В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Письма зрителей в редакции журнала Советский цирк

КАК  ЗОВУТ  ГЛАДИЛЬЩИКОВА!

Это вопрос не из викторины, а из нашей саратовской действительности.

Возник он так: в этом сезоне в Саратов приехал на гастроли широко известный в нашей стране первый со­ветский укротитель хищных зверей, заслуженный артист РСФСР Николай Павлович Гладильщиков.

В связи с его приездом дирекция Саратовского цирка выставила в городе рекламные щиты, повесила над тро­туарами полотнища, прикрепила к заборам фанерные ли­сты-ленты, расклеила печатные афиши. И везде почему-то было написано и напечатано: «Засл. арт. РСФСР Г. Гла­дильщиков».

Прошло больше недели, в городе появились новые афиши, на которых инициал известного артиста неизвестно почему был напечатан опять неправильно: «Г. Гладиль­щиков».

Через несколько дней вышли еще новые афиши, на кото­рых имя заслуженного артиста было исправлено, но как! Везде стояло: «П. Гладильщиков». Так же было «исправ­лена» и постоянная реклама — щиты и ленты.

Прошло немало времени пока (уже к концу гастро­лей артиста) не появились афиши, на которых имя дресси­ровщика было наконец написано как надо: «Н. П. Гла­дильщиков».

Видя на афишах разные инициалы артиста, многие са­ратовцы невольно задавали вопрос: «Как же зовут Гладилыцикова?»

Могут сказать, что это не так уж важно. Но мы счи­таем, что искажать имя и делать это несколько раз под­ряд — непростительно, это неуважение и к артисту и к зрителям.

А. Скорлупкин — директор Областного дома народного творчества, А. Грязнова — бухгалтер домоуправления, Г. Чижикова — художница, П. Степанов — рабочий мясокомбината, Н. Сафонова — балерина, М. Завьянцева — инструктор по распространению печати, П. Лазарев — артист-пенсионер, Л. Борисова — машинистка, В. Леонов— студент-дипломант политехнического   института,   Л.   Каргопольцева — библиотекарь

ПЕРЕИЗДАТЬ НУЖНУЮ КНИГУ

В 1936 году в Государ­ственном издательстве худо­жественной литературы вы­шла книга Дм. Альперова «На арене старого цирка» (записки клоуна). Эта книга очень быстро разошлась и с той поры больше не пе­реиздавалась. А жаль! Та­лантливый и наблюдатель­ный Альперов в течение многих лет вел записи не только всех событий своей жизни, но и обо всем том, что ему довелось видеть и наблюдать во время своих странствий по русским го­родам. Поэтому его книга стала не только энциклопе­дией циркового искусства, но и яркой многосторонней картиной предреволюцион­ной России. Написанная прекрасным языком, она читается, как увлекатель­ный роман.

Книга    Дм.     Альперова должна быть переиздана.

Б. ОСТРОВСКИЙ, Ленинград

 

О РЕПЕРТУАРЕ НА МЕСТНЫЕ ТЕМЫ

В заметке И. Мартьянова «Репри­зы на местные темы», опубликован­ной в журнале «Советский цирк» № 1 за 1961 год, совершенно правильно и очень убедительно говорится о не­обходимости более широкого вклю­чения в репертуар цирков произ­ведений, отображающих местную жизнь.

В течение последних двух лет Союзгосцирк не однажды обращал внимание директоров и художествен­ных руководителей цирков на необ­ходимость привлечения писателей и журналистов, способных создать на местном материале репертуар для клоунов, и предлагал систематически осуществлять его постановку (при­казы управляющего Союзгосцирком № 387 от 31.XII 1959 г., № 259 от 4.VII1960 г. и № 1574-к от 21.XII 1960   г.).

Однако дело это сложное и труд­ное.

Успешное решение его зависит от активности директоров цирков, от того, есть ли в цирке квалифициро­ванный художественный руководи­тель, от инициативы артистов, а главное — от желания местных писа­телей принять участие в создании ре­пертуара.

Только в постоянном творческом содружестве писателя, режиссера и артиста   может   создаваться   и   ставиться полноценный в идейно-худо­жественном отношении репертуар на местном   материале.

Предложение же Мартьянова о восстановлении прежней практики централизованного создания и рас­пространения «текстов-каркасов», ко­торые могли бы использоваться раз­ными артистами в разных городах, — неверно во всех отношениях.

