Перши
1.
Жанр эквилибристов с першами принадлежит к самым древним цирковым жанрам. Акробатов с першами можно видеть на старинных китайских фресках. Очень давно этот жанр существовал в Японии, Индии, Ближнем Востоке.
На фото: На перше, который балансирует Юрий Половнев работают Рафаэль Акопян и Роза Половнева.
На стене киевского Софийского собора есть изображение номера с першем. Нужно думать, что если на стене древнего храма художник в группе скоморохов изобразил «першистов», то эти номера бытовали и на Руси. Большое распространение перш получил с момента, когда первые, преимущественно «конные» программы стационарных цирков начали «разбавляться» номерами других жанров.
Европейское название этого жанра попало в международный лексикон цирка из Англии. «Перш» в переводе с английского — «шест, жердь». Мы не можем, к сожалению, назвать первых европейских исполнителей, но это и не так важно. Интересно проследить эволюционное развитие жанра.
Если в Японии и Китае материалом для першистов были настоящие бамбуковые шесты, то в европейских цирках первые исполнители очень долго работали с деревянными. Материал снаряда оказал влияние и на трюковой репертуар и на стиль исполнения номеров с першами. Дело в том, что длинные бамбуковые шесты не могли быть толстыми (по ним нужно было влезать) и поэтому они довольно сильно прогибались и от тяжести артистов и от их акробатических движений, так как бамбук сам по себе очень гибок. Китайские и японские артисты обычно брали бамбук с очень короткими коленами и чрезвычайно крепкий на слом. Когда артист (верхний) забирался на верхушку такого шеста, тот сгибался как лук. Для большего эффекта артисты даже усиливали эти пружинящие колебания.
На первых японских и китайских першах не было никаких добавочных приспособлений. Артисты придумывали трюки только на голом шесте. Они делали на нем разные «флажки», ложились на верхушке шеста на спину и на живот, зацеплялись за верхний конец носками ног и даже пяткой! Делали так называемые «флик-фляки» (перевороты), что на вертикальном перше очень рискованно и требует огромной ловкости.
На перш артисты взбирались, ступая по нему ногами. Это напоминает влезание обезьян на шест. Возможно, что китайские и японские артисты имитировали популярный в их классическом театре образ обезьяны и Делали это намеренно. Такой способ влезания на перш до сих пор называется китайским.
Артисты стран Дальнего Востока быстро прогрессировали в этом жанре. Эквилибристика с першами находила все новые и новые возможности и формы. На старинных гравюрах можно видеть самые разнообразные конструкции першей.
На верхушку длинного шеста пристраивался второй шест под прямым углом к первому, и на одном из его концов (более длинном) подвешивалась трапеция. Нижний артист держал такой перш на плече, а верхний работал на трапеции. Такой перш и сейчас называется японским. Качающаяся трапеция значительно усложняет работу нижнего артиста, балансирующего весь снаряд.
Существовали перши из трех шестов, связанные под прямыми углами. Работа на них еще более усложнялась.
Не довольствуясь этим, артисты начали создавать номера с лестницами, Принцип баланса оставался прежним, но трюковые возможности расширились. Восточные эквилибристы держали лестницу на плече. Лестница ставилась на плечо только одним своим концом — второй висел в воздухе, и весь снаряд имел наклонный вид, что усложняло балансирование его, особенно во время работы верхнего.
Продолжая творческие поиски, эквилибристы еще более усложнили аппарат, прибавив к нему сначала одну, потом вторую лестницу, так что весь аппарат состоял уже из трех лестниц, скрепленных друг с дружкой (рис. 3).
Интересно то, что такая трансфармация аппарата происходила прямо на глазах зрителей. Сначала шла работа на одной лестнице, потом подавалась другая, она быстро входила в первую и укреплялась небольшими растяжками под углом, потом так же приделывалась третья. И хотя такой аппарат в Европе назвали «японской лестницей», в принципе это тот же перш.
Восточные эквилибристы первые начали балансировать такие лестницы на ногах, создав новый жанр — балансирование ногами, в чем они очень сильны. Мы относим эти номера к так называемому жанру антиподистов, родина которого тоже Дальний Восток (Япония и Китай). Цирковое название этого жанра европейского происхождения («анти» — против, «подос» — нога. — Греческ). Китайские и японские артисты, конечно, имеют свое название такого жанра.
Когда европейские колонизаторы проникли на Дальний Восток, они познакомились и с его искусством. Цирковые дельцы возили туда свои труппы и приглашали азиатских артистов в Европу и Америку. Таким образом жанр першей появился на Западе, где его эволюционный путь был уже несколько иным.
2.
Первые европейские артисты держали перш за поясом. Делался специальный широкий и крепкий пояс с ремнями через плечи для лучшего распределения тяжести. Шесты, напоминаем, были из дерева. Они были довольно грубы и тяжелы, так как тонкий шест мог легко сломаться, а лонжи тогда применялись только на репетиции. Этот номер главным образом преследовал цель — подчеркнуть опасность и риск для верхнего акробата, то есть то, на чем мог заработать хозяин.
Шест ставился нижним концом в специальный мешочек («стакан») в поясе, и в случае нарушения баланса «нижний» мог даже придержать его руками.
Быстро были придуманы приспособления, помогавшие разнообразить трюковую часть номера. Первой появилась петля на верхнем конце и благодаря ей — новые трюки («ножные флажки»), потом приспособления для стоек на руках («руль») и для баланса на полове («бублик» для копфштейна»).
Увеличилось число работающих на перше: сначала их стало два, а потом и три! Номера с першами получали все большую и большую популярность, так как в сущности не требовали сложной аппаратуры: она была предельно проста. Нужна была только высокая квалификация нижнего, чтобы без риска ежедневно работать перед зрителями. Риск, конечно, все-таки был, но за это платили деньги. Пожалуй, никакой другой жанр не выявляет элементов риска с такой очевидностью, как жанр эквилибристов с першами. Некоторые исполнители нарочно подчеркивали опасность: больше чем надо передвигались по манежу, как бы теряя баланс; выкрикивали короткие предостерегающие реплики, вроде «спокойно!», «внимание!» и т. п.
Номера с першами не динамичны, но воздействие их огромно, и зрители всегда с затаенным вниманием следят за каждым движением исполнителей.
Европейские цирки выдвинули много отличных мастеров этого жанра. На першах можно было видеть и настоящую акробатику, и сложные конструкции, вроде, например, небольшого трека, по которому мчался мотоциклист, но, пожалуй, самого блестящего расцвета этот жанр достиг в советских цирках. Фантазия и изобретательность наших артистов, их мастерство необычайно высоки.

1 2 3
На фото:
1 - Стойку не лестницах на верху перша демонстрируют артисты Косаребриковы
2 – Народный артист Дагестанской АССР М. Иванов несет по канату перш со стоящей на нем партнершей
3 – Этот сложный трюк в исполнении артистов Рогаткиных в комментариях не нуждается
3.
В первые же годы после революции латышский спортсмен Яков Бахман создал выдающийся номер эквилибристов на першах. Он первый держал на лбу перш с тремя верхними! Его партнеры не верхушке длиннейшего шеста демонстрировали труднейшие акробатические трюки без всяких предохранительных средств. Номер Бахмана был подлинным аттракционом в любой самой сильной программе.
Великолепный номер создал со своими учениками Л. Ольховиков (Океанос). Его партнеры Иван Папазов и Григорий Раев делали трюки даже сильнее, чем у Бахмана! Превосходно держал перш-лестницу Г. И. Дельвари, начавший свою карьеру еще в старом цирке. Он делал трюк, который сейчас не исполняется. В финале номера он балансировал на плечах длинную лестницу. На верху лестницы был укреплен турник. На этом турнике его партнер делал быструю «мельницу» на локтях. Это очень эффектный трюк, тек как зрителям непонятно, как держится при таком вращении лестница без растяжек.
Артисты Мильва, братья Мирославские, отец и сын Войницкие, Т. Сидоркин —все это великолепные номера, известные далеко за пределами наших границ. Серафима Сосина до сих пор осталась единственной исполнительницей заднего сальто на маленькой площадке, которая была укреплена на верхушке перша!
