Силовые акробаты Виктор Сдобнин и Юрий Илюшин - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 13:21 | 12.12.2019

Силовые акробаты Виктор Сдобнин и Юрий Илюшин

Силовые акробаты Виктор Сдобнин и Юрий ИлюшинСиловые акробаты Виктор Сдобнин и Юрий Илюшин!» — так объявляет ведущий. Впервые я увидел этих артистов в программе, в которой они выступали после эквилибристов.

У тех была сложная аппаратура, она изобиловала тросами, лестницами, ручками, блоками и это нагромождение деталей порой мешало восприятию трюков. А тут на манеж вышли двое молодых людей, работающих без какого-либо реквизита, как выражаются в цирке, «руки в руки». И то, что на первом плане в их номере был сам человек, показ его физического развития, возможностей, представляло разительный контраст с предыдущим Выступлением.

Нет, конечно, и в данном случае дело обстояло не так-то просто. Не надо думать, будто у Сдобнина и Илюшина все заключается лишь в одной голой демонстрации силовых трюков. Будь так, не стоило бы, пожалуй, о них и говорить. Помимо того что у партнеров хорошие артистические способности, прекрасная физическая подготовка (кстати, когда они выходят на манеж, то благодаря их одинаковому росту и комплекции, трудно даже сразу определить, кто верхний, а кто нижний), в помощь им, в целях создания большей художественной выразительности номера, приходят такие важные компоненты любого циркового спектакля, как свет и музыка. Без них выступление Сдобнина и Илюшина потеряло бы свои отличительные черты и цельность. Но об этом несколько позже.

Пока же скажу, что когда я смотрел их выступление, то думал: исполнят они так называемый японский кульбит или нет? Ведь ныне почти ни одна силовая пара не обходится без этого напоминающего хитроумную головоломку трюка. Он заставляет зрителей с интересом следить за тем, как «запутываются» между собой акробаты и как остроумно выходят они из сложного положения. Трюк, что и говорить, эффектный, но не слишком ли часто его исполняют в цирке? Не стал ли он неким «дежурным блюдом»? И я невольно ловил себя на мысли, что если Сдобнин и Илюшин покажут японский кульбит, то я, как зритель, буду несколько огорчен. Значит, и эти артисты идут по проторенному пути!

Так вот, японский кульбит в их репертуаре отсутствует. И вообще все, что они демонстрируют, настолько самостоятельно, оригинально, что другой столь же яркой пары в жанре силовой акробатики сегодня, пожалуй, нет.

Цирк, отдельные его жанры имеют в наши дни конкурента в лице спорта. Это относится, в частности, и к силовой акробатике. Для того чтобы не ронять своего престижа, цирковым акробатам приходится не отставать от спортсменов, увеличивать сложность трюков. Но, смыкаясь во многом с акробатикой спортивной, цирковая идет самостоятельным путем. Большое, если не главное, значение для искусства манежа имеет все же зрелищность. Этого и добиваются в своей работе Сдобнин и Илюшин.

Хочется сделать еще одно отступление. С некоторых пор на манеже и на сцене стало модным показывать пародии на старый цирк. Но заметили ли вы, кто является объектом для пародий? Как правило, силовые акробаты или, как их называли некогда на афише, «крафт-акробаты». И это не случайно. Было в силовой акробатике прошлого, в стиле, манере исполнения немало такого, что дает повод для вышучивания. Эти «единственные в мире атлеты-силачи», как писал с улыбкой С. Маршак, предпочитали замедленные движения, преувеличенно картинные позы. Таковы были традиции жанра. Надо сказать, что кое-что из арсенала прошлого нет-нет да и промелькнет на манеже и сегодня. «Крафт-акробаты» Виктор Сдобнин и Юрий Илюшин повода для пародий не дают. Все у них нацелено в номере на преодоление традиционности.

Они работают не при полном освещении, а в полутьме, выходя на манеж не из центрального прохода, как большинство артистов, а из боковых. Лучи света выхватывают из полумрака их полуобнаженные фигуры. О, какие же это «крафт-акробаты»?! Те любили изображать либо «римских гладиаторов», набрасывая на свои торсы тигровые или львиные шкуры, надевая каски, оклеенные сверкающей фольгой, либо «бронзовых людей»... У Сдобнина и Илюшина вполне современный облик, эффектные костюмы, соответствующие нашим дням. Ритмическая музыка (она написана композитором Николаем Соколовым) сразу же задает темп их работе. Ну как тут опять не вспомнить неторопливых «крафт-акробатов» прошлого! Работа Сдобнина и Илюшина энергична и в то же время пластична, так что на протяжении всех восьми минут, пока идет номер, «разрывов» между отдельными трюковыми композициями нет.

Трюки Сдобнина и Илюшина оригинальны. На один из них они имеют авторское свидетельство. Это «выход верхнего в стойку на одной руке нижнего, стоящего в положении прогиб влево с упором на колене». Сами исполнители называют его кратко, хотя, признаться, и не очень благозвучно: «узкоручка». Что это такое? А вот что: верхний делает стойку на вытянутой руке нижнего, который стоит, опираясь на одно колено и сильно прогнувшись влево. Чтобы верхний не соскользнул, нижний должен держать свою руку в полной неподвижности. Если же рука хотя бы чуточку шевельнется, то верхний тут же соскальзывает, будучи не в силах сохранить равновесие. Сдобнин и Илюшин блестяще исполняют «узкоручку». Рука у Сдобнина при этом как стальная. И только вздувшиеся на ней жилы свидетельствуют о том, какое большое физическое напряжение требуется при исполнении этого уникального трюка.

Между прочим, когда артисты его задумали и приступили уже к репетициям, многие сомневались в их удаче, уверяли, что ничего не получится. Кое-кто говорил, что если и получится, то при наличии другого, более легкого верхнего. Сдобнин и Илюшин проявили поразительное упорство. Три года затратили они на разучивание трюка и добились, что он стал получаться, и ныне даже усилили его новым элементом — нижний встает с колена, а верхний продолжает исполнять стойку.

На финал акробаты показывают «силовую вытяжку» через передний бланш. Иначе говоря, Илюшин с силой протаскивает партнера между ногами и поднимает его в стойку, причем проделывается это трижды. Трюк, что и говорить, тоже исключительный, вызывающий бурные аплодисменты в зале.

Но однажды после его исполнения я увидел, что нос у верхнего почему-то в крови. Я поинтересовался, что же произошло. Оказалось, что причина — нашитая на брюки нижнего аппликация из блесток, о них-то и поцарапался Илюшин. Я спросил: «А можно ли обойтись без этих блесток?» Мне ответили; «Можно, но нежелательно». Дело в том, что при исполнении «силовых вытяжек» происходит такое сильное трение брюк исполнителя о грубый жесткий ковер, что они быстро протираются на коленях. Чтобы скрыть заштопанные места (не шить же каждый раз новые брюки!), их приходится маскировать украшениями. Выход один — или отказаться от блесток, что сразу же испортит внешний вид костюма, или обзавестись специальным легким шелковым ковром, размером пять на пять метров, который расстилался бы поверх основного и смягчал трение. Пока, к сожалению, исполнители никак не могут получить его.
Есть в жизни артистов цирка, выступающих парами или группами, один существенный момент.

О нем говорится обычно редко, а между тем он имеет немаловажное значение. Речь идет о «психологической совместимости» партнеров. Сколько мы знаем пар, которые никак не могут найти общий язык между собой. Правда, нервозность, раздражительность во время работы на манеже маскируются дежурной улыбкой. Но за кулисами... За кулисами бывает всякое. Особенно, когда люди постоянно вместе. Сдобнин и Илюшин в паре работают восемь лет и за это время ни разу не поссорились, «вы всегда ходите всюду вместе, всегда улыбаетесь, — нередко говорят им друзья. — Счастливые у вас характеры!» Но дело тут не столько в характерах, сколько в понимании своей ответственности перед цирком, перед искусством, которому служишь. Конфликты на манеже, как правило, возникают тогда, когда что-то не получается. Следовательно, разрешать их нужно не ссорами, а упорством в репетиционной работе.

Согласованность, крепкая дружба маленького творческого коллектива сказываются во всем. Во время гастролей в Лаосе артистам пришлось демонстрировать свое искусство в...пещере, превращенной в зал для выступлений еще в дни боевых действий. В тот момент, когда Сдобнин и Илюшин исполняли одну из своих сложных трюковых композиций, внезапно погас свет, пещера погрузилась в кромешный мрак. Но тут же вспыхнули сотни фонариков в руках у зрителей (фонарик в Лаосе, где исключительно темные вечера и ночи, является предметом первой необходимости). И оказалось, что артисты ни на один миг не прервали своего выступления, даже в темноте продолжали работу, и это свидетельствовало не только о самообладании, но и прекрасной сработанности дуэта.

Сдобнин и Илюшин постоянно находятся в отличной форме. Вот почему их выступление всегда радует зрителей, а сами исполнители работают на манеже с таким чувством, будто каждый день у них — премьера.

М. МЕДВЕДЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования