Семеро из галактики
Их семеро — молодых, обаятельных, грациозных. Девушки в белых трико, юноши — в серебристых. С первой минуты воздушного полета они изумляют каскадом сложнейших трюков и оригинальных комбинаций.
Под куполом — гимнасты «Галактики». Фото Е. САВАЛОВА
Движения гимнастов стремительны, бесстрашны, математически точны. Артисты словно парят в воздухе — они раскачиваются на трапеции, отрываются от нее, влетают в руки висящего вниз головой ловитора; делают головокружительные переброски, обороты. Сложность трюков все нарастает. Вас ошеломило «девичье» двойное сальто, но вот уже гимнаст демонстрирует в воздухе тройное сальто, завершающееся пируэтом в полтора оборота. Держась одной рукой за трапецию, гимнастка Ядвига Кокина легко взмывает к самому куполу, повисает на носочках, а затем падает оттуда «камнем». Покорив высоту пятиэтажного дома, она мгновенно вскакивает в пружинящей сетке, натянутой над манежем.
Участники незабываемого зрелища демонстрируют отличную технику, смелость, артистизм. Этот подлинно новаторский номер в классическом жанре воздушного полета получил романтическое название «Галактика». Тройное сальто в воздухе, десятилетиями считавшееся высшим достижением жанра, гимнаст Николай Сухов выполняет, как рядовой трюк, на каждом представлении. Ядвига Кокина — первая гимнастка, совершившая двадцатиметровый прыжок в сетку. Эти и другие рекордные трюки молодежи удалось освоить благодаря специальной аппаратуре. Под куполом на расстоянии двадцати одного метра друг от друга подвешены два мостика. Между ними точно посредине — двухъярусная ловиторка, на которой одновременно располагаются два ловитора. Нижняя ловиторка поворачивается на 180 градусов, благодаря чему ловитор может принимать или отправлять вольтижера в обе стороны.
Профессиональный стаж участников «Галактики» один год, все они выпускники Училища циркового и эстрадного искусства прошлого года. Самому старшему из артистов — Владимиру Мяловскому — двадцать два года; самой младшей — Ядвиге Кокиной — скоро будет девятнадцать! Биографию каждого из семерых можно изложить на полстраничке. Недавние московские школьники увлекались спортивной гимнастикой, а потом, повинуясь призванию, поступили в ГУЦЭИ. Исключение составляет Ядвига Кокина — воспитанница сельского интерната города Даугавпилса. Сейчас вся эта дружная группа готовится к поступлению на заочный факультет Театрального института. Тогда к ежедневным тренировкам, репетициям и представлениям прибавятся теоретические занятия, работа с книгой.
По давней цирковой традиции групповой номер появляется на афише под именем его руководителя. Новый воздушный полет назван «Галактика» — в ансамбле нет главного, все его участники находятся на равном положении. Их объединяет непреходящее творческое соревнование, упорное стремление овладеть самыми сложными трюками, совершенствовать свое мастерство. Владимир Ракчеев репетирует тройное сальто, а постоянный исполнитель этого трюка Николай Сухов добивается нового рекорда; кроме Кокиной «девичье» двойное сальто делает и Валентина Ватулина.
Выясняю, как молодые гимнасты научились «летать». Как им посчастливилось познать знакомое птицам чувство парения? Под руководством режиссера-педагога Юрия Мандыча номер готовился около двух лет. Ежедневные тренировки, занятия акробатикой, гимнастикой, эквилибром и хореографией. С пола поднимались все выше и выше, осваивались с высотой, привыкали к трапеции, к сетке. В полете, быть может, как ни в каком другом жанре, каждый исполнитель зависит от партнеров, и это развивает чувство локтя, абсолютно взаимного доверия.
...По команде ловитора вольтижер уходит с мостика и повисает на раскачивающейся трапеции, чтобы потом отпустить ее и, перевернувшись в воздухе, быть подхваченным ловитором, от которого требуется не только математический расчет, но даже интуиция. Ведь расстояние между мостиком и ловиторкой гимнасты преодолевают по-разному: скорость полета зависит и от веса артиста. И ловитор непременно учитывает, кто из его товарищей в данный момент ушел с мостика — Ядвига или Валентина, Николай или Владимир.
Взаимоотношения исполнителей в полете сложны и возникают не только между вольтижером и ловитором, но и третьим их партнером. Для завершения трюка требуется с мостика послать товарищу трапецию. И стоящий на мостике артист делает это с такой филигранной точностью, что кажется, будто трапеция послушно, как разумное существо, подходит к парящему в воздухе гимнасту в точно заданную секунду. Отличная ансамблевость в групповом полете помогает гимнастам мгновенно оценивать самые неожиданные ситуации, возникающие порой при исполнении трюка, и уверенно находить единственно правильное решение.
Каждое движение оторвавшегося от опоры тела гимнасты отвоевывают у природы усилиями воли и огромного труда. Под куполом цирка, когда за артистом следят тысячи глаз, лететь надо не только смело и точно, но и пластично, красиво. Очень трудно бросить свое тело в воздух так, чтобы оно летело с вытянутыми в «ниточку» ногами! Гимнасты артистичны не только в трюке, но и при падении. Артист летит в сетку так, что зритель воспринимает даже вынужденное падение как трюк. Вольтижеры работают под куполом легко, увлеченно, с подкупающей непосредственностью. Когда они втроем размещаются на мостике, шириной в ступню, то кажется, что им там вполне удобно и даже как-то уютно.
Новый воздушный полет получил единодушное признание зрителей и прессы. Но в нем таятся возможности для более яркого выражения замысла «Галактики». Оригинальная аппаратура и особенно мастерство гимнастов позволяют обогатить номер еще более сложными трюками и комбинациями, например встречными перелетами. Дальнейшая разработка композиции позволит режиссеру еще лучше проявить себя. Мне кажется, что значительно эффектней будет появление гимнастов сразу под куполом в «ракете» или «спутнике». Стоит подумать и о более оригинальном световом оформлении. Почему бы, например, не расцветить цирковой купол, превратив его в «звездное небо»? Нельзя ли использовать прожектора, как бы выхватывающие из темноты «Вселенной» фигуры летающих людей, хотя бы при выполнении ими наименее сложных трюков?
Думается также, что не очень удачно музыкальное сопровождение номера. Вероятно, более эмоциональной была бы тут лирическая музыка, исполняемая на скрипке или виолончели. Постоянно совершенствуясь, великолепная семерка молодых гимнастов может превратить свой номер в одно из высших достижений советского цирка.
А. СТАРТОВА
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий