«Держава» в Старом цирке – это не то, о чём вы подумали. В.Н. Сергунин - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

«Держава» в Старом цирке – это  не то, о чём вы подумали. В.Н. Сергунин

На смену выморочному прошлогоднему «Далокошу» на манеж Старого цирка явилась вполне осмысленная «Держава», выдержанная в духе лучших советских цирковых традиций.

                                                                                 Он был весь в пестрых лоскутьях, 
                                                                                 Белый, красный, в безобразной маске.    
                                                                                 Хохотал и кривлялся на распутьях, 
                                                                                 И рассказывал шуточные сказки. 

                                                                                 Разворачивал длинные сказанья 
                                                                                 Бессвязно, и долго, и звонко - 
                                                                                 О стариках, и о странах без названья, 
                                                                                 И о девушке с глазами ребенка. 

                                                                                 Кто-то долго, бессмысленно смеялся, 
                                                                                 А кому-то становилось больно. 
                                                                                 И когда он внезапно сбивался, 
                                                                                 Из толпы кричали: «Довольно!»
                                          

                                                                                                                              А.А. Блок 
                                                                                                                              апрель 1903г.


   Ни совковое ретро, ни «BACK IN USSR, в смысле  идеологического и всякого другого прославления государственного устройства.

   «Держава» – это  свободная фантазия современного художника на тему лучших спектаклей отечественного цирка в пору его Ренессанса. 

   В стилевом отношении «Держава» не является ни цитатой, ни калькой, а именно тонкой и тактичной стилизацией художественных приёмов минувшей эпохи.

   За вычетом идеологического мусора и пропагандистской мишуры, которые, безусловно, имелись, советский цирк, как бы то ни было, сумел совершить настоящий цивилизационный прорыв: от простодушного скоморошества к олимпийским вершинам творчества. 

   … Итак, «Держава».

   На сцене, в уменьшенном, тем не менее,  узнаваемом виде, впечатляюще предстал некогда знаменитый символ единения национальностей Советского Союза – фонтан  «Золотой Сноп», а  с 1954 года - «Дружба народов», и поныне находящийся на территории Всероссийского Выставочного Центра.   

   За семь десятилетий существования, у «Дружбы народов» побывал каждый восьмой житель планеты! История знаковая, почти мистическая, но… другая.

…  На мгновение представилось, что сейчас вдруг оживут пырьевские «свинарка» Глаша Новикова и «пастух» Мусаиб Гатуев, нашедшие когда-то у этого фонтана свое киносчастье… Но, «видение» быстро исчезло.

   …Энергично сбежали по лестнице, как и положено, артисты программы, в сверкающих красочных костюмах народов, населяющих Россию. Сюжетная пружина нестареющего циркового дивертисмента «путешествие по необъятной стране» начала раскручиваться.

   Елена Павлович, Аида Гаджимерзаева и Екатерина Аленцева продемонстрировали несколько элементов «высшей школы». Затейливо переливающиеся красный, синий и белый цвета костюмов артисток узнаваемо символизируют триколор  державной России.      

   В «экспозиции» спектакля режиссёр-постановщик Наталья Маковская  решала задачу, главным образом, орнаментальную, выстраивая общий рисунок композиции, подбирая цветовую гамму, обозначая мизансцены…

   Тем временем, темп нарастал.

  Цирковое небо озарилось мягкими рассветными лучами, и возник номер воздушной гимнастки в кольце Анастасии Ахлубкиной, специально созданный режиссёром для этой постановки.

   К слову, заметим, режиссёр-постановщик проделала грандиозную творческую работу, представив в «Державе» 12 номеров-премьер!

   Казалось бы, сколько «колец» населяет сегодня цирковую вселенную?! Каких только неожиданных художественных решений за десятилетия ни наработано?  При всём том, Н.Маковская самую суть узрела, с которой много лет назад основательница жанра Л.М. Писаренкова начинала и на чём долгие годы настаивала: «Главное в номерах  «воздушное кольцо» -  пластическая осмысленность, эмоциональная выразительность каждого движения, каждого трюка, позы, взгляда…».

   При выборе  артистки для номера «Красно-Солнышко», назовём его так, немалую роль сыграли незаурядные внешние данные исполнительницы и  безупречная техника исполнения, позволяющие выразить и выразиться в оригинальном трюковом рисунке. Номер-настроение, эмоциональный камертон, если угодно, задающий солнечный, сверкающий настрой всей программе.

   …В элегантной обтягивающей черкеске, под зажигательные ритмы  лезгинки, с кавказским темпераментом и страстью, жонглёр Сослан Суанов  демонстрирует обновлённую версию своего номера. Гордая непреклонность и достоинство, наряду с прочим, отличают выступление этого артиста. Пожалуй, одного из лучших, а быть может и лучшего на сегодня в своём жанре.

   Смена ритмов, костюмов и световой партитуры.

   «Гимнасты на полотнах» Евгений Ефремов и Ольга Голубева, не столько демонстрируют, сколько трепетно  проживают номер, переполненный трогательной нежностью, свежим дыханием молодости и нескрываемого счастья. Что может быть прекрасней безотчётной юности? Неповторимой и… быстротечной?! Но это потом, а сейчас… На редкость пронзительно и в унисон настроению номера звучит в верхнем регистре ведущая музыкальная партия трубы.    

   Следует отметить, что музыка для спектакля с отменным вкусом и чувством  стиля  написана, подобрана, и аранжирована, полагаю, одним из лучших, современных цирковых композиторов – Михаилом  Экимяном.

   В поведении клоуна Джеймса Гудвина (артистический псевдоним Виктора Васильева, живущего во Франции) прочитывается детская непосредственность, наивная растерянность и поминутное удивление всему и вся вокруг.    

   Впечатлительный иностранец, запутавшийся в полотнах, попадает в новый удивительный для себя мир, старается его «обживать», расположить к себе и заодно позабавить публику.

   Например, выбросить в зал летающую тарелку фризби, которая, описав над залом дугу, бумерангом вернётся к нему – то за шиворот, то в голову, то… прямиком в штаны.

   В обновлённой редакции номера «Дрессированные кошки» мы видим  симпатичную, добрую «хлопотливую хозяйку» Анелю Рослякову. В новой интерпретации из номера, прежде несколько тяжеловесного и затянутого, «отжали» воду надуманной значительности. Номер стал выглядеть тем, чем ему и надлежит быть – доброй, остроумной и забавной сценкой с милыми животными. 

   Тем временем клоун Гудвин продолжает знакомство с аудиторией.  Разнообразные прыжки через скакалку – лишь подготовка к невероятному финалу – прыжкам со стаканом воды на лбу. Фокус, естественно, удаётся! Потому только, что клоун заставляет поверить в свои  «невероятные» способности. Хотя, искушённые зрители давно догадались, стакан ко лбу накрепко приклеен.

   Тут ни «что», а «как» доминирует. Гудвин работает с искренней непосредственностью, не пережимая – на полутонах, что  называется. Ни Бог весть, какая новация «скакалка», но Гудвину веришь! А это, по нынешним, «тощим» на хороших клоунов временам, совсем не мало!

   В профессиональной среде давно знают и отдают должное замечательным  гимнастам – Нине Чуглаевой  и Владимиру Буракову.

   Благодаря мастерству, в том числе и этих артистов, в середине 70-х смог произойти, как теперь говорят, статусный прорыв в отечественном цирке. Цирковая пантомима «Прометей» п/р В.А.Волжанского, впервые в истории отечественной культуры и искусства была удостоена высшего державного

признания – Государственной Премии СССР.

   Это я к тому, что мастерство, если оно имеется – не ржавеет! Нина и Владимир успешно пролонгировали свою цирковую карьеру, сменив жанр. В номере трансформации, они по-прежнему мастерски безупречны в трюковой технике исполнения достаточно эффектных мгновенных переодеваний и, что особенно важно – актёрски убедительны.  

   Заново и довольно удачно в пластическом, музыкальном и актёрском отношении отстроена и композиция номера «Русская палка» п/р Михаила Канакова. О номере справедливо будет сказать: ладно скроен и крепко сшит. Из числа всех возможных  двойных сальто, исполняемых артистами, я бы выделил особенно впечатляющее, так называемое,  «двойное заднее в рассрочку».

   Это когда после первого сальто выполняется полное «раскрытие» и как будто «зависание» выпрямленного тела в воздухе… После чего «докручивается» ещё одно сальто. Разумеется, с последующим безупречным «приходом» на палку.

   Это и есть заветное, виртуозное владение трюковой техникой, столь высоко ценимое в искусстве цирка. Что называется, уловите, разницу.

   Финал номера венчает тройное заднее сальто. Трюк сложный, впечатляющий, но, увы, не уникальный…

   Невероятное достижение современной «королевы русской палки» Анны Государевой – четверное сальто, остаётся непоколебимым. У Канаковых, как мне представляется, есть необходимые предпосылки, чтобы, по крайней мере, на равных спорить с «королевой».  

   Жонглёрский номер-реприза «Цилиндр, трость и сигара», с которым Гудвин когда-то начинал карьеру в цирке, за годы работы приобрел почти классические черты завершённости и отточенности. Ни одного лишнего движения, «оценки» или трюка – всё на положенном месте. А какой темп исполнения, какая «органика»!  

   Я, отнюдь, не имею в виду сравнивать Гудвина с Солнечным клоуном. Я лишь хочу сказать, что «жонглёрская реприза»  в репертуаре Гудвина сделалась чем-то вроде знаменитой «проволоки» для мэтра отечественной клоунады.     

   За последние годы Азиз Аскарян со своим  «Обезьяньим шоу» сделался, чуть ли не визитной карточкой цирка Никулина. Не в последнюю, заметим, очередь  за счёт пресловутого пиара.  

   В сущности непритязательный, восходящий к традициям скоморошества,  

приём  пародирования всего поющего и танцующего гламура, едва ли можно считать «хай-теком» наших дней. В конечном счёте, дело не в первородстве.

   При всех достоинствах и недостатках прежних версий номера «обезьяньего папы», смущало наличие за его спиной трёх крупнокалиберных ассистентов. С «такими» - не забалуешь! И не пропадёшь, заодно!     

   Но особенно, смущала эклектика собственно композиции номера. Не было единого формообразующего «стержня», на который  «картинка» органично нанизывалась бы. «Пазл» номера…, как бы это сказать, не вытанцовывался!

   Решительно благодаря режиссёрскому «озарению» Н.Маковской, номер был спасён! «Еврейская свадьба» всех и вся расставила по своим местам:  всякое лыко легло в строку. Выступление приобрело-таки композиционную осмысленность и завершённость!

   Что бы ни говорили, такие «озарения» в искусстве дорогого стоят!

   Второе отделение динамично стартует своеобразным  «конным блоком» - Свобода, Клоунада и Джигитовка.

    «Свобода» в исполнении Елены Павлович – довольно впечатляющий эскиз к будущему полновесному номеру. За три с небольшим месяца, что имелись в распоряжении дрессировщицы, она, по сути, совершила невозможное: свела в единой композиции четырёх лошадей, продемонстрировав тем самым незаурядное профессиональное «ноу-хау». За невероятно короткое время  отрепетировала ряд разнообразных фигур и перестроений, добившись слаженности и дисциплины животных.

   В работе Е.Павлович внятно прослеживается сегодняшний восходящий мировой тренд: её лошади «голые» – не арнированы,  без какого бы то ни было снаряжения.  

   Роль связующего «мостика» между «Свободой» и «Джигитами» выполняет основательно подзабытая клоунская «Сценка на лошади». Классика – она и в век постмодернизма остаётся классикой!

   «Джигитов Кубани» п/р Раисы Шаниной режиссер-постановщик подвергла основательной и вполне уместной коррекции. Остались лишь самые эффектные, динамичные и сложные заезды. Получился терпкий жанровый коктейль из «вольтижа», «жокеев» и «джигитовки». 

   Неувядающее мастерство,- как всегда, без лонжи,- продемонстрировала  эквилибристка на канате Марина Осинская, выступления которой, признаюсь, ждал с особым волнением. Вот почему.

   В своё время, работая в одной программе, мы с партнёром ассистировали Марине. «Выходить на пассировку» - так это называлось.

   И вот, много лет спустя, я вдруг ловлю себя на мысли, что те, кому сегодня Марина доверила выходить на пассировку, делают это, как-то.., беспечно, несколько отстранённо, что ли. Не дай Бог..,  могут и не успеть…  

   В критический момент здесь без вариантов: пассировщик обязан успеть подставить корпус и «сбить» скорость падения, приняв удар на себя. «Подставить горбушку» - так это в своё время называлось.

   Вот уже много лет Марина Осинская ни о чём «таком» не думает, хранимая судьбой и своим уникальным дарованием.
   Взойдя, разумеется, без лонжи, на почти семиметровую высоту, Марина Осинская с лёгкостью невероятной исполняет свой опасный танец, демонстрируя филигранную технику: «пробежки», «пируэты», «прыжки», «шпагаты», «пуанты»… Который год артистка продолжает вести искусную игру… со смертельной опасностью. Извиняюсь за пафос, но здесь, полагаю, как раз «тот самый» случай.

   Большая цирковая актриса, Марина Осинская, презрев опасность и страх, каждый вечер выходит в манеж играть свою героическую роль, поставив на кон предельно возможную ставку. И в этой, леденящей душу игре с судьбой,  Марина каждый вечер… одерживает непременную победу!

   Так было и так должно быть, в настоящем державном цирке!

   Ольга, Артем и Андрей Аверюшкины с миниатюрой «Дрессированные хорьки» - достаточно любопытный номер с редкими для цирка животными. Но, разумеется, отнюдь, не «единственный в мире номер дрессуры хорьков», как артистов иногда анонсируют в СМИ. И, уж конечно, Аверюшкины не являются пионерами.

   Можно, к примеру, вспомнить шумный успех, выпавший полтора десятка лет назад, на долю «Комической иллюзии» Евгения Шмарловского. Кстати, здесь же, в Старом цирке. Партнёрша Е.Шмарловского появлялась в финале номера в шикарной меховой шубе. Когда выяснялось, что составляющие шубу шкурки, оказывались… живыми зверьками, уморительно разбегавшимися по манежу, раздавался шквал оваций.

   Необходимая ремарка. Если попытаться сформулировать типологию образов в современной отечественной дрессуре, то мы увидим две неравные группы.

   Первые, их большинство – самовлюблённые герои-красавцы. Такой дрессировщик-нарцисс «несёт» себя публике: я – красив, обаятелен, смел, отважен и т.п. и поэтому мои животные неподражаемы и беспрекословно  исполняют всё, что вы видите. Попрошу аплодисменты!

   Вторые, в несравнимом меньшинстве – это образы-характеры. Как правило, комические, или, как минимум, эксцентрические персонажи. Себя они представляют, примерно, так: пусть я не голливудский красавец-мачо, несколько  медлителен, неловок, даже смешон, быть может. Зато… я не перестаю удивляться невероятным вещам, которые с такой изобретательной лёгкостью, практически самостоятельно проделывают эти удивительные животные. Ах, вы ещё и аплодируете… Пустяк, не стоит благодарностей.     

   Понятно, что на практике зачастую встречается микст обоих типов.

   Что же касается семейства Аверюшкиных, то пока их скорее можно отнести, увы, к первому образному типу. Номер создан недавно, поэтому хочется надеяться, что в скором времени артисты «догадаются»  смахнуть с себя провинциальный налёт нарциссизма.

    Эквилибристка с мячами Ольга Голубева и антиподистка Юлия Самойленко, волею режиссёра, работают одновременно, в дуэте, что выглядит, по крайней мере, свежо и нетривиально.

   Диалог двух жанров, почему нет? Не меланж-акт, когда два, а то и три жанра  – за одним исполнителем, а именно диалог двух исполнительниц: вопрос – ответ. И общая «тема» в трюках просматривается – мячи. И всё это получает развитие в своеобразной «перекличке» трюков.      

   Артистки молоды, обаятельны и, что особенно важно: у них глаза лучатся вдохновением. Пусть, до некоторых своих китайских коллег «по трюкам», пока не дотягивают, но… вектор поисков обнадёживает.    

   Екатерина Аленцева с номером «Всадница с шестом и с дикой птицей кавун» вносит в спектакль, что-то вроде экзотического элемента. За советским державным цирком такая традиция водилась.

   С точки зрения эволюции конного жанра, выступление Е.Аленцевой – это, по нынешним меркам, авангардное направление.

   Наиболее ярким примером подобных поисков в мировом цирке сегодня считается месье Бартабас, неоднократно гастролировавший в Москве (в мае снова приезжает) со своим знаменитым конным театром "Зингаро". О Бартабасе и его театре часто говорят как о «звезде и гордости Франции, наезднике-философе и поэте».

   Можно также вспомнить, что начало корриды иногда предваряет ритуальный конный танец пикадора, напоминающий тот, что зрители видят в исполнении Е.Аленцевой.

   Её выступление – не традиционная «высшая школа». Если тут уместно сравнение, то скорее – с художественной гимнастикой, где наряду с «беспредметным», существует «упражнение с предметом». Иначе говоря,  некая разновидность фигурной конной езды с «предметом». Опять же, «фишка» – на  неосёдланной лошади, и без уздечки!

   В современном мировом цирке гимнастов на ремнях – бесчисленное  множество. Больше – пожалуй, только, номеров с хула-хупами.

   Следует подчеркнуть, что гимнаст Александр Сидоров от подавляющего большинства коллег выгодно отличается  более высоким уровнем профессионального мастерства. Его силовые комбинации: «кресты», «бланжи», «флажки», «обрывы» и т.п. исполняются им  без видимого напряжения, «вчистую» и «без дураков», что называется. Иной класс мастерства!

    Там, где другие «прячутся» за вычурный костюм, экзотическую пластику, музыкальную новацию, артист поражает неподдельной техникой сложнейших комбинаций, демонстрируемых в динамичных вращениях и полётах по сложнейшим траекториям. Несомненная удача тренера-репетитора Геннадия Татухова и режиссёра Татьяны Альперовой.

   Перед тем как выйти на коду, сюжет спектакля «закольцовывается»  клоунадой с микрофоном. Точнее, стремительным попурри из нескольких реприз. Так клоун Гудвин завершает своё воображаемое путешествие по незнакомой стране, щемящим душу признанием в любви:

   «I will always love you», - с надрывной страстью выводит на  верхах Уитни Хьюстон. «Я всегда буду любить Вас!», - смущённо смотрит в зал и улыбается клоун Джеймс Гудвин. И зал взрывается долгой овацией.

   Финал «Державы» выстроен пестро, шумно, с воистину державным размахом. Выбор постановщика безупречен: один из самых титулованных в цирке Никулина номер акробатов с подкидными досками п/р Андрея Ковгара.

   «Державные» Ковгары представляют собой сдержанную этно-стилизацию по мотивам   «дохристианской Руси», «скоморошьих забав» и весьма к месту пришедшейся  «медвежьей потехи».  

   После танцевальной «экспозиции», включающей несколько трюков «на сход» и двойного сальто на ходулях, является медвежий поводырь Юрий Пантелеенко. Под ручку с огромным красавцем-медведем.

   Медведь со свойственными животному изяществом и грацией, блестяще ведёт роль, «атакуя» противника, проводя «захваты» и «броски».

   Особую остроту и неподдельный драматизм фрагменту придаёт то, что огромных размеров медведь «работает» без намордника – свидетельство незаурядного мастерства дрессировщика.     

   Мало того, что по размерам и экстерьеру медведь уникальный, он, к тому же, обладает недюжинным «артистизмом». Топтыгин ничуть «не поддаётся» противнику, а именно, по-честному «борется», хотя, как заведено, проигрывает схватку, оказываясь на лопатках.

   Получив столь впечатляющую эмоциональную «подзарядку», акробаты с воодушевлением прибавляют в сложности прыжков и комбинаций, включая исполнение нескольких трюков «в колонну» и «два бланжа с винтами» на одной ходуле.

   Фирменным трюком, - тройным сальто в кресло на «трёхэтажную» пирамиду, состоящую из горизонтального шеста, ходуль и кресла, - завершается номер Ковгаров.

   В своём роде уникальное трюковое достижение метафорически «венчает» «Державу». 

   Задорный русский перепляс, перетекает в праздничный эпилог-апофеоз. Манеж заполняет разноцветная, колоритная, многонациональная семья народов, населяющих Российскую Федерацию.

   На расположенных круговой панорамой экранах транслируется 

слайд-шоу с именами  участников спектакля и его создателей.

   На сцене высвечивается «ожившая аллегория» - фонтан «Дружба народов», искрящийся и переливающийся водными струями…  

   Остаётся уточнить, о какой державе, собственно, речь?

   Название «держава» происходит от древнерусского "държа" – власть,  владычество, могущество. Кроме этого, термин «держава» употребляется в качестве синонима независимого государства, имеющего влияние в международных делах, играющее выдающуюся роль в международной политике.

   Таким образом…

   Сколь ни парадоксальным может показаться вывод, но в программе «Держава», ярко и убедительно осуществлённой Натальей Маковской, заявлена и раскрыта тема  непреходящего величия России, как, могущественной  цирковой Державы!  

   В этом подлинный, глубинный и, если хотите, метафизический смысл поистине титанических усилий, талантливо и страстно реализованных режиссёром и всей постановочной группой спектакля «Держава».

                            *     *     *                                             

    После просмотра программы, в сухом остатке непостижимым образом переплелись два давних впечатления.   

   Первое. Лет пять назад, один уважаемый и многомудрый старый цирковой артист, обронил фразу:  «Сегодня все в один голос повторяют: русский цирк умер, русский цирк умер… Да ерунда всё это и чушь собачья! Русский цирк не умер, он просто… сдох!»

    Второе. 15 апреля 1912 года, узнав из газет о гибели «Титаника», Александр Блок оставил в своём дневнике краткую запись: «Есть еще океан»!

    Это не к вопросу о причудах памяти. Это к проблеме состояния современного российского цирка, - прямого наследника цирка советского. А советский цирк был, даже не «Титаником», но Титаном, одного из которых, кстати, так и звали – Океан.

   И это также верно, как верно то, что за «Державу» - не стыдно!

   Потому что, как выяснилось, жив Океан!

 

Владимир Сергунин

Кандидат искусствоведения

 

 

Обсудить на форуме

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования