Синяя блуза
Современному молодому человеку трудно понять, какова была обстановка в нашей стране в начале двадцатых годов.
С одной стороны, молодой советский строй набирал темпы для восстановления народного хозяйства — с тем, чтобы сразу же перейти к грандиозному строительству первых пятилеток. А с другой, «герои» недавно объявленного нэпа полагали, что они полностью одержали победу над социализмом. В искусстве, как и во всех надстройках, соответственно отражалось положение вещей. Еще в 18-м году на эстраде и в цирке было покончено с откровенными проявлениями похабщины и мистики, контрреволюции и буржуазным безвкусием. Но от этих запретительных мер не могли возникнуть подлинно революционные номера и репертуар. К тому же нэповские толстосумы предъявляли к эстраде свой «социальный заказ», если позволено будет так выразиться... «Где это они могли диктовать свои вкусы?» — спросят нас читатели. А в тех же ресторанах и кабаре, которых во время нэпа открылось видимо-невидимо. Находились и среди артистов такие, что готовили специальный репертуар на потребу богатым «гостям» за столиками и в отдельных кабинетах...
И вот в это время двадцатишестилетний студент Коммунистического института журналистики (КИЖ), участник гражданской войны на Дальнем Востоке Борис Южанин организовал первую передвижную агитбригаду, которую он назвал «Синей блузой». Теперь это кажется чем-то само собой разумеющимся. Но тогда нужно было обладать и революционным энтузиазмом молодого партийца, и организаторским дарованием, и не просто любовью к делу, а какой-то уже одержимостью этой идеей. Все это и было у нашего друга и товарища. Уже первые слова вступительной песни, которыми начинала свое выступление любая группа «Синей блузы», предопределили ее аудиторию и направленность:
Мы синеблузники.
Мы профсоюзники,
Мы не бояны-соловьи,
Мы только гайки
великой спайки —
Одной трудящейся семьи.
Участники одной на бригад «Синей блузы» (слева направо) Г. Тусузов, Е. Дарский, С. Юткевич, С. Ягодинский, М. Гаркави, И. Чувелев, Я. Родиков.
Песню на музыку Д. Покрасса написал Б. Южанин. Синеблузникам пришлось начинать все, как говорится, «на голом месте». Никому не было известно, что такое агитбригада? Каковы должны быть номера, исполняемые этой бригадой? Каков нужен артистический состав? Каковы экономические основы «Синей блузы»? Наконец, где выступать? Все это должен был решить Южанин совместно со своими соратниками — а таких очень скоро набралось сравнительно много. Вокруг инициатора появились и авторы, и артисты, и режиссеры, и музыканты, и художники, и администраторы. ВЦСПС взял под свою высокую руку новый рабочий театр. Но кроме почетной своей «фирмы» профсоюзы ничего не дали: бюджет «Блузы» был самостоятельным. С первого дня она работала на самоокупаемости... Но работала! Работала же! И как работала! Благодаря неукротимой воле Южанина, благодаря энтузиазму всех ее участников «Синяя блуза» после кратчайшего репетиционного периода начала выступления. Где? А повсюду: в цехах заводов и в клубах. В концертных залах и... в пивных. Да-да, в пивных. Ибо пивные посещались рабочими, а репертуар на эстрадках этих заведений исполнялся теми, с позволения сказать, «артистами», которые всячески старались протащить в своих шутках и куплетах антисоветские темки и похабщину. Вот тут и надо было дать бой недобитому прошлому: завоевать пролетарскую аудиторию было просто необходимо.
И «Синяя блуза» одержала эту свою первую победу. Заведующие государственными, кооперативными, общественными предприятиями народного питания и владельцы частных пивных стали приглашать к себе для выступления коллективы «Синей блузы». Да, мы не оговорились: очень скоро одного коллектива не стало хватать. Возникали асе новые и новые. К началу тридцатых годов существовали 15 бригад центральной московской «Синей блузы», состоявших из профессиональных артистов. Параллельно с ними работали коллективы «Смычки» — организации агитбригад наподобие «Синей блузы» в системе потребительской кооперации СССР (Центросоюз). Были и еще отраслевые профессиональные «блузы». А самодеятельных коллективов возникло несколько тысяч. Появился деловой термин: синеблузное движение. Оно перелилось даже за границы Советского Союза: в Германии (вспомним, что это были годы веймарской республики, созданной после Версальского мира 19-го года), в Швеции, в Дании, в Чехословакии звучали песни и слова синеблузного репертуаре. А наши коллективы не только ездили по всему СССР: проходили зарубежные гастроли в Скандинавии и Китае, в Германии и Польше. Чем же объясняется такой беспримерно бурный успех? Главным образом тем, что потребность в агитбригадах и вообще в советской эстраде была очень велика. «Синяя блуза» возникла и действовала в то же самое время, когда зачиналась и советская литература. Когда в репертуаре драмы появились первые пьесы из советского быта. Когда молодой артист Н. Смирнов-Сокольский создавал свои первые фельетоны на эстраде.
И народ с жадностью внимал новым словам о новых делах родной страны. Самое важное в искусстве и литературе всегда было и остается — отражение действительности, отражение и осмысление настоящего времени. А в двадцатых годах это было особенно важным, ибо почти ничто из произведений прошлого не годилось в качестве откликов на советскую новь. Вот почему с такой жадностью люди тянулись к молодым и неопытным и первое время не всегда слишком талантливым коллективам «Синей блузы»: они шли впереди всех по отображению современности. Очень скоро в работу коллективов «Блузы» включились и лучшие авторы того времени. Здесь немалую роль сыграла инициатива Южанина: он внимательно следил за журналистикой и газетами, за литературой и театрами. Все пригодное «Блузе» он немедленно отбирал и раздавал коллективам. Так впервые попали на подмостки «Синей блузы» произведения Маяковского и Асеева, Кирсанова и Демьяна Бедного.
Но вскоре авторы уже сами пришли в тесные комнатки бывшего ресторана «Лондон» — рядом с Домом союзов в Охотном ряду, за снесенной ныне церковью Параскевы Пятницы, — приносили сочинения, написанные специально для «Синей блузы». Эти комнаты теперь уже тоже не существуют, потому что на месте одноэтажного «Лондона» высится в наши дни Дом Совета Министров в десять этажей. И сам Охотный ряд переименован в проспект Маркса... В двадцатых годах помещение «Синей блузы» видело в своих стенах и В. В. Маяковского, и В. Катаева, И. Ильфа, Е. Петрова. Там начинали молодой В. Масс, Н. Эрдман, В. Казин, рано ушедший из жизни Я. Родионов, Арго, Н. Адуев, К. Галицкий и многие другие. Но подчас, когда жизнь опережала темпы наших авторов, синеблузники сами брались за перо. Рождались бесхитростные, примитивно звучащие сегодня, но всегда боевые, активные частушки, такие, как, к примеру, эти:
Ах не буду никогда
Есть консервы я,
Консерваторы для нас
Стервы первые.
(автор В. Шершеневич)
Слушатели, очевидно, делали скидку на молодость и горячую заинтересованность авторов и исполнителей, потому что принимали подобные тексты всегда одобрительным гулом и аплодисментами. Помним, пользовалась успехом даже такая неприхотливая бытовая частушка, сочиненная в коллективе:
Пекарь знает, что железо —
Оченно полезное:
В хлеб всегда он запекает,
Что-нибудь железное.
Все выступления синеблузников строились на пластике, движении, поэтому музыка в каждой программе играла большую роль. Для «Блузы» писали музыку не только композиторы Д. Покрасс, М. Блантер, Ю. Милютин. В ее спектаклях принимали участие в качестве пианистов К. Листов, С. Кац — в будущем популярные композиторы, пианисты Е. Макухин, Е. Рохлин, Б. Зазерский, К. Ставицкий — очень способные музыканты, умевшие, а это было обязательно, писать, подбирать и компилировать музыкальные тексты. По музыкальной части «Блуза» не брезговала готовыми вещами. Начиная с песни-зачина — своеобразного гимна «Блузы» — многое в выступлениях коллективов опиралось на прежние популярные мелодии. И это было правильно, ибо снобистское желание давать только новые мотивы крайне обеднило бы спектакли, мешало бы проникновению в массы таких нужных в те времена мыслей и слов, создаваемых для пропаганды и агитации, для разъяснения всего нового, что уже существовало в жизни или должно было возникнуть в результате Октябрьской революции и начавшегося строительства социализма. Разумеется, новый репертуар потребовал и новых методов сценического решения. И по сей день на нашей эстраде и в цирке, в какой-то мере и в драматических театрах, в опере и балете живы находки постановщиков «Синей блузы». Режиссеры опирались на творчество Мейерхольда и Таирова, они заимствовали свои приемы в спортивных играх и парадах, которые буквально покоряли зрителей в те годы и не отмерли по сей день. «Синеблузные» режиссеры С. Юткевич, Б, Шахет, Т. Томас, Н. Форргер, Н. Тодес и другие умели сочетать патетику с сатирой, бытовой юмор с лирикой. Многие из них впоследствии вошли в первую шеренгу советской режиссуры.
Художественное чтение — сольное и ансамблевое — украшало программы «Блузы». Прологи и парады, номера, где оратории сочетались с перегруппировкой участников в чисто физкультурном плане, сообщали выступлениям «Блузы» не только художественное разнообразие: они подымали идейное звучание спектаклей, ибо пафос наиболее широких лозунгов и идей выражался в таких номерах свободнее и ярче, нежели в обычных эстрадных формах. Частушки и куплеты, сценки и малая драматургия эстрады, фельетоны и конферанс были неотъемлемой частью всех программ. И здесь синеблузники почти не имели соперников: ведь для них писали лучшие мастера этих жанров. С «Блузой», как сказано выше, сотрудничали корифеи молодой советской поэзии. Вот почему сборники репертуара «Блузы», выходившие периодически и включавшие в себя не только текст и ноты, но и советы постановщикам, расходились огромными тиражами. Именно эти сборники сделали возможным массовое «синеблузное движение»: на местах самодеятельные коллективы никогда не испытывали репертуарного голода. Было из чего выбирать для постановок даже на местные темы, ибо в сборники непременно включались «каркасные материалы», в которых значительная часть текста легко приспособлялась к фактам данного города или предприятия. Справедливости ради отметим, что самодеятельные авторы на местах были повсюду. И они сильно расширяли возможность своих коллективов.
Мы нарочно к концу приберегли разговор об актерах — исполнителях синеблузных программ. Пятнадцать коллективов, по двенадцать человек — это не так уже мало. Особенно для тех лет. И все-таки нашлось достаточное количество квалифицированных и одаренных артистов, которые укомплектовали все группы. Среди синеблузников можно назвать многих известных ныне видных актеров и режиссеров. И никто из них не стесняется своей синеблузной молодости. Наоборот, и по сей день служит отличной рекомендацией, если сказать, что имя рек работал «еще в «Синей блузе». Актеры приходили сюда и из театров и с эстрады, из самодеятельности и из театральных вузов. Считалось почетным оказаться среди этих мастеров малых форм, для которых открыты были любые площадки страны. Концерты «Синей блузы» проходили в Колонном зале Дома союзов, и в Большом зале консерватории, и в ленинградском зале Капеллы, и в мюзик-холлах, и в лучших помещениях периферии.
На «Блузу» стала ориентироваться вся советская эстрада. И это понятно: нигде еще не умели так живо и современно откликаться на темы дня, как в «Синей блузе». Здесь первым достоинством спектакля и репертуара полагали именно современность. И не просто «объективную» современность, а отклики в пользу Советской власти. За это и полюбил народ «Блузу». Это и привлекло к ней таких артистов, как Л. Миров, Е. Дарский, Г. Тусузов, И. Чувелев, О. Шахет, Л. Беркович, С. Ягодинский, М. Грановский, Л. Михайленко-Луарина, Н. Веденская, В. Резцов, Л. Домогатская, Н. Тодес, Б. Тенин, Кл. Коренева, и других. Всех не перечислишь, но подавляющее большинство синеблузников вышло в первые ряды советской эстрады и театра. Кончилась «Синяя блуза» в начале тридцатых годов по причинам организационным: «Блуза» явно переросла возможности своего руководства, а в «инстанциях» не сумели вовремя перевести нужное дело на новые рельсы. Но и по сей день отдаленные отблески этого удивительного, воистину всенародного начинания озаряют наше искусство. И по сей день люди старшего поколения благодарно вспоминают «Синюю блузу» — и ее участников, и зрителей, и тех, кто в порядке самодеятельности включился в «синеблузное движение» на местах...
Нельзя не отметить то огромное влияние, которое оказали синеблузники на формирование советской эстрады. Порой, выезжая в наши дни на целину или новостройки, остро ощущаешь сегодня отсутствие такой оперативной, боевой формы. Ставшие подчас невыразительными обыкновенные сборные концерты уже не удовлетворяют зрителей. И они это пытаются восполнить, создавая на предприятиях, в колхозах, в учреждениях комсомольские летучие агитбригады. Но дело это стоило бы поставить на широкую ногу, придать агитационной, пропагандистской, воспитательной работе массовый характер, включить в нее профессиональные коллективы, возможно, что Министерству культуры СССР и концертным организациям нужно бы подумать о возрождении синеблузного жанра на эстраде. Конечно, не рабски копируя старую форму, а решая творчески с позиций сегодняшнего дня. Кто знает, может быть, и образ положительного героя на эстраде перестал бы быть мечтой, а стал бы реальной действительностью!
В. АРДОВ, М. ГАРКАВИ
Журнал Советский цирк. Май 1964 г.
оставить комментарий