ? — сурово спросил человек, глядя на меня старчески дальнозоркими глазами поверх больших очков.
Я ответил:
Мне нужен по важному делу портной Воробьев.
Мастер Воробьев — буду я, сказал усатый человек. — Извольте зайти.
Я вошел.
Миновав маленькую кухню, мы очутились в чисто прибранной комнате. Здесь, на столе, придвинутом к окошку, стояла швейная машина. Лежали большие портновские ножницы, сукно и шелк.
Присаживайтесь, — сказал Воробьев.
Я сел.
По какому делу изволили пожаловать?
Видите ли, — сказал я робко. — Я сам никогда костюмами не интересовался...
Напрасно, — вставил Воробьев, искоса глянув на мою гимнастерку с отпоротыми погонами.
Так вот, сам я никогда не заботился о том, чтобы хорошо одеваться, но тонкую работу ценить умею. А такой портновской работы, как ваша, мне никогда еще и видеть не случалось... И к вам я пришел как раз по поводу пальто.
Без особой рекомендации, при всей охоте, никакого заказа принять не могу, — перебил Воробьев. — Человек я пожилой, только своих клиентов и обшиваю. Не посетуйте, молодой человек.
Я хотел ответить, но в это время за дверью раздался голос:
Петр Петрович! Ты бы попросил товарища в другой раз когда пожаловать. Девятый час, скоро заказчики прилетят,
Стало быть, ваши заказчики летают? — спросил я у Воробьева.
Все вы нынче летаете, — сурово ответил старик. — Время, видно, такое. Торопятся, торопятся, а куда — и сами не знают...
Я даже немного обиделся.
Ды вы меня, кажется, за маленького считаете, — сказал я и достал из кармана завернутую в носовой платок крылатку. — Вот вам ваше пальто.
Благодарю, товарищ! — ответил дрогнувшим голосом Воробьев и двумя пальцами, осторожно снял с моей ладони маленькую крылатку, бережно встряхнул ее и осмотрел со всех сторон.
Оно, оно самое и есть. Для носки еще пригодно. Отутюжить вот только... Нынче крылатку и сложить-то как следует не умеют. Марфа Петровна, поставь-ка утюжок, матушка. Да самоварчик согрей, молодого человека чайком попотчевать.
Не беспокойтесь, товарищ Воробьев, — ответил я. — Не беспокойтесь, пожалуйста. Я только что позавтракал. Но если вы в самом деле хотите мне удружить, так расскажите-ка, с каких это пор вы воробьев обшиваете?..
Сколько живу, а никогда не замечал на воробьях никакой одежды.
Сидит, как влитое, вот и не примечали, — с достоинством ответил мастер. — А по нашему климату ходить без пальто, особенно по ночам, не приходится. Сами знаете, — север, Ленинград... Ну, уж если вы к этому интерес имеете, так, извольте, расскажу.
Глава третья
Рассказ мастера Воробьева
...Вы человек молодой, о гражданской войне понятия настоящего не имеете. То есть, может, имеете кое-какое свое понятие... Но все ж — не то! А я — участник гражданской войны. Вот так, молодой человек. Это я обшивал солдат. Так что, выходит, и я участник победы. Да, да… не будь в России не только крестьянина и рабочего, но и мастерового (а среди них, между прочим, портных и сапожников), мы бы, может, не выиграли войны.
Хорошо.
Обшиваю, значит, солдат.
Шью зимой. Шью весной. Лето настало. Идет война.
Я шью.
И вот посредине лета случилась со мной беда превеликая: сломалась иголка в моей машине... Можно ли шить без иглы — посудите сами?! А воевать без шинелей?
Так. Хорошо. Случилась, значит, со мной беда; сломалась иголка в машине. Что ж делать-то?! Подумал, подумал, да и побрел к куме, аж в Новую деревню, через весь город, — иглу выпрашивать. В магазине они, — посудите сами, — не продавались, какие там магазины! Заводы и фабрики не работали, поскольку рабочий воевал.
Так. Хорошо.
Иду я, значит, к куме. А даль. Разруха. И ноги подкашиваются от худого пайка. А кругом — никакого тебе трамвая, не то что извозчика.
Пришел. Отдала мне кума иголку. Поклонился я ей низко, положил иголку в карман, и — домой. И дошел аккурат до Марсова поля. А в те времена, в гражданскую, стало быть, оно граждан спасало — было все сплошь засеяно картошкой. Ясно: голод, вот горожане-то поле между собой и поделили.
«Прополоть бы картофель, думаю, уж заодно, раз мимо иду».
Прополол. Встал с земли, сунул руку в карман — где иголка, сам не знаю зачем, для верности, что ли? Сунул — и обмер. Нет иголки. Пропала!
Я туда, я сюда. На коленках исползал все Марсово поле. Я я в тот карман, и в другой, и в земле-то шарю, и плачу, — верите? Где возьмешь другую иглу? Стало быть, не шить Воробьеву шинелей, стало быть, ходить без шинелей нашим солдатам. А как воевать без одежи? Ведь человек — не воробей!
Заплакал я, вроде дитяти малого, и упали на траву мои слезы. «Кто бы, говорю, мне иглу нашел, стал бы я того обшивать от сего дня до самой -смерти. И все бы поколение его обшивать стал — одевать и украшать со внуками и правнуками».
И вдруг слышу: «чирик-чирик». Подлетает ко мне воробей, этакий, можно сказать, обыкновенный воробышек, и подносит в клюве иголку. Поклонился я воробью в землю, взял иголку, зажал в кулак и пошел домой.
И справлял я с тех пор солдатам шинели до самой победы. Вот так, молодой человек.
...Однако, слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
И стал я, значит, как обещался, обшивать с тех пор воробья, молодой человек. Много справил разных крылаток. Только этот фасончик — один-единственный пришелся по воробью. Подошел, стало быть, к ихней комплекции воробьиной. У кого руки есть, тому, известно, подходит пальтецо с рукавами, а у кого крылья — тому больше крылатка идет. Очень воробьи мою работу одобряли и большая между нами дружба пошла. Цельный день у меня на карнизе прыгают, хлопочут, ни одной мухи ко мне не пропустят. Люди и говорят: недаром ваше прозвание «Воробьев». А я слушаю да помалкиваю. Вот так, молодой человек. Петр Петрович! — крикнула из кухни Марфа Петровна. — Утюжок-то перекалился. Остужать надо! Что-то громко зашипело, и я проснулся.
Что-то громко зашипело, и моя бабка сказала:
Утюжок-то перекалился. Остужать надо.
На столе перед ней лежало мое старое гражданское пальто с продранной подкладкой. Бабка, пригорюнясь, стояла над ним с утюгом в руках и печально покачивала головой.
Бабушка, — спросил я тихо. — Скажи по правде, ты не находила у меня под подушкой воробьиного пальто?
Эх! Да вся твоя одежа-то воробьиная, — ответила бабка. — От людей стыдно. Офицер, можно сказать, дослужился до лейтенанта. Деньги тебе значительные по демобилизации вышли, а ходишь — как неуч. Нашел бы ты, Андрюша, портного первейшего. Сшил бы себе пальто демисезон с хлястиком, как у соседского Вани, по модели солидно.
К портному? — обрадовался я, — Очень хорошо. Сию минуту.
Одевшись и взяв у бабушки денег, я пошел на окраину города по адресу, который мне приснился нынче ночью.
Дойдя до глухого проезда, я поднялся по винтообразной лестнице.
На двери, обитой войлоком, висела табличка из жести:
«МАСТЕР ВОРОБЬЕВ. ПОРТНОЙ ОСОБОГО ПЛАТЬЯ»
Я постучал. Мне открыл человек в очках.
И я узнал его. Мы познакомились в цирке, когда письма друга приносил.
Здравствуйте, Петр Петрович!
Здравствуйте, здравствуйте, голубчик Андрей Владимирович, — приветливо ответил Воробьев. Что же вы на пороге стоите? Пожалуйте в квартиру. Точь-в-точь тот самый мастер, которого я нынче видел во сне! Только комната у него была другая... большая, светлая, вся заваленная клочками цветной материи, блестками, лентами. В углу этой комнаты стояло чучело собаки, а со стен улыбались фотографии цирковых артистов. Они были одеты в сверкавшие блестками костюмы. Тут же висел большой адрес: «...портному-романтику.., мастеру-умельцу... в день его шестидесятилетия. От поклонников, от товарищей».
Садитесь. Что же вы стоите? — засуетился Воробьев
и посмотрел на меня поверх очков своими добрыми, старыми глазами.
Я сел.
Чем могу служить? — спросил Воробьев.
И, забыв про пальто демисезон с хлястиком, я сказал:
Петр Петрович, будемте откровенны, признайтесь, не шьете ли вы воробьиных пальтишек.
Как я давеча в цирке вам объяснял, — ответил Воробьев, — попона на лошади, как и юбочка на болонке, так это, действительно, мною шито было. И переулок я вам, значит, неспроста указывал, а также и опознание квартиры по дверной табличке, дверке и лесенке. Я сразу приметил, что вы про себя интерес содержите насчет заказу или чего другого... Так вот, откровенно сказать, — на кобру шивал, на слона шивал, а на воробья шивать не доводилось. Однако, поскольку я цирковой портной и ударник, а вы демобилизованный и воевали совместно с нашим товарищем, то отказать будет не к лицу. И я вам воробьиное пальтишко по вашему заказу изготовлю в кратчайший срок, и такое, что весьма довольны останетесь.
Досказав мне эту историю, сказочник Андрей раскрыл потихоньку ящик письменного стола и вынул оттуда что-то, завернутое в папиросную бумагу,
Вот, — сказал он мне шепотом и улыбнулся. — У меня ты, конечно, увидишь то, что другие видят только во сне.
И в самом деле, я увидела нечто удивительное: крылатку с пелериной. Настоящее воробьиное пальтишко, изготовленное первоклассным умельцем-портным. Оно умещалось все целиком на ладони сказочника Андрея.
С. ГЕОРГИЕВСКАЯ
Журнал «Советский цирк» февраль 1961 г