В редакцию идут письма
О ПЕРСПЕКТИВНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
В Союзгосцирке обычно составляется план художественно-творческих мероприятий на год. Такая форма организации творческой работы, как мне кажется, недостаточна. Номера и аттракционы создаются, как правило, не за один год. Необходимо составлять перспективный план на 2—3 года, чтобы можно было учесть все творческие заявки артистов и режиссеров. Желательно, чтобы в первую очередь планировалось создание новаторских номеров, обогащающих советское цирковое искусство, номеров, редко встречающихся в программе наших цирков.
М. ИВАНОВ, народный артист Даг. АССР
СТИЛЬ РАБОТЫ
Мне казалось, что художественный отдел — один из важнейших отделов Союзгосцирка — должен не только планировать создание новых номеров и представлений, но и помогать артистам, творчески вдохновлять их.
Однако в своих предположениях мне пришлось разочароваться. Участники номера, которым я руковожу, подготовили редкий трюк — пируэт сальто-мортале в исполнении вольтижера с приходом одной ногой на одну ступню к нижнему. Этот трюк, созданный впервые в цирке, остался без внимания художественного отдела, хотя из Калининского цирка был послан акт о просмотре. Не дождавшись ответа, я обратился в художественный отдел и дважды пытался беседовать с С. Семочкиным и А. Бабкиным. Я хотел начать соревнование между однотипными номерами конвейера, чтобы стимулировать творческие поиски по созданию новых трюков. Но так и не состоялся разговор, они все время были заняты на совещаниях.
Не слишком ли много проводится совещаний в художественном отделе? Не из-за них ли страдает непосредственное живое руководство творческой работой артистов?
В. ПЛИНЕР
ВНИМАНИЕ КИНОФОТОЛЮБИТЕЛЮ
В статье «Киноаппарат на службу цирку» («Советский цирк», № 3, 1961 г.) правильно поднимается вопрос о внимании к кинолюбительству. Приведенный в статье В. Лунего перечень возможностей использования кино в цирке далеко не исчерпывается.
Гастролирующие в СССР зарубежные артисты могут быть засняты киноаппаратом, для того чтобы ознакомить с ними широкую массу артистов цирка. Кинолюбитель Ленинградского цирка т. Каплун удачно заснял отдельные номера Парижской цирковой программы — его пленку с интересом посмотрели другие артисты. А как много в этом направлении делают опытные кинолюбители Абдулаев, Гуменюк, Плинер и многие другие,
Кинолюбительская камера может оказать важные услуги и цирковому музею.
Многие артисты имеют фотоаппараты, которыми фиксируют интересные события в жизни цирка и всей нашей страны, но не каждый располагает возможностью отпечатать хорошие фотографии, так как ни в одном цирке нет уголка, мало-мальски приспособленного для нужд фотолюбителя. Думается, что организовать маленькую лабораторию может каждый цирк. Ведь артистам возить даже портативный фотоувеличитель из города в город очень обременительно. Был случай, когда один из артистов предлагал безвозмездно оставить свой увеличитель в Ленинградском цирке, если бы была организована фотолаборатория.
Нужно пойти навстречу фото- и кинолюбителям, оказав им организационную и творческую помощь, и наши фото- и кинолюбители окажут цирку немало ценных услуг.
В. КОЗЛЯРОВИЧ, артист цирка
НА ЖИВЦА
За последнее время имеет место совершенно, на мой взгляд, неверная практика переманивания артистов из системы Союзгосцирка в эстраду. Причем, объясняется это отнюдь не творческими соображениями.
Приведу примеры.
В Киевской группе «Цирк на сцене» выпускникам циркового училища Борису и Светлане Исаевым сделали новый номер «Акробаты на брусьях». Им сшили новые костюмы и установили ставку — Б. Исаеву 130 рублей за 20 представлений, Светлане Исаевой — 80 рублей за 20 выступлений. Этот номер понравился руководителям Мосэстрады, и они переманили артистов к себе, дав Борису Исаеву 12 рублей за каждое выступление, а его жене Светлане 10 рублей за выступление, подняв таким образом месячные ставки в два и два с половиной раза.
В той же группе подготовили молодого жонглера Никольского и установили ему оклад 80 рублей за 20 представлений, однако Укрконцерт переманил его к себе, дав ему 160 рублей за 16 представлений.
Жонглер Григорий Адаскин работал в системе Союзгосцирка, получая ставку, соответствующую его мастерству, — 80 рублей, за 20 представлений. Укрконцерт, пригласив Адаскина к себе на работу, повысил ему ставку почти в три раза.
В настоящее время Укрконцерт ведет переговоры и с другим нашим артистом — эквилибристом Подгорным. Артисту, получающему у нас в цирке 5 рублей за представление, Укрконцерт уже сулит ставку по 10 рублей за представление.
Нас, цирковых артистов, Союзгосцирк тарифицирует в принципе правильно, по заслугам. Обижаться на условия, которые созданы большинству артистов нам не пристало. Нас часто премируют за создание новых номеров, программ, повышают тарифную ставку, когда артист повышает свою квалификацию. Так почему же руководство Укрконцерта и филармонии даже рядовым артистам, которых они переманивают из системы Союзгосцирка, увеличивают исполнительскую ставку в 2—3 раза, не говоря уже о хороших номерах?
Естественно, что некоторые артисты «клюют» на эту приманку и уходят из Союзгосцирка в концертные организации. Польстившись на большую ставку, они перестают повышать свое мастерство и быстро теряют квалификацию.
Укрконцерт завуалированно эксплуатирует номера чисто цирковых жанров, чем вводит дезорганизацию в работу циркового учреждения. Ряд филармоний организуют выступления гипнотизеров, фокусников, а в Херсонской филармонии работает цирковой аттракцион мотогонок, причем доходят даже до того, что используют «частников» с их инвентарем и реквизитом, выплачивая им произвольные ставки. Эта же филармония заботиться о приобретении медвежьего аттракциона. Своей «деятельностью» руководство Херсонской филармонии, мне кажется, оказывает медвежью услугу Министерству культуры СССР.
Пора приравнять месячную норму выступлений и ставки артистов эстрады, работающих в цирковых жанрах, к нормам и ставкам артистов Союзгосцирка. А главное, цирк и эстрада обязаны делать свое прямое дело. Если же на филармонических афишах будут красоваться медвежьи аттракционы, то от такой затеи захочется в лес убежать...
Михаил ВОЛЫНСКИЙ
Журнал «Советский цирк» июнь 1961 г