Серьезную музыку любят все - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Серьезную музыку любят все

В апрельском номере нашего журнала была опубликована статья директора Росконцерта В. Чайковского «Чтобы ярко звучала музыка», затрагивающая, на наш, взгляд, важные проблемы организации концертного дела в стране.

Полагая, что разговор этот должен быть продолжен, мы обра­тились к директору Омской обла­стной филармонии — заслуженно­му работнику культуры РСФСР Ю. Л. Юровскому с просьбой поде­литься опытом пропаганды серьез­ной музыки.

Как оценить работу филармонии? Если спросить об этом финансовых работников, они раскроют свои тол­стые гроссбухи и приведут цифры доходов и расходов, показатели выполнения плана. Если же обратиться к самим музыкантам, артистам, — у них другие критерии. И не последнее место принад­лежит здесь оценке тех условий для творчества, которые были им созданы, помогли или помешали работать с пол­ной отдачей сил.

Ну, а что скажет наш главный су­дья — зритель? На этот вопрос ответить значительно сложнее, потому что все здесь зависит от меры, я бы сказал, художественной воспитанности зрителя. Занимаемся же этим воспитанием в пер­вую очередь мы сами. И чем лучше мы работаем, с тем большим вкусом, тем глубже и требовательнее оценивает зри­тель то, что предлагается его вниманию, тем выше его запросы. Это «заколдован­ный круг», из которого есть лишь один выход: работать все лучше и лучше. А людям, ищущим спокойной и безза­ботной жизни, надо прямо сказать — пусть не идут трудиться в искусство.

Среди работников филармонии рас­пространено мнение, будто основная масса слушателей жаждет встречи только с очень популярными исполнителями. Глу­бочайшее заблуждение! Приведу такой пример. Как-то в сельские районы на­шей области — Тюкалинский и Исилькульский — отправились скрипач Ра­фаил Соболевский, баянист Юрий Каза­ков и певица Тамара Петрова. И вот какие записки получили они от слуша­телей: «Товарищ Соболевский! Можем ли мы ожидать, что вы приедете снова и исполните концерт Бетховена для скрипки с оркестром?» Казакову напи­сали: «Почему вы играете нам лишь по­пулярные мелодии? Нельзя ли попро­сить вас сыграть на баяне концерт Ба­ха?» Музыканты вернулись в Омск и с радостным удивлением показали нам эти записки. Нас же, сотрудников филармонии, подобное теперь не удивляет. Все это — непреложный результат той работы, которая ведется у нас в области давно и систематически. В этом есть доля и нашего труда.

Все начинается с очень простого. Прибывает гастролер, его встречают на вокзале или на аэродроме, отвозят в го­стиницу. Там ему вручается конверт с памяткой, в которой артист может найти все: время и место концертов и репети­ций, телефоны работников филармонии, адреса и телефоны кинотеатров, театров, клубов, ресторанов, музеев. Исполнителя непременно привезут и отвезут с кон­церта. Таким образом, артист чувствует постоянную заботу о себе, ему не о чем беспокоиться, он сосредоточен лишь на творчестве и волен распорядиться сво­бодным временем как хочет. Он везде успеет побывать, и, конечно же, он за­помнит наш замечательный город, ему захочется вновь сюда приехать.

Более того, мы убеждены, что арти­сту, как и всякому художнику, совершенно необходимы прочные связи с жизнью, ему нужно знать как можно больше о своих слушателях и зрителях. Мы помним, с каким восторгом Валерий Климов, сразу же после победы на меж­дународном конкурсе имени Чайковско­го отправившийся в села Черлакского района, рассказывал потом о встречах с тружениками полей, о знаменитой на­шей карусели-омичке — усовершенство­ванной электродоилке, сработанной золотыми руками умельцев.

Когда гастролер завершает свои вы­ступления в области, мы обязательно беседуем с ним, просим откровенно по­делиться впечатлениями, высказываем ему свои соображения о его работе, приглашаем приехать вновь. И тут же стараемся уточнить программу его буду­щих концертов с тем, чтобы по возмож­ности подготовить к ним слушателей. Причем программа эта строится с уче­том тех просьб, которые были высказа­ны артисту на концертах, с учетом того, как было принято то или иное произве­дение. Словом, мы стараемся, чтобы гаст­ролер как можно шире раскрыл свои творческие возможности, чтобы у него в нашей области образовался большой круг почитателей его таланта и творче­ской манеры. Короче говоря, мы хотим, чтобы он бывал у нас не случайными наездами, а регулярно. Это полезно и самому музыканту — он строже будет относиться к собственному творчеству, тщательнее и разнообразнее готовить программу. А слушателям такое посто­янное общение, знакомство с различны­ми сторонами дарования исполнителя поможет глубже проникнуть в мир му­зыки.

Как же подготовить слушателя? Как вообще пропагандировать серьезную му­зыку? Это длительный процесс, и крат­ковременной кампанией здесь не обой­дешься. У нас в Омской филармонии это не обособленный раздел, а часть общего дела, часть общей системы деятельности, об одной из сторон которой — работе с исполнителями — было немного расска­зано.

Уже много лет работает у нас музы­кально-литературный лекторий, который имеет свыше тридцати тем лекций-кон­цертов, в числе которых такие: «Как научиться понимать музыку», «Как слу­шать музыку», «Русская классическая музыка», «Западная музыка», «Народ­ная песня» и т. п. Создана у нас и «Филармония школьника», в которой абони­рованы две тысячи учащихся музы­кальных школ (им, как правило, играется программная музыка) и ученики общеобразовательных школ, которые слушают лекции-концерты. А в Киров­ском районе города, например, каж­дый месяц обязательно проходят два таких концерта и один симфонический. Омск — город вузов, в нем около пя­тидесяти тысяч студентов, и мы, ра­зумеется, тесно связаны с институтами. Для студенческого городского клуба, правление которого планомерно ведет пропаганду музыки, филармония орга­низовала лекторий, выпускает два абонемента — музыкальный и литератур­ный. Вместе с правлением мы разраба­тываем тематический план на целый год, стараясь возможно полнее удовлет­ворить запросы студентов. Вот уже шесть лет подряд интересная, система­тическая работа проходит в педагогиче­ском институте. Выступать там любому, даже самому серьезному музыканту — одно удовольствие: он встречает теперь отлично подготовленную аудиторию.

На протяжении десяти лет регулярно проводятся нами в Музее изобразительных искусств камерные концерты, лекции-концерты для посетителей на общую тему: «Художники и их совре­менники в музыке и в литературе». Эти, так сказать, синтетические концерты, в создании которых принимают участие музыканты-исполнители, музыковеды и искусствоведы, пользуются в городе большой популярностью. Их с нетерпе­нием ждут. А по окончании года здесь обязательно устраиваются творческие отчеты художников и музыкантов, зри­тельские   конференции.

Вообще лекции-концерты — одна из действенных и мобильных форм пропаганды музыки. И мы пользуемся ими весьма широко, Так, например, за прош­лый год было дано 545 лекций-концер­тов. Более того, по нашей просьбе даже именитые гастролеры, помимо основной своей исполнительской деятельности, проводят беседы со зрителями о музыке, рассказывают об инструментах, на кото­рых играют. Теперь уже Омский русский народ­ный хор, созданный шестнадцать лет назад, широко известен не только в стране, но и за рубежом. И он так любим у нас в городе, что, сколько ни давал бы пред­ставлений — всегда аншлаг. Мы по­стоянно ищем новые формы его работы. Так, осенью прошлого года, перекочевав на пароход, он отправился по Иртышу в самые дальние леспромхозы, где дал сорок концертов.

Коль скоро статья эта появляется в журнале, на обложке которого стоит слово «цирк», скажу любителям этого искусства, что в знак признательности рабочие одного из леспромхозов подари­ли хору маленького медвежонка. Он жил у нас в филармонии некоторое время, а потом мы подарили его Терезе Дуровой. Но он так был избалован все­общей любовью, что, думаю, дрессиров­щице нелегко будет перевоспитать его в строгих трудовых традициях цирка.

Омская филармония, кроме своего широко известного хора, имеет еще два детища—два «спутника». Это организо­ванные  из  числа  любителей музыки и пения оркестр русских народных инст­рументов и Академическая хоровая ка­пелла. Вот уже пять лет работают они и притом очень активно на обществен­ных началах. Оба «спутника» дают свои концерты в основном по субботам и вос­кресеньям, так как участники этих кол­лективов работают или учатся. Об уров­не их исполнительского мастерства можно судить по такому факту: на Все­российском смотре любительских кол­лективов они получили дипломы первой степени.

Вероятно, все то, о чем здесь бегло рассказано, и подготовило создание собственного симфонического оркестра. Его рождение было воспринято как важное событие в культурной жизни города. Первый концерт в педагогическом ин­ституте прошел как праздник искусства. Мы не имеем собственного филармо­нического зала, но, работая в тесном контакте с партийными, профсоюзными и общественными организациями города, завоевали право ежемесячно в течение девяти дней использовать почти все дворцы   культуры.

Музыка должна звучать всюду, где есть слушатели. Скажем, скрипачке Р. Файн поступить просто: вложила скрипку в футляр и отправилась в путь. А как быть пианистке Т. Махмудовой, если едут они обе в степные далекие се­ла, где нет инструмента? И вот форте­пьяно тоже «вложено» в футляр, постав­лено на машину и тоже «едет» на гаст­роли. Да, наверное, это все-таки морока, возня.   Но игра-то стоит свеч!

В результате всего этого достигнуты неплохие показатели. Так, в 1965 году по плану мы должны были провести 2225 концертов, а фактически состоялось 2691. Из них на селе нужно было дать 868, а мы дали — 1033. Запланировано было обслужить 884 тысячи зрителей, мы же обслужили 1129 тысяч. Я уже приводил количество лекций-концертов. К этому можно добавить, что, не имея еще тогда собственного симфонического оркестра, мы тем не менее дали 20 сим­фонических концертов, 114 камерных, 130 специальных камерных концертов для детей.

Еще о многом из того, что делаем мы, можно было бы рассказать, в том числе и о «Праздниках искусства», которые мы первыми стали проводить для тружени­ков села. Но я взял лишь один аспект — пропаганду серьезной музыки. Да и то в основном привел лишь факты, полагая, что они сами многое объясняют.

В нашей работе нет деталей, которы­ми можно было бы пренебречь без ущерба для дела. Даже такая, казалось бы, мелочь, как значки Омского народного хора и другие сувениры, — тоже в изве­стном смысле форма пропаганды искус­ства. Постоянно помня об этом, мы ста­раемся в привычном отыскать что-то новое, и иногда, как нам кажется, это удается. Сравнительно недавно, напри­мер, в конце марта, в Омске проходил фестиваль белорусского искусства. Мы могли бы открыть его, скажем, ч дра­матическом театре. Но торжественное открытие и закрытие фестиваля созна­тельно было перенесено во Дворец куль­туры   нефтяников.   Омский   нефтеперегонный завод, крупнейший  в Европе, — наша гордость.  И все сразу приобрело совершенно иное звучание. Явление стало крупнее, значительнее.

Конечно, в нашей работе немало не­достатков, в которых повинны мы сами. Но, заканчивая статью, я хотел бы не­сколько слов сказать о том, что мешает нам, а зависит не только от нас. Кстати, это общие беды всех филармоний. Нужно, чтобы режиссерские коллегии республиканских концертных организа­ций строже осуществляли контроль за качеством посылаемых на гастроли групп. А то подчас с таким приходится встречаться, что сомневаешься, видел ли этих артистов и эту программу хоть один режиссер в Москву.

И еще. Вот уже много лет почти на каждом совещании мы говорим, что должен быть, наконец, договор, который бы накладывал обоюдную ответственность за практическое осуществление гастролей на Росконцерт — с одной стороны, и пе­риферийные филармонии — с другой. Чтобы каждая сторона несла полную материальную  ответственность за срыв концертов. Такой документ повысит от­ветственность Росконцерта за выполне­ние плана гастролей, лишит возможности отказываться от ранее подписанных пла­нов. Такой договор заставит как Роскон­церт, так и местные филармонии более тщательно и продуманно планировать гастроли. А польза от этого несомненна.
 

Ю. ЮРОВСКИЙ, директор Омской областной филармонии, заслуженный работник культуры РСФСР

Журнал Советский цирк. Июнь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования