Сказка ложь, да в ней намек - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Сказка ложь, да в ней намек

Кто подсчитает, сколько копий сломано в. спорах о сюжетных цирковых спектаклях — быть им или не быть? Вот уж поистине гамлетовский вопрос. Но не стоит тревожить тень великого Шекспира, давайте решим раз и навсегда: хорошим — быть, плохим — нет.

Вижу, ясно вижу, как искусствоведы грозят мне пальцем, мол, что за дилетантский подход — хорошо-плохо? Но позвольте мне шепотком высказаться — с точки зрения зрителя-журналиста.

В прошлом году ваш покорный слуга метал громы и молнии по поводу детских представлений. Предполагал, что со мной кто-нибудь поспорит или хотя бы сквозь зубы станет здороваться. Ничего подобного! Статья как будто в пропасть провалилась... Ну, думаю, в этом году еще резче выскажусь, тем более что нелестных высказываний в адрес детских спектаклей наслышался немало. Пошел в «Олимпийский», заряженный отрицательной энергией, а тут еще неурядица с местами — не знали куда меня приткнуть. В общем, понимаете, какое было настроение...

Но началась сказка, и стрелка моего внутреннего барометра с отметки «шторм» поползла к шкале «ясно». Цирковая пантомима А. Калмыкова и В. Шварца «Кукла наследника Тутти» точно совпадала с моим собственным представлением, каким должен быть цирковой спектакль: ярким, занимательным, веселым, музыкальным, современным, а главное — понятным детям. И все это в очередном варианте «Трех толстяков» присутствовало.

Задумывались ли когда-нибудь читатели, почему блестящий писатель Юрий Карлович Олеша создал за свою жизнь настолько мало художественных произведений, что они вместились в одну — правда, толстую — книгу? Не берем в расчет его газетную работу, но в литературе Олеша всегда стремился уйти в мир грез, спрятаться за великолепной метафорой, удивительным сюжетом. Страшна была действительность той поры, не хотел писатель создавать «Цементы» и «Бруски». А его сказка «Три толстяка» навеяна, думается, мечтой о падении тиранов всех рангов.

Авторы пантомимы «Кукла наследника Тутти» уловили суть произведения Олеши и сделали сказку-притчу. Дети видят в ней свое, взрослые — свое. На то она и притча. Рефреном же спектакля мне представляются слова песни: «...Где время порождает тиранов и лжецов, но правда всегда побеждает». Точный настрой помог постановщикам выстроить непрерывный сюжет, понятный всем от мала до велика. Доктор Гаспар Арнери ведет зрителей по улицам старого города, в которые неожиданно вкрапливаются небоскребы, показывает дворец Толстяков со вполне современным саноборудованием, ездит в карете, вслед за которой мчится современный лимузин с «мигалкой». Классическая сказка наполняется новой формой, ничего при этом не теряя, а наоборот, - обретая достоверность.

Отлично оказались «вписаны» в сказочный сюжет цирковые номера. Артисты — персонажи пантомимы — выступают на подмостках, многоярусных «лесах»-сценах, под куполом, на дорожке перед трибунами. Когда возникла пауза (на установку клетки), по залу, чуть ли не по головам зрителей, сыщики погнались за Тибулом. Дети при этом визжали от восторга, радуясь, что могут дотронуться до живого героя сказки. А когда оружейник Просперо (С. Денисов) «выдрессировал» вслед за своими тиграми банду сыщиков (артистов ансамбля пантомимы), то это вызвало даже чувство «белой» зависти — надо же так ловко придумать!

Запомнились хорошие песни: и текстом, и музыкой А. Кальварского. Опять же редкая удача для цирковых спектаклей — песня поддерживает сюжет, а по мелодичности своей может стать шлягером.

О постановщиках спектакля — А. Калмыкове и А. Гримайло — сказано уже немало теплых слов. Столь ответственная и большая «сцена» спорткомплекса «Олимпийский» — хороший оселок для оттачивания мастерства. Постановщики умело «организовали» огромную площадку. Практически все мизансцены пантомимы выстроены безупречно от начала до конца. И если возникали некоторые сложности, то на стыке фрагментов. Хорошо найдено место сказочника— доктора Гаспара Арнери. Собственно, «места» как такового у него нет. Артист, непринужденно перемещаясь, постоянно оставался в центре внимания, что совсем непросто сделать на такой большой площадке.

Обратила на себя внимание такая деталь. Даже когда на основной «сцене» шел номер или интермедия, то на втором плане тоже что-то происходило: то там маячили «охранники», то показывались оправданные сюжетом трюки, то танцевали балерины. Создавалась объемная картина, чем-то схожая с постановками древнегреческих трагедий. Заботливая рука режиссера чувствовалась во всем. И так на протяжении всего спектакля.

И еще одно хочется отметить — чувство меры. При практически неограниченных возможностях «Олимпийского» можно потерять голову и нагромоздить вавилонов. Что уже не раз бывало. Но последняя постановка стала приятным исключением.

Конечно, не все в ней было идеально. Удивил артист в роли Тутти. Инфантильный, капризный наследник Толстяков (по книге) превратился в пантомиме в здоровенного дядю. А нельзя ли было отправить на трапецию «травести» — переодетую мальчиком воздушную гимнастку?

Не хочу следовать принципу «всем сестрам по серьгам», но не могу не отметить работу, точнее, творчество художника-постановщика пантомимы. Р. Казачек нашел точный стиль оформления, соответствующий происходящему: сказочный, но с чертами современности. А за роскошный торт на пиру у Толстяков, который затем превращается в акробатический аппарат, ему стоит поаплодировать. Куклы Толстяков, имеющие сходство с историческими персонажами, совсем недавно игравшими драматические роли на «сцене жизни», вызвали немалый интерес зрителей. Слышал мнение, что не стоило бы делать их такими уж похожими на вождей, обращая трагедию в фарс. Не согласен! Хватит многозначительной серьезности! Человек в открытом обществе волен улыбаться и шутить без оглядки.

После показа «Куклы наследника Тутти» произошло довольно редкое для столицы событие — о цирковом спектакле заговорили, как обычно говорят о яркой театральной премьере. Отношу это исключительно на счет новаторства постановки, ее неординарности и современного звучания. Словом, порадовал в этом году «Олимпийский»...

 

Александр ДРИГО

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования