Школе нужно помочь - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Школе нужно помочь

Внешне она неприметна. На фронтоне здания скромная вывеска «Клуб». Крутой лестничный спуск. Длинный узкий коридор в подвальном помещении со множеством комнат.

Одну из них занимает учебная часть Народной певческой школы, организо­ванной на общественных началах. Эта школа существует три года. В первые же дни, едва успели разве­сить объявления о приеме, было подано около пятисот заявлений. Приняли девяносто человек. Нелегко было отоб­рать их. В состав приемной комиссии вошли видные деятели искусства: рек­тор школы композитор А. Новиков, проректоры Л. Алемасова и К. Серебря­ков, декан М. Максакова, консультанты И. Козловский, М. Рейзен.

Сегодня в школе шестьдесят квали­фицированных преподавателей. Что заставило их взять на себя «дополнитель­ную нагрузку»? Наверное, беспокойный характер и горячее желание помочь людям, поделиться с ними своим опы­том, знаниями. «Испытываешь огром­ную радость, — говорили мне педаго­ги, — когда видишь, с какой жадностью впитывают наши слушатели каждое слово, как тянутся они к искусству, к музыке».

В учебной части школы я познако­милась с расписанием уроков: соль­феджио и теория музыки, гармония и музыкальная литература, итальянский язык, ритмика и танец, фонетика и сце­ническое мастерство. Посещают уча­щиеся и класс ансамбля и, естественно, I класс сольного пения. Возле меня скло­нился над книгой молодой человек. Это студент ГИТИСа, один из преподавате­лей школы, Николай Кузнецов. Он торопился на урок сценического ма­стерства. Пойдемте за ним. В зале теснятся ряды стульев. И хо­тя зал полон, стоит внимательная тишина. Педагог читает сцену Гурмыж-ской и Улиты из «Леса» Островского. «Ну, а теперь, — говорит он, — попро­буем передать в действии то, что мы только что прочитали»...

Идет обычный урок. В середине его, стараясь не шуметь, кто-то пробирается к выходу. Ничего не поделаешь: пора на работу. А те, кому сегодня спешить не надо, задерживаются и после заня­тий. Радиотехник Эмиль Шефлян спра­шивает преподавателя, как лучше использовать знания, полученные на уроке сценического мастерства, при ра­боте над романсом «Растворил я окно». Завтра ему на урок к Максаковой...

Что же это за школа? Как и почему возникла она?

С давних пор мастера Большого театра выступали с шефскими концер­тами, вели самодеятельные коллективы. «Но в последнее время, — говорит Максакова, — тяга к искусству особенно возросла. И нередко видишь, что само­деятельным певцам не хватает знаний, общемузыкальной подготовки. Захоте­лось помочь им в меру своих сил и возможностей. Так возникла мысль о создании певческой школы на общественных началах. Трехгодичный курс обучения дает знания в объеме среднего музыкального учебного заведения.

— Занятия в певческой школе по­могли мне поступить в институт имени Гнесиных, — сказала мне Светлана Лукашева, художница по образованию.

Но, разумеется, не только желание стать артистом привлекает сюда лю­дей: петь на профессиональной сцене дано не каждому. Окончив школу, уча­щиеся смогут стать руководителями кружков художественной самодеятель­ности. И уж, конечно, они навсегда со­хранят привязанность и любовь к му­зыке, к искусству. В работе школы немало трудностей, многое мешает правильной организации учебного процесса. Не хватает музы­кальных инструментов, а те, которые имеются, находятся в очень плохом состоянии. Само помещение оставляет желать много лучшего. Экзамены при­ходится проводить в Доме народного творчества, а педсоветы — нередко на квартирах у педагогов. Планировать в таких условиях учебный процесс не­легко.

Нужны концертмейстеры — их то­же не хватает. Что бы делала школа, если бы педагог вокала Н. Харлампиева, к примеру, не владела фортепиано — сколько раз выручала она на ответст­венных концертах! Проректор Л. Алемасова частенько благодарит судьбу, что в свое время освоила машинопись: ведь всю документацию, материалы различных собеседований и семинаров нужно перепечатывать, а машинистки нет. Я побывала на многих занятиях на­родной певческой школы. Проходят они интересно, содержательно. Учащиеся успешно осваивают музыкальную грамоту и теорию музыки, пишут музы­кальные диктанты, учатся читать партитуру, дирижировать. А не так давно со сцены музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прозвучали в их исполнении «Песня о Ленине» А. Холминова и кантата С. Прокофьева «Вставайте, люди рус­ские». Появление многоголосого хорово­го коллектива (его участники — восемь­десят лучших учеников) — большое и радостное событие в жизни школы.

Энтузиасты, создавшие бескорыстно, по собственной инициативе такое уч­реждение эстетического и музыкально­го воспитания, достойны всяческих похвал. Сами они вполне удовлетворе­ны признательностью и любовью, которыми дарят их учащиеся школы. Но их огорчает, ох как огорчает, что твор­ческие усилия приходится нередко тратить на преодоление трудностей, которых могло бы и не быть. Певческой школе надо помочь. На­чато дело полезное, нужное, и его необходимо всячески поддержать. И, мо­жет быть, стоит подумать о том, чтобы организовать такие школы не только в Москве, но и в других городах страны.
 

Н. ЗАСЛАВСКАЯ

Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования