В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Сильные люди

РИСУНКИ А. ЕЛИСЕЕВА и М. СКОБЕЛЕВА

Рисунки А. Елисеева и М. СкобелеваНа арене Цезарь Борджиа, герцог Валентинуа (1476—1507). Он демонстрирует лишь один, но впечатляющий трюк: сшибает ударом кулака быка. Такая скудность репертуара понятна: по совместительству Борджиа был... кардиналом!

 

Рисунки А. Елисеева и М. Скобелева2Выход Люпона, солдата армии императора Карла Пятого (1519—1555). Люпон взваливает на спину большого барана и предлагает любому из зрителей догнать его в беге. В свое время тренировка с бараном помогла ему схватить неприятельского часового и бегом доставить его в свой лагерь.

 



Маркиз Луи-Франсуа де Буффлер, маршал Франции (1644 —1711), вошедший в историю под прозвищем «сильного», шутя ломает руками подковы; схватив быка за хвост, таскает его туда, куда ему (маршалу, а не быку) заблагорассудится. Затем он поднимает свою большую боевую лошадь, оседланную и взнузданную, на плечи и несет по арене.
В заключение артист предлагает любому побороться с ним «нога к ноге».

До сих пор никому не удавалось сдвинуть его с места. Но, быть может, среди наших зрителей найдутся люди и посильнее маршала!

Рисунки А. Елисеева и М. Скобелева3Август II, вначале курфюрист Саксонский, а затем король Польский (1670—1733), считался одним из сильнейших людей тогдашней Европы. С юности занимаясь физическими упражнениями, он ломал подковы, свивал спиралью толстые железные прутья, рвал пальцами колоды карт, сворачивал в трубку серебряные тарелки и т. д. Другими словами, он мог бы показать великолепный силовой номер в цирке или на эстраде.
Но и он вкусил горечь поражения. Однажды к нему в гости приехал русский Царь Петр I. Август показал гостю свои трюки. Хвастовство оказалось неудачным: Петр не только повторил его номера, но и добавил свой. Он подбросил в воздух штуку сукна и разрубил ее кортиком. Август повторить этого не мог...

Рисунки А. Елисеева и М. Скобелева4Не меньшей силой обладал побочный сын Августа Мориц Саксонский (1696—1750), крупный военный талант и самая, как уверяют, романтическая фигура тогдашней Западной Европы. Однажды во время пирушки обнаружилось, что утерян штопор: Мориц взял длинный гвоздь и, обмотав его вокруг пальца, сделал из него штопор.
Однако раз коса нашла на камень. Проезжая мимо кузницы, Мориц решил позабавиться и попросил кузнеца продать ему подкову. Каждую поданную ему подкову, Мориц ломал и бросал в сторону — «не годится». Наконец, он сделал вид, что удовлетворен и подал кузнецу серебряный талер. Каково же было удивление Морица, когда кузнец сломал его пальцами и так поступал со всеми талерами, которые он получал. Только когда Мориц дал ему золотой гульден, кузнец счел монету настоящей!
Кузнецам вообще приходилось держать ухо востро. В те же времена жил некий майор Барсаба. О его силе можно составить себе представление из того, что он, сдавливая ногу лошади, ломал ее. Свернуть в трубку серебряную тарелку было для него сущим пустяком. Однажды, зайдя на кузницу, он заказал там подкову. Когда кузнец отвернулся, бравый майор схватил наковальню и спрятал ее под свой плащ. Кузнец чрезвычайно удивился, не найдя наковальни на месте. Но еще больше он был поражен, когда Барсаба с улыбкой вынул ее из-под плаща   и  поставил  на  место.
Не бедна была силачами и Англия.
У корнуэльского фермера Пэйна был сын Энтони. Уже в детстве он отличался необыкновенной силой: сажал на каждую руку по сверстнику и взбегал с ними на крутой холм. Когда он стал взрослым, его рост равнялся 222 сантиметрам. Вдохновившись преданиям, он повторил «ослиный» номер. Будучи егерем одного помещика, он пошел поторопить слугу, который должен был привезти на осле дрова, взвалил на плечи и осла, и дрова, и слугу и все это доставил домой. Нельзя не отметить, что если пробой силы в мифические времена было упражнение со львом, то теперь льва заменили безобидным ослом. Какая деградация!
В Лондоне жил грузчик Том Джонсон, носивший мешки с зерном с пристани на высокий берег. Норма для каждого рейса — один мешок, весивший 160 килограммов.
Джонсон легко поднимал такой мешок одной рукой и клал его на плечо. Он же мог нести сразу и два мешка.
Вспомним, кстати, что наши богатыри Поддубный и Заикин тоже начинали свою карьеру грузчиками и тоже поражали товарищей своей силой.
Сила не была привилегией только рослых людей. В начале XVIII века в Ирландии гастролировал карлик Оуэн Фэррел 113 сантиметров ростом. Он танцевал, взяв под мышку двух взрослых людей, и свободно прогуливался, держа на себе четырех человек.
Большой известностью пользовался Томас Тофэм, родившийся в Лондоне в 1710 году. Когда Тофэму исполнилось двадцать лет, он был 178 сантиметров роста и весил примерно 90 килограммов. Пропорционально сложенный, Тофэм имел невероятно мощную и декоративную мускулатуру. Трюки его были поразительны. Так, 20 мая 1731 года (этот номер так потряс зрителей, что сохранилась даже точная дата его исполнения) на выступлении в Дерби Тофэм поднял на ремне, перекинутом через плечи и шею, три бочки с водой общим весом 863 килограмма.
Тофэм не лишен был чувства юмора, хотя довольно своеобразного. Как-то он набрел на будку с заснувшим часовым. Тофэм поднял ее и поставил на стену находящегося поблизости кладбища. Вероятно, он долго ухмылялся, представляя себе, как нерадивый часовой, позевывая и протирая глаза, выйдет из будки...
Некий шотландец, по прозванию «Джон Сила», исполнял трюк, который долго не терял своей привлекательности и для атлетов и для зрителей: он становился под воз, нагруженный полутора тоннами сена, и, выпрямляясь, отрывал его от земли.
Взглянем теперь на французских силачей. Дровосек Лапиад был поистине сокращенным изданием Геркулеса. Однажды он ухватил за рога разъяренного быка, остановил его и держал, пока сбежавшиеся люди смогли его связать.  Лапиад,  следуя  моде,  также поднимал воз с сеном.

Рисунки А. Елисеева и М. Скобелева5Можно указать и на Шарля Русселя, родившегося в 1761 году в Лилле. Среднего роста, он был человеком исполинской силы. Между прочим, также чрезвычайно сильными людьми были его два брата и сестра.
На мысль стать атлетом-профессионалом Русселя натолкнул такой случай. Раз колесо телеги, нагруженной бочками с вином, застряло в канаве. Четыре лошади не могли сдвинуть, ее с места. Руссель уперся плечом в телегу, подмял ее и поставил на дорогу.
Руссель легко поднимал стол с грузом в одну тонну и носил его на плечах. С гирями по 50 килограммов в каждой руке он прыгал на стол. Сев на стул, он перегибался назад и поднимал с пола груз в 100 килограммов.
Что касается русских силачей, то позвольте, прежде всего, напомнить, какое распространение издавна имели на Руси скоморошные труппы, — а в какой из них не было силача, показывавшего свои номера, включая даже борьбу с таким грозным противником, как медведь! Мы уже говорили о силовых трюках Петра I, которым позавидовал бы любой цирковой атлет; но ведь скоморохи были частыми гостями при дворе его отца Алексея Михайловича, и, можно думать, что именно от них Петр перенял любовь к силовым номерам. Не случайно искусство скоморохов пользовалось большим вниманием Петра, неизменно посещавшего их представления.
В конце XVIII века большую известность среди силачей приобрели братья Алексей и Григорий Орловы, сыгравшие крупную роль в восшествии на престол Екатерины Второй. Оба они считали любимейшей забавой борьбу со своими крепостными. Условия схватки были своеобразными: за поражение крестьянин получал награду, за победу — подвергался наказанию. Из этого мы можем уверенно заключить, что среди крестьян были очень сильные люди, — иначе не имело бы смысла страховаться таким образом от их побед. А ведь сам Алексей Орлов был далеко не слабым человеком: он сносил голову быку одним ударом сабли.
Примерно в то же время в Петербурге жил известный художник Орловский, человек огромного роста и силы. Он мог жонглировать старинным двуручным мячом, удерживая его тремя пальцами. Зайдя к кому-либо домой и не застав хозяина дома, Орловский в знак своего посещения оставлял завязанную узлом кочергу.
Среди московских силачей в первой четверти XIX века многие славились чуть ли не на всю Россию своей огромной силой и ловкостью. Баснописец А. Е. Измайлов увековечил имя одного из столичных чемпионов Семена Трещалы:

В Москве фабричный был
Семен, силач, боец.
Зараз из печи изразец
Своею вышибал    железной  пятерней.

 

Рисунки А. Елисеева и М. СкобелеваВо второй половине XIX века все большую популярность завоевывают борцы. И так как у нас борьба в те времена носила чисто силовой характер — борьба накрест, на кушаках, «за грудку», когда борцы схватывали друг друга за ворот одежды, — то каждый борец должен был непременно быть очень сильным человеком, иначе он никаких шансов на победу не имел.
И действительно, сведения о борцах конца XIX века говорят, что они были людьми геркулесовой силы. Это полностью относилось к петербуржцам: работавшему на Лиговском рынке Трусову, человеку исполинского сложения, механику Косинскому, булочнику Матюшенко, крючнику Фаддееву и др. В Москве был популярен великан Солдатченков, но тут уже стали появляться и настоящие спортсмены: Петр Крылов, отличный по тем временам гиревик, Знаменский, также хороший гиревик, Митрофанов и ряд других видных силачей. Стоит упомянуть о ростовчанах Фаддее Михайлове и Хомутове. Гиревик Сергей Елисеев блеснул и за границей. Исполинскую силу имели такие борцы, как Поддубный, Заикин, Шемякин, Гак-кеншмидт.
Сказать, кто был наиболее сильным атлетом в мире из наших или зарубежных силачей, было трудно, пока не появилась вполне объективная возможность для ответа. Ее дала штанга — стандартный снаряд, поднимаемый в строго определенных условиях по строго определенным правилам. И тут богатыри нашей Родины доказали, что они достойны своих могучих предков: советские штангисты являются вне всякого сомнения сильнейшими в мире.
Любовь нашего народа к силовым аттракционам нашла свое отражение и в цирке. Хорошо известны нашему зрителю такие исполнители силовых номеров, как экс-чемпион и рекордсмен мира Григорий Новак и
экс-рекордсмен СССР Николай Жеребцов. Неизменным успехом пользуются выступления Петра Рублева, Александра Нелиповича и других силачей.
О представителях силового жанра в современном цирке стоит рассказать подробнее, но это уже иная тема.

К. НЕПОМНЯЩИЙ

Журнал ”Советский цирк” июнь 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100