Каркас — это безликая схема, форма, в которую артисты зачастую механически и неудачно втискивают местный материал. Такой «метод творчества» не может принести пло­дотворных  результатов.

Раньше Главцирк допускал это лишь потому, что в то время ди­ректора не имели необходимых прав. Теперь же это не только их право, но и обязанность. От умения дирек­торов привлечь местных литераторов зависит создание репертуара, осве­щающего местную жизнь.

Большие обязанности возлагаются и на художественных руководителей цирков. Они должны вести система­тическую  работу  с   авторами,  повседневно оказывать им творческую по­мощь в освоении специфики циркового искусства. Заботливое отноше­ние к местным авторам будет содействовать значительному расширению круга профессиональных писателей, пишущих   для   цирка.

И не следует ограничивать авто­ров работой только над местным ма­териалом. Ведь для артистов, закреп­ленных на сезон в том или ином цирке, необходим репертуар и на об­щие   современные   темы.

Многое зависит и от артистов, ра­ботающих в цирке, от их инициативы, творческой активности, особенно в тех цирках, где нет постоянных режиссеров. У коверных клоунов имеется большой запас трюков и репризных ходов, которые могут быть использованы при создании произведений на местном материале. Своими знаниями и опытом артисты должны делиться с писателями, посвящаю­щими свой труд созданию острого злободневного репертуара.

Работа над местным материалом требует серьезного и внимательного изучения жизни города. В этом слу­чае к выступлениям с сатирическими репризами необходимо подходить со всей ответственностью; репертуар, бичующий те или другие конкретные недостатки, должен тщательно проверяться.

Из местного материала необходи­мо отбирать наиболее существенные и важные события. К сожалению, некоторые артисты ограничиваются только мелкими фактами. Это проис­ходит в тех случаях, когда репертуар создается не писателем, а самим ар­тистом, работающим с помощью «каркасов»: артист отбирает не тот материал, по которому следовало бы выступить с арены цирка, а тот, для отображения которого у артиста имеется подходящий готовый каркас.

Зачастую получается так: гастро­лирует артист по разным городам и исполняет одни и те же репризы — об испорченных городских часах, о неработающем водопроводе, о не­благоустроенных пляжах, о неосве­щенных улицах, о духоте в кинотеат­рах и т. д. Это удобно ложится на «тексты-каркасы».

Но в этом и заключается их глав­ный   недостаток.

Вот почему мы всячески отстаи­ваем создание репертуара на мест­ные темы в творческом содружестве местных литераторов с актерами и режиссерами цирков. Это путь под­линно творческого отношения к со­зданию репертуара, отображающего важнейшие  события   местной   жизни.

Вся страна готовится достойно встретить XXII съезд КПСС. Сейчас особенно важно на местном материа­ле пропагандировать передовой опыт лучших производственников, героев коммунистического труда, которые, как ярко и образно сказал Н. С. Хру­щев, «задают тон в жизни нашей страны» и  по которым  «как по маякам, должны равняться все советские люди».

Такой материал, воплощенный местным писателем в ярких стихах пролога или монолога, в интересной по форме репризе или интермедии, приобретает огромное воспитатель­ное   значение.

Не отрицая необходимости в ре­призах на темы о благоустройстве го­рода, ремонте жилья, коммунального обслуживания (об этом пишет И. Мартьянов), мы все же хотим под­черкнуть, что важнейшими темами для сатирических реприз и интерме­дий являются темы борьбы со всеми пережитками прошлого, мешающими нашему движению вперед к коммунизму, со всеми отрицательными яв­лениями, которые были подвергнуты острой и беспощадной критике на ян­варском Пленуме ЦК КПСС.

Сатирические произведения на эти темы в репертуаре клоунов и куплетистов должны занимать глав­ное  место   в   цирковых   программах.

Практика работы ряда цирков над местным материалом убедительно показывает, что для воплощения его в цирковом репертуаре находятся разнообразные формы. Так, напри­мер, всегда успешно проходили выступления народного артиста РСФСР В. Г. Дурова с патетическими стихотворными монологами, посвящен­ными жизни того города, в котором он   гастролировал.

Энтузиастом злободневных вы­ступлений с сатирическими репри­зами по материалам местной прессы зарекомендовал себя  клоун  Г.  Коваленко, а выступлений с сатириче­скими           частушками — куплетист А.   Иванов.

Положительный отзыв дается вы­ступлениям с репризами на местные темы коверного клоуна Ю. Брайма в Кемеровском цирке («Комсомолец Кузбасса», 29.ХII   1960 г.).

Отмечаются удачные репризы на местном материале коверного клоуна Ю. Шатирова в Костромском цирке («Северная   правда»,   28.ХII   1960   г.).

В некоторых цирках — Ростов­ском, Харьковском, Одесском, Кали­нинском и других — помимо испол­нения отдельных монологов и ре­приз ставились большие обозрения на местном материале.

Своей творческой активностью ряд директоров и худруков цирков содействовал расширению круга профессиональных писателей, рабо­тающих над созданием циркового репертуара.

Писатели П. Глазовой и М. Татар­ский (Киев), И. Муратов и Л. Галкин (Харьков) и многие другие авторы стали подлинными друзьями совет­ского   цирка.

Произведения на местном мате­риале начинают постепенно входить в   репертуар   цирков.

Но это только начало. Предстоит приложить немало усилий для орга­низации творческой деятельности цирков, успешное развитие которой обеспечит и решение вопроса о ре­пертуаре на местном материале.

А.  РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, главный  редактор репертуарно-художестаенного отдела Союзгосцирка

 

ПУБЛИКА   ТРЕБУЕТ

Под влиянием успехов советского цирка у зрителей растет интерес к цирковому искусству. Они хотят знать творческие биографии понравивших­ся артистов, о достижениях в том жанре, который они представляют. Первые сведения зрители обычно получают из рекламы и рецензии в газете. Именно рецензия должна раз­вивать хороший вкус, пропагандиро­вать лучшее и подвергать критике номера   слабые.

В каждом крупном городе, где находятся стационарные летние или зимние цирки, выходят две-три газе­ты, имеется центр радиовещания, а во многих городах и телевидение. Газеты, радио, телевидение не могут не откликнуться на новую цирковую программу.

Как может популяризироваться цирковое   искусство?

В Ростове-на-Дону, например, об­ластная газета «Молот» публикует материал о каждой цирковой про­грамме. Но это не всегда рецензия, чаще — просто   сообщение.

Кроме рецензий областная газета может периодически помещать очер­ки о лучших артистах цирка.

Городская        газета        «Вечерний Ростов» печатает и рецензии и очер­ки о цирке. Но количество очерков в    ней    можно    намного    увеличить.

Ростовское телевидение, как и те­левидение во всех наших городах, передает цирковую программу в по­следний день. Многие зрители впервые видят ее по телевизору, а некоторые уже посмотрели ее в цир­ке. Но и для тех и для других будет особенно интересно, если представ­ление сопровождается рассказом об артистах, выступающих перед ними. Представьте себе, что вы пришли в цирк со своим другом, хорошо знающим цирковое искусство и арти­стов данной программы. Все, что он вам расскажет о создании номеров, о трюках, о заграничных гастролях, вы не только внимательно выслушае­те, но и охотно передадите потом своим знакомым.

Вот такая непосредственная дру­жеская беседа должна звучать и с экрана телевизора. В основе своей это   устная   рецензия.

В телепрограммы можно включать рассказы об отдельных жанрах современного цирка, иллюстрируя их фотографиями и выступлениями артистов.

Небольшие обозрения о цирке может давать и радио. Пока что ма­териалы о цирке передаются по ра­дио редко.

Как показала заочная конферен­ция зрителей прошлого сезона, мно­гие хотят слушать популярные лек­ции об искусстве цирка. Ростовское отделение по распространению поли­тических и научных знаний такие лек­ции   не   организует.

Если советский цирк располагает своими художниками, композитора­ми, режиссерами, то, безусловно, он должен иметь и своих рецензентов. Для них на периферии непочатый край   работы.

Но как, где, у кого им учиться?

Прежде всего у артистов цирка. Постоянное общение с мастерами манежа позволит постепенно узнать все    тонкости    циркового    искусства.

Но никакой энтузиазм не поможет улучшить популяризацию циркового искусства, если не будет преодолено некоторое безразличие к этой теме со стороны редакций газет, местных отделений Союза журналистов, студий радио   и   телевидения.

О. ДАВЫДОВА. Ростов-на-Дону

Музыкальные эксцентрики К. Иванов и В. ГавриловФото А. Брюханова

Музыкальные эксцентрики К. Иванов и В. Гаврилов. Фото А. Брюханова

 

  Журнал «Советский цирк» апрель 1961 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100