В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Синбад в Рязани

Детскую постановку Рязанского цирка мне довелось посмотреть в последний день каникул. Шел я на спектакль с известной опаской. Обычно к концу этого периода представление тускнеет, расшатывается, артисты теряют к нему вкус и зачастую, там, где это можно срабатывают «вполноги».

И какое приятное разочарование! Веселый, искрометный спектакль захватывает зрителя (и не только юного) с первых же минут. Артисты играют увлеченно, азартно, чувствуется, что делают они это с удовольствием, что праздничная атмосфера на манеже и вокруг нее сохранена полностью. И когда после завершающего представления я встретил за кулисами участницу программы — артистку 3. Захарову, она не без грусти вздохнула: «Жалко расставаться со спектаклем! С охотой играла бы в нем и дальше».

Безусловно, в первую очередь стабильность, устойчивость постановки можно отнести за счет той высокой дисциплины, которой всегда отличался коллектив заслуженного артиста РСФСР М. Запашного (именно он гастролировал в это время в Рязани), за счет той требовательности, с которой этот мастер арены относится к самому себе и другим артистам. И все же, если драматургическая основа представления слабая, рыхлая, если действие вялое, нединамичное, трудно ожидать от его участников творческого энтузиазма, позволяющего на должном уровне довести программу до конца.

Думается, секрет успеха спектакля «Волшебная лампа Аладдина или новые приключения Синдбада» (так он называется) в подлинно творческом подходе к делу как со стороны непосредственных его создателей, так и со стороны директора цирка — заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР М. Марусалова.

Каким мы зачастую видим детское тематическое представление в цирке? «Лепится» оно обычно наспех, буквально за несколько дней до начала очередных школьных каникул. Драматурги, постановщики ставят перед собой задачу-минимум: с помощью введения в действие нескольких популярных среди детворы сказочных персонажей (в новогодние каникулы — это Дед Мороз и Снегурочка, в иное время — другие любимые ребятами герои) оправдать появление на манеже имеющиеся в наличии номера. Хорошо, если эти персонажи «доживают» до конца спектакля. Зачастую они вовсе «повисают в воздухе», завершают свою жизнь на арене в лучшем случае где-то на полпути, появляясь лишь для проформы в конце спектакля.

Авторы сценария «Лампа Аладдина» (М. Запашный, В. Кожевников) не пошли по легкому пути. В созданном ими представлении сюжетная канва прослеживается от начала до конца, изобилует интригующими драматургическими поворотами. Герои спектакля от начала до конца участвуют в действии. И самое, пожалуй, важное — номера обычной программы не механически соединены между собой условными сюжетными связками, а органически входят в ткань. Режиссер М. Запашный и вместе с ним все участники представления творчески подошли к делу. Почти все номера трансформированы применительно к сюжету, антураж их приобрел романтическую окраску, в значительной степени способствующую восприятию спектакля.

После пролога, где в танце (балетмейстер Л. Марченко) кружатся очаровательные «снежинки», вполне закономерно, что мячики в руках жонглера Г. Бородавкина, выступающего в образе Али-Бабы, превращаются в снежки. Гимнастка 3. Захарова «вылупляется» из гигантского яйца и превращается в прекрасную птицу, порхающую под куполом. Номер ее становится своеобразной связкой, помогающей развитию сюжета: из хвоста птицы выдергивается волшебное перо, которое должно привести героев представления к похищенной разбойниками лампе Аладдина. А танцовщица на проволоке Э. Косяченко вообще отказалась от своего постоянного номера, а выступает в роли Зайчика, исполняющего Летку-Енку, что детям, естественно, ближе и понятнее, чем танец «Кармен». В финале постановки арена цирка становится «Долиной четырех тигров», где герои спектакля в конце концов находят волшебную лампу. И здесь, в аттракционе «Слоны и тигры», укротители Долорес и Мстислав Запашные умело и тактично видоизменяя текст, приближают его к цирковому действию.

Нельзя не сказать и об актерском мастерстве участников представления. Ни один из них не «отбывает номер», все с полной отдачей демонстрируют свое искусство. Некоторые артисты заслуживают особенно добрых слов. Естественна, лирична, обаятельна Д. Запашная — Снегурочка. Для того чтобы подчеркнуть мужество и благородство Синдбада, выразительные штрихи находит М. Запашный. Все время в центре происходящего на манеже В. Мусин. Его репризы точно вписываются в представление, да и там, где коверный непосредственно вторгается в действие, он очень достоверен, раскован и смешон. Приятно удивила 3. Захарова. Ее рыжая Атаманша необычайно колоритна, актриса буквально купается в своей небольшой, но впечатляющей роли. Танго, которое она танцует с догом, очень эффектно. Хорошо подчеркивает атмосферу спектакля экзотический танец Н. Кантемировой.

Как почти всякая восточная сказка, «Лампа Аладдина» не обошлась без появляющегося из кувшина Джина. Пятилетний Дениска Запашный, играющий роль, удивительно уверенно для своего возраста держится на манеже, обладает завидным для такого малыша куражом (не каждый взрослый артист так спокойно и смело будет лежать на манеже, когда слониха Рани переступает через него). Да, династия Запашных не оскудевает дарованиями...

Особо хочется выделить «разбойников» — В. Дурдынина и Ю. Банникова. Акробаты-эксцентрики, они в новом для себя «драматическом» амплуа очень изобретательны, неистощимы на смешные трюки, проявляют себя как незаурядные комики. Как мне кажется, из этих безусловно одаренных артистов мог бы получиться интересный клоунский дуэт.

Хорошо известно: детские цирковые представления почти всегда проходят в тесном взаимодействии с аудиторией. Юные зрители как бы становятся соучастниками приключений героев, эмоционально реагируют на все перипетии спектакля. В «Лампе Аладдина» же реакция ребят настолько бурная, можно сказать, «вулканическая», что, кажется, они вот-вот сорвутся с мест и выплеснутся на манеж. Но самое примечательное то, что постановку эту с неподдельным интересом смотрят и взрослые.

Конечно, некоторые номера представления, отдельные его эпизоды и сами по себе могут понравиться зрителям любого возраста. И все же, на мой взгляд, секрет привлекательности «Лампы Аладдина» для взрослых заключается в своеобразии его стилистики, в слегка иронической манере подачи, удачно найденной постановщиком. Тон задает заслуженный артист РСФСР И. Кантемиров, исполняющий роль Аладдина чуть-чуть небрежно, с легкой усмешкой, как бы говорящий искушенной публике, что это всего лишь веселая игра. Особенно явственно прослеживается это во втором отделении, в сценах, происходящих в «вертепе разбойников», где режиссер и актеры достигают порой подлинной пародийности действия. И если ребята не ощущают этой тонкости и принимают все происходящее на манеже всерьез, то зрителям постарше, бесспорно, импонирует лукавый юмор создателей спектакля. В этом несомненная заслуга М. Запашного и его партнеров по представлению.

Оценивая «Лампу Аладдина», нельзя обойти и тот факт, что режиссеру-постановщику с помощью директора цирка М. Марусалова удалось достойно оформить этот спектакль. И реквизит и костюмы — яркие, нарядные — соответствуют его ориенталистскому, экзотическому духу.

Успеху представления способствовало и то, что радостное, праздничное настроение охватило детвору уже на подходах к цирку. Его создавали сказочный городок, разбитый на площадке перед входом, броская реклама, бегущий по фронтону затейливый световой орнамент, дополняла впечатление красочная программа с забавным рисунком.

Ответственное, заботливое отношение к детским постановкам с приходом к руководству М. Марусалова стало отличительным для Рязанского цирка. Только за истекший год увидели свет такие интересные, содержательные спектакли для ребят, как «Доктор Айболит», «Веселый карнавал». Они повысили авторитет цирка, вызвали доверие к нему. Если раньше во время каникул посещаемость оставляла желать лучшего, то ныне такой проблемы нет.

Хотелось бы пожелать М. Запашному и его коллективу не расставаться с «Лампой Аладдина». При небольших изменениях в сценарии это представление может еще долго и верно служить детворе. Но успех его обязывает к новому творческому поиску, к созданию такого же увлекательного, романтического спектакля на современную, близкую детворе, тему.

ВИК. МАРЬЯНОВСКИЙ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100