О воспитательной работе - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О воспитательной работе

Практически почти невозможно представить, чтобы все работники цирка, этот большой коллектив, хотя бы на один-два дня весь был собран в одном городе. Артисты цирка постоянно гастролируют, переезжая из одного цирка в другой небольшими группами в разном составе. Месяц-два такая группа работает вместе, а затем каждый из уча­стников программы попадает в новую группу, в другой го­род. Непрерывные передвижения-гастроли, территориальная разветвленность создают трудности в работе общественных организаций и обязывают нас находить гибкие организа­ционные формы воспитательной массовой работы.

Цирки в городах — и постоянные и передвижные — яв­ляются поэтому опорными базами, где и проводятся лек­ции, политические занятия, организуются экскурсии. На­правлять учебный процесс, чтобы каждый из артистов, не­зависимо от переездов, мог бы все время, не повторяясь, изучать новые темы и к концу учебного года в партийной сети освоить всю программу, — дело сложное. Ведь по раз­личным обстоятельствам в однотипных кружках и семинарах сети партийного просвещения проходят одну и ту же тему в разное время. Кроме того, приехав в новый цирк, артист может узнать, что читается лекция на тему, которую он уже прослушал в другом цирке.

Воспитательная работа организуется нами с учетом этих особенностей.

«Чем выше сознательность миллионных масс, тем успеш­нее будут выполняться планы коммунистического строи­тельства», — говорил Н. С. Хрущев на XXI съезде КПСС. Работники цирка, являясь одним из отрядов художествен­ной интеллигенции, призваны быть активными помощника­ми партии в воспитании трудящихся в духе коммунизма. Эта задача обязывает самих артистов непрерывно повы­шать свой идейный уровень.

За последнее время партийная, профсоюзная, комсо­мольская организации Союзгосцирка несколько повысили уровень политико-массовой воспитательной работы. Поло­жительную роль в этом сыграло известное постановление ЦК КПСС от 9 января 1960 года «О задачах партийной пропаганды в современных условиях».

Создание партийных групп в некоторых передвижных цирках, национальных коллективах, ансамбле «Балет на льду» и Центральной студии циркового искусства спо­собствовало улучшению всей воспитательной работы. Оживилась работа комсомольской и профсоюзной организаций, главным образом в области культурно-просветительной.

Руководство Союзгосцирка резко повысило ответствен­ность директоров предприятий за состояние воспитательной работы. Все это помогло укреплению дисциплины и поряд­ка на производстве.

Как и в прошлые годы, значительное число артистов самостоятельно изучает историю КПСС, большая группа комсомольцев и молодежи поступила учиться в универси­тет   марксизма-ленинизма.

В целом в воспитательной работе достигнуты известные успехи. Для дальнейшего ее улучшения и повышения идей­ного уровня нужно сосредоточить внимание на недостатках.

Еще нет постоянного контроля за усвоением материала. Поэтому некоторые товарищи из года в год занимаются изучением одних и тех же вопросов. Партийное бюро Союзгосцирка выделило специального пропагандиста т. За-мараева для помощи самостоятельно изучающим историю КПСС. Но этого, конечно, недостаточно.

В ансамбле   «Балет  на льду»,   украинском  коллективе кружки политической учебы были созданы с опозданием, занятия проводятся нерегулярно. Коммунисты армянского коллектива оказались не в состоянии организовать изучение истории партии и вопросов текущей политики. Группарторг т. Исаакян объясняет это тем... что не все в коллективе знают русский язык!

С перебоями работает семинар режиссеров, изучающих марксистско-ленинскую эстетику.

Трудно переоценить значение лекционной пропаганды в воспитательной работе. Однако ей уделяется явно недо­статочное внимание. Подавляющее большинство лекций чи­тается о международном положении и на культурно-про­светительные темы. Почти нет лекций о современном ком­мунистическом и рабочем движении за рубежом, по вопро­сам внутренней политики СССР. В улучшении воспита­тельной работы большая роль принадлежит профсоюзным организациям. Но в некоторых из них, главным образом в передвижных предприятиях, такая работа почти не ведет­ся. Так, в зооцирках № 10 и № 12 профсоюзные организа­ции продолжительное время бездействовали. В передвиж­ном цирке № 7 местный комитет был избран лишь через две недели после начала работы цирка. В ряде предприя­тий профсоюзной работой руководили люди, никак не под­ходившие для этой цели по своим моральным качествам. Например, тт. Москвин (передвижной цирк № 4), Богда­нов (передвижной цирк № 9).

После обсуждения на партийном бюро сообщения председателя профкома т. Бахарева и критики серьезных недостатков было проведено совещание директоров и созван пленум профкома, принявшие конкретные решения по улуч­шению воспитательной работы.

Ответственные задачи стоят в области воспитания мо­лодежи. Известно, что по ряду причин образовательный уровень молодых артистов цирка ниже, чем у работников смежных видов искусства. В минувшем году многие из них учились в вузах, техникумах и средних школах. Однако не все регулярно сдавали экзамены и зачеты. Некоторые артисты ансамбля «Балет на льду», поступив в школу в Горьком, «забыли» об этом, переехав в другой город. А ведь кому как не комсомольской организации следовало взять под неослабный контроль учебу комсомольцев и мо­лодежи!

На руководителей наших предприятий возложена пер­сональная ответственность за состояние воспитательной работы. Не секрет, что кое-кто из них явно недостаточно занимается этим, пытаясь оправдаться нелепыми отговор­ками.

Например, директор зооцирка № 2 т. Мелихов сообщает управляющему Союзгосцирка, что «в связи с кратковремен­ным пребыванием зооцирка на одном месте проведение массовой работы является весьма затруднительным». В этом зооцирке не читаются лекции, редко выходит стен­газета, комсомольцы по году и более не платят членских взносов, они нигде не состоят на учете и по существу давно уже выбыли из комсомола.

Директор зооцирка № 6 т. Тарасов, объясняя неудовлет­ворительное состояние политико-массовой работы в зоо­цирке, не нашел ничего лучшего, как сослаться на то, что лектор зооцирка выезжал в Москву, а заведующий зоо­техническим отделением переведен в другой зооцирк.

Художественный руководитель украинского цирка т. Маяцкий, выступая на партийном бюро заявил, что серьезные недостатки в политико-массовой работе вызваны... трудно­стями репетиционного периода.

Подобные «объяснения» свидетельствуют о том, что эти руководители не понимают задач воспитательной работы. Нет сомнения, что мы ликвидируем недостатки, о ко­торых говорилось выше, и творческий коллектив совет­ского цирка, как и весь советский народ, встретит XXII съезд КПСС новыми успехами. Чтобы с честью справиться с этой задачей, нужно улучшить политико-массовую рабо­ту. Она должна быть в центре внимания всех обществен­ных организаций и руководителей каждого коллектива.

 

Б. МЕЛЬНИКОВ, секретарь партбюро Союзгосцирка

Журнал «Советский цирк» апрель 1961 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования