Мы встретились на заводском дворе
Когда вы прочтете этот очерк, люди, о которых здесь написано, уже будут выступать где-нибудь в Горно-Алтайске или на Сахалине, в Норильске или на Камчатке. Мы не знаем точный маршрут этой группы, но мы убеждены в том, что куда бы ни приехали они, всюду будет радость и веселье.
Промчатся мальчишки по улицам, восторженно извещая:
Цирк приехал!
Матери, вытирая передником руки, выглянут из окошка и начнут перекликаться через улицу. Как же, новость! Степенные отцы семейств выскребут свои подбородки и, намыливая у рукомойника загорелую шею, скажут через плечо:
А ну-ка, мать, вынь рубаху чистую...
А вечером в совхозном клубе или в громадном зернохранилище под звуки марша раздвинется занавес, на сцену выйдет молодая красивая девушка в серебряном платье и громко скажет:
Начинаем цирковое представление первого молодежного коллектива
Новосибирской группы «Цирк на сцене»!
И действительно, средний возраст артистов коллектива — 22 года.
Самыми различными путями пришли в цирк эти ребята. Миша Стецов два года работал униформистом в Кемеровском цирке. Он хотел стать артистом и брался за все: жал стойки и учился прыгать, жонглировал и ходил по проволоке... Артисты ему помогали, зачастую ставя Мишу в пример иным профессиональным жонглерам и акробатам. И Стецов подготовил номер на «свободной проволоке». Ему пригодилось все, чему он научился. Он сочетает эквилибр и жонгляж, стоя на качающемся тросике толщиной в три миллиметра. У него есть «второй» день рождения: это 12 мая прошлого года, когда Миша впервые встал на проволоку на представлении...
Алла Хамзина показывает пластический этюд. Эта стройная девушка с монгольским разрезом глаз только два года назад окончила среднюю школу в Первоуральске. С шестого по десятый класс Алла была гордостью городской самодеятельности, а в течение последних двух лет ею гордится настоящий профессиональный цирковой коллектив. Лиризм в исполнении номера, продуманная композиция и отточенное «школьное» мастерство — вот компоненты, из которых состоит ее номер.
Воздушная гимнастка Люда Урсолова — потомственная цирковая артистка. Ее отец, эквилибрист Георгий Иванович Урсолов, воспитал в дочери бесстрашие и преданность цирку. Ее номер сделан, как говорится, «по лучшим образцам». Без какой бы то ни было страховки, на любой высоте, от пятиметрового потолка районного Дома культуры до тридцатиметрового громадного крана на строительстве Братской ГЭС, Людмила Урсолова выполняет все трюки и все «обрывы» в бешеном темпе и настолько убедительно, что зрителям и артистам каждый раз становится чуть страшно. А такой трюк, как «вис на носках на качающейся трапеции», исполняется, как говорят воздушные гимнасты, «на чистую».
...А если вам когда-нибудь придется увидеть, как на манеж выйдут две миловидные девушки одинакового роста и начнут легко и грациозно выполнять очень сложные «мужские» трюки, знайте: вот ту, черноволосую, которая великолепно стоит на одной руке, зовут Клава Дворядкина, а эту, с льняными волосами, которая так уверенно балансирует своей партнершей, несмотря на то, что она, нижняя, на добрых два килограмма легче своей верхней, — зовут Алла Тришкина. И обе они из Красноярска. Клава работала на заводе токарем, Алле — старшим диспетчером в краевом автоуправлении. Они занимались спортивной акробатикой, имели первый разряд и однажды были приглашены выступить в Красноярском цирке... Обаятельна и женственна их манера исполнения очень сильных комбинаций.
Петр и Мария Дун Лян-чин — брат и сестра. Их номер «Китайские игры» покоряет чистотой и сложностью. Воспитанники старейшего мастера китайского цирка Дун Цин-фу, брат и сестра Дун Лян-чин вобрали самое лучшее, самое интересное из многогранного народного искусства китайских акробатов.
Прекрасная гибкость в сочетании с чутким балансом позволяют Маше исполнять самые неожиданные к сложные комбинации. Опытные, много видевшие артисты цирка восхищаются, когда Петя Дун Лян-чин, держа в левой руке три тоненькие бамбуковые палочки с вертящимися на них тарелками, берется за метровую трость и выжимает на ней стойку на одной руке.
В этой группе самый большой стаж работы в цирке у жонглера Ду-си Игнатовой. Дуся и родилась в цирке. Ее отец, Иван Петрович Игнатов, — один из известнейших цирковых берейторов. Дуся изъездила с отцом всю страну. Она была служительницей при лошадях в номере Никитина, униформисткой у Кио, билетершей в Сухумском и Тульском цирках и все свободное от учебы и работы время репетировала, репетировала, репетировала... Вот уже девять лет, как Дуся выступает со своим номером «Жонглер».
Все места удобные…
Миша Стецов – бывший униформист Кемеровского цирка
Петя н Маша Дун-Лян-чин
...Юрий Мищенко — руководитель маленького оркестра коллектива — окончил музыкальное училище по классу баяна и вот уже три года работает в цирке. Он талантливый музыкант и актер. Мищенко не просто аккомпаниатор, он партнер любого исполнителя, независимо от жанре.
...Алла Линкевич, бывшая драматическая актриса Кишиневского театра, работает в цирке пять лет. Она ведет программу, читает сатирический фельетон и лукаво подыгрывает клоунам. Она артистична и скромна. Это она каждый раз первая выходит на сцену и, улыбнувшись, говорит в зал: — Начинаем цирковое представление первого молодежного коллектива Новосибирской группы «Цирк на сцене»!
Представление должно было состояться на громадном дворе завода «Сибсельмаш». Именно через этот двор на поля страны уходят платформы с сельскохозяйственными машинами, через этот двор проносятся грузовики из разных цехов, перевозя отдельные узлы и детали к месту сборки готовой продукции. Через этот двор проходят люди к своим станкам в начале смены. И через этот двор они уходят домой, сдав свои рабочие места другой смене. Это очень деловой двор. И даже огромная яркая Доска почета с фотографиями лучших парней и девчонок этого завода и маленькая голубая трибунка, стоящая рядом, не нарушают суровой деловитости заводского двора. Наоборот, они органически входят в заводской пейзаж и кажутся такими же необходимыми, как вот этот только что прогромыхавший по рельсам железнодорожный кран.
Но сегодня строгая деловитость двора нарушена. Два грузовика с открытыми бортами, поставленные вплотную, образуют сцену. Наверное, никогда еще, со дня своего рождения, грузовики не выглядели так красиво. Как боевые кони под чепраком, грузовики гордо стоят, покрытые ковром из директорского кабинета и яркими дорожками из комитета комсомола. Двор радиофицируется. Микрофон устанавливается на гордых грузовиках, а репродукторы развешиваются по столбам и деревьям.
Сдвигаются платформы с готовой продукцией, и паровоз подтаскивает громадный подъемный кран. Стрела крана медленно поворачивается и заботливо опускает крюк на середину двора. Пожалуйста, привязывайте свою трапецию!
Уже заводской радиоузел объявил по всем цехам, что сегодня, в 16.30, на стыке двух смен, состоится цирковое представление молодежного коллектива, завтра уезжающего на целину...
Вокруг секретаря комитета комсомола Жени Старовойтовой собралась молодежь завода.
Стоит Аза Белова — бригадир бригады коммунистического труда, стоит восемнадцати летний Валерий Филимонов, после десятого класса поступивший на завод слесарем. Сейчас он ударник коммунистического труда. А рядом — девушка в очках. Это Тася Реброва. Ей всего 22 года, но она очень много успела в жизни. Она закончила индустриальный техникум, университет марксизма-ленинизма, она первый бригадир бригады коммунистического труда, мастер смены и секретарь цехового комитета комсомола. Тася учится на первом курсе экономического института, и жить ей хорошо.
Маленькая худенькая девочка Нина Недайвода оказывается одним из лучших токарей завода, ударником коммунистического труда. Очень аккуратный, невысокий Коля Кныш тоже токарь и тоже ударник коммунистического труда. Он студент второго курса электромашиностроительного техникума. Бригадир бригады коммунистического труда слесарь-наладчик Вена Балантаев — студент заводского механического техникума. Этот высокий красивый двадцатидвухлетний парень стоит рядом с Тамарой Гордеевой, бригадиром бригады коммунистического труда токарей. Тамара готовится поступить в электромеханический институт.
Это они встречают молодежный коллектив артистов цирка.
А когда резкий длинный гудок оповестил, что первая смена кончилась и от всех цехов к большому заводскому двору, напоминающему городскую площадь, потянулся народ, выяснилось, что двор не так уж велик, чтобы вместить всех желающих посмотреть представление. Под темными спецовками исчезли голубые сеялки и косилки, аккуратно расставленные на железнодорожных платформах, Люди заполняли двор, взбирались на кабины машин, свешивались со стрел подъемных кранов.
И представление началось!
Наверное, никогда еще Алла Хамзина не слышала столько аплодисментов, и Миша Стецов, зацепивший свой тросик за стрелу крана и платформу с косилками, не помнит ничего подобного!
Алла Тришкина и Клава Дворядкина, отработавшие свой номер, были буквально потрясены взрывом восхищения зрителей.
И даже Дуся Игнатова, «старый» работник цирка, никогда не слыхала такого дружного гула аплодисментов.
Петю и Машу Дун Лян-чин не отпускали со сцены так долго, что, казалось, концерт кончится к ночи... Когда Люда Урсолова быстро и ловко взобралась на двадцатиметровую высоту и в великолепном темпе провела свой номер, все стоящие, сидящие и висящие зрители разразились такой овацией, что задребезжали окна в цехах завода.
А когда закончилось представление и зрители окружили маленький желто-коричневый цирковой автобус, Алла Линкевич встала на подножку и совсем домашним голосом взволнованно сказала:
Спасибо вам, дорогие товарищи! Большое, большое спасибо!
А спустя еще полчаса, когда у слегка помятого автобуса остались знакомые нам заводские ребята и переодевшиеся артисты, то люди, встретившиеся с ними впервые, никогда не смогли бы сказать, кто из них ударник коммунистического труда, а кто артист цирка. Они были так похожи, и средний их возраст был двадцать два года!
Пишите нам, — говорит Тася Реброва. — Пишите прямо на завод, в комитет комсомола. Куда приедете, оттуда и пишите.
Но вот автобус выезжает из ворот завода и направляется к городу. Через несколько километров волнение затихает. Девушки сидят позади, и оттуда доносится «секретный» шепот:
Вы знаете, девочки, я какая-то странная, сама себя не пойму... Мне
Иван Иванович говорит: «Это у тебя от возраста»... Какое-то непостоянство во мне бродит. Работаем в зерносовхозе, на целине — я обязательно в Тимирязевку хочу поступить. Приехали на ГЭС выступать, помните? Я после этого строительным институтом две недели бредила... В последний раз, в больничном городке работали — так я, когда узнала, что заочного в медицинском нет, полночи проплакала… Теперь я точно знаю, мне это Тамара Гордеева сказала, — в электротехническом есть и вечернее отделение и заочный факультет!
Впереди сидит Миша Стецов с кем-то из музыкантов.
Мишка, а Мишка! Я слышал, что тебе ставку прибавляют! Вот заживешь!
Здорово бы... Я тогда смогу больше матери помогать. А то братья посылают, а я никак из своей зарплаты выкрутиться не могу... Совесть замучила!
Людка! — кричит кто-то. — Ты чего сегодня перед последним трюком уставилась куда-то и проторчала на трапеции секунд пять лишних! Перетрусила, что ли?
Что вы! Там сверху такая красотища — глаз не отррвать...
У железнодорожного переезда автобус останавливается — закрыт шлагбаум.
А через секунду перед носом желто-коричневого автобуса проносятся красные платформы с голубыми сеялками...
Это ничего, что вы уехали раньше, — говорит кто-то вслед последней платформе. — Мы еще с вами там встретимся, на целине...

Люда Урсолова с подъемными кранами хорошо знакома…

Алла Тришина и Клава Дворядкина – прекрасные акробаты
В. Володин
Журнал «Советский цирк» июль 1961 г