Сколько у льва зубов
Интересующимся этим вопросом совершенно не обязательно идти в библиотеку и беспокоить старика Брема, — гораздо проще обратиться к клоуну Бублику. Он после одного страшного происшествия считается крупнейшим специалистом по львиным делам.
Правда, Бублик не любит вспоминать об этой истории, но мы считаем ее достойной внимания читателя. Для ясности начнем с совещания Художественного совета, состоявшегося перед упомянутыми событиями. Сам Бублик и его лучший друг — молодой дрессировщик львов Борис Максимов — чуть не опоздали на это совещание. Войдя в кабинет директора, они увидели, что все стулья и диван уже заняты, а в мягком кресле возле большого письменного стола расположился грузный, лысоватый сатирик Марк Нежный. Он, как всегда, был в центре внимания.
—Я ведущий артист! — с пафосом убеждал директора сатирик. — А вы, Аркадий Палыч, посмотрите, как в афише напечатана моя фамилия. Одним шрифтом с другими артистами и не Марк Нежный, а просто Нежный... Догадываясь, что ему предстоит разнос, Бублик скромненько пристроился возле дверей, на краешке стула, спрятавшись за широкие спины молодых акробатов.
— Товарищи! Прошу внимания, — директор постучал карандашом, — вы все читали вчерашнюю газету, мы не можем оставить без внимания справедливый упрек в наш адрес.
Вот что говорится в рецензии: «...Очень жаль, что в этом ярком жизнерадостном представлении мало свежего юмора и сатиры на злобу дня. Репертуар коверного клоуна Бублика лишен местной тематики и не отличается новизной».
— Позвольте, — сразу вскочил Нежный, — этот рецензент ничего не понимает в цирке, Он даже обо мне ни слова не написал...
Бублик не слушал сатирика, он был обижен несправедливостью. Но не подумайте, что он боялся критики, Коверному было на нее, мягко выражаясь, наплевать. Много лет не меняя свой репертуар, он привык и не к таким рецензиям. Обидно было другое. «Поставить бы этого писаку-рецензента на мое место, пусть попробует найти злободневную тематику, — думал Бублик, — город благоустроен, улицы не разрыты, трамваи и автобусы вроде нормально двигаются, даже скатерти в ресторанах чистые... ...И все говорят, старый репертуар! А что с того, что старый? Ведь вот Евгений Онегин и Лев Толстой —еще старее, а люди читают и хвалят». Невеселые мысли перебил громкий голос Марка Нежного.
— У меня есть новые куплеты о стиляге...— Марк Исакович! Прошу вас сесть, — бесцеремонно прервал его директор, — послушаем, что скажет Бублик,
Но коверный только пожимал плечами и виновато улыбался. И вдруг его осенило:
— Я хоть сегодня могу показать новую репризу о хвастовстве. Ахнете! Можете заказывать афиши «Бублик среди львов».
При всеобщем внимании коверный пояснил:
— Максимов войдет в клетку, а я выбегу за ним и буду куражиться, доказывать, что тоже могу быть укротителем. Вдруг появляются львы.
Я пугаюсь и прячусь в ящик. Сижу там до конца номера, Когда львы убегут за кулисы, а Максимов выйдет на комплимент, я вылезу в седом парике и обыграю сильное потрясение. Вот и все.... Остановка только за ящиком.
— Ящик будет сегодня же, — заверил инспектор манежа, мужчина на редкость почтенного вида.
— Не побоишься войти в клетку? - спросил Максимов.
— Твоих-то рахитиков! Подумаешь, львы! Да михалковские львы и то страшнее... Да я твоих львов!..
Общими усилиями еле успокоили разбушевавшегося клоуна. Так был решен вопрос о новой репризе, и совещание смогло перейти к следующим вопросам. Другой коверный репетировал бы несколько дней, а Бублик, надо отдать ему должное, не любил себя утруждать. И зрители, пришедшие в этот вечер на представление, должны быть благодарны ему за полученное удовольствие. Впрочем, не будем забегать вперед и опишем все события по порядку. Началось второе отделение. Вспыхнул яркий свет. Засверкали поставленные вокруг арены серебристые решетки огромной клетки. Инспектор манежа торжественно объявил:
— Аттракцион!.. Африканские львы! Укротитель Борис Максимов!
Стройный артист в расшитом золотом костюме быстро вышел на арену и щелкнул шамбарьером.
— Пустите меня! — неожиданно раздался пронзительный вопль. — Товарищ Максимов! — В клетку, отбиваясь от униформистов, вбежал коверный. — Подождите начинать... Я тоже не хуже вас могу быть укротителем, сегодня я буду выступать... Я тоже хочу от девушек записки получать!
Последний намек смутил укротителя, который часто откровенничал с клоуном. Храбрый коверный, выхватив у Максимова шамбарьер, хлестал им по опилкам.
— Давайте сюда львов!.. Я всем сейчас докажу!..
В тоннеле показалась голова первого льва. Мгновенно потеряв залихватский вид, Бублик попятился, кинул шамбарьер и с несвойственной его комплекции живостью побежал к стоящему на манеже ящику. Ему пришлось на самом деле пуститься наутек и даже ввалиться в ящик вниз головой! Ассистенты Максимова раньше времени открыли дверцу, и львы, приседая и озираясь, выбежали на арену. Проклиная дрессировщиков, тяжело дыша, клоун устраивался поудобнее. Над головой он увидел дыру и сразу узнал ящик из-под бутафорского шара, обычно стоящий возле его гардеробной. В эту дыру Бублик тайком от дежурного пожарника бросал окурки. Пошарив под собой, коверный убедился, что содержимым ящика никто не поинтересовался.
— Ох и лодыри! — помянул Бублик униформистов и полез в карман за папиросами.
Но коллекции окурков не довелось пополниться новым экспонатом. Над головой вдруг раздался треск, крышка ящика прогнулась, а свет заслонила усатая морда. Бублик оцепенел от страха. По пышной темной гриве он узнал самого крупного льва Дика — большого проказника и обжору. Дик был явно заинтересован содержимым ящика. Он с шумом втягивал воздух, глухо урчал и скреб когтями фанеру.
— Боря! — жалобно простонал коверный. — Боря!
Первым побуждением Максимова было огреть нарушителя дисциплины шамбарьером, но он сдержался. Слишком уж комичным было положение Бублика. Пусть Дик посидит на ящике, он хоть и любопытен, но всегда послушен и ящик ломать не осмелится.
— Боря! — доносилось из ящика.
У Максимова от еле сдерживаемого мучительного приступа смеха выступили слезы.
— Напомни ему, Дик, михалковских львов... Покажи этому звонарю записки от девушек!
Укротитель, не выпуская всех своих питомцев из поля зрения, невозмутимо делал свое дело. Великолепные звери, послушные его воле, прыгали через кольцо, садились в пирамиду. Обходились и без Дика. А Дик, воспользовавшись впервые данной ему свободой творческой деятельности, бросал умильные взгляды на хозяина — «вот, мол, какой я молодец! — какую живность поймал». «Надо припугнуть льва», — решил Бублик и стукнул кулаком в крышку ящика. Дик приблизил морду к дыре, понюхал, заурчал приятным баритоном и... облизнулся. Он не пытался скрывать своих гастрономических вожделений.
—Товарищ Максимов! — взвизгнул коверный!
— Во дает! — в восторге заорал темпераментный парень в последнем ряду. Зрители веселились. Думали, что так и надо. На то и цирк.
Нужно было принимать решительные меры. Найдя в кармане чернильный карандаш, коверный с отчаянием человека, которому нечего терять, зашипел: «Брысь!.. Пшел вон, негодяй!» — и ткнул льва карандашом в толстый рыжий нос. Царь зверей зарычал и показал клыки, до сих пор не нуждавшиеся в услугах зубного врача. Силы и возможности были явно неравные. Приходилось менять тактику.
— Дикушка, — умильным голосом проныл Бублик, — браво, Дик!.. Дик хороший!
Но хитрый лев, наверно, почувствовал неискренность клоуна, он фыркнул и снова продемонстрировал безукоризненные зубы. Оставалось отдаться воле судьбы. Может быть, спасут как-нибудь. А вокруг кипела веселая жизнь. Играла музыка, шумел, рукоплескал зрительный зал. И тут коверный заметил, что малейшее его движение вызывает интерес проклятого льва. Попробовал затаить дыхание, и лев тоже притих. Крышка над головой перестала прогибаться и трещать. Окаменелое состояние вызывало и мысли тоскливые. Слушая бравурную музыку, Бублик размышлял о возможности похорон с цирковым оркестром, потом стал придумывать страшные кары, которые должны пасть на головы злодея Максимова и инспектора манежа, подсунувшего дырявый ящик. А в ложе, рядом с корреспондентом, написавшим злополучную рецензию, сидел ничего не подозревавший о бедствиях коверного директор цирка. Корреспондент — большой поклонник и завсегдатай цирка, до этого холодно относившийся к творчеству Бублика, сейчас был в восторге, ахал и восхищался.
— Как удивительно естественно обыграно!.. А лев! Ах! Какая умница! Смотрите, опять облизывается. Ах! Удивительно симпатичный лев...
Бублик не разделял этих восторгов, и время, пролетевшее незаметно для публики, бедному клоуну показалось вечностью. В довершение всех бел он отсидел неловко подвернутую ногу, но, попытавшись тихонько пошевелиться, убедился в изумительном львином чутье, давно описанном Бремом. Над головой немедленно раздался треск, а в дыре появились знакомые усы. Прошло еще несколько мучительных минут, и потух свет. Только дробь барабана нарушала тревожную тишину. Значит, львы уже прыгают через огненный обруч. Наконец оркестр заиграл веселый марш. Гром аплодисментов. Это финал... Крышка ящика выпрямилась... Спасен!
Коверному не понадобилось больших стараний, чтобы «войти в образ». Держа в руках забытый седой парик, он вылез из ящика и, припадая на отсиженную ногу, побрел за кулисы. К его заду прилипло несколько окурков. Зрители хохотали и аплодировали. Представление окончилось. Говорят, что недавно Бублик обновил свой репертуар и даже исполняет злободневные репризы. Ну что ж, увидим в этом сезоне.
К. ВОЛОДИН
Журнал Советский цирк. Апрель 1963 г.
оставить комментарий