Аттракцион в Сочинском цирке
Последняя программа сезона в Сочинском цирке.
Первое отделение программы крайне неровное. Отлично выступают акробаты-прыгуны с подкидными досками Аболонские (двойное сальто на ходулях — трюк мирового класса!), художественно-пластическая группа Демкиных и акробаты-вольтижеры Киричуковы.
На фото: Сценка «Оловянные солдатики». Полковник – артистка Мария Вержбицкая/
Блестящий номер воздушных гимнасток Бубновых проигрывает из-за оркестра, играющего «как бог на душу положит». Скучно выступают музыкальные эксцентрики Гринье. Это тем обиднее что Тамара Гринье — артистка великолепной цирковой фамилии. Гринье играют на многих инструментах, но на всех посредственно; в номере нет ни юмора, ни эксцентрики. А выступление артистки Россини с кроликами и собачками поражает отсутствием какой бы то ни было дрессировки и вызывает жалость к ее подопечным. Когда зверюшки крутятся на велосипедиках с лапками, прикованными к педалям, поджав от страха ушки и выпучив глаза, хочется бежать к ним на помощь и отпустить их на волю. У ковра В. Гурский и К. Берман. Гурский вещает фамилии выступающих, а К. Берман произносит весьма скучные репризы и выступает в неинтересных антре.
Если бы не второе отделение, то, вероятно, и не стоило бы писать об этой программе.
Но второе отделение, в котором выступает «Музыкальный аттракцион лилипутов под художественным руководством М. С. Качуринера», стоит того, чтобы писать о нем специально.
Лилипуты! В их росте и заключен аттракцион. Нужны ли в наше время подобные аттракционы? Это номер из старых балаганов. Пусть уж выступают где-то на периферии, а в столице и в больших городах им делать нечего. Чего греха таить, есть такая точка зрения и в главке и в иных местах.
Надо прямо сказать, что бывали у нас аттракционы, в которых выступали лилипуты не как артисты, а как уникумы, которым, кроме своего маленького роста, больше предъявить было нечего. Возможно, оные выступления и определили описанную выше точку зрения.
Иное представляет собой сегодня коллектив артистов, возглавляемый М. Качуринером.
Прежде всего, это профессиональные артисты, подлинные умельцы в своих жанрах. Это хорошо сыгранный эстрадный оркестр с отличными солистами — И. Санников (саксофон) и Г. Суганав (труба). Ведет концерт конферансье В. Медведева. Ее мягкости, обаянию, умению просто и задушевно беседовать со зрителями, ласковому юмору, скромности и актерскому достоинству на сцене могут поучиться многие наши заправские конферансье. Даже тогда, когда текст не совсем удачен, мягкость и корректность Медведевой выручают. Артистки М. Вержбицкая и П. Минина с юмором и изяществом исполняют пародийный танец «Петер». Эта пародия сама по себе не нова, но артистизм, с которым она исполняется, покоряет зрителей.
С подлинным блеском проходит номер «Полька», состоящий из маленьких сатирико-хореографических сценок. В них исполняют польку мама и ее маменькин сынок (артисты О. Майданова и А. Пылева), старик и девица (Н. Забелин и А. Кондрашова), стиляги (Л. Алпеева и Г. Шорохов). Все это по-настоящему остро и в ярких образах. А «чистая» полька в исполнении М. Конопатской — блестящий концертный номер.
Белорусская «Бульба», узбекский танец «Пахта-ой» и хореографическая картинка «Солдатики» исполняются мастерски и вызывают горячие аплодисменты зрителей,
С душой исполняет лирические и шуточные песни А. Голубев.
Весь концерт отличается хорошим вкусом и настоящей эстрадной легкостью. Артисты великолепно движутся, удивительно изящно и в то же время скромно выходят на поклоны, выступают темпераментно, с подъемом и волнением, передающимся залу.
И зрители не ахают, поражаясь маленькому росту артистов, о котором они попросту забывают, который не имеет никакого значения. Зрители благодарно аплодируют их по-настоящему большому мастерству, радости их творчества, праздничности и яркости их выступления, лишенного будничности. Зрители искренне радуются за артистов, в успехе которых огромна роль их бессменного руководителя М. Кучуринера, человека, вкладывающего душу в любимый им коллектив. Без этого не может быть настоящего искусства.
Успех этого музыкального аттракциона говорит о росте его участников и диктует необходимость показать коллектив в столице и во всех больших городах Союза. Он говорит и о другом: пора этот коллектив, не имеющий ничего общего с цирком, перевести во Всероссийское гастрольно-концертное объединение и дать ему возможность выступать на лучших эстрадных площадках страны, не как аттракциону лилипутов, а просто как хорошему эстрадному коллективу. Их выступления — это настоящее искусство.
Владимир ПОЛЯКОВ
Журнал «Советский цирк» январь 1961 г.