В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Слава и гибель великих Валенда

Труппа канатоходцев ВалендаПредлагаем вниманию читателей статью из болгарского журнала «ЛИК» («Литература-Искусство-Кино», № 31, 1967 г.), рассказывающую о трагической судьбе известных западногерманских канатоходцев Валенда.

Труппа канатоходцев Валенда

То, что произошло с труппой Валенда, типично для буржуа­зного цирка, где жизнь артистов неред­ко подвергается смертельной опасности, где погоня за сенсацией толкает масте­ров манежа на исполнение рискованных трюков. Статья печатается с незначительными сокращениями. Известную во всем мире труппу Валенда постигла серия катастрофических падений. Несмотря на это, руководи­тель отчаянно смелых артистов Карл Валенда продолжа­ет бросать вызов судьбе.

«Великие Валенда» — всемирно известные артасты-канатоходцы. Их рабочее место — 12-миллиметровый трос. Их жизнь — игра со смертью. Их фамилия тесно связана со сла­вой и ужасом. Когда на головокружительной высоте, под са­мым куполом цирка, они без сетки демонстрируют свое безумно смелое искусство, дыхание зрителей замирает. Трое кз труппы Валенда уже заплатили жизнью за свою сме­лость. Четвертый навсегда вышел из строя. Но они все не останавливаются.

Самым черным днем в истории знаменитой труппы было 30 января 1962 года. Восемь тысяч человек сидели в цир­ке в Детройте, напряженно взглядываясь под купол. Ра­дио гремело: «А сейчас труппа Валенда продемонстрирует вам величайшую сенсацию в истории цирка — большую пи­рамиду! Требуем от зрителей абсолютного спокойствия!»

Наступила мертвая тишина. С 15-метровой высоты слыша­лись команды 57-летнего Карла Валенды: «Спокойно: Не так быстро, Марио! Ты сидишь, Яна? Теперь вперед: С правой ноги!» Пирамида, составленная из семи человек, медленно двинулась. Основание пирамиды образовывали приемный сын Карла — Марио Валенда, американец Ричард Фоген, муж дочери Карла — Дженни, Гюнтер Валенда и племянник Кар­ла — Дитер Шеп. На двух металлических шестах, которые они несли на плечах, стояли братья Карл и Герман Валенда. У них на плечах также был шест, на котором на стуле сиде­ла сестра Дитера Шепа — 17-летняя Яна. Башня из семи Ва­ленда сантиметр за сантиметром продвигалась вперед.

И вот случилось страшное. «Я не могу больше держать шест!» — отчаянно выкрикнул 22-летний Дитер Шеп. Его пальцы свела судорога. Он не мог больше удерживать шест для сохранения равновесия. Шест выскользнул у него из рук и, сломанный, упал на манеж. Пирамида остановилась. Дитер Шеп отчаянно пытал­ся сохранить равновесие, но это ему не удалось. Пирамида распалась. Дитер, Марио и Ричард Фоген низверглись в безд­ну. Удар их тел о манеж заглушил крик ужаса, вырвавший­ся у зрителей. 60-летний Герман Валенда при падении конвульсивно уцепился за металлический трос. Его брат Карл упал на трос из второго ряда пирамиды. Яна упала ему на спину и бессознательно ухватилась за него. Только сын Гер­мана Гюнтер Валенда все еще стоял на проволоке с баланси­ром в руках. Одной рукой он оторвал от спины Карла кри­чавшую от страха Яну и опустил ее в наспех натянутую сетку.

«Великие Валенда исполняют свой номер без сетки!..»

Представление продолжалось — должно было продолжать­ся. Пока громкоговорители объявляли следующий номер, по­ка клоун со слезами на глазах пытался отвлечь внимание публики от страшного события, Дитер Шеп и Ричард Фоген умерли, а врачи ближайшей из больниц боролись за жизнь молодого Марио. Они спасли его, но сообщили Карлу: «Ваш сын никогда больше не сможет ходить».

Уже на другой день Карл и Герман снова были на прово­локе. Остальные получили тяжелый шок. Они не желали больше подниматься под купол цирка, рисковать своими жиз­нями. Но Карл убедил их: «Мы должны быть наверху. Быть наверху — наша единственная задача!»

Ровно пятнадцать месяцев спустя смерть пришла снова. Во время выступления в Омахе 40-летняя Йета Валенда рух­нула с 20-метровой высоты и сломала позвоночник. Пять ты­сяч зрителей были свидетелями этого страшного несчастья. Тогда, действительно, казалось, что «великие Валенда» на­всегда прекратят свою игру со смертью. Карл переживал нервный кризис, он заявил: «Я больше никогда не хочу ви­деть свою семью на проволоке!» Но он слишком втянулся, чтобы оставить свою опасную профессию. Он снова умолял членов своего семейства, чтобы они согласились начать все сначала. И ему удалось уговорить их.

Для самого руководителя труппы это было нечто большее, чем возобновление выступлений: речь снова шла о большой пирамиде. После всех ударов судьбы он горел желанием до­казать самому себе и всему миру, что «великие Валенда» дей­ствительно велики. Этого, по его мнению, можно было до­стичь только демонстрацией «пирамиды из семи человек».

Члены труппы Валенда как безумные тренировались во Флориде. Однажды, когда они репетировали пирамиду, про­волока ослабла вдруг и все упали с высоты трех метров. К счастью, никто не пострадал серьезно. 20 ноября 1963 года в одном громадном американском цирке труппа Валенда еще раз исполнила «большую пирамиду». Шесть тысяч зрителей, смотревших номер, ревели от восторга. «Больше никаких пи­рамид», — принужден был обещать Карл Валенда своему се­мейству.

Сегодня Карлу Валенда шестьдесят два года. Он все еще на проволоке, все еще работает без сетки. Много раз он заяв­лял, что больше не поднимется под купол цирка. Часто он говорил, что это «последнее исполнение». Но канат настолько стал его судьбой, что артист Валенда не может отказаться от него.

Перевод с болгарского В. ВИНОГРАДОВА

Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100