Шутки одесского эстрадника
Артист эстрады почти каждое утро пакует чемоданы, готовясь в дорогу. Поездом, пароходом, самолетом, катером, автомобилем, на телеге, аэросанях добирается он до места концерта, чтобы завтра отправиться дальше.
Об этом как-то не говорят, но профессия эстрадного артиста — одна из самых романтичных. И если у человека развита наблюдательность, он о многом может рассказать. Здесь мы даем коротенькие воспоминания Г. Пинского (Тагена), которые относятся к дореволюционному времени. До войны артист имел большой успех, особенно в южных городах. Во время войны его тяжело ранило, и он перестал выступать на сцене. Сейчас Пинский с успехом руководит эстрадной самодеятельностью в одесских клубах.
ЗОЛОТОНОСНЫЕ ЯЙЦА
Иллюзионист Касфикис, этот артист-коммерсант, не брезговал ничем ради рекламы. Афишные тумбы, окна магазинов, трамваи, столбы, подъезды домов — все пестрело афишами, литографическими плакатами, яркими лентами с изображением чертей, летающих женщин, змей. Почтальоны, продавцы газет и папирос, телеграфисты раздавали летучки, телеграммы, открытки с фотографиями иллюзиониста и извещением о его гастролях.
Бывало, приедет Касфикис в город — и во фраке, в цилиндре и крылатке разъезжает целый день по улицам в автомобиле, разбрасывая листовки.
В Грозном после завтрака все артисты во главе с Касфикисом отправились на базар. Он остановился возле торговки, сидящей около ведра, наполненного доверху яйцами.
— Почем десяток! — спрашивает Касфикис.
— Сорок копеек, — отвечает женщина.
— Свежие! — переспрашивает артист.
— Ей-богу, свежие, берите.
— Сейчас проверим, — присаживаясь на корточин и беря в руки яйцо, спокойно говорит Касфикис, разбивает его о край ведра и, ловко сманипулировав, достает из желтка золотую монету.
Поняв, в чем дело, мы изображаем удивление.
— Платок, — требует иллюзионист. Вытерев руки и монету, он берет второе яйцо и также его разбивает. И снова золотая монета в руках манипулятора.
Хозяйка яиц перепугана.
— Сколько за все вместе с ведром?
Торговка, широко раскрыв глаза, несколько секунд сидит, как парализованная, потом, рванув к себе ведро, кричит: .
— Не продаю! — и бежит к церковной ограде. Она с азартом бьет яйца и тщательно шарит в каждом желтке. Когда все яйца уничтожены, хозяйка горько плачет, сидя над своеобразной яичницей.
— Что, много нашла золотых? — улыбается Касфикис.
— Ой, что я наделала? Все побила. Ой, горе великое!
— Ну вот что, — говорит фокусник, — на, возьми три рубля и расскажешь всем на базаре, как фокусник Касфикис находил в яйцах золотые.
Вечером театр ломился от зрителей, примчавшихся лично увидеть «чудеса».
ЗАМОК
Привокзальный пустырь в Одессе с громким названием «Куликово поле» в дни пасхи забит цирками, балаганами, каруселями, словом, всем, что привлекает «простой люд». Все гудит, движется, поет. Цирки и балаганы переполнены. Программы мелькают как в калейдоскопе. Хозяева торопят, и артисты до предела сокращают номера. Не успевает зритель как следует устроиться на деревянной доске, именуемой скамейкой, как уже ебъявляют: «Дирекция благодарит почтеннейшую публику за посещение. Представление окончено». Актеры валятся с ног, выступая по 11— 14 раз без отдыха.
В один из таких «жарких» дней балаган Басина к 10 часам утра переполнен. Лев Зингерталь ловно манипулирует монетами, шариками и картами. В финале номера артист приглашает на сцену кого-нибудь из зрителей. Растолкав «конкурентов», на сцену поднимается мужчина огромного роста и атлетического сложения. В руках у фокусника огромным железный замок.
— Внимание! Прошу желающих осмотреть замок, — обращается Зингерталь к зрителям. — Благодарю! Теперь мы им запрем моего уважаемого помощника.
— Откройте, пожалуйста, рот, — просит артист геркулеса. Не успевает парень оглянуться, как замок висит на его правой щеке. Искаженное лицо ассистента вызывает громкий смех зрителей. Артист вертит во все стороны голову парня. Тяжелый замок причиняет боль, но храбрец пытается улыбаться. Эти гримасы буквально валят со скамеек хохочущих зрителей.
Зингерталь, видя, что смех утихает, решает кончать номер. Став боком к зрителям, он незаметно лезет в карман жилета, чтобы надеть на палец кольцо-ключ и ловко разжать дугу замка, и столбенеет. Кольца в кармане нет! Обшарив все карманы, он к ужасу вспоминает, что в спешке забыл кольцо в другом жилете, в котором выступал вчера. «Что делать! — мучительно соображает артист. — Немедленно ехать за ключом! Но даже лучший нзвозчик довезет его на окраину города и обратно но менее чем за полтора часа. Что же станет со щекой парня?»
Артист мечется по сцене.
—Выручайте! Я забыл ключ... Что делать?
—Замок будет снят на следующем представлении, — уводя со сцены парня и артиста, кричит хозяин, спасая положение. — Сейчас выступит человек-аквариум Бен-Али, который на глазах почтеннейшей публики будет глотать лягушек, рыб, пить керосин. А в заключение выпьет 110 кружек воды. Живой фонтан из воды и огня!
В зале удается установить относительный порядок. За кулисами перепуганный парень уложен не скамейку, а Зингерталь, вскочив в пролетку, умоляет извозчика гнать во всю на Пересыпь. Когда часа через полтора взмыленная лошадь подлетает к балагану и артист врывается за кулисы, он застывает от ужаса. Скорчившись от боли, парень лежит ив скамейке и громко стонет, поддерживая рукой замок, лежащий на распухшей синей щеке. Наконец замок с трудом снят, на изуродованную щеку кладут холодные компрессы. Но сам артист падает в обморок. Долго лежали рядом партнеры по несчастью, вызывая сожаление и смех товарищей. Поздно вечером перемирие состоялось в шумном трактире, где актеры пили за здоровье «героев и кавалеров Железного замка».
Я БЫЛ МАЛЬЧИКОМ, А ВЫ УЖЕ ГРЕМЕЛИ!
На гастроли в Одессу приехала известная в свое время примадонне оперетты Клара Юнг. Надо признаться, что популярная актриса была уже в очень почтенном возрасте.
Гастролерша засветло приехала в театр и, закрывшись в комнате, стала гримироваться, попросив до спектакля никого к ней не впускать. Сквозь толпу любопытных, стоящую возле театра, пробивается аккуратно одетый старичок в твердом белом воротничке, в руке старика маленький букетик грустных бархатных незабудок. Старик обращается к сторожу:
— Мне нужно видеть Клару Ефимовну.
— Пустить не могу, — отвечает сторож.
— Это крайне нужно. Она будет счастлива, — упорствует старик. Но сторож непоколебим.
Старик нервничает.
— Вот директор, — говорит сторож.
— Очень прошу разрешить мне пройти к Кларе Ефимовне.
— Не могу, голубчик, она категорически запретила до выступления кого-либо к ней пускать. В антракте милости прошу.
— Скажите, что здесь Омарский, Лев Маркович. Она разрешит. Она обрадуется. Прошу вас. — Старик чуть не плачет.
— Ладно, подождите; Я спрошу.
Клара Юнг сидит у зеркала в светлом халатике и отдыхает. Лицо уже «сделано».
— Клара Ефимовна, там прямо плачет старик, Омарский. Вы ему срочно нужны.
— Омарский! — пожимает плечами примадонна. — Ладно, пусть зайдет на минутку.
— Здравствуйте, дорогая Клара Ефимовна! —улыбается старик, целуя руку артистки. — Вот скромный букетик в знак нашей встречи.
—Спасибо! — Юнг кладет цветы на гримировочный столик. — Простите, но я вас не помню.
— Конечно, столько лет... столько лет. Вы мне своей игрой доставляли столько радости. Столько наслаждения. Как вы, милая Клара Ефимовна, сохранились. Я, помню, был еще совсем мальчиком, а вы уже гремели.
— Вы были мальчиком!
— Да, совсем мальчишкой, бегал на спектакли знаменитой Клары Юнг!
— Сколько же вам лет? — с испугом спрашивает гастролерша.
— 78, милая. Исполнилась 78!
— А я гремела? Убирайтесь! — кричит знаменитость. — Вон!!! Воды!.. Валерьянки! Доктора! — шепчет она, падая в кресло.
С трудом приводят в чувство гастролершу, которой, по подсчетам старика, минимум сто лет!
Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.
оставить комментарий