В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 19:20 | 14.07.2010
Народные артисты СССР и Украины Людмила и Владимир Шевченко

Людмила Шевченко с дрессированными львамиСамый большой по количеству хищников аттракцион  - лев, тигр и шестнадцать их песочных и полосатых подруг - у народных артистов Украинской ССР Людмилы и Владимира Шевченко.

Дрессировщики работают на манеже 28 минут. Это очень много. Особенно, если учесть, что обычный цирковой номер длится 8 - 10 минут и что вышедшему из повиновения льву достаточно доли секунды, чтобы свести счёты с человеком. А они ещё подшучивают над собой и своими грозными питомцами, да так, что в зале то и дело раздаётся смех. Зная о гуманных методах воспитания животных в советском цирке, зрители думают, что и сами хищники стали значительно добрее. А то, что по сторонам клетки стоят ассистенты с брандспойтами, - так это для проформы. Даже в напряжённые минуты, когда кто - нибудь из зверей выходит из повиновения - рычит и пытается вырвать палку из рук дрессировщика, зрители не очень пугаются. И, всё - таки, хищники есть хищники ...
Аттракцион Шевченко за рубежом назвали "львиной сенсацией". Дрессировщики демонстрируют трюки, которых ранее не видел манеж. Владимир танцует танго со львом, который весит 200 килограммов. Положив лапы на плечи партнёра, лев легко движется в такт музыке.
Людмила раскачивается над манежем на трапеции, удерживаясь лишь одной пяткой (трюк, который делают далеко не все гимнасты), а внизу, поднявшись на задние лапы, следят за её полётом девять тигриц. Затем она ложится на доску, перекинутую между двумя тумбами, а две львицы, встав на задние лапы, передние кладут ей на грудь и на ноги.
Против этого трюка были многие. Без всяких колебаний "за" голосовали двое - Людмила и Владимир. Как опытные шахматисты они проиграли в уме множество вариантов последующих событий, предусмотрели выходы из различных ситуаций. И всё же ... Однажды одна из львиц не захотела убрать лапы с Людмилы. Едва Владимир делал шаг вперёд, она выпускала когти.
У дрессировщика нет времени, чтобы смотреть на часы. Это уже потом Владимир узнал, что его поединок со зверем длился семь минут. А тогда он думал об одном; главное, не горячиться. И прежде, чем шагнуть вперёд, считал про себя до трёх. Но львица не выказывала ни малейшего желания вернуться на тумбу. И тогда он скомандовал: "Давайте воду". У брандспойта стоял опытный берейтор Андрей Дмитриевич Полозов. Метров с десяти он попал струёй точно в морду ... Когда львица пришла в себя, Владимир был уже рядом. В тот вечер аттракцион вместо двадцати восьми минут шёл тридцать восемь - согласно цирковой традиции неудавшийся трюк повторили заново.
Людмила и Владимир любят своих сердитых партнёров. Беспокоятся, если те заболевают, не спят ночами, поднимают на ноги лучших "звериных докторов". Иногда, рано утром, когда в непроснувшемся цирке бодрствует лишь вахтёр на служебном входе, выпускают зверей в пустую клетку, а сами издали смотрят, как резвятся их четвероногие артисты. Дрессировщики относятся к ним как к партнёрам, имеющим полное право на импровизацию, и больше всего боятся превратить их в своеобразный живописный реквизит. На репетициях и во время представлений трюки идут вразнобой, каждый раз в ином порядке. Это гораздо труднее, но и гораздо интереснее. Львицы и тигрицы, застывшие на тумбах, никогда не знают, в какую минуту чей выход. Впрочем, слово "застывшие" здесь не подходит.
"Артистки" могут и рявкнуть, и замахнуться лапой, и даже в неположенное время спрыгнуть с тумбы. В таком случае дрессировщики не кричат, не наказывают строптивых, а, наоборот, обыгрывают эти моменты.
Владимир может, например, позволить какой - нибудь львице имитировать нападение, покусать дюралевую палку и вернуться на место. Но он не забывает, что маленькая игра порой может обернуться большими неприятностями:
- Каждый раз мы идём на манеж, как впервые. Идём на неожиданность, не зная, что сегодня преподнесут нам наши партнёры.
Так они работают.
Людмила и Владимир задумали свой аттракцион, когда заканчивали цирковое училище. Он - по классу гимнастики и акробатики, она - по классу гимнастики. Замысел сценария родился у них в вагоне поезда, когда они ехали на практику. Он давно знал, что пойдёт по стопам отца и будет дрессировщиком. Но боялся лишь одного, не пропадёт ли у Люды то отчаянное и смелое настроение, которое в цирке называется "кураж", после того, как её первый раз царапнет львица. В том, что такое случится рано или поздно, он не сомневался. Бывает, дрессировщики привыкают к хищникам, как к кошкам. А после первой боли, первых швов и первой больницы возвращаются в клетку, но уже побаиваются зверей. И номер становится неинтересным.
Но с Людмилой этого не произошло. Ни в Ижевске, где она делала шпагат на двух львицах, ни в Ярославле, где львица зацепила ей лицо так, что пришлось делать операцию, ни позднее, когда на репетиции она легла на львицу, а тигрица прыгала через них.
Они ввели в свой аттракцион трапецию, кольцо, канат. Людмила из - под купола спускается прямо на ковёр из львиных спин. Это стало её традиционным выходом. Их работа настолько легка и непринуждённа, что когда смотришь их выступление, действительно забываешь, что на манеже дикие звери, что за кулисами повсюду стоят предупредительные таблички "Осторожно, хищники!"
Они придумывали новые и новые трюки. Вот Владимир на вытянутых руках держит над собой Людмилу, и рыжая львица примеривается, как ей лучше перепрыгнуть. Владимир не выдерживает; "Поторапливайся, тяжело ведь". Зал смеётся, не замечая, что дрессировщики в этот момент остаются в клетке в буквальном смысле слова с голыми руками. Даже без палочек, хотя эти палочки их подопечные вышибают шутя.
Они долго думали, как построить работу вдвоём. Остановились на двух контрастных характерах; мягкая лиричная "она" и утрированно грубоватый "он". Без этого контраста зачем в клетке мужчина, если там уже есть женщина?
Двадцать восемь минут идёт на манеже калейдоскоп сложных трюков. Люда делает шпагат на льве и тигре. Две тигрицы на задних лапах самостоятельно шествуют по кругу клетки. Четыре полосатых красавицы синхронно делают пируэт.
А у дрессировщиков зреют новые планы - создать оригинальное шоу, своеобразный мюзикл, где главными героями стали бы уроженцы Уссурийского края и далёкой Африки.
В тридцатые годы, когда мы решили у себя в стране выпустить первые аттракционы со львами, тиграми, леопардами, немецкий укротитель Карл Зембах привёз группу львов для передачи цирку. Узнав, что с ними будет заниматься гимнаст Борис Эдер, он сказал: - Не будьте наивны, молодой человек. Укрощать львов - это не то, что стоять на голове или на руках. Это серьёзное дело, заниматься которым может далеко не всякий. Я вас уверяю, что это кончится для вас скверно. Борис Афанасьевич Эдер стал знаменитым советским дрессировщиком.
Когда в 1968 году аттракцион Шевченко дебютировал в Уфе, уже вышедший на пенсию Эдер после премьеры расцеловал Владимира: - Теперь я вижу, что у меня есть преемник.
А не так давно, во время гастролей советского цирка в Мюнхене, на представления несколько раз приходил старый седой человек. Он внимательно оценивающе смотрел выступления Шевченко как профессионал работу профессионала и аплодировал с видимым удовольствием. Это был директор известнейшего в Европе цирка КРОНЕ Карл Зембах.

Е. Гортинский


 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100