Шимпанзе играют в бадминтон
Парад на льду — так называется новое, тридцать третье, представление венского айсревю. Тридцать третье... Это много. Это — опыт, сложившиеся традиции, выверенность режиссерских и хореографических ходов.
Но это и чересчур уж привычная теперь форма, слагающаяся хотя и из пестрых, однако, в сущности, почти одинаковых по тональности, да и хореографии картинок. А потому не случайно наибольший зрительский успех выпал на долю комических сценок в исполнении Герберта Бобска, Рихарда Ледвига и Альберта Кэя, которые своими трюками как бы взрывали некоторую монотонность представления, хотя и украшенного изобретательными, яркими костюмами.
Но особый успех имел Люсьен Мейер со своими шимпанзе Джеки и Джоем, нашими старыми знакомцами. Это — вторая гастроль забавных артистов. Вообще же Мейер приезжает к нам со своими питомцами уже шестой раз.
Смена «актерского» состава — обычное явление в номерах с шимпанзе. Шесть-восемь лет — это предельный возраст обезьян, с которыми можно работать. Потом становится опасно: у них резко портится характер, они становятся злыми, выходят из повиновения, а очень большая неуправляемая физическая сила этих животных может натворить немало бед. И с ними приходится расставаться. Подготовить же новый номер, несмотря на ум, способность и редкую переимчивость обезьян, очень трудно.
Причин здесь несколько. Одна из главных — чрезвычайно рассеянное внимание обезьян, их восприятие малейших, подчас неприметных раздражителей. А поэтому сам дрессировщик должен обладать помимо других качеств высокоорганизованным вниманием и поистине спортивной реакцией.
И, глядя, как Люсьен Мейер непринужденно ведет номер, включаясь в игру со своими питомцами, словно давая им свободно проявлять свои желания, нельзя не отдать должное его мастерству. А основано оно на отличном знании обезьян и большой любви к ним. Вот уже второй десяток лет он работает с обезьянами на льду венского балета. Но дружба эта началась значительно раньше. Мальчиком, еще в Швейцарии, Люсьен Мейер с разрешения знакомого его матери директора зоопарка проводил часы с шимпанзе, водил их гулять за руку.
Но, даже изучив повадки обезьян, Мейер далеко не сразу пришел к успеху. От каких-то экземпляров пришлось отказаться — сколько он с ними ни бился, ничего не получалось, они оказались неспособными к «артистической карьере». Что ж, такое бывает и не только с обезьянами... Главная трудность заключалась в том. чтобы чувствительных даже к легкому сквозняку шимпанзе приучить ко льду, закалить. Рекомендаций на этот счет нет. Надо было идти опытным путем... Теперь Мейер смело выносит на лед десятимесячных малышей. Первый сеанс длится несколько минут. Постепенно продолжительность пребывания на льду увеличивается. Словом, ничего необычного. Разве что нынче, когда все теперь увлечены поисками оптимальных решений сохранения бодрости и здоровья, можно по-особому взглянуть даже на этот в общем-то забавный прецедент...
Одетые в ковбойские костюмы с пистолетными кобурами на боку, Джеки и Джой и ведут себя подобающим образом— они весело резвятся, показывая свою ловкость и удаль.
Джеки катается на высоких, особым образом устроенных коньках, а Джой — на обычных. Дрессировщик подает Джеки конец веревки, тот, держась за нее, ездит по кругу, забавно подняв одну ногу. Затем Джеки исполняет сальто, а Джой — кульбиты вперед и назад. А потом они вместе затевают чехарду, поело которой Джеки крутит боковое арабское колесо, прыгает через веревку. Вместе с Мейером, который а это время катится на коньках, Джеки исполняет такие сложные в этом положении трюки, как стойки «руки в руки» и «рука в руку». И, наконец, играет с дрессировщиком в бадминтон. Причем делает это с таким небрежным великолепием и ловкостью, успевая при этом еще и глядеть по сторонам, что зал отвечает аплодисментами и смехом.
И ни тени принуждения не видно в работе Мейера. Все идет, как веселая игра. И когда обезьяны, сначала одна, потом другая, покидая площадку, убегают к зрителям, Мейер не проявляет ни малейшего нетерпения, не говоря уж о беспокойстве. В самом деле, они тут же возвращаются, продолжая показывать новые трюки. Когда же Джой вдруг решает один из них не исполнять, Мейер вынимает пистолет и нажимает курок.
Джой ложится на лед, делая вид. что убит. Джеки яростно стучит себя пальцем по голове около виска: «Связался большой с маленьким! Додумался!» «Пристыженный» Мейер убирает пистолет, и все снова идет своим чередом.
В этом очаровательном номере своеобразная, прихотливая пластика обезьян, позволяющая подолгу с интересом просто наблюдать за их поведением, соединена с превосходной работой, построенной так, что каждый их трюк кажется естественным и непринужденным. Отсюда и идет ощущение свободы и органичности поведения и дрессировщика и его питомцев.
оставить комментарий