Советские першисты создали за сорок лот столько выдающихся номеров и трюков на першах, что им можно посвятить целую книгу. А. Симадо, Н. Свирин, А. Маяцкий (Лео-Маро), И. Золототрубов (Розано), Ами (Трофимов), Г. Утехин, А. Доленко, Лурих (К. Сауков), Н. Хибин, Р. Манукян, С. Лабецкий, Петлицкие, Юлианс, Н. Чумаков, С. Кожевников, С. Нестеров, Французовы, Кузнецовы, Е. Милаев, Шидловские, Половневы, В. Беньяминов — таков далеко не полный список мастеров, каждый из которых внес в жанр много нового.
А. Н. Маяцкий усложнил работу с першами, поставив на перш ренское колесо и впервые продемонстрировав хождение по двум качающимся лесенкам с першем на лбу. Рафаэль Манукян увеличил число ренских колес до трех. Н. Свирин и П. Тарасов носили перш по канату. Н. Юлианс (Н. Мачейкис) переносил перш с двумя партнерами через лестницу, держа перш в зубах. Держа перш с партнером в зубах, С. Кожевников ловит на него «сальто на второго». Братья Павловы демонстрировали феноменальный трюк — «тройная колонна на перше», причем каждый делал с подкидной доски сальто в плечи. Этот трюк достоин того, чтобы о нем рассказать подробнее.
Нижний держит перш на поясе. Второй партнер влезает на перш и становится там в «рогатки» (приспособление для ног). Третий делает с подкидной доски сальто в плечи стоящему на перше, и, наконец, четвертый также делает ему сальто в плечи. Получается колонна из трех на перше, а всю комбинацию нужно рассматривать как колонну из пяти артистов, причем место одного артиста занимает перш, довольно высокий сам по себе. Это — трюк экстра-класса!
Нужно еще напомнить то, что у Павловых все взрослые. Там нет легких мальчиков, обычно идущих верхними в таких трюках. Это показатель высочайшей квалификации и долголетней совместной работы, оценить который в полной мере могут только профессионалы.
Несколько позже на першах появились трапеции и бамбуки. Перши начали держать на ходулях и проволоке (Кожевников). Перши демонстрируют на китайских катушках. Перш держали даже на движущемся по кругу мотоцикле (Ващенко) и велосипеде (Польди).

Фрагмент номера под руководством заслуженного артиста РСФСР и Белорусской ССР Е. Милаева
Поразительные трюки делали и делают артисты Французовы. Нижний балансирует сразу два перша — один на лбу, другой в зубах, — и на каждом перше по партнеру! Или такой, например, трюк: с купола на очень длинных тросах свисают два кольца. Французов, держа перш с партнерами на лбу, подходит под кольца, берется за них руками и повисает! Кольца подтягиваются вверх, и он, балансируя длинный шест в висе, поднимается все выше и выше!
Это, можно сказать, предел и фантазии и мастерства. Ведь кольца свободно подвешены, они даже чуть-чуть качаются, когда артист повисает на них. Диапазон движения головой для нижнего ничтожный — сантиметры, и все же перш не падает!
Оригинальнейшие и труднейшие трюки делали артисты Лабецкие. Создатель и руководитель номера С. Лабецкий переносил через лестницу перш, на котором один партнер делал стойку на руках, а второй тоже стоял на руках у него на шее.
Петлицкие первые балансировали перш на вращающемся пьедестале. Теперь этот трюк — перенос перша через лестницу во время вращения пьедестала — делают несколько артистов, и для советских исполнителей это уже не рекорд, а ведь трюк по-настоящему труден.
Очень оригинальный и трудный номер придумал С. Нестеров. Он сконструировал пневматические перши. В его першах вмонтированы камеры сжатого воздуха, и в определенные моменты, во время исполнения трюков партнерами, перши на глазах зрителей удлинялись почти вдвое! В это же самое время верхняя часть перша поворачивалась еще и вокруг своей оси, вращая верхних артистов в акробатических трюках. Это, вне сомнения, новшество в жанре першей, говорящее о правильном использовании артистами современной техники при конструировании аппаратуры.
О том, как велика любовь к своей профессии у наших артистов, говорят такие факты. Л. М. Петлицкий — нижний в номере першей, и М. Д. Дмитриев, тоже нижний, были на фронте ранены в ногу. У Петлицкого одна нога полностью потеряла подвижность, а Дмитриеву ампутировали ступню. Инвалидность? Отказаться от цирка? Переменить профессию? Нет!..
Михаил Дмитриев сделал протез, вернулся после настойчивых тренировок к любимой работе, и мало кто из зрителей замечает, что одной ступни у артиста нет. Так же поступил и Петлицкий. К тому же он еще усложнил свой номер.
4.
Высоких достижений в жанре першей у нас добились женщины. Они, вероятно, впервые в мире начали выступать в амплуа «унтерманов», то есть нижних. Артистка Мюльман держала перш на большом деревянном шаре! Она же делала трудный для исполнения трюк — «вращающийся перш», трюк, в котором нижний вращает поясной перш, а верхний висит в зубнике на верхушке его. При быстром вращении верхний партнер принимает горизонтальное положение.
Мария Ширай первая начала держать перш на лбу со взрослой партнершей (Ольгой Гаупт), причем добилась очень трудного трюка: она держала перш на пуантах, то есть стоя на носках в балетных туфлях.
Если говорить о девушках-унтерманах, нельзя не упомянуть и о девушках, работавших и работающих на верху першей.
А. Манион, одна из представительниц династии разносторонних артистов Манион, ничем не уступает по квалификации мужчинам. Ее стойка на руках и баланс на голове на перше образцовы по исполнению. То-же можно сказать и о недавно ушедшей из цирка Ольге Гаупт: она идеально школьно стояла на перше на одной руке, на двух руках и на копфштейне без всяких лонж! Отлично работала на першах и выпускница циркового училища Л. Старкова. Артистки Аникина и Власова совсем «не допустили» в свой номер с першами мужчин. Они выступают вдвоем, исполняя очень интересные трюки.
Замечательный номер демонстрировали артисты Брок (Сидоркины). Их номер выделялся из числа всех. На верху очень длинного перша у них была укреплена довольно большая конструкция из труб, сделанная в виде фонаря. На этой конструкции Сидоркина демонстрировала ряд трюков, состоящих из эффектных срывов и вращений (она была отличной гимнасткой на трапеции), Но самое интересное в их комаре было то, что сам Сидоркин (нижний) вначале делал вид, что он с трудом справляется со своей ответственной обязанностью. Он все время бегал по манежу, как бы ища баланса, а перш, казалось, вот-вот упадет... Так Сидоркин подходил к самому барьеру, и часто, боясь, что шест действительно упадет, зрители покидали свои места. Но на самом трудном трюке, когда верхняя начинала крутить «мельницу», Сидоркин вдруг спокойно шел в центр и стоял на одном месте, как вкопанный. Зрители понимали, что все, что происходило, делалось нарочно, и награждали исполнителей громкими аплодисментами. Это своеобразная «игра на нервах», свойственная главным образом старому цирку, но доступная только «унтер-манам» высокой квалификации.
Таковы некоторые достижения прошлого и настоящего в жанре першей. Исчерпаны ли его возможности и каковы перспективы этого жанра сегодня?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Трюковой репертуар номера Океанос (1928 год), исполнявшийся артистами Л. Ольховиковым, И. Папазовым, Г. Раевым.
5.
Каковы перспективы жанра першей сегодня? Как и во всех жанрах циркового искусства, самый важный вопрос сегодня — вопрос репертуара, проблема создания новых номеров, новых трюков.
Артисты цирка стараются беспрерывно обновлять свои номера, придумывают новые трюки, новые конструкции аппаратуры и реквизита. «Драматургия» цирка — это изобретательство.
Кажется, уже придумано все, что можно было придумать с першами и на першах: перш на поясе, перш на плечах, перш на лбу, в зубах, на одной ноге... Перш на ходулях, на велосипеде, на мотоцикле, на канате, на шаре, на катушке, на воздушной рамке, на свободной проволоке... Не было, кажется, только исполнителей с першами на лошади, на батуде и на трапеции. Куда направить творческую мысль новаторов в области першей?
Нам кажется, что поиски должны пойти по двум направлениям; по линии усложнения работы и изобретения новых конструкций.
Нам могут возразить: «Усложнение работы? Но это известно всем! Вы ломитесь в открытую дверь!»
Это правда: «дверь открытая, но, к сожалению, в нее сейчас никто не ломится. Поясним наши слова.
Многие артисты, далеко не исчерпавшие своих возможностей и возможностей жанра в рамках своего номера, единственным средством улучшения номера считают переоформление его новой аппаратурой и костюмами. В большинстве случаев нового оформления не требуется, так как сами артисты по своей квалификации не готовы к этому.
К примеру, нужно ли новое оформление жонглеру, бросающему пять палочек? Он требует «переоформить» его палочки на букеты цветов. Будет ли номер новым, если пять палочек будут заменены пятью букетами? Или деревянные палочки будут заменены пластмассовыми?
Или, скажем, гимнасты выступали на «торпеде», исполняя пять каких-то трюков, а в новом номере работают на «ракете», делая те же пять трюков, выросло ли мастерство артистов в новом варианте номера? Нет, не выросло. Зрители увидели только новый аппарат.
Многих наших мастеров можно упрекнуть в том, что из года в год они показывают один и тот же репертуар, так что даже нашему ведущему, Московскому, цирку чаще приходится придумывать новые «шапки» на афишах, чем показывать новые номера в программах последних лет.
Хорошо, конечно, быть «звездой» циркового небосклона, но не нужно уподобляться небесным звездам в их кажущейся неизменности. Стоит и в цирковое небо запускать побольше новых спутников.
Как пример новаторства в жанре першей можно вспомнить сенсационное сальто на перше Серафимы Сосиной, сделанное почти сорок лет назад и оставшееся до сих пор своеобразным «рекордом» в цирке. Этот трюк, не требовавший сложной аппаратуры, был построен на личном мастерстве артистов. С. Сосина и В. Харитонов (Готхарс) смело соединили в одно целое такие, казалось бы, далекие друг от друга жанры, как перш и партерные прыжки! Этот «творческий гибрид» внес настоящее новшество в репертуар цирка.
Первым этапным трюком в эволюции жанра першей был трюк, когда на перше появились два исполнителя и они начали демонстрировать акробатику — стойки «руки в руки» и «голова в голову».
Следующим этапом было появление на верхушке перша трех артистов.
В искусстве работы с першами есть три особенности: одни трюки демонстрируют мастерство работающих на верху перша; другие — показывают мастерство нижнего («унтермана»); в третьих — одновременно проявляется мастерство и нижнего и верхних.
Например, нижний держит перш, а на нем два артиста делают стойку «голова в голову» и «руки в руки». Это трюк, демонстрирующий главным образом мастерство двух верхних артистов.
В. Беньяминов переносит перш через качающуюся переходную лестницу, которая к тому же еще и вращается вокруг своей оси. Его партнерша стоит на верхушке перша на одной ноге в специальной подножке. Это трюк, показывающий мастерство нижнего.
Андрей Симадо переносит лерш через две лестницы, идет с ним по канатам, делает на площадке, лежащей на канатах, «японский пируэт», и все это время его партнер стоит на верхушке перша на голове! Это трюк, демонстрирующий искусство и нижнего и верхнего, т. е. идеальное использование возможностей перша.
Ю. Половнев демонстрировал трюк, в котором верхний (артист Г. Ульданов), стоя на руках на верхушке трехметрового перша, перелетал так вниз в руки нижнего! Вот высокое мастерство и нижнего и верхнего!
Новое не всегда зависит от аппаратуры. Артисты Французовы решили показать на першах трюки «ханд-вольтижа». Это очень трудно и требует высочайшей квалификации и верхних и нижних. Зато цирк такого еще не видел.
У Французовых верхние уже сейчас переходят с перша на перш, не слезая на землю. Теперь они задумали делать перелеты в акробатических трюках — в стойках на руках.
Представьте себе двух нижних, держащих на першах двух партнеров, которые стоят в специальных «вилках». Один из них берет «руки в руки» верхнего и перебрасывает его партнеру, стоящему на другом лерше (рис. 4)! Если Французовы добьются освоения этого трюка (а в этом можно не сомневаться), они откроют новые возможности в работе с першами.
Уже сегодня ставится вопрос и об исполнении на першах трюков «плечевой акробатики». Трудность здесь заключается в освоении совершенно новой техники балансирования, но тем замечательнее будет, когда артисты решат эту задачу.
Ю. Половнев задумал балансировать перш на одноколесном велосипеде—моноцикле. Трюк интересный и трудный.
К. Наумов, придумавший оригинальную переходную лестницу, вращающуюся, как лопинг, репетирует сейчас новый замечательный трюк: он берется руками за концы лестницы, балансируя на лбу перш с партнершей; лестница начинает вращаться и поднимает артистов вверх (рис. 5). Наумов балансирует перш, вися на руках! В таком положении он достигает верхней точки и спускается по лестнице с другой стороны. Это большая победа талантливого артиста.
Переходные лестницы всегда были тесно связаны с работой с першами. Обычная лестница сменилась вращающейся вокруг своей оси (арт. Петлицкие), вращающейся, как лопинг (арт. Наумовы), вращающейся и качающейся (В. Беньяминов). Казалось, что перш переносится через лестницы во всех возможных ситуациях и придумать уже ничего нельзя, но артист Г. Федин нашел новый способ переноса перша, пожалуй перекрывающий по трудности все показанное до сих пор.
Артисты Ващенко балансируют перш на мчащемся по арене мотоцикле. Верхний партнер выходит в стойку.
Обычную лестницу с удобными ступеньками он заменил шестом на растяжках и решил поднимать перш на лбу, взбираясь руками и ногами по шесту, стоящему на манеже.
Стиль влезания на шест Федин заимствовал у наших друзей — китайских артистов. Это так называемый «обезьяний» способ — как бы хождение по шесту. Этим способом Федин уже поднимает свою партнершу (пока без перша). Трюк с першем репетируется, и это будет, вне сомнения, замечательная победа и мастерства и воли артиста.
Г. Федин — очень интересный артист и человек. У него огромное тяготение к изобретательству; в его «портфеле» много интересных сценариев и чертежей. Он интересуется технической литературой, много экспериментирует.
Из приведенных замыслов видно, что творческая мысль новаторов упорно и плодотворно работает над созданием новых номеров и трюков.
Э. Кукушкина и Н. Власова исполняют редкий для женщин-артисток номер
6.
Усложнение работы на першах не может, конечно, идти без модернизации самого перша. Это тоже интересный путь, если конструкция аппарата будет оправдана интересной трюковой работой артистов.
На перш можно подвешивать гимнастические аппараты — трапецию, «бамбук» и даже «воздушную рамку». Балансирование свободно качающихся снарядов наиболее трудно, и таких трюков мы видим меньше всего. Можно монтировать разные лопинги, т. е. вращающиеся аппараты.
Первый оригинальный лопинг на перше — ренское колесо — показал А. Маяцкий.
Монгольская артистка Церендулма держит перш, на котором вращаются ее две партнерши. Их лопинг имеет вид вращающегося «бамбука».
Р. Манукян держал на перше три ренских колеса.
Ядвига Романаускене делает на перше лопинг — «мертвую петлю» — на велосипеде.
Самое трудное в номерах с першами — придумать концовку номера: желательно, чтобы она была динамичной и эффектной. Пожалуй, лопинг — лучшая концовка, так как можно придумать разные конструкции лопингов на перше.
Оригинальна конструкция так называемого ломаного перша, описанная в предыдущем номере журнала. В начале работы перш имеет обычный вид, но, по мере того как верхний поднимается выше и выше, перш как бы ломается и принимает новое положение. Когда артист слезает обратно, перш опять становится ровным, как вначале. Конструкция такого перша для специалистов не представляет трудности: в местах «слома» — специальные шарниры; внутри перша через блоки проходит трос с резиновым амортизатором, который ставит перш в первоначальное положение по мере того как он освобождается от тяжести исполнителя.
Можно сделать раскрывающийся перш, построенный тоже на принципе амортизации: перш раскроется, когда артисты поднимутся на его три конца. Должно быть эффектным, если на перш поместить добавочные короткие перши или лесенку
На першах можно делать акробатические и гимнастические трюки в самых различных вариациях. При современной квалификации нижних возможны трюки балансирования першей на акробатических пирамидах.
Оригинальный и трудный трюк для двух исполнителей — «качающийся копфштейн». Качания происходят в разные стороны строго синхронно (на шестеренках). Раскачивание проводит нижний.
Трюк «перш на мотоцикле» уже показывал В. Ващенко, но это был не совсем чистый перш: ставили его за поле, придерживая руками. Однако возможно балансировать перш на мотоцикле и чисто, если мотоцикл будет равномерно двигаться по строго определенному радиусу. Для этого его нужно соединить жесткой трубой с центром манежа.
Существуют перши в воздухе (на канате) и на воздушном аппарате (рамке). Перш на канате впервые показали, как мы уже говорили, П. Тарасов и Н. Свирин. Н. Яунзе и В. Арзуманов исполняли труднейший трюк — перш на маленькой рамке. В свое время это была сенсация. «Перш на канате» исполняется сейчас другими артистами. Исполнителей перша на рамке в настоящее время нет, как нет, впрочем, и акробатики на рамке.
Китайские артисты, гастролировавшие у нас, соединили эквилибр со стульями и перш — получилось очень эффектное и оригинальное зрелище. В жанре першей это ново.
Хочется сказать несколько слов о трюке, о котором давно спорят, получится или нет. Мы говорим о перше на лошади. До сих пор этот трюк никто даже не пробовал репетировать, и это легко объяснить: не приобретать же для группы першистов лошадь! Нам кажется, что этот сложный трюк могут показать наездники. Сейчас акробатика на лошадях достигла очень больших высот. Среди наездников есть очень сильные «унтерманы» для которых перш — не задача, а учиться стоять на лошади им не нужно. Этот трюк мог бы сделать и жонглер на лошади такой квалификации, как, скажем, Ольховиков.
Перш на плече или в одной руке на лошади теоретически возможен, если верхний будет делать не очень сложный трюк, позволяющий сохранить постоянное положение корпуса. Перша в таком динамичном сочетании цирк еще не видел.
Тесно связан с жанром першей эквилибр с лестницами, балансируемыми на ногах, так как, если для артиста с першем местом работы может быть весь манеж, балансирование на ногах ограничивается только несколькими сантиметрами: нижний, лежа на тринке, не имеет возможности передвигаться с места на место. Он может подать ноги только на 10—20 сантиметров вперед и назад.
Эквилибр с ножными лестницами был всегда довольно популярным номером в цирках, но в нем обычно работали два исполнителя с примитивным трюковым репертуаром.
Артист М. Ротберт первый создал очень сильный групповой номер в этом жанре, впервые показав трюк двойного баланса — лестница на лестнице.
Артистка Софья Деринг — единственная женщина, державшая очень длинный перш на одной ноге. Мария Ширай держала на лестнице двух партнеров.
Позже 3. Гуревич и Е. Милаев довели свои номера до качества аттракциона.
Заслуженный артист РСФСР и БССР Е. Милаев составил свой номер только из рекордных трюков и показывает совершенно новый трюк — переходную лестницу на ногах. Переносить партнера через обыкновенную лестницу, укрепленную в манеже растяжками, доступно очень многим исполнителям. Твердостоящая лестница дает возможность нижнему манипулировать довольно свободно, давая ему точку упора. У Милаева лестница стоит на ногах на чистом балансе, без растяжек, и чтобы перенести по такой лестнице партнера, стоящего на голове нижнего на руках, нужно большое мастерство и держащего лестницу и артистов на лестнице.
Перспективы этого жанра так же безграничны, как и в жанре чистых першей.
Журнальная статья не позволяет поговорить о всех возможностях трюкового репертуара, да и автору не по силам объять необъятное. Если бы был объявлен конкурс на новые номера и трюки в жанре першей, то специалисты прислали бы, наверное, много новых и интересных предложений.
Краткий обзор показывает, что жанр эквилибристики с першами имеет настоящих мастеров и новаторов. Мы рассказали далеко не о всех наших «першистах» и их замыслах. Зрители ждут от артистов новых номеров, и очень хорошо, что они их скоро увидят. К услугам новаторов у нас все: режиссеры, конструкторы, мастерские — всесторонняя поддержка.
А. ШИРАЙ
Журнал «Советский цирк» март 1961 г