Начнем с игры. В.П. Шильгави - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Начнем с игры. В.П. Шильгави


1. Мы будем играть.
2. Представьте себе…
3. Так – змея, а так – мочалка.
4. Можно – я?
5. Расскажи, пожалуйста.

МЫ БУДЕМ ИГРАТЬ /3-14/Задачи:
Снять зажимы, заставить работать видение и воображение, подвести к творческой инициативе, релаксация, внутренний контакт, психическая установка, действия с воображаемым предметом - мячи, шары, скакалка, веревочка,

Упражнения: /подготовка/

1. Начинаем занятия. Поставьте стулья полукругом и сядьте... /после суеты и ссор/ пусть каждый заметит, где сейчас стоит его стул. И бесшумно, без лишних движений отнесет его на прежнее место. А потом, по моему хлопку, так же бесшумно поставит его туда, где он стоит сейчас. Пожалуйста. Вот... Сейчас совсем другое дело. Молодцы. И никогда не передвигайте стулья с шумом, ни здесь, ни дома, ни в школе...
2. Сядьте удобно. Положите руки свободно на колени. Расслабьте плечи, локти, кисти рук. Не надо лишних усилий. Теперь ноги... Хорошо. Прислушайтесь, как бьется ваше сердце. И ни о чем не думайте. Отпустите мысли. Не гоните, а отпустите - пусть себе текут... А теперь попробуйте побыть сами с собой, с тем, что у вас на душе...
3. Теперь посмотрите на меня внимательно и долго. Так, как если бы вам нужно было потом нарисовать мой портрет по памяти.
4. Теперь послушайте. Мы будем заниматься полтора часа. Будем играть. Это особая игра, сценическая. У нее есть свои условия, их надо соблюдать. Постепенно мы будем
этому учиться. На сегодня условия такие: вы доверяете мне, а я доверяю вам. Вы остаетесь простыми и естественными, какие и есть на самом деле. Будьте внимательными и собранными. Пусть никто не боится, ошибиться, сделать что-нибудь не так. Лишних усилий не надо: просто пробуйте делать то, что я вам скажу... Итак, договорились: вы верите мне, я верю вам. А теперь...
5. А теперь вы отдохнули и чувствуете во всем теле необыкновенную легкость. Руки, ноги - легкие, упругие. Тело пружинит. Между лопатками - как от прохладного душа.
Лицо подвижно. Подъем нарастает... Молодцы... Не резко, но энергично встаньте... Так. С удовольствием потянитесь... Хорошо. Поставьте стулья на место и выходите на середине... будем играть. Начнем с представления...

2. ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ. /15-26/

Упражнения:
1. /Упр. с вообр. предметом/ Представьте себе мяч. Небольшой, но довольно увесистый теннисный мячик. Он лежит перед каждым из вас... Представили? Теперь пусть каждый
из вас возьмет этот мяч в правую руку. Так. Вспомните, какая у него поверхность на ощупь, какой он на вес... Молодцы. Какая рука у вас сейчас тяжелее? /"Правая."-
"А может быть левая?"/ А ну, дай мне твой мяч... Мы же условились: вы верите мне - я вам. Ты не поверила, что у тебя в руке мяч. Если бы поверила, то представила бы его себе отчетливо, он имел бы свой вес, свою форму. /Я обеими руками поднимаю с полу воображаемый мяч, на этот раз - большой, волейбольный. На - протягиваю ей и сама сжимаю его до размера пластмассового мячика от пинг-понга./ Мяч все-таки есть. Он в вашей памяти. И вы легко можете его представить. Вы прекрасно его помните на вид, и на вес, и на ощупь. Вы его не раз держали в руках, и это отпечаталось в вашем сознании. Мяч есть. Переложите-ка его в левую руку.
2. Попрыгаем. Вон на столах приготовлены скакалки, возьмите их... /скакалки настоящие/. Запомнили? Теперь отложите скакалки и станьте в круг. Шире... Представьте себе: перед каждым из вас прыгалки. Представили? Возьмите их... так. Перекиньте через себя... Хорошо. А теперь... /фонограмма "летка-енка"/. Начали. Раз-два-три-четыре!.. Слушайте музыку! Смелее! Где прыгалки? держать их! Раз-два-три-четыре! Чтобы веревка стукалась об пол! Хорошо. Ноги вместе! Прыгайте выше, чтобы не задевать веревку. Раз-два-три...
3. Хватит... Взяли оба конца скакалки в одну руку. Не скакать, держите свои скакалки! Шагом марш по кругу! Теперь медленно - отдыхайте... Хорошо, /смена темпа -
фонограмма/ Один прыгает, другой к нему влетает...
4. Теперь общая веревочка! Двое крутят, остальные по очереди влетают. Начали. Хорошенько крутите веревку, чтобы все ее видели. Раз-два-три-четыре... Выше веревку. Веселее! Так. Следующий!.. Стоп! Ты же задел веревку! Смени Лену... Внимательнее! Продолжаем: раз-два-три-четыре... Стоп! Достаточно. Сверните веревку. Дайте ее сюда. Таня, положи ее на место. А теперь шагом марш по кругу!.. Отдыхайте. Идите легко, свободно, не размахивайте руками, плечи опустите, голову держите прямо... Остановились...
5. А сейчас мы будем лепить из пластилина. Будьте внимательны. Представьте себе: на полу перед каждым из вас приготовлена дощечка с горкой пластилина. Пусть каждый осторожно возьмет свою дощечку себе на колени. Не торопитесь, делайте все четко, последовательно. Отлепите от горки пластилина небольшой комок. Почувствуйте его в руках. Вязкий, правда?.. Разомните его. Чувствуете его в руках? Как он теплеет и становится податливее?.. Скатайте из него шарик, а потом начинайте лепить, кто что захочет. Колени держите прямо, чтобы дощечки не скатывались /фонограмма - "Времена года" Чайковского/. Покажите, что у вас получилось. Осторожнее держите ваши произведения, не помните. /Аналогично - лепить из глины замок, а потом ходить по нему - Е.Ч./
6. /упражнения с любыми предметами - свое содержание, окрашенное особым настроением, в зависимости от задач, которые преследует данное занятие/ Надувать воздушный шарик - улетел, лопнул, зацепился за ветку дерева и пр. Нанизывать бусы - рассыпались. Путь к сценическим зарисовкам для показа. /По принципу - этюдов на событие – Е.Ч./
7. /обстоятельства - подвести к творческой инициативе/. А теперь давайте попробуем переместиться во времени и в пространстве. В каком "времени года вам хотелось бы сей
час оказаться? Время года выбираем для всех одно. Можно бросить жребий - на отдельных бумажках пишем - зима, лето, весна, осень.
Итак, приготовьтесь: мы с вами перемещаемся во времени и в пространстве. Представьте себе: зима, идет снег... Представили? Крупные, тяжелые хлопья... Начали... Не надо ничего специально показывать. Вы не мне это представьте, а себе. Просто представьте себе: зима, вечереет, вы на улице, идет снег. Крупные, тяжелые хлопья падают вам на плечи, на волосы, на лицо... Вы должны это не показать, а увидеть сами. И все почувствовать. Не торопитесь. Представьте все это себе... Хорошо представьте.
8. /действие и взаимодействие/ Начинайте лепить снежки. А живее! Снег сырой, мороза нет - можно голыми руками.
По-настоящему, по-настоящему лепите!.. Что, все же мерзнут руки? Ничего, сейчас разогреемся?! Целься так, чтобы попадать!.. А ну, защищайся!.. Стоп!
9. Группа делится на две половины. Одна прячется за стулья, другая - за столы. Стулья и столы - это снежные крепости. Это - ваша крепость, а та - ваша. Начинайте готовиться к обстрелу!..

Задание на дом:

Присмотритесь к предметам, с которыми вам приходится иметь дело в повседневной жизни, чтобы в любой момент вы могли их себе легко представить. Понаблюдайте, как вы себя чувствуете и ведете в разных условиях: дома, в классе, на улице, и особенно - когда вы попадаете в незнакомую обстановку. Почаще обращайте внимание на небо, на деревья - на природу. Все это нам очень пригодится.

3. ТАК - ЗМЕЯ, А ТАК - МОЧАЛКА /27-42/

Упражнения:

I. /с предметами - у каждого какой-нибудь предмет - без выбора. Каждый старается угадать в нем как можно больше скрытых возможностей - исп. предметов не по назнач.-Е.Ч./ Веревка - змея, нагайка, обезьяний хвост, пояс... Стул - конь, машина, пулемет... Фанерка - поднос, кухонная дощечка, кормушка для птиц, планшет для рисования... Маска - корзиночка, шапочка, люлька для куклы, сито, дуршлаг, черепаха...
2. /целенаправленное, конкретное действие/ Пусть каждый остановится на чем-нибудь одном. Например, у одного - корзина, у другого - змея, у третьего - планшет. Найдите
вашему предмету целесообразное применение и начинайте с ним действовать, как если бы это была не игра, а самое настоящее жизненное дело. Кто хочет, может оставить за
своим предметом свое истинное значение. Разойдитесь по залу и не обращайте внимание друг на друга, пусть каждый занимается своим делом. Потом некоторых из вас мы все
посмотрим отдельно. Например, Юля растянула веревку на полу и, балансируя руками, осторожно переступает, всем своим видом показывая, что она цирковая канатоходка.
3. "Замри-отомри" /оправдание позы физическим действием - развитие импровизаторских способностей/. Вы идете по кругу - я командую: вприпрыжку, бегом, присели, встали итак далее. Неожиданно я говорю: замри, - и вы замираете. Потом я даю команду: отомри... каждый из вас должен перейти из позы, в которой замер, к какому-нибудь физическому действию, т.е. суметь оправдать эту позу. Вот один
сложился пополам, с болтающимися над самым полом кистями рук - "полощет белье на речке". /Необходимо следитьза снятием мышечного напряжения/.
4. Оправдав случайную позу физическим действием, попробуем непрерывно развивать это действие.
5. /освоение взаимодействия/. Оправдывать позу и развивать
действие начнет кто-нибудь один: тот, на кого я укажу. Остальные должны внимательно смотреть, чтобы понять, что он делает, и быть готовыми по моему знаку включиться в
это действие. Вот первый пускает в воображаемом ручье воображаемых корабликов. Я начинаю постепенно подключать к этому пусканию корабликов остальных ребят.
6. /освоение принципа импровизации/. Начинать импровизировать, отталкиваясь от чего угодно. Выбор исходного положения совершенно свободен, любой предает, любая случайная поза, элементарное физическое действие. Вот один взял стул, чтобы переставить на другое место, - стоп! начинай действовать: сообрази на ходу, в какой еще ситуации ты вот так же взял бы этот стул... Можно поставить его на стол, чтобы вкрутить лампочку... Остальные помогают. Другой приседает, - стоп! - "кис, кис, кис", - зовет
он, присев на корточки, пытаясь выманить из-под стула котенка. К нему на помощь приходит другой. Или все едят вишни - стоп! Один развивает это действие - стреляет в
другого косточкой. Завязывается шуточная война. Вот ребята, двигаясь под музыку, несут стулья. По команде ребята то опускают стулья, то садятся на них, то снова встают и продолжают движение, потом кладут стулья на бок и осто-рожно переступают через их ножки; опять поднимают и опять ставят... - замри! Начинай, - говорю одному. Тот приседает, заглядывает под стул и вдруг по пластунски проползает под стулом. Поднимается - попал в темную пещеру...
7. Разбиться всей группе по трое или четверо - оговорить конкретные обстоятельства - где может быть пещера, какая она, были они здесь раньше или обнаружили ее случайно, какие неожиданности могут возникнуть...
Задание на дом:

К следующему разу пусть каждый пофантазирует с разными предметами, а по поводу пещеры придумайте что-нибудь свое. На следующем занятии показать.

