Школа артиста-любителя цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Школа артиста-любителя цирка

В редакцию журнала «Советский цирк» поступает множество писем от уча­стников самодеятельных цирков и коллективов с просьбой помочь создать отдель­ные цирковые номера и изготовить необходимый для них реквизит.

Идя навстречу пожеланиям читателей, журнал в 1963 году начинает публико­вать для артистов-любителей сценарии различных номеров с подробным описа­нием   как  их  подготовить. Большое внимание в разделе «В помощь руководителям народных цирков» будет уделяться методическим советам цирковых режиссеров, т. к. эти вопросы обычно больше интересуют любителей цирка. Что такое трюк, номер и представ­ление? Каковы законы их построения? Каким должен быть цирковой костюм? Техника исполнения и артистичность, классика и новаторство — таков довольно неполный круг тем, которым будут посвящены статьи в данном разделе журнала.

Цирк, к сожалению, в отличие от спорта еще не имеет своей единой термино­логии трюков. Поэтому в статьях будут употребляться термины, применяемые в спортивной литературе по акробатике, уже известные большинству участников художественной самодеятельности. Но наряду с этим будут использоваться и наз­вания трюков, которые уже давно приняты во всех цирках мира и с которыми необходимо познакомиться каждому артисту-любителю. Для этого сценарии номеров будут печататься вместе с небольшим словариком упоминаемых в них цирковых терминов. Помимо публикации статей редакция организует письменную консультацию. Опытные режиссеры и артисты цирка будут отвечать на вопросы любителей цирка.

Редакция просит участников цирковой самодеятельности сообщить, сценарии каких номеров их интересуют. Эти сведения необходимы для того, чтобы авторы могли своевременно написать статьи. Многие юноши и девушки в нашей стране мечтают приобщиться к цирковому искусству, занимают­ся в самодеятельных кружках и кол­лективах. Но одного желания еще не­достаточно, чтобы подготовить тот или иной номер. Каждому любителю цирка, независимо от того, в каком он жанре собирается работать, необходимо иметь хорошую спортивную подготовку. Не только акробаты или гимнасты должны быть разносторонне физически развитыми, но и жонглеры, эквилибристы и даже клоуны. Искус­ство цирка — это искусство сильных, ловких и смелых. Оно подчиняется только трудолюбивым и настойчивым. Цирк не любит ленивых и трусливых... Поэтому участникам цирковой само­деятельности не следует забывать я бросать спорт. Занятия спортом дадут необходимые предпосылки для хоро­шего овладения исполнительской тех­никой, а занятия по мастерству актера и балетный станок выработают арти­стичность, без которой нельзя стать актером цирка.

Цирковой номер отличается от спортивного выступления именно тем, что  его  исполнители создают образ. Образ актера может быть при же­лании создан в любом номере, если в нем будут соблюдены все законы цирковой режиссуры. Не каждого участника цирковой са­модеятельности можно назвать «ар­тистом-любителем». Этого звания нужно добиться путем упорной ра­боты. В настоящее время спортсменам приходится выдерживать значитель­ные нагрузки. Любителям цирка нуж­но знать, что в цирке нагрузки еще большие. Очень трудные трюки н но­мера на арене демонстрируются пуб­лике ежедневно. Исполняться они должны безукоризненно, то есть по спортивным оценкам на полный бал — на 10. Для этого цирковому артисту приходится очень много тренироваться. В цирке не существует официальных рекордов как в спорте, но есть много так называемых «рекордных трюков», требующих от исполнителей высочай­шего мастерства. Навыки исполнять на манеже каждый вечер сложные номера достигаются ежедневной тренировкой. Любительский цирк идет по стопам профессионального, и поэтому методы подготовки номеров в нем одинаковы.

В дореволюционном цирке артисты были предоставлены сами себе. Не было единой, научной методики тре­нажа и режиссуры, но многовековой опыт работы на манеже создал, хотя и неписаные, но определенные пра­вила и «законы» построения цирковых номеров. В каждом жанре выработа­лась своя «школа», своя система основных трюков, с освоения которых должен начать каждый новичок при­общаться к цирковому искусству. Без овладения этой «школой» нель­зя стать хорошим исполнителем. Глав­ная опасность для начинающих это «натаскивание» на трюки. Без знания «школы» данного жанра невозможно овладеть артистическим мастерством. Одна из характерных ошибок мно­гих начинающих — стремление сразу создать самому какой-нибудь трудный трюк или номер.

Цирковое искусство не ограничено в своих возможностях в области поисков нового, но чтобы найти новое, необходимо очень хорошо знать и освоить старое, и главное — не нужно спешить в переходе от легкого к труд­ному, так как идеальное освоение «легкого» (первые основы школы) — залог успеха в будущем. В каждом цирковом жанре (жан­ром называются специальные разделы циркового искусства) имеются разные «амплуа», то есть специальности. В ак­робатике исполнители делятся на «нижних» (унтерманов), «средних» (миттельманов), «верхних» (оберманов). В гимнастике — на «ловиторов», «вольтижеров». Жонглеры бывают обычные и «силовые». Каждая из цирковых специальностей требует опреде­ленных физических и, конечно, мораль­ных качеств, это непременно должны учитывать участники любительского цирка. Здесь, конечно, нельзя назна­чать какие-либо определенные весовые или возрастные нормы, но а специаль­ностях скажем, «нижних» или «лови-торова,главную роль играет сила и вы­носливость, а у «верхних» и «вольти­жеров» — ловкость и смелость. Пра­вильный подбор партнеров для любого группового номера играет большую роль, как и выбор жанра. Можно полюбить жонглирование или гимнасти­ку, но не иметь к нему физических данных. Номера комического и эксцен­трического плана требуют артистичности и природных навыков.

ШЛЮ ПОЗДРАВЛЕНИЯ

Моя жена и я видели сегодня прекрасное представление цирка. На нас произвели хорошее впечатление меры предосторожности для артистов и для публики. Артисты-дрвссировщики превосходны. Шлю поздравления   артистам   цирка.

ГОТБА, бывший   генеральный   директор системы   здравоохранения   Либерии

Конечно, нельзя утверждать о при­годности или непригодности того или иного исполнителя без тщательной его проверки. Упорный труд и настойчи­вость иногда позволяют любителю овладеть номером, несмотря на то, что вначале он казался ему «противопока­занным». Большую помощь участнику цирковой самодеятельности в выборе номера могут оказать артисты цирка. Их советами не следует пренебрегать. Для артистов-любителей огромное значение имеет знакомство, хотя бы с основами цирковой «технологии», с во­просами техники безопасности. Работа в цирке всегда связана с риском, по­этому необходимо принимать меры к его устранению и на репетициях н на представлениях. Для этого нужно знать все правила по охране труда в цирке. Эти правила имеются в про­даже, и каждый руководитель цирко­вого кружка должен их обязательно иметь.

Место, где будут происходить заня­тия участников любительского цирка, должно быть оборудовано мягкими матами, коврами, лонжами. Нужно помнить, что лонжа снимается только при полном освоении того или иного трюка, и спешить с этим не рекомен­дуется, даже при самом настойчивом желании исполнителя. За технику бе­зопасности на занятиях отвечает руководитель кружка или режиссер. Многое нужно знать и уметь арти­сту цирка. К этому должны стремить­ся и актеры-любители. Всем участникам цирковой само­деятельности необходимо уметь бы­стро и надежно связать веревку или трос и знать какое должно быть их сечение для того или иного аппарата, научиться держать лонжу и «пасси­ровать» партнера.

Выступая на сценах клубов или других площадках, артисты самодея­тельного цирка должны сами уметь установить и подвесить аппаратуру правильно и крепко, чтобы не было никакою риска для исполнителей, а также быстро снимать ее после окон­чания номера. Занятия в самодеятельных кружках не означают вовсе полной самостоятельности для их участников. Строгое соблюдение указаний руководителей, методических правил овладения трю­ками должны быть для них непре­ложным условием успешного осущест­вления их мечты. Регулярное посещение цирка и по­стоянное общение с его мастерами могут также сыграть большую роль в овладении любителями основ цир­кового дела.

Мы, старые артисты, будем всегда рады окгпать помощь своим советом нашим молодым коллегам.
 

А. ШИРАЙ

Журнал Советский цирк. Январь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования