Слово на эстраде
Писать миниатюры, шутки, фельетоны, куплеты для эстрады и цирка так же трудно, как пьесы для театра или сценарии для кино.
Речь, разумеется, идет о полноценной литературе. Каждое талантливое эстрадное произведение обязано воспитывать зрителей, способствовать пропаганде передовых идей нашего времени. В этом смысле нет никакой разницы между эстрадой и всеми другими видами искусства. И слова Н. С. Хрущева: «Искусство и литература нашей страны могут и должны добиваться того, чтобы стать первыми в мире не только по богатству содержания, но и по художественной силе и мастерству» — целиком относятся и к эстраде. А она должна обращаться к важнейшим проблемам современности. И не только с позиции критики, но также умея поддержать, прославить все передовое, существенное в нашей жизни. На эстраде использовались и используются произведения многих выдающихся советских писателей: Владимира Маяковского, Демьяна Бедного, Михаила Шолохова, Вячеслава Шишкова, Евгения Петрова, Ильи Ильфа и других. С гордостью мы вспоминаем имя Владимира Яхонтова, чьи имеющие огромный успех монтажи включали отрывки из произведений Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина. Монтаж Яхонтова, посвященный лейпцигскому процессу, показывающий правду коммунистов, разоблачающий фашизм, до сих пор остается замечательным образцом публицистического искусства.
* Недавно в Министерстве культуры СССР состоялось заседание Художественного совета по эстрадному искусству, посвященное вопросам разговорного жанра на эстраде. Ниже мы печатаем с сокращениями доклад Ю. Дмитриева и выступления участников совещания А. Мястковского, Е. Уваровой, В. Фролова, И. Набатова и Г. Полячека.
В высокоталантливых темпераментных фельетонах Н. Смирнова-Сокольского постоянно звучала тема борьбы с мещанством, преклонением перед буржуазной культурой. В них прославлялся человек социалистического общества. Не случайно замечательный советский писатель Всеволод Вишневский назвал Смирнова-Сокольского «артистом-политработником». Он писал, что артист «заставляет людей смеяться, зажигаться, ненавидеть врагов и любить революцию». Здесь названы два ушедших от нас замечательных художника советской эстрады. Но список этот легко увеличить. Слово на эстраде славило революцию и разило ее врагов. И сейчас наша эстрада располагает преданными ей талантливