Мнения разошлись
Cтатья доктора искусствоведения Ю. Дмитриева «В чем же все-таки специфика цирка?», напечатанная в журнале «Советский цирк» № 8 за 1960 год, вызвала живой интерес. Помимо статей, опубликованных ранее редакция получила ряд откликов.
«Трюк или эксцентрика — вот основное направление спора по вопросу о специфике цирка, — пишет народный артист РСФСР Карандаш. — Мне кажется, что не следует резко противопоставлять трюк и эксцентрику: они связаны между собой, и значение их в цирковом искусстве большое».
В то же время было бы ошибкой, считает автор, искать специфику цирка в алогичности его выразительных средств или в том, что цирковое действие лишено узко-утилитарного смысла. «...Ведь к категории «эксцентричных» в жизни можно отнести очень многие явления. В самом деле, разве есть «логика» в том, что двадцать взрослых человек гоняют ногами мяч по полю?! А какое утилитарное значение имеет исход шахматной партии или, скажем, тот факт, что Сидоров бежал за Петровым и обогнал его на две секунды?!
Нет, «алогизм» и отсутствие «утилитарности» — не критерии»...
В своей статье Ю. Дмитриев писал: «Много раз пытались придать цирку конкретно-утилитарные функции: ну, скажем, на арене два каменщика, соревнуясь, воздвигали кирпичную стену...» Известно, что героями произведений искусства могут быть люди самых различных профессий — строители и спортсмены, врачи и ученые, рабочие и служащие, изображенные в процессе своей трудовой деятельности и в частной жизни. И на арене, в произведениях цирка, мы видим и «веселых маляров», и бюрократов всех мастей, и горе-плотников, и врачей, и соискателей ученых степеней, и т. д. Причем такие сюжеты трактуются не только в комедийном, эксцентрическом плане.
Кинорежиссер А. Кордюм возражает Ю. Дмитриеву: по его мнению, в цирке возможны и номера, построенные на чисто утилитарных сюжетах.
«В детстве и юности мне довелось работать в цирке, — пишет А. Кордюм, — До сих пор не могу забыть, каким огромным успехом в цирке Чинизелли пользовался номер «Канадские лесорубы», исполнявшийся гуцулами. На манеж выходили в рабочих костюмах, с котомками и топорами за плечами, два лесоруба. Они должны были за минуту разрубить толстый ствол дерева.
В заключение один из лесорубов бросал через манеж топор, вонзая его острием в ствол над головой партнера.
Но главным в номере был сам процесс рубли дерева, вызывавший всеобщее восхищение. Удары топоров постепенно учащались до стрекота пулеметных очередей, а щепки «организованно» взлетали вверх. Впечатлял сам торжественный акт труда.
Среди блестящих аттракционов программы Чинизелли на долю скромных «лесорубов» выпал наибольший успех. Зрители устраивали им овацию, отпуская исполнителей только тогда, когда на манеже «рубить» уже было нечего.
Другой раз мне довелось видеть номер аргентинских гаучо, выступавших с полудикой лошадью. Эти два пастуха, в простых рабочих костюмах, делали чудеса. Кончиком бича они, словно пулей, пробивали мишень в любом месте, указанном зрителем. Лассо, точно гигантская рука, снимало шляпу с несущегося на коне партнера. На полном скаку гаучо с помощью лассо ловили коня за любую ногу, могли свалить и связать его. Как и у лесорубов, их сила и ловкость демонстрировалась с подкупающей простотой и непосредственностью. Казалось, будто в цирк они пришли прямо из прерий, а лесорубы — только что из лесу. С тех пор прошло более пятидесяти лет, многое забыто, а это до сих пор помнится...».
Оригинальную точку зрения в ходе дискуссии высказал К. Непомнящий: по его мнению, вся специфика цирка «укладывается в одно слово — сказочность». «Именно в цирке мы видим то, о чем слышали только в сказке. Вещи, люди, животные обладают чудесными, поистине сказочными качествами... Цирк — это сказка, но не прочитанная, а услышанная и увиденная!» — заключает К. Непомнящий.
Читателю журнала К. Гурвичу кажется, что специфику сложных явлений в силу их многогранности можно определить не одним каким-то признаком, а лишь группой их.
«Собственно говоря, споры о том, искусство цирк или не искусство, вызываются именно спецификой цирка», — пишет т. Гурвич. И продолжает: «Прежде всего специфична сама структура циркового спектакля».
Важной чертой циркового представления является и элемент неожиданности, без которого многие номера плохо смотрятся, теряют характер цирковых.
Это относится ко всем номерам, не говоря уж об иллюзионе и клоунаде. Например, .атлет поднимает тяжелые гири, шары и с грохотом бросает их на металлический круг на арене, и вдруг поднятый как будто с таким же трудом шар летит в публику!
Или выступает жонглер, в конце номера у него падает булава; зритель уверен — ошибка, но булава раскалывается на две части, из нее на тросике поднимается букет цветов...
Можно сказать: все то, за что мы любим цирк — богатство жанров и каскадный темп, неожиданность в каждом номере, феерическая красота зрелища, — все это и составляет специфику этого искусства» — заключает К. Гурвич.
Артист цирка Б. Романов выступает с поддержкой Ю. Дмитриева. Он согласен с тем, что эксцентрика — «душа цирка». По мнению Б. Романова, все цирковые номера «решаются в двух стилевых категориях — в плане героической эксцентрики (акробаты, воздушные гимнасты, герои пантомим и т. д.) и в плане комедийно-бытовой эксцентрики (клоуны, коверные, исполнители-комики, музыкальные эксцентрики и т. д.)».
С этим определением не согласен артист цирка В. Владимиров. Он пишет: «Цирк — это синтетическое искусство, вобравшее в себя элементы музыки и театра, спорта и балета, изобразительного искусства и даже техники. Однако все эти стороны служат для лучшего выявления основного качества цирка, его специфической самостоятельности». Художественное своеобразие циркового искусства, по мнению т. Владимирова, определяется трюком — «специфической формой выражения основного содержания цирка».
Такую точку зрения — о трюке как «основном элементе специфических средств выразительности цирка» — разделяют очень многие. Но не эксцентрична ли сама природа циркового трюка? Такого вопроса впрямую почти никто не ставит.
В этой связи небезынтересно напомнить, что в своей книге «Цирк» заслуженный деятель искусств Е. Кузнецов, формулируя определение трюка, подчеркивал, что он воздействует на зрителя «таким реально выполняемым разрешением задания, которое лежит вне обычного круга представлений (подчеркнуто ред.) и в этом кругу кажется неразрешимым» .
Интересную статью «О специфике цирка» прислал режиссер цирка А. Ширай. Он — один из немногих авторов, рассматривающих искусство цирка в его историческом развитии. А. Ширай показывает, как в процессе развития менялось содержание цирковых представлений, как эволюционировали жанры и как вместе с этим видоизменялась и обогащалась специфика циркового искусства, рассматриваемая в единстве его содержания и формы.
«Можно сказать, что специфика первых цирков состояла в демонстрации удивительных трюков в конных номерах.
Позже тремя китами циркового зрелища стали клоуны, наездники, партерные, акробаты.
Специфика цирка расширилась, так как клоуны внесли в цирковую программу элементы театрального искусства, акробаты и гимнасты — элементы спорта; расширили свой репертуар и дрессировщики.
Со временем в цирке получали права гражданства все новые веяния, и специфика обретала новые черты. Огромную популярность получили пантомимы. На арене начали выступать артисты так называемых «оригинальных жанров» — иллюзионисты, жонглеры, антиподисты, эксцентрики, факиры. Они «проникали» в исконно цирковые жанры, и появились интересные номера-гибриды. На цирковых манежах стали выступать «звезды» варьете и шантанов, ибо главным двигателем в капиталистическом цирке была не «чистота жанров», а касса, прибыли цирковых предпринимателей...»
Автор, подчеркивает, что советский цирк развивается как демократическое искусство, критически переоценившее все ценности старого цирка. Это определило его новые идейно-художественные особенности, новую специфику.
«Некоторые утверждают, что эстрада близка цирку. Но все же это не цирк, — продолжает А. Ширай. — Цирковые номера укрепились на эстраде... но от этого эстрада не называется цирком и номера остаются по своей природе цирковыми. Точно так же на эстраде могут выступать артисты любого театра, но специфике их искусства сохраняется.
Цирк близок и спорту. Их роднит природа трюка — одного из главных элементов цирковой специфики. Ведь трюком можно назвать и метание диска и прыжок с шестом. Но «цирковым трюком» то или иное действие станет лишь тогда, когда исполнение его будет подчинено идейно-художественным задачам… Энрико Растелли обыкновенный футбольный мяч в цирковой жонглерский реквизит, и это совсем не значило, что он вдруг занялся спортом...». превратил
Специфика циркового номера, утверждает А. Ширай, в единстве художественного образа и его цирковой формы — трюковой основы. Эксцентрика же, по его мнению, «только один из элементов многообразного по форме и героического по сути искусства советского цирка».
Таковы некоторые точки зрения, высказанные оппонентами Ю. Дмитриева в ходе дискуссии о специфике цирка.
Заключительная статья дискуссии о специфике цирка будет опубликована в девятом номере нашего журнала
ОТВЕТ ОППОНЕНТАМ
Статья «В чем же все-таки специфика циркового искусства?» вызвала споры и возражения как на страницах журнала, так и на дискуссии, проведенной в Центральном Доме работников искусств. Являясь автором статьи, я кое в чем согласился с моими уважаемыми оппонентами, но в главном остался на прежней точке зрения, правда, уяснив, что мое понимание специфики следует лучше аргументировать. Не могу также не заметить, что в моей первой статье имелся серьезный недостаток, на который справедливо указал кандидат философских наук Ю. Б. Борев: говоря о форме циркового искусства, я уделил недостаточное внимание его содержанию.
Почему важно решить вопрос о специфике цирка? Да потому, что до сих пор существует мнение, будто цирк вообще не является искусством. Но тогда решительно непонятно, а что же такое цирк? Чтобы не быть голословным, сошлюсь на недавно вышедший труд, созданный двумя академическими институтами, — Институтом философии и Институтом истории искусств: «Основы марксистско-ленинской эстетики» . В этой книге всем видам и жанрам искусства — архитектуре, декоративно-прикладному искусству, скульптуре, живописи, графике, кинематографии, танцу, музыкальному и драматическому театру, художественной литературе, — отведены специальные разделы; о цирке же буквально оказано следующее: «Цирк в той мере, в какой он включает в себя художественные моменты, пользуется во многом средствами театрального действия». Значит, искусство цирка только включает в себя «художественные моменты»! Позволительно спросить: а кто видел цирк без художественного начала? И вообще, неужели вся художественность цирка сводится только к его театрализации? В этом случае пантомима или клоунада безусловно принадлежат к области искусства, а как быть с акробатикой, гимнастикой, эквилибристикой, жонглированием, дрессировкой животных?! Что это?! Спорт? Но между спортивным залом и цирковой ареной существует очевидная разница, заключающаяся хотя бы в том, что в цирке все подчинено зрелищному началу, а в спорте зрелищное начало подчинено спортивной целесообразности.
Но, конечно, одна зрелищность еще не делает цирк искусством. И всем любящим цирк стоит задуматься: почему выражение «цирковое искусство» правильно. Почему цирк во всех своих проявлениях — искусство.
Известно, что искусство является формой общественного сознания и оно изменяется в связи с изменениями, происходящими в обществе. Искусство—одно из средств познания и преобразования мира человеком. В той же книге «Основы марксистско-ленинской эстетики» сказано: «...произведение искусства есть всегда результат духовной деятельности, осознание человеком определенных сторон действительности, выражение а предмете духовного отношения человека к действительности, его мыслей и чувств» . И это, безусловно, правильно.
Теперь вернемся к цирку. Зачем мы ходим в цирк? Что нового о жизни узнаем мы, присутствуя на представлении? Что составляет содержание представления? Почему цирк определяется как народное искусство?
Цирк кажется миром фантастики, но в этом мире главенствует человек, утверждающий себя хозяином жизни. И этот обобщенный образ человека-героя, хозяина вещей, могучего и прекрасного, превращает цирк в прекрасное эстетическое явление.
Искусство неотделимо от мастерства, и не случайно слово «искусство» на разных языках является почти синонимом слову мастерство. В цирке демонстрируется такое поразительное мастерство, такое умение, которое обязательно захватывает. Зрителей поражает то, что артисты перелетают с трапеции на трапецию, на всем скаку пролезают у лошади под животом, взлетают под самый купол, делают там сальто-мортале и приходят ногами на колонну, составленную
из трех человек, В театре или кино всегда присутствует иллюзорное начало, в цирке все настоящее: жонглер, демонстрируя свою ловкость и ритмичность, одновременно подбрасывает и ловит восемь колец; силач удерживает на могучих плечах десять человек; дрессировщик заставляет петуха сидеть на голове у лисы. Блистательное мастерство — вот чем поражает и покоряет цирк. И присутствуя на представлении, мы убеждаемся: велик и могуч человек, и нет для него непреодолимых препятствий.
В каких же формах раскрывается перед нами эта основная идея циркового искусства? И здесь, после долгих размышлений и споров и не только с моими оппонентами, но и с самим собой, я снова возвращаюсь к тому, что цирк эксцентричен по самой своей природе, что и героическое в нем раскрывается при помощи эксцентрических приемов. Мне кажется, — не побоюсь этого сказать, — что эксцентризм — это форма цирка.
Прежде чем еще раз попытаться доказать эту мысль, послушаю тех, кто против нее возражает. Режиссер П. Берензон полагает, что без трюков нет цирка, но «цирковое искусство невозможно без наличия других элементов, присущих не только цирковому искусству. Освоив задуманные трюки, артисты подчиняют свое мастерство не только техническим, но и идейным задачам. Художественный образ к цирке, как и в других видах искусства, может быть и эксцентрическим, и героическим, и лирическим» .
Оставим пока в стороне вопрос о том, что же такое-трюк? Мы к нему еще вернемся. Но верна ли мысль, что в цирке артист осваивает трюки, а потом решает идейные задачи? Не точнее ли другое: артист решает эти задачи при помощи трюков. Конечно, цирк использует элементы других видов искусства, в первую очередь театра, — точнее, оба эти искусства произрастают из одного корня. Но нас-то интересуют специфические качества циркового искусства. Нельзя же, определяя своеобразие кинематографа, говорить, что его сила в том, что он близок к театру и литературе, и этим ограничиваться. Прав т. Берензон, когда он пишет, что в цирке могут быть образы и героические и лирические, но ведь речь идет о тех приемах, которыми пользуется актер для их создания. Например, Чарли Чаплин решает трагическую тему, пользуясь при этом эксцентрическими приемами. В произведениях В. В. Маяковского постоянно встречаются эксцентрические приемы, что не мешает этим произведениям быть и лирическими, и памфлетно-сатирическими, и героическими. Прием еще не определяет содержания образа. П. Берензон говорит о героическом и эксцентрическом, исходя из бытовой терминологии, распространенной в цирке: в длинном сюртуке и с измазанным лицом — значит эксцентрик, в трико — значит герой. Но это, право, примитивное раскрытие понятия. Литератор М. Тривас в статье «Язык цирка» утверждает: «Характерная особенность искусства цирка, присущая лишь ему одному: в ходе представления образ совершенного человека, сильного, смелого, ловкого, остроумного, вновь и вновь возникая в различных вариациях, сверкая различными своими гранями, нагнетается, становясь в сознании зрителей обобщением, собирательным художественным образом». Но согласитесь, что и современность, и героичность, и остроумие присущи всем областям искусства, и в этом нет ничего для цирка специфического.
Решительнее других против эксцентричности цирка возразил журналист И. Черненко. По мнению т. Черненко, говорить об эксцентричности цирка так же нелепо, как утверждать эксцентричность балета или оперы: батманы и фуэте в балете, арии в опере так же естественны, как сальто-мортале или флик-фляки на арене.
Попробуем разобраться в этих замечаниях. В оперном и балетном театрах фуэте и арии служат для создания художественных образов, развития сюжета спектакля. Это та необходимая условность, которая есть в каждом театре. Но вот, если бы балерина, выйдя на середину сцены, завертелась на одной ноге, и это приобрело бы главенствующее значение, стало бы самоцелью, превратилось бы в трюк, то мы, пожалуй, сказали бы: такая танцовщица ближе к цирку. Потому что именно в цирке трюки — лучшее средство раскрытия образа.
Но тогда, может быть, т. Черненко прав, утверждая, что своеобразие цирка в его трюковом начале?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое цирковой трюк. Крупнейший теоретик и историк цирка Е. М. Кузнецов, — кстати говоря, первый заявивший о трюковой сущности цирка, — писал: «Реальное преодоление физического препятствия составляет первичный элемент специфических средств выразительности цирка» . Я уже имел случай заметить, что эта формула не точна. Но у Е. М. Кузнецова есть и другое, более точное определение: «Цирковой трюк представляет собой отдельный законченный фрагмент любого циркового номера, хотя бы самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, но вполне самостоятельный и в себе замкнутый, и является простейшим возбудителем реакции, воздействующим на зрителя таким реально выполняемым решением задания, которое лежит вне обычного круга представлений и в этом кругу кажется неразрешимым».
Иными словами, артист цирка всегда стремится демонстрировать то, что алогично, то есть стремится поразить зрителя эксцентричностью. Танец тогда становится цирковым явлением, когда он перенесен на проволоку. И мы идем в цирк, чтобы увидеть необычное: гимнастку, кувыркающуюся под куполом (в этом смысле В. Суркова, о которой пишет т. Черненко, ничем не отличается от своих коллег), велосипедиста, ездящего на одном колесе, фокусника, достающего изо рта горящую свечу. Как хотите, но все это эксцентрические приемы. Говорят, что они естественны для цирка. Безусловно, все цирковое представление построено на этих эксцентрических приемах, хотя цирк — искусство и комедийное, и лирическое, и героическое.
Зачем мы ходим в театры, кинематографы, картинные галереи? Затем, чтобы лучше познать человека и природу, движение быстротекущей жизни. Даже отправляясь на представления таких известных пьес, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова или «Ревизор» Н. В. Гоголя, мы надеемся, что актеры, режиссер, декоратор помогут нам по-новому познать ту жизнь, которая в названных пьесах отражена. И если этого не происходит, мы уходим из театра разочарованными. И в цирке мы хотим видеть, как раскрываются все новые и новые качества человека. Если номера однообразны, не несут в себе новаторского начала, цирковое представление становится скучным и неинтересным. В вечных поисках и находках нового заключено одно из замечательных качеств цирка, и прежде всего советского цирка. В утверждении сильного, ловкого, смелого, прекрасного человека, делающегося подлинным хозяином всех вещей, с которыми он имеет дело, превращающего свое тело в послушный инструмент воли и разума, — в этом идейно-художественная сущность советского цирка.
Конечно, демократический цирк романтичен: он несет веру в прекрасное, веру в человеческую победу, но это не исключает того, что, создавая героические образы, он пользуется средствами алогизма.
Говорят, что современный цирк вырос на базе школ верховой езды. Но когда школа превратилась в цирк? Тогда, когда наездники встали на лошадей ногами, когда лошади затанцевали вальс. Почему изобретатель воздушного полета Леотар перешел из спортивного зала своего отца на цирковой манеж? Да потому, что его номер казался удивительным, поражающим воображение, эксцентрическим. Да, эксцентрическим!
Таковы мои мысли о природе цирка. Было бы обидно, если бы спор снова вошел в привычную колею бытующего в цирке понимания эксцентрики: эксцентрик — это цирковой комик. Нет, мое понимание эксцентрики шире.
Но главное не в этом. Главное, что цирк — большое и настоящее искусство, яркое и своеобразное. Вот это своеобразие цирка необходимо установить коллективными усилиями. И тогда в новой книге, рассматривающей все виды и жанры искусства, найдет свое законное место и цирковое искусство.
Ю. Дмитриев
Журнал ”Советский цирк” август 1961г.