В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Синтез непонятного

В журнале «Физкультура и споргл № 5 за 1971 год известный спортсмен М. Воронин о статье «Гимнастике, которую я люблю» касается и цирковой гимнастики.

Само по себе высказывание спортсмена о цирке — явление закономерное, ибо при всем существенном различии между цирком и спортом у них see же есть некоторая общность. Но то, что мы прочли в статье М. Воронина, вызывает, мягко говоря, крайнее удивление. Вот что он пишет об артистах цирка:

«Эквилибристы, воздушные гимнасты, партерные акробаты — это те же гимнасты, одетые о усеянные блестками трико и умеющие лихо раскланиваться. Так вот, оказывается, даже средней руки мастер по спортивной гимнастике, не завоевавший ни одного призового места на всесоюзных соревнованиях, — желанный человек на цирковой арене. И чтобы стать там звездой первой величины, он должен лишь постигнуть не такую уж и сложную науку кланяться и гримироваться. Да еще, бытъ может, разучиться работать чисто — «держать носочки», вытягиваться в струнку, фиксировать движения, все это интересует ведь только судей, которых в цирке нет».

Вот так — ни больше и ни меньше!

Оставим в стороне несколько высокомерный и неуважительный тон этих высказываний. Речь о другом. Трудно поверить, что прославленный гимнаст имеет такое примитивное и ложное представление об искусстве цирка и его мастерах. Надо совершенно не знать и не понимать цирк, чтобы утверждать, будто «звездой первой величины» на манеже может стать любой средней руки мастер по спортивной гимнастике, который научится ««лихо раскланиваться» в усеянном блестками трико.

Известно, что достижения спортсменов определяются на соревнованиях, где призовые места присуждаются в зависимости от мастерства выполнения упражнений и степени их сложности. Цирк — не спорт, а искусство. И вполне естественно, что его судят по другим, только ему присущим законам. Если бы в цирке проводились соревнования по гимнастике и акробатике (других сходных областей со спортом у нас нет), то немало цирковых артистов стали бы чемпионами, ибо многие упражнения (трюки), исполняемые в цирке, считались бы рекордными.

Почему в самом деле критерием оценки мастерства артиста должен быть уровень спортивных достижений? Ведь, многио трудные и сложные упражнения исполняются только а цирке. В какие спортивные понятия можно уместить, к примеру, двойное заднее сальто-мортале на ходулях с подкидной доски и некоторые другие подобные упражнения?

На соревнованиях, скажем, по акробатическим прыжкам судьи при оценке результатов спортсмена не сопоставляют их с уровнем достижения цирковых прыгунов. A такие прыжковые комбинации, как, например, рондад — заднее сальто-мортале с двумя с половиной пируэтами, или арабское (боковое) сальто-мортале с двумя с половиной пируэтами, или арабское (боковое) сальто-мортале — рондад — двойное арабское сальто-мортале, или рондад — флик-фляк — заднее сальто-мортале с тремя пируэтами, как и многие другие комбинации, еще не освоенные в спорте, — для цирка уже, можно сказать, пройденный этап.

Нетрудно убедиться, что выступления гимнастов на манеже также отличаются от спортивных выступлений. Так, чтобы участвовать в цирковом номере на турниках, спортсмен должен освоить совершенно новый для него характер работы — трюковые перелеты на трех турниках, какие в спорте вообще не исполняются, поскольку там применяется только одинарный турник.

Так чего же ради при столь явном различии цирка и спорта эталоном мастерства циркового гимнаста, если следовать логике М. Воронина, должны быть выступления на одинарном турнике? Любой спортсмен хорошо понимает всю сложность и даже опасность выполнения таких отрывных упражнений, выполняемых в цирке, как заднее сальто-мортале с первого 7урника на третий (поверх среднего) на дистанции до пяти метров, или заднее сальто-мортале с пируэтом с первого турника на третий, или двойное заднее сальто-мортале с первоого турника на третий, или заднее сальто-мортале с пируэтом с турника на турник, — как и многих других труднейших упражнений, перечень которых можно продолжить.

Цирк и спорт, повторяем, — разные области. У каждого из них свои цели и задачи, свои законы, свои формы показа. Поэтому прямые аналогии и категорические сопоставления здесь совершенно неправомерны. Если для спортсмена первостепенными являются технические результаты, то для артиста любые, даже рекордные упражнения — не самоцель. Будучи объединены определенной композиционной закономерностью, специфичной для цирка, они, эти упражнения, подчинены единой творческой задаче — созданию целостного художественного произведения (номера) — и служат средством отражения идеи номера и создания художественного образа. Художественного образа — в этом главное!

Произведение искусства — прежде всего результат духовной деятельности человека. Все лучшие человеческие качества, его натуру, психику, характер, красоту души цирк показывает через физическое состояние, но о художественной форме. И в этом — одна из его отличительных особенностей. Такие компоненты, как грим, пластическая выразительность, исполнительская манера, музыка, режиссерские приемы — словом, асе то, что лежит в основе произведения искусства,— неотъемлемые элементы деятельности артиста. Этот довольно сложный творческий процесс М. Воронин, судя по всему, представляет себе крайне узко, как «не такую уж и сложную научу кланяться и гримироваться». Между прочим, как показывает практика, для спортсменов, пришедших в цирк, самым трудным является постижение актерского мастерства.

3 заключение хотелось бы напомнить М. Воронину, что в статье «Синтез лучшего», помещенной в № S журнала «Советская эстрада и циркл за 1968 год, группа наших виднейших спортсменов, чемпионов по гимнастике, писала:

“... лет десять-пятнадцать назад в спорте при овладении сложными гимнастическими трюками начали применять цирковую бросковую технику. Благодаря этому спортсмены стали успешно выполнять сложные упражнения».

Там же, касаясь выступления цирковых гимнастов на турниках Пузаковых, авторы статьи восторженно отмечали:

«За каких-то десять минут шестеро симпатичных парней с блеском показали асе самое лучшее, что известно сейчас а цирковом и спортивном мире».

И дальше:

«...Но мы были удивлены, увидев «пируэт и сальто назад»— соскок, который в спортивной гимнастике еще не выполняется. Два двойных пируэта и два двойных сальто, исполняемых в одном номере, — это просто здорово».

В таком духе была выдержана вся эта статья, подписанная такими известными спортсменами, как С. Диомидов, В. Лисицкий, В. Кердомилиди и — что самое интересное! — М. Ворониным.

Как же сопоставить эти строки с высокомерными суждениями, какие мы процитировали выше из статьи того же М. Воронина «Гимнастика, которую я люблю»?

Вот уж поистине — синтез непонятного!

ИРИНА БУГРИМОВА, народная артистка СССР, ЕВГЕНИЙ МИЛАЕВ, народный артист СССР, РАИСА НЕМЧИНСКАЯ, народная артистка РСФСР, ВЛАДИМИР ДОВЕЙКО, народный артист РСФСР, НИКОЛАЙ ОЛЬХОВИКОВ, народный артист РСФСР, ГРИГОРИЙ НОВАК, заслуженный артист РСФСР, ЗИНОВИЙ ГУРЕВИЧ, режиссер-педагог ГУЦЭИ.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100