Село ждет артистов
Сближение села с городом, стирание граней между ними — закономерный, реально происходящий на наших глазах процесс развития советского общества. И одним из ярчайших показателей этого процесса является неуклонный подъем культурного уровня сельского населения.
Культура современного советского села — это сумма многих слагаемых. Здесь и совершенные сельскохозяйственные машины, управление которыми требует глубоких знаний и серьезной технической подготовки; и передовые, основанные на последних достижениях науки, методы ведения колхозного производства; и возросшая культура быта; и широкое приобщение жителей Эеревни к литературе и искусству, к художественному творчеству. Обыденным явлением наших дней стали музыкальные школы, в которых занимаются дети колхозников и рабочих совхозов. Удовлетворение духовных потребностей тружеников села рождает к жизни все более сложные формы самодеятельного искусства — в крупных селах и районных центрах появляются народные хоры, симфонические оркестры, любительские киностудии, цирковые коллективы. Нынешняя сельская творческая интеллигенция выдвигает из своей среды подлинных творцов прекрасного, таких, к примеру, как художественный руководитель Павловского дома культуры Воронежской области заслуженный работник культуры РСФСР Иван Сероштанов, чья песня «Лада» известно многим любителям музыки.
Великие культурные преобразования в жизни села — прямой результат огромной заботы Коммунистической партии и Советского правительства о повышении благосостояния народа, о духовном развитии нашего общества. Партия и правительство делают все необходимое, чтобы труженики колхозных и совхозных полей имели широкий доступ к лучшим произведениям литературы и искусства, чтобы отдаленность села или деревни от областного центра не была непреодолимой преградой на пути приобщения людей к сокровищам духовной культуры.
Проблемам культурного обслуживания села было посвящено состоявшееся недавно заседание Комиссии по народному образованию, науке и культуре Совета Национальностей Верховного Совета СССР. На заседании отмечалось, что многие клубы, дома культуры и библиотеки интересно и содержательно проводят работу по коммунистическому воспитанию населения. Сельские клубы ежегодно посещают 1,5 млрд. человек. Здесь ежегодно читается до 3 млн. лекций и докладов, ставится 1.240 тысяч спектаклей и концертов художественной самодеятельности. В распоряжение сельских жителей предоставлено 130 тысяч киноустановок. Усилилось культурное шефство над селом, театральные и цирковые коллективы стали частыми гостями тружеников колхозных полей.
Большая роль в культурном обслуживании сельских зрителей принадлежит филармониям, всем нашим концертным организациям. Проведение гастролей на селе — важнейший участок их деятельности. От инициативы и энергии работников филармоний, от их взыскательного отношения к делу зависит в конечном итоге не только количество выездных концертов на сценах колхозных и совхозных клубов, но качество выступлений, их идейный и художественный уровень.
В нашей стране около ста тридцати концертных организаций, и лучшими из них уже накоплен немалый опыт тщательно продуманной культурной работы в сельских районах. Многому можно поучиться, в частности, у коллектива Омской филармонии, которую возглавляет заслуженный работник культуры РСФСР Ю. Юровский. Первыми в стране омичи стали проводить большие «Праздники искусства» для тружеников деревни; здесь издавна существует музыкально-литературный лекторий для сельских слушателей, насчитывающий в программе свыше тридцати тем лекций-концертов; создана «филармония школьника», которую абонируют учащиеся не только музыкальных, но и общеобразовательных школ. Примечательно, что коллектив Омской филармонии не ограничивается организацией отдельных концертов, а ведет планомерную последовательную работу по эстетическому воспитанию своих слушателей и зрителей, прививает им вкус к серьезной музыке.
Традиционными стали массовые «Праздники искусства на стадионах» в районах Тамбовской области (директор филармонии Т. Федотова). К проведению этих ярких народных зрелищ широко привлекаются наряду с приезжими артистами деятели искусств области, участники художественной самодеятельности, сельская интеллигенция. Серьезное внимание гастролям в сельских районах уделяют работники Москонуерта (начальник отдела концерт-ного обслуживания Московской области Е. Воронцов). В прошлом году, вместо предусмотренных планом 1200 концертов для сельских зрителей, в колхозных и совхозных клубах столичной области было дано 1386 концертов (за первую половину текущего года — 891 концерт). Большим успехом у тружеников села пользуются тематические программы, выступления участников традиционного музыкального фестиваля «Подмосковные вечера»...
В целях дальнейшего улучшения культурного обслуживания сельских зрителей принято решение об организации Московской областной филармонии. Труженики колхозной деревни столичной области вправе надеяться, что создание такой филармонии значительно усилит и разнообразит гастрольно-кониерткую работу на селе. Но, отмечая то положительное и полезное, что достигнуто в организации гастрольно-концертной деятельности на селе, было бы неверно умалчивать о существенных недостатках, которые в значительной мере тормозят нашу работу, снижают ее эффективность.
Известно, что наибольшее впечатление на зрителей (а следовательно, и наибольшее воспитательное воздействие на них) оказывают концерты, в которых выступают первоклассные или, во всякол» случае, просто хорошие исполнители. Однако эта азбучная, казалось бы, истина зачастую ке принижается во внимание при комплектовании гастрольных бригад для обслуживания тружеников колхозного села. Работники иных концертных организаций рассуждают примерно так: «Исполнитель имярек плохо «проходит» на городских площадках, большей частью находится на простое — пусть едет в деревню...»
В корне неверная точка зрения. Приверженцы столь облегченного и бездумного планирования гастрольной работы на селе попросту забывают, насколько высоки сегодня требования, предъявляемые к искусству зрителями колхозных и совхозных клубов. В наши дни, когда «вдоль деревни, от избы до избы» шагают не только «торопливые столбы», но и телевизионные антенны, когда жители даже самых отдаленных районов регулярно смотрят фильмы, слушают радио, занимаются в кружках художественной самодеятельности, — в наши дни уже давно пора отказаться от заведомого снижения качества концертов в расчете на «специфичность» сельской аудитории.
А между тем, что греха таить: наши ведущие исполнители и творческие коллективы, звезды, как мы их называем, советской эстрады — все еще редкие гости в колхозных и совхозных клубах. И зачастую бывает так, что артисты, выступающие, скажем, от имени Московской и Ленинградской филармоний, ни в Москве, ни в Ленинграде конвертов не имеют по причине своих невысоких творческих данных и, следовательно, представлять эти крупнейшие концертные организации страны перед многомиллионными зрителями села не имеют права.
Легко предвидеть возражения, которые выскажут по этому поводу работники наших филармоний. Они наверняка сошлются на то, что «именитых гастролеров» не хватает, что ведущие исполнители и коллективы, которых знает и любит народ, не могут «поспеть всюду». В известной мере это справедливо. Страна наша настолько огромна, тяга людей к искусству столь велика, что порой бывает действительно неимоверно трудно спланировать гастроли таким образом, чтобы полностью удовлетворить запросы и пожелания сельских зрителей. Но это, как говорится, одна сторона вопроса — есть еще и другая.
Перед нами отчет столичной концертной организации о работе по культурному обслуживанию тружеников колхозного села за последние три года. И есть в этом интересном, содержащем многие примечательные факты и данные документе, такие горькие строки: «Одной из основных причин, вызывающей справедливые жалобы и нарекания зрителей, являются частые (!) отказы выехать в область со стороны ведущих, а порой даже не ведущих артистов Москонцерта». Далее приводятся фамилии исполнителей, которые в разное время и под разными предлогами не пожелали поехать на кратковременные гастроли в районы Московской области — Э. Уразбаева, Д. Дян, Л. Барашков, Л. Усач и другие.
Значит, дело не только в том, что в творческих коллективах наших концертных организаций «не хватает» артистов, которых с радостью приняли бы в своих клубах сельские зрители. Беда заключается и в том, что среди деятелей эстрады не изжиты еще до конца меркантильно-деляческие настроения, побуждающие популярных исполнителей соглашаться на «выгодные» концерты и отказываться от «невыгодных». Известны случаи (к счастью, правда, редкие, когда артист, чтобы не ехать в район, берет бюллетень и в тот же самый вечер выступает в концерте на одной из городских площадок. Надо ли говорить, что подобные факты заслуживают самого серьезного осуждения, вплоть до принятия соответствующих административных мер. Руководители филармоний, партийные и комсомольские организации должны повести решительную борьбу с малейшими проявлениями высокомерного «премьерства», творческой недисциплинированности, неуважительного отношения к зрителям.
Концертное обслуживание тружеников села зачастую не приобретает должного размаха еще и потому, что маршруты гастрольных поездок популярных исполнителей и коллективов как-то очень трудно «отрываются» от областных центров. Бывает, приезжает в область хорошая бригада, есть в районах благоустроенные и просторные дома культуры, где бы она могла выступить, но дело кончается тем, что приезжие артисты дают несколько концертов в областном центре и его ближних окрестностях, после чего благополучно отбывают восвояси.
Нет слов, провести несколько аншлаговых эстрадных представлений в крупном городе куда проше и выгоднее, нежели «транспортировать» концертную бригаду из одного районного центра в другой. Но, очевидно, не только о выгоде и «спокойной жизни» нужно думать в подобных случаях. Когда руководители Омской филармонии предоставили в распоряжение своего знаменитого хора специальный пароход и направили его по Иртышу в самые дальние леспромхозы области — наверное, это прибавило им немало дополнительных хлопот и волнений. Но игра стоила свеч: за сравнительно короткий срок хор дал сорок концертов для жителей глубинных, труднодостижимых в зимнее время районов области.
Другими словами, в подавляющем большинстве случаев руководители концертных организаций на местах могут и должны изыскать реальные возможности для того, чтобы с искусством популярного коллектива или исполнителя, приехавших в область, познакомились не только горожане, но и труженики села. Более широко и продуманно, чем до сих пор, надо планировать и проводить в сельских районах области, особенно в летнее время, гастрольные поездки артистов местных театров и филармоний. Все это поможет, кстати, вытеснить со сцен колхозных и совхозных клубов различного рода «дикие» и «полудикие» концертные бригады, которые неизвестно от какой филармонии, часто по весьма сомнительным документам, все еще кочуют по отдаленным районам страны...
Решения апрельского Пленума ЦК КПСС еще и еще раз наполнили нам о том огромном первостепенном значении, которое приобретают сегодня проблемы коммунистического воспитания трудящихся, о необходимости усиления всей идеологической деятельности в массах. Указания партии имеют прямое и непосредственное отношение к деятелям культуры и искусства и, в частности, к тем, кто несет свое вдохновенное творчество многомиллионной армии колхозного крестьянства. Образцово обслуживать тружеников села, щедро дарить им жизнеутверждающее и светлое, наступательное и звонкое искусство — почетный долг советской творческой интеллигенции, всех работников наших концертных организаций.

На первой и четвертой страницах обложки: фрагменты из спектакля Ленинградского мюзик-холла

На второй странице обложки: народный артист Дагестанской АССР Г. КУРБАНОВ — исполнитель номера «Воздушный канатоходец»
Солистка Ленинградского мюзик-холла Н. Пономарева в номере «Вологодские кружевницы»
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1968 г.
оставить комментарий