Заметки циркового завсегдатая Александра Ширая - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Заметки циркового завсегдатая Александра Ширая

А. Ширай. Такой стати позавидуют даже многие хорошо тренированные артисты циркаКак-то в свободный вечер я начал разбирать цирко­вые программки. За годы у меня их накопилось немало. Читаю фамилии артистов, названия номеров.

На фото: А. Ширай. Такой стати позавидуют даже многие хорошо тренированные артисты цирка

Многое совсем стерлось в памяти, иное вспо­минается смутно. Но есть номера, которые встают перед глазами так, будто видел их вчера. О некоторых из них   и   хочется   рассказать. Советский цирк, достигший выдающихся успехов, не мо­жет не гордиться лучшими представителями старшего по­коления. Нужно, чтобы время от времени в нашем журна­ле появлялись статьи и очерки, рассказывающие о тех, кто утверждал стиль советского цирка, его славу.

МАРИЯ И АЛЕКСАНДР ШИРАЙ

Когда в 1927 году на московских цирковых афишах поя­вилась строка: «Ширай — воздушные гимнасты», истинные цирколюбы, постоянно читавшие журнал «Цирк и эстрада», уже составили об этих артистах некоторое представление. Было известно, что Александр Николаевич и Мария Казимировна Ширай пришли в цирк вскоре после революции. Они выступали как эквилибристы с шестами, силовые акро­баты и гимнасты на кольцах. Во всех названных жанрах ар­тисты добились недюжинных успехов. В 20-е годы они мно­го снимались в кино. Тогда в моде были приключенческие фильмы, и киностудии охотно приглашали цирковых арти­стов, умеющих исполнять головокружительные трюки.

Но в Московском цирке Ширай дебютировали в новом для них жанре — воздушной гимнастики, и все, кто их ви­дел, были покорены артистами.

Ширай появлялись на арене в луче прожектора, затяну­тые в шелковые трико. В цирке нередко можно встретить артистов с хорошими фигурами, но даже рядом с ними Ширай казались удивительно красивыми. Их фигуры отличались выразительностью, отличной разработанностью мышц, и при этом не было той преувеличенной «накаченности», которая часто антиэстетична. Если бы в какой-нибудь картине понадобилось изобразить идеальных цирковых гимна­стов, вряд ли художник нашел бы лучшие образцы. К тому же Ширай были обаятельны и артистичны.

В том, как они держались на арене, чувствовались гор­дость, сознание своей красоты. И все это без тени назой­ливого циркового кокетства.

На трапеции, подвешенной очень высоко, под самым куполом, Ширай работали смело и уверенно, не страхуя себя ни сеткой, ни лонжей. Все упражнения у них отлича­лись изяществом и законченностью. Трюки, требующие си­лы, исполнялись легко, свободно, без видимого напряже­ния, как бы играючи. Номер шел в хорошем темпе, без нарочитого подчеркивания опасности, хотя иные обрывы были достаточно рискованны. Например, такой: гимнаст, повиснув вниз головой, держал в руках трапецию, гимнаст­ка балансировала на ней, лежа на спине, потом она скользила по трапеции, зацеплялась носками ног за углы, обра­зуемые трапецией и веревками, и тоже повисала вниз го­ловой.

Заканчивался номер великолепным лопинг-де-лопом: встав на качели, артисты раскачивались так сильно, что ка­чели под тревожную барабанную дробь начинали кружить­ся вокруг своей оси, отбрасывая тени на цирковой купол.

Очень правильно сущность номера Ширай раскрыл вы­дающийся историк и теоретик цирка Е. Кузнецов. Он писал: «Мария Ширай с партнером работают под самым куполом, на... головокружительной высоте... Работают благородно, без надуманных трюкачеств, легко, можно сказать, ли­рично» *.

В то время были и другие первоклассные воздушные гимнасты: Песчанские, Сальвадор, Стефани. Они работали смело, четко, уверенно, исполняли сложные трюки, но им всем не хватало пластической выразительности, лиризма и, в конечном счете, артистизма, которые отличали Ширай.

Позже Ширай вместе с другими артистами создал но­мер с оригинальными першами (шестами). Перши были не­обычайно причудливой формы, и казалось чудом, что экви­либрист удерживал их на плече, да еще с находящимися наверху партнерами.

В настоящее время А. Н. Ширай — режиссер Союзгос­цирка. Кроме того, он много пишет. Его интересные статьи часто можно найти на страницах нашего журнала.

________________________________________________________________

* Евг. Кузнецов,  В цирке, «Красная газета» (вечер­ний   выпуск),   1   июня   1932  г.

Воздушные   гимнасты  Александр  и   Мария   Ширай   (1927 год)

На фото: Воздушные   гимнасты  Александр  и   Мария   Ширай   (1927 год)

 Журнал «Советский цирк» март 1961 г

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования