Школа артиста-любителя цирка
В редакцию журнала «Советский цирк» поступает множество писем от участников самодеятельных цирков и коллективов с просьбой помочь создать отдельные цирковые номера и изготовить необходимый для них реквизит.
Идя навстречу пожеланиям читателей, журнал в 1963 году начинает публиковать для артистов-любителей сценарии различных номеров с подробным описанием как их подготовить. Большое внимание в разделе «В помощь руководителям народных цирков» будет уделяться методическим советам цирковых режиссеров, т. к. эти вопросы обычно больше интересуют любителей цирка. Что такое трюк, номер и представление? Каковы законы их построения? Каким должен быть цирковой костюм? Техника исполнения и артистичность, классика и новаторство — таков довольно неполный круг тем, которым будут посвящены статьи в данном разделе журнала.
Цирк, к сожалению, в отличие от спорта еще не имеет своей единой терминологии трюков. Поэтому в статьях будут употребляться термины, применяемые в спортивной литературе по акробатике, уже известные большинству участников художественной самодеятельности. Но наряду с этим будут использоваться и названия трюков, которые уже давно приняты во всех цирках мира и с которыми необходимо познакомиться каждому артисту-любителю. Для этого сценарии номеров будут печататься вместе с небольшим словариком упоминаемых в них цирковых терминов. Помимо публикации статей редакция организует письменную консультацию. Опытные режиссеры и артисты цирка будут отвечать на вопросы любителей цирка.
Редакция просит участников цирковой самодеятельности сообщить, сценарии каких номеров их интересуют. Эти сведения необходимы для того, чтобы авторы могли своевременно написать статьи. Многие юноши и девушки в нашей стране мечтают приобщиться к цирковому искусству, занимаются в самодеятельных кружках и коллективах. Но одного желания еще недостаточно, чтобы подготовить тот или иной номер. Каждому любителю цирка, независимо от того, в каком он жанре собирается работать, необходимо иметь хорошую спортивную подготовку. Не только акробаты или гимнасты должны быть разносторонне физически развитыми, но и жонглеры, эквилибристы и даже клоуны. Искусство цирка — это искусство сильных, ловких и смелых. Оно подчиняется только трудолюбивым и настойчивым. Цирк не любит ленивых и трусливых... Поэтому участникам цирковой самодеятельности не следует забывать я бросать спорт. Занятия спортом дадут необходимые предпосылки для хорошего овладения исполнительской техникой, а занятия по мастерству актера и балетный станок выработают артистичность, без которой нельзя стать актером цирка.
Цирковой номер отличается от спортивного выступления именно тем, что его исполнители создают образ. Образ актера может быть при желании создан в любом номере, если в нем будут соблюдены все законы цирковой режиссуры. Не каждого участника цирковой самодеятельности можно назвать «артистом-любителем». Этого звания нужно добиться путем упорной работы. В настоящее время спортсменам приходится выдерживать значительные нагрузки. Любителям цирка нужно знать, что в цирке нагрузки еще большие. Очень трудные трюки н номера на арене демонстрируются публике ежедневно. Исполняться они должны безукоризненно, то есть по спортивным оценкам на полный бал — на 10. Для этого цирковому артисту приходится очень много тренироваться. В цирке не существует официальных рекордов как в спорте, но есть много так называемых «рекордных трюков», требующих от исполнителей высочайшего мастерства. Навыки исполнять на манеже каждый вечер сложные номера достигаются ежедневной тренировкой. Любительский цирк идет по стопам профессионального, и поэтому методы подготовки номеров в нем одинаковы.
В дореволюционном цирке артисты были предоставлены сами себе. Не было единой, научной методики тренажа и режиссуры, но многовековой опыт работы на манеже создал, хотя и неписаные, но определенные правила и «законы» построения цирковых номеров. В каждом жанре выработалась своя «школа», своя система основных трюков, с освоения которых должен начать каждый новичок приобщаться к цирковому искусству. Без овладения этой «школой» нельзя стать хорошим исполнителем. Главная опасность для начинающих это «натаскивание» на трюки. Без знания «школы» данного жанра невозможно овладеть артистическим мастерством. Одна из характерных ошибок многих начинающих — стремление сразу создать самому какой-нибудь трудный трюк или номер.
Цирковое искусство не ограничено в своих возможностях в области поисков нового, но чтобы найти новое, необходимо очень хорошо знать и освоить старое, и главное — не нужно спешить в переходе от легкого к трудному, так как идеальное освоение «легкого» (первые основы школы) — залог успеха в будущем. В каждом цирковом жанре (жанром называются специальные разделы циркового искусства) имеются разные «амплуа», то есть специальности. В акробатике исполнители делятся на «нижних» (унтерманов), «средних» (миттельманов), «верхних» (оберманов). В гимнастике — на «ловиторов», «вольтижеров». Жонглеры бывают обычные и «силовые». Каждая из цирковых специальностей требует определенных физических и, конечно, моральных качеств, это непременно должны учитывать участники любительского цирка. Здесь, конечно, нельзя назначать какие-либо определенные весовые или возрастные нормы, но а специальностях скажем, «нижних» или «лови-торова,главную роль играет сила и выносливость, а у «верхних» и «вольтижеров» — ловкость и смелость. Правильный подбор партнеров для любого группового номера играет большую роль, как и выбор жанра. Можно полюбить жонглирование или гимнастику, но не иметь к нему физических данных. Номера комического и эксцентрического плана требуют артистичности и природных навыков.
ШЛЮ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Моя жена и я видели сегодня прекрасное представление цирка. На нас произвели хорошее впечатление меры предосторожности для артистов и для публики. Артисты-дрвссировщики превосходны. Шлю поздравления артистам цирка.
ГОТБА, бывший генеральный директор системы здравоохранения Либерии
Конечно, нельзя утверждать о пригодности или непригодности того или иного исполнителя без тщательной его проверки. Упорный труд и настойчивость иногда позволяют любителю овладеть номером, несмотря на то, что вначале он казался ему «противопоказанным». Большую помощь участнику цирковой самодеятельности в выборе номера могут оказать артисты цирка. Их советами не следует пренебрегать. Для артистов-любителей огромное значение имеет знакомство, хотя бы с основами цирковой «технологии», с вопросами техники безопасности. Работа в цирке всегда связана с риском, поэтому необходимо принимать меры к его устранению и на репетициях н на представлениях. Для этого нужно знать все правила по охране труда в цирке. Эти правила имеются в продаже, и каждый руководитель циркового кружка должен их обязательно иметь.
Место, где будут происходить занятия участников любительского цирка, должно быть оборудовано мягкими матами, коврами, лонжами. Нужно помнить, что лонжа снимается только при полном освоении того или иного трюка, и спешить с этим не рекомендуется, даже при самом настойчивом желании исполнителя. За технику безопасности на занятиях отвечает руководитель кружка или режиссер. Многое нужно знать и уметь артисту цирка. К этому должны стремиться и актеры-любители. Всем участникам цирковой самодеятельности необходимо уметь быстро и надежно связать веревку или трос и знать какое должно быть их сечение для того или иного аппарата, научиться держать лонжу и «пассировать» партнера.
Выступая на сценах клубов или других площадках, артисты самодеятельного цирка должны сами уметь установить и подвесить аппаратуру правильно и крепко, чтобы не было никакою риска для исполнителей, а также быстро снимать ее после окончания номера. Занятия в самодеятельных кружках не означают вовсе полной самостоятельности для их участников. Строгое соблюдение указаний руководителей, методических правил овладения трюками должны быть для них непреложным условием успешного осуществления их мечты. Регулярное посещение цирка и постоянное общение с его мастерами могут также сыграть большую роль в овладении любителями основ циркового дела.
Мы, старые артисты, будем всегда рады окгпать помощь своим советом нашим молодым коллегам.
А. ШИРАЙ
Журнал Советский цирк. Январь 1963 г.
оставить комментарий