«Слоны и танцовщицы» — Александра Корнилова
«Слоны и танцовщицы» — дрессировщик Александр Корнилов поставил их рядом не только для того, чтобы изящество и легкость девушек оттеняли громоздкость и неповоротливость животных, но и для того, наверно, чтобы через несколько трюков мы с удивлением заметили, что слоны тоже по-своему изящны и способны даже плавно вальсировать.
Фрагменты из аттракциона «СЛОНЫ и ТАНЦОВЩИЦЫ» Александра Корнилова
С джентльменской вежливостью они с помощью хоботов возносят вверх воздушные создания, великодушно предоставляют свои мощные лбы партнершам, чтобы те могли принимать самые изящные позы. Слоны проделывают это с такой готовностью и сосредоточенностью, словно понимают, как хрупки доверенные им существа.
Как ни умны слоны, но Александр Николаевич Корнилов положил немало сил и трудов, чтобы из тяжелых, негибких животных сделать танцоров. Вот они кружатся в вальсе, трогательно и наивно (в шестьдесят-то лет!), держа друг друга за хвостики. Как легко они садятся, ложатся и встают! Казалось бы, сесть и встать — простое дело. Но ведь это совершают слоны, которые на воле не чувствуют потребности ни сидеть, ни лежать. На манеже они поступают вопреки своим привычкам и даже натуре. Когда слон впервые садится, у него перехватывает дыхание, и дрессировщик должен научить его дышать в сидячем положении. Не каждый слон сразу сядет, у иного это долго не получается, как бы он ни старался. Один даже крякнул от неожиданности, когда удалось его усадить.
Если вам приходилось смотреть выступление слона с первых рядов партера и животное оказывалось совсем близко со своим вездесущим хоботом, со своим пристальным взглядом, так ли уж спокойно чувствовали вы себя? Не становилось ли вам не по себе от одной только его громадности и явственно ощутимой неисчерпаемой силы? А все-таки человек покоряет его, заставляет его, такого тяжеловесного и неуклюжего, стоять на одной ноге, да еще на неустойчивом шаре, подниматься на задние ноги и, подобно лошади, ходить на задних ногах.
У дрессировщика А. Корнилова слоны появились не сразу. До них были львы, а еще раньше медведи. Но все началось с того, что Корнилов, женившись на Марии Ивановне Филатовой, стал членом известной цирковой семьи. Братья его жены были и клоунами, и акробатами, и эквилибристами, и жонглерами, и иллюзионистами, и першевиками, и дрессировщиками и вместе с главой семьи Иваном Лазаревичем Филатовым, возглавлявшим «черный кабинет», могли показать зрителям целое представление. Именно здесь прошел Александр Корнилов и азы и высшую школу циркового искусства.
Как же все-таки возникла у него мысль о слонах? Его жена еще девочкой выводила в манеж слона, обезьянку и собачек. О слонах она рассказывала с таким восторгом и любовью, что Александр Николаевич был покорен ими заочно. Ему самому неудержимо захотелось покорить и выдрессировать слона. Но приобрести его не так-то просто. Реальнее было мечтать о лошадях. Но и лошадей ему пока не давали. Зато удалось как-то приобрести медведя, которого можно было зимой и летом держать в сарае. С того времени Александр Корнилов стал дрессировщиком. Первым слоном в его жизни был Ранго. Он словно угадывал желания хозяина, его мудреные и неисчерпаемые замыслы — и освоил такое количество трюков, что работал за пятерых, С ним артист выступал десять лет. Срок не малый, если учесть, что это был самец, которых в цирке заводить избегают из-за строптивости их характера.
Номер, который Корнилов демонстрирует сегодня, был создан в 1941 году.
Принято считать, что слоны — мудрые и мирные, добродушные и покладистые животные. Но они обидчивы, а нередко и злопамятны. Они способны долго и терпеливо ждать случая отплатить обидчику. Вот почему дрессировщик должен быть всегда предельно внимателен, даже насторожен, уметь по едва заметным признакам определять настроение животного.
Но в каком бы состоянии ни было животное, оно должно работать и вечером в манеже и утром на репетиции. Поэтому слона, попавшего в цирк, не только обучают трюкам, в нем воспитывают благонравие. Отвращают от плохих привычек. Придумать новый трюк иногда легче, чем найти способ, каким добиться от животного его исполнения.
Вот, например, учили слониху Зиту кататься на велосипеде. Сделали трехколесный велосипед весом в 650 килограммов, переднее колесо вполне подошло бы для пушки крупного калибра. Постепенно, показывая машину сперва издали, потом ближе и ближе, приучали животное к велосипеду. Однажды осторожно усадили слониху на велосипед, привязав ноги к педалям, и стали катать на асфальтовой дорожке в фойе цирка. Люди старались изо всех сил: тянули за канаты спереди, подталкивали сзади. И Зита совсем было начала осваивать «высший пилотаж» на велосипеде. Но однажды девушки-акробатки, тоже занимавшиеся в фойе, внезапно громко засмеялись, зашумели. Перепуганная Зита бросилась на конюшню, волоча за собой велосипед. И больше никакими силами ее нельзя было заставить сесть на велосипед — ни уговорами, ни строгостями, ни ласками.
А ведь на слона скорее всего можно воздействовать лаской. Когда в манеже случается что-то непредвиденное и слоны впадают в панику, они могут натворить бог знает что. Однажды во время представления раздались залпы праздничного салюта. Слоны забеспокоились и уже повернули было к выходу. Но тотчас же около каждого животного встал помощник дрессировщика. Ласковым шепотом и мягким поглаживанием они сумели быстро утихомирить великанов. Сегодня вместе с ветеранами номера — слонами Джильдой и Лакшми (которым уже за шестьдесят) — на манеж выходит и молодежь: Рангу, Кинго, Флора и самый маленький, четырехлетний Гибси. Они еще не всем репертуаром овладели, но и сейчас некоторые из них уже выполняют очень сложные трюки, обнаруживая незаурядные «артистические» данные.
Научить молодых животных трюкам трудно — у них еще нет того, что мы называем опытом. Они пока не знают, как и за что взяться. Поэтому на репетиции их ставят рядом со взрослыми, и малыш начинает повторять за ними все движения и трюки, которыми предстоит удивлять зрителей. Обучение слонов затрудняется и тем, что трудно наладить, так сказать, индивидуальные занятия: в одиночестве, в разлуке с товарищами они чувствуют себя тоскливо. И если вывести малыша в манеж одного, он сейчас же начинает жалобно звать мамашу. А с конюшни к нему несутся призывные звуки, и он, естественно, старается убежать с манежа. И вот тут-то очень важно обязательно удержать его, внушить, что существует на свете сила, которой он не может, не смеет не подчиниться. Сила эта — воля человека.
Взрослые слоны ведут себя степенно и солидно, трюки выполняют величаво, с достоинством. А зеленая молодежь так и норовит нашкодить. Самый маленький — Гибси — отъявленный баловник. Не догляди — он обязательно что-нибудь натворит.
Однажды Рангу стянула где-то полушубок. Наступив на него ногой, она потянула хоботом один его конец, раздался треск. Ей страшно стало от этого неожиданного звука, но оставить полушубок уж не хотелось: стоит, трясется от страха, но продолжает рвать эту странную шкуру. За Рангу вообще нужен глаз. Подсмотрела она как-то, куда прячут ключ, которым запирают оковы, стянула его и спрятала в самое надежное место — за щеку. Она отдала ключ Марии Ивановне только после очень настойчивых уговоров.
У слонов, как и у людей, разные характеры. Один строптивый, но не злой, другой — злой и скрытный, третий подчиняется лишь кому-то одному. С прошлого года номер ведет сын Александра Николаевича — Анатолий. Но за всем происходящим на арене наблюдает внимательный взгляд старшего Корнилова, стоящего у форганга. Однако, все реже требуется его вмешательство: Анатолий Корнилов уверенно чувствует себя перед публикой.
...На манеж выходят слоны и помогают своим партнершам — изящным девушкам проделывать замысловатые и даже рискованные трюки — например, шпагат на лбах у двух животных. Кажется, будто слоны действуют разумно, а это в них «работает» разум, сила воли и терпение дрессировщика Александра Николаевича Корнилова и его помощников — жены Марии Ивановны и сына Анатолия.
Л. БУЛГАК
Журнал Советский цирк. Май 1967 г.
оставить комментарий