«Слоны и танцовщицы» — Александра Корнилова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

«Слоны и танцовщицы» — Александра Корнилова

Фрагменты из аттракциона «СЛОНЫ и ТАНЦОВЩИЦЫ» Александра Корнилова«Слоны и танцовщицы» — дрессиров­щик Александр Корнилов поставил их рядом не только для того, чтобы изящество и лег­кость девушек оттеняли громоздкость и неповоротливость животных, но и для того, наверно, чтобы через несколько трюков мы с удивлением заметили, что слоны тоже по-своему изящны и спо­собны даже плавно вальсировать.

Фрагменты из аттракциона «СЛОНЫ и ТАНЦОВЩИЦЫ» Александра Корнилова

С джентльменской вежливостью они с помощью хоботов возносят вверх воздушные создания, великодушно предо­ставляют свои мощные лбы партнер­шам, чтобы те могли принимать самые изящные позы. Слоны проделывают это с такой готовностью и сосредоточен­ностью, словно понимают, как хрупки доверенные им существа.

Как ни умны слоны, но Александр Николаевич Корнилов положил немало сил и трудов, чтобы из тяжелых, негиб­ких животных сделать танцоров. Вот они кружатся в вальсе, трогательно и наивно (в шестьдесят-то лет!), держа друг друга за хвостики. Как легко они садятся, ложатся и встают! Казалось бы, сесть и встать — простое дело. Но ведь это совершают слоны, которые на воле не чувствуют потребности ни сидеть, ни лежать. На манеже они поступают во­преки своим привычкам и даже натуре. Когда слон впервые садится, у него перехватывает дыхание, и дрессиров­щик должен научить его дышать в си­дячем положении. Не каждый слон сразу сядет, у иного это долго не полу­чается, как бы он ни старался. Один даже крякнул от неожиданности, когда удалось его усадить.

Если вам приходилось смотреть вы­ступление слона с первых рядов партера и животное оказывалось совсем близко со своим вездесущим хоботом, со своим пристальным взглядом, так ли уж спо­койно чувствовали вы себя? Не стано­вилось ли вам не по себе от одной толь­ко его громадности и явственно ощути­мой неисчерпаемой силы? А все-таки человек покоряет его, заставляет его, такого тяжеловесного и неуклюжего, стоять на одной ноге, да еще на не­устойчивом шаре, подниматься на зад­ние ноги и, подобно лошади, ходить на задних ногах.

У дрессировщика А. Корнилова слоны появились не сразу. До них были львы, а еще раньше медведи. Но все началось с того, что Корнилов, женившись на Марии Ивановне Филатовой, стал членом известной цирковой семьи. Братья его жены были и клоунами, и акробатами, и эквилибристами, и жонг­лерами, и иллюзионистами, и першевиками, и дрессировщиками и вместе с главой семьи Иваном Лазаревичем Филатовым, возглавлявшим «черный кабинет», могли показать зрителям це­лое представление. Именно здесь прошел Александр Корнилов и азы и высшую школу циркового искусства.

Как же все-таки возникла у него мысль о слонах? Его жена еще девоч­кой выводила в манеж слона, обезьянку и собачек. О слонах она рассказывала с таким восторгом и любовью, что Александр Николаевич был покорен ими заочно. Ему самому неудержимо захотелось покорить и выдрессировать слона. Но приобрести его не так-то просто. Реальнее было мечтать о лошадях. Но и лошадей ему пока не давали. Зато удалось как-то приобрести медве­дя, которого можно было зимой и летом держать в сарае. С того времени Александр Корнилов стал дрессировщиком. Первым слоном в его жизни был Ранго. Он словно угадывал желания хозяина, его мудреные и неисчерпаемые замыслы — и освоил такое количество трюков, что работал за пятерых, С ним артист выступал десять лет. Срок не малый, если учесть, что это был самец, которых в цирке заводить избегают из-за строптивости их характера.

Номер, который Корнилов демонст­рирует сегодня, был создан в 1941 году.

Принято считать, что слоны — муд­рые и мирные, добродушные и покладистые животные. Но они обидчивы, а нередко и злопамятны. Они способны долго и терпеливо ждать случая отпла­тить обидчику. Вот почему дрессиров­щик должен быть всегда предельно внимателен, даже насторожен, уметь по едва заметным признакам определять настроение животного.

Но в каком бы состоянии ни было животное, оно должно работать и вече­ром в манеже и утром на репетиции. Поэтому слона, попавшего в цирк, не только обучают трюкам, в нем воспиты­вают благонравие. Отвращают от плохих привычек. Придумать новый трюк иногда легче, чем найти способ, каким добиться от животного его исполнения.

Вот, например, учили слониху Зиту кататься на велосипеде. Сделали трехколесный велосипед весом в 650 кило­граммов, переднее колесо вполне подош­ло бы для пушки крупного калибра. Постепенно, показывая машину сперва издали, потом ближе и ближе, приуча­ли животное к велосипеду. Однажды осторожно усадили слониху на велоси­пед, привязав ноги к педалям, и стали катать на асфальтовой дорожке в фойе цирка. Люди старались изо всех сил: тянули за канаты спереди, подталкивали сзади. И Зита совсем было начала осваивать «высший пилотаж» на вело­сипеде. Но однажды девушки-акробат­ки, тоже занимавшиеся в фойе, внезап­но громко засмеялись, зашумели. Пере­пуганная Зита бросилась на конюшню, волоча за собой велосипед. И больше никакими силами ее нельзя было заста­вить сесть на велосипед — ни уговорами, ни строгостями, ни ласками.

А ведь на слона скорее всего можно воздействовать лаской. Когда в манеже случается что-то непредвиденное и сло­ны впадают в панику, они могут натво­рить бог знает что. Однажды во время представления раздались залпы празд­ничного салюта. Слоны забеспокоились и уже повернули было к выходу. Но тотчас же около каждого животного встал помощник дрессировщика. Ласко­вым шепотом и мягким поглаживанием они сумели быстро утихомирить вели­канов. Сегодня вместе с ветеранами номе­ра — слонами Джильдой и Лакшми (которым уже за шестьдесят) — на ма­неж выходит и молодежь: Рангу, Кинго, Флора и самый маленький, четырех­летний Гибси. Они еще не всем репер­туаром овладели, но и сейчас некоторые из них уже выполняют очень сложные трюки, обнаруживая незаурядные «ар­тистические» данные.

Научить молодых животных трюкам трудно — у них еще нет того, что мы называем опытом. Они пока не знают, как и за что взяться. Поэтому на репетиции их ставят рядом со взрослыми, и малыш начинает повторять за ними все движения и трюки, которыми предстоит удивлять зрителей. Обучение слонов затрудняется и тем, что трудно наладить, так сказать, индивидуальные занятия: в одиночестве, в разлуке с товарищами они чувствуют себя тоскливо. И если вывести малыша в манеж одного, он сейчас же начинает жалобно звать мамашу. А с конюшни к нему несутся призывные звуки, и он, естественно, старается убежать с мане­жа. И вот тут-то очень важно обязатель­но удержать его, внушить, что сущест­вует на свете сила, которой он не мо­жет, не смеет не подчиниться. Сила эта — воля человека.

Взрослые слоны ведут себя степенно и солидно, трюки выполняют величаво, с достоинством. А зеленая молодежь так и норовит нашкодить. Самый малень­кий — Гибси — отъявленный баловник. Не догляди — он обязательно что-нибудь натворит.

Однажды Рангу стянула где-то полу­шубок. Наступив на него ногой, она потянула хоботом один его конец, раздался треск. Ей страшно стало от этого неожи­данного звука, но оставить полушубок уж не хотелось: стоит, трясется от стра­ха, но продолжает рвать эту странную шкуру. За Рангу вообще нужен глаз. Подсмотрела она как-то, куда прячут ключ, которым запирают оковы, стяну­ла его и спрятала в самое надежное место — за щеку. Она отдала ключ Ма­рии Ивановне только после очень на­стойчивых уговоров.

У слонов, как и у людей, разные ха­рактеры. Один строптивый, но не злой, другой — злой и скрытный, третий под­чиняется лишь кому-то одному. С прошлого года номер ведет сын Александра Николаевича — Анатолий. Но за всем происходящим на арене на­блюдает внимательный взгляд старшего Корнилова, стоящего у форганга. Одна­ко, все реже требуется его вмешательство: Анатолий Корнилов уверенно чув­ствует себя перед публикой.

...На манеж выходят слоны и помо­гают своим партнершам — изящным девушкам проделывать замысловатые и даже рискованные трюки — например, шпагат на лбах у двух животных. Кажется, будто слоны действуют разумно, а это в них «работает» разум, сила воли и терпение дрессировщика Александра Николаевича Корнилова и его помощников — жены Марии Ива­новны и сына Анатолия.
 

Л. БУЛГАК

Журнал Советский цирк. Май 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования