В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Синяя блуза

Современному молодому человеку трудно понять, какова была обстановка в нашей стране в начале двадцатых годов.

С одной стороны, молодой советский строй набирал темпы для восстановле­ния народного хозяйства — с тем, чтобы сразу же перейти к грандиозному строительству первых пятилеток. А с дру­гой, «герои» недавно объявленного нэпа полагали, что они полностью одержали победу над социализмом. В искусстве, как и во всех надстройках, соответственно от­ражалось   положение   вещей. Еще в 18-м году на эстраде и в цирке было покончено с откровенными проявлениями похабщины и мистики, контрреволюции и буржуазным безвкусием. Но от этих запретительных мер не могли возникнуть подлинно рево­люционные номера и репертуар. К тому же нэповские толстосумы предъявляли к эстраде свой «социальный за­каз», если позволено будет так выразиться... «Где это они могли диктовать свои вкусы?» — спросят нас читатели. А в тех же ресторанах и кабаре, которых во время нэпа от­крылось видимо-невидимо. Находились и среди артистов такие,   что   готовили   специальный   репертуар   на   потребу богатым «гостям» за столиками и в отдельных кабинетах... 

И вот в это время двадцатишестилетний студент Ком­мунистического института журналистики (КИЖ), участник гражданской войны на Дальнем Востоке Борис Южанин организовал первую передвижную агитбригаду, которую он назвал «Синей блузой». Теперь это кажется чем-то само собой разумеющимся. Но тогда нужно было обладать и ре­волюционным энтузиазмом молодого партийца, и органи­заторским дарованием, и не просто любовью к делу, а какой-то уже одержимостью этой идеей. Все это и было у  нашего  друга  и  товарища. Уже первые слова вступительной песни, которыми на­чинала свое выступление любая группа «Синей блузы», предопределили  ее  аудиторию и направленность:

Мы   синеблузники.
Мы   профсоюзники,
Мы   не   бояны-соловьи,
Мы   только   гайки
великой   спайки —
Одной   трудящейся   семьи.

Участники одной на бригад «Синей блузы» (слева направо)  Г. Тусузов, Е. Дарский, С. Юткевич, С. Ягодинский, М. Гаркави, И. Чувелев, Я. Родиков.

Участники одной на бригад «Синей блузы» (слева направо)  Г. Тусузов, Е. Дарский, С. Юткевич, С. Ягодинский, М. Гаркави, И. Чувелев, Я. Родиков.

Песню на музыку Д. Покрасса написал  Б. Южанин. Синеблузникам пришлось начинать все, как говорится, «на голом месте». Никому не было известно, что такое агитбригада? Каковы должны быть номера, исполняемые этой бригадой? Каков нужен артистический состав? Каковы экономические основы «Синей блузы»? Наконец, где вы­ступать? Все это должен был решить Южанин совместно со своими соратниками — а таких очень скоро набралось сравнительно много. Вокруг инициатора появились и авто­ры, и артисты, и режиссеры, и музыканты, и художники, и администраторы. ВЦСПС взял под свою высокую руку новый рабочий театр. Но кроме почетной своей «фирмы» профсоюзы ничего не дали: бюджет «Блузы» был само­стоятельным. С первого дня она работала на самоокупаемости... Но работала! Работала же! И как работала! Благодаря неукротимой воле Южанина, благодаря энтузиазму всех ее участников «Синяя блуза» после кратчайшего репети­ционного периода начала выступления. Где? А повсюду: в цехах заводов и в клубах. В концертных залах и... в пив­ных. Да-да, в пивных. Ибо пивные посещались рабочими, а репертуар на эстрадках этих заведений исполнялся те­ми, с позволения сказать, «артистами», которые всячески старались протащить в своих шутках и куплетах антисо­ветские темки и похабщину. Вот тут и надо было дать бой недобитому прошлому: завоевать пролетарскую аудито­рию   было   просто   необходимо.

И «Синяя блуза» одержала эту свою первую победу. Заведующие государственными, кооперативными, обще­ственными предприятиями народного питания и владель­цы частных пивных стали приглашать к себе для выступ­ления коллективы «Синей блузы». Да, мы не оговорились: очень скоро одного коллектива не стало хватать. Возни­кали асе новые и новые. К началу тридцатых годов суще­ствовали 15 бригад центральной московской «Синей блу­зы», состоявших из профессиональных артистов. Парал­лельно с ними работали коллективы «Смычки» — органи­зации агитбригад наподобие «Синей блузы» в системе потребительской кооперации СССР (Центросоюз). Были и еще отраслевые профессиональные «блузы». А самодея­тельных коллективов возникло несколько тысяч. Появился деловой термин: синеблузное движение. Оно перелилось даже за границы Советского Союза: в Германии (вспом­ним, что это были годы веймарской республики, созданной после Версальского мира 19-го года), в Швеции, в Да­нии, в Чехословакии звучали песни и слова синеблузного репертуаре. А наши коллективы не только ездили по все­му СССР: проходили зарубежные гастроли в Скандинавии и  Китае,  в  Германии   и  Польше. Чем же объясняется такой беспримерно бурный успех? Главным образом тем, что потребность в агитбригадах и вообще в советской эстраде была очень велика. «Синяя блуза» возникла и действовала в то же самое время, когда зачиналась и советская литература. Когда в репер­туаре драмы появились первые пьесы из советского быта. Когда молодой артист Н. Смирнов-Сокольский создавал свои  первые  фельетоны  на  эстраде.

И народ с жадностью внимал новым словам о новых делах родной страны. Самое важное в искусстве и лите­ратуре всегда было и остается — отражение действитель­ности, отражение и осмысление настоящего времени. А в двадцатых годах это было особенно важным, ибо почти ничто из произведений прошлого не годилось в качестве откликов на советскую новь. Вот почему с такой жад­ностью люди тянулись к молодым и неопытным и первое время не всегда слишком талантливым коллективам «Си­ней блузы»: они шли впереди всех по отображению совре­менности. Очень скоро в работу коллективов «Блузы» включи­лись и лучшие авторы того времени. Здесь немалую роль сыграла инициатива Южанина: он внимательно сле­дил за журналистикой и газетами, за литературой и театрами. Все пригодное «Блузе» он немедленно отбирал и раздавал коллективам. Так впервые попали на подмостки «Синей блузы» произведения Маяковского и Асеева, Кир­санова   и   Демьяна   Бедного.

Но вскоре авторы уже сами пришли в тесные комнат­ки  бывшего  ресторана  «Лондон» — рядом с  Домом  союзов в Охотном ряду, за снесенной ныне церковью Парас­кевы Пятницы, — приносили сочинения, написанные специально для «Синей блузы». Эти комнаты теперь уже то­же не существуют, потому что на месте одноэтажного «Лондона» высится в наши дни Дом Совета Министров в десять этажей. И сам Охотный ряд переименован в прос­пект Маркса... В двадцатых годах помещение «Синей блу­зы» видело в своих стенах и В. В. Маяковского, и В. Ка­таева, И. Ильфа, Е. Петрова. Там начинали молодой В. Масс, Н. Эрдман, В. Казин, рано ушедший из жизни Я. Родионов, Арго, Н. Адуев, К. Галицкий и многие другие. Но подчас, когда жизнь опережала темпы наших авто­ров, синеблузники сами брались за перо. Рождались бес­хитростные, примитивно звучащие сегодня, но всегда бое­вые,  активные  частушки,  такие,  как,  к  примеру,  эти:

Ах не буду никогда
Есть консервы я,
Консерваторы для нас
Стервы   первые.

(автор В. Шершеневич)

Слушатели, очевидно, делали скидку на молодость и горячую заинтересованность авторов и исполнителей, по­тому что принимали подобные тексты всегда одобритель­ным   гулом   и   аплодисментами. Помним, пользовалась успехом даже такая неприхотли­вая бытовая частушка, сочиненная в  коллективе:

Пекарь знает, что железо —
Оченно полезное:
В хлеб всегда он запекает,
Что-нибудь железное.

Все выступления синеблузников строились на пластике, движении, поэтому музыка в каждой программе играла большую роль. Для «Блузы» писали музыку не только композиторы Д. Покрасс, М. Блантер, Ю. Милютин. В ее спектаклях принимали участие в качестве пианистов К. Листов, С. Кац — в будущем популярные композиторы, пианисты Е. Макухин, Е. Рохлин, Б. Зазерский, К. Ставицкий — очень способные музыканты, умевшие, а это было обязательно, писать, подбирать и компилировать музы­кальные   тексты. По музыкальной части «Блуза» не брезговала готовыми вещами. Начиная с песни-зачина — своеобразного гимна «Блузы» — многое в выступлениях коллективов опиралось на прежние популярные мелодии. И это было правильно, ибо снобистское желание давать только новые мотивы крайне обеднило бы спектакли, мешало бы проникнове­нию в массы таких нужных в те времена мыслей и слов, создаваемых для пропаганды и агитации, для разъяснения всего нового, что уже существовало в жизни или долж­но было возникнуть в результате Октябрьской революции и   начавшегося   строительства   социализма. Разумеется, новый репертуар потребовал и новых ме­тодов сценического решения. И по сей день на нашей эстраде и в цирке, в какой-то мере и в драматических театрах, в опере и балете живы находки постановщиков «Синей блузы». Режиссеры опирались на творчество Мейерхольда и Таирова, они заимствовали свои приемы в спортивных играх и парадах, которые буквально поко­ряли зрителей в те годы и не отмерли по сей день. «Синеблузные» режиссеры С. Юткевич, Б, Шахет, Т. Томас, Н. Форргер, Н. Тодес и другие умели сочетать патетику с сатирой, бытовой юмор с лирикой. Многие из них впо­следствии вошли  в первую шеренгу советской режиссуры.

Художественное чтение — сольное и ансамблевое — украшало программы «Блузы». Прологи и парады, номера, где оратории сочетались с перегруппировкой участников в чисто физкультурном плане, сообщали выступлениям «Блузы» не только художественное разнообразие: они подымали идейное звучание спектаклей, ибо пафос наибо­лее широких лозунгов и идей выражался в таких номе­рах свободнее и ярче, нежели в обычных эстрадных фор­мах. Частушки и куплеты, сценки и малая драматургия эстрады, фельетоны и конферанс были неотъемлемой частью всех программ. И здесь синеблузники почти не имели  соперников:  ведь для них писали лучшие мастера этих жанров. С «Блузой», как сказано выше, сотрудничали корифеи   молодой   советской   поэзии. Вот почему сборники репертуара «Блузы», выходившие периодически и включавшие в себя не только текст и но­ты, но и советы постановщикам, расходились огромными тиражами. Именно эти сборники сделали возможным мас­совое «синеблузное движение»: на местах самодеятель­ные коллективы никогда не испытывали репертуарного го­лода. Было из чего выбирать для постановок даже на ме­стные темы, ибо в сборники непременно включались «кар­касные материалы», в которых значительная часть текста легко приспособлялась к фактам данного города или предприятия. Справедливости ради отметим, что само­деятельные авторы на местах были повсюду. И они силь­но расширяли  возможность своих коллективов.

Мы нарочно к концу приберегли разговор об акте­рах — исполнителях синеблузных программ. Пятнадцать коллективов, по двенадцать человек — это не так уже ма­ло. Особенно для тех лет. И все-таки нашлось достаточное количество квалифицированных и одаренных артистов, ко­торые укомплектовали все группы. Среди синеблузников можно назвать многих известных ныне видных актеров и режиссеров. И никто из них не стесняется своей синеблузной молодости. Наоборот, и по сей день служит отличной рекомендацией, если сказать, что имя рек работал «еще в   «Синей   блузе». Актеры приходили сюда и из театров и с эстрады, из самодеятельности и из театральных вузов. Считалось по­четным оказаться среди этих мастеров малых форм, для которых открыты были любые площадки страны. Концер­ты «Синей блузы» проходили в Колонном зале Дома союзов, и в Большом зале консерватории, и в ленинград­ском зале Капеллы, и в мюзик-холлах, и в лучших поме­щениях   периферии.

На «Блузу» стала ориентироваться вся советская эстра­да. И это понятно: нигде еще не умели так живо и совре­менно откликаться на темы дня, как в «Синей блузе». Здесь первым достоинством спектакля и репертуара по­лагали именно современность. И не просто «объективную» современность, а отклики в пользу Советской власти. За это и полюбил народ «Блузу». Это и привлекло к ней та­ких артистов, как Л. Миров, Е. Дарский, Г. Тусузов, И. Чувелев, О. Шахет, Л. Беркович, С. Ягодинский, М. Гранов­ский, Л. Михайленко-Луарина, Н. Веденская, В. Резцов, Л. Домогатская, Н. Тодес, Б. Тенин, Кл. Коренева, и других. Всех не перечислишь, но подавляющее большинство сине­блузников вышло в первые ряды советской эстрады и театра. Кончилась «Синяя блуза» в начале тридцатых годов по причинам организационным: «Блуза» явно переросла воз­можности своего руководства, а в «инстанциях» не сумели вовремя перевести нужное дело на новые рельсы. Но и по сей день отдаленные отблески этого удивительного, воистину всенародного начинания озаряют наше искус­ство. И по сей день люди старшего поколения благодар­но вспоминают «Синюю блузу» — и ее участников, и зрите­лей, и тех, кто в порядке самодеятельности включился в «синеблузное движение» на местах...

Нельзя не отметить то огромное влияние, которое ока­зали синеблузники на формирование советской эстрады. Порой, выезжая в наши дни на целину или новостройки, остро ощущаешь сегодня отсутствие такой оперативной, боевой формы. Ставшие подчас невыразительными обык­новенные сборные концерты уже не удовлетворяют зрите­лей. И они это пытаются восполнить, создавая на пред­приятиях, в колхозах, в учреждениях комсомольские ле­тучие агитбригады. Но дело это стоило бы поставить на широкую ногу, придать агитационной, пропагандистской, воспитательной работе массовый характер, включить в нее профессиональные коллективы, возможно, что Мини­стерству культуры СССР и концертным организациям нуж­но бы подумать о возрождении синеблузного жанра на эстраде. Конечно, не рабски копируя старую форму, а ре­шая творчески с позиций сегодняшнего дня. Кто знает, может быть, и образ положительного героя на эстраде перестал бы быть мечтой, а стал бы реальной действи­тельностью!
 

В. АРДОВ, М. ГАРКАВИ

Журнал Советский цирк. Май 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

огнезащитная обработка абакан