Рабочая тетрадь педагога:

Раздать детали костюмов. Воротники, шляпы, платки и пр. Пусть найдут им обоснование действием и намеком на образ. Обыграть те же детали костюмов в придуманной ими ситуации. Переиначить детали костюмов и обыграть соответственно с этим. Отобрать предметы, издающие звуки, предложить пофантазировать с ними...

4. МОЖНО - Я? /43-60/
Упражнения:

1. Собирание хвороста всем - как общее упражнение на действия с воображаемыми предметами.
2. С сегодняшнего дня вводится новое правило: пока один или несколько человек выполняют этюд, каждый не занятий в этюде смотрит на работу своих товарищей, как если бы он был педагогом-режиссером. Отмечают ошибки и ищут подсказ для их исправления. Если потребуется и показать, как надо вести себя в данных обстоятельствах.
3. "Космическое путешествие". Теоретическая подготовка. Что собой представляет вал звездолет? Какой аппаратурой вы располагаете? Что конкретно вы делаете на борту корабля или при выходе из него в открытое пространство? Как вы это делаете? Постарайтесь собрать как можно больше информации о работе космонавтов.

Рабочая тетрадь педагога:

Отобрать и продумать упражнения на развитие речи.

5. Расскажи, ПОЖАЛУЙСТА /61-78/ /работа над речью - выявление индивидуальных и общих недостатков/

I. ...Расскажи теперь ты, пожалуйста: что у тебя было интересного за последние два дня? /педагог слушает и отмечает общие беды и старается понять их причины - общая несообразность, отсутствие внутреннего контролера, нет сознательного отбора, не слышно, непонятно, невразумительно.../
2. /разминка/ Упражнения, в которых движение, физическое действие сочетается со словом. Например, прыгая через веревочку, ребята громко, отчетливо и в ритме движения произносят подходящий к этому случаю стихотворный текст /"Весна, весна на улице, Весенние деньки..."./ Действие с воображаемыми предметами, напр., подбрасывать и ловить воздушные шары /Разные, разные: голубые, красные, желтые, зеленые - воздушные шары/.
3. Предложить выходить по очереди в круг и так, чтобы было всем слышно, называть свое имя, фамилию, класс, школу, где учишься. Это можно делать и в разных характерах, и с разным значением: с угрозой, с вызовом, с жалобой.
4. /слово в точку, чувство контакта/ "Считалочка". Каждый в свой черед выходит в круг и считает. Двигаясь под музыку, он произносит слова своей считалочки, указывал на партнера рукой-глазами. Усложнение упр. - предложить считать не в полный голос, а тихо, почти шепотом, однако так, чтобы всем было слышно и понятно - это улучшает четкость артикуляции и дикции. Усложнение - расширение круга.
3. "Вопросы и ответы". Ассоциативные связи. Что у вас возникает со словом, которое я сейчас произнесу - никаких усилий, ничего специально не придумывайте. Возникнет - хорошо, нет - ничего страшного. Итак - радость... Первый – у меня возникает радуга, второй - отпустили одного купаться /горе, жизнь... теперь в связи с постановкой спектакля/ Ганс Христиан Андерсен, Снежная королева...

Задание на дом:

Обязательный тренинг. Во-первых, на наблюдательность, во-вторых на самоконтроль и, в-третьих, на самовоспитание. Например, что ты заметил хорошего в учителе, который тебе не нравится?
Что особенно запечатлелось в твоей памяти за последние два дня?
Какое ненужное слово ты чаще всего употребляешь, когда что-нибудь рассказываешь /слова-паразиты/? Что ты, как правило, не успеваешь сделать за день? Что ты обычно делаешь кое-как?
Как часто ты грубишь дома, в школе, своим товарищам? Из-за чего по большей части у тебя случаются неприятности дома и в школе?
Что ты особенно не любишь делать? Что тебе не нравится в самом себе? Какими качествами ты хотел бы обладать? Что ДЛЯ тебя самое трудное?
Прежде чем что-то сказать, надо собраться с мыслями, подумать, что именно вы хотите сказать, а потом уже говорить. Тогда и слов ненужных будет значительно меньше. Потренируйтесь за эти два дня, и на следующем занятии будет видно, есть результат или нет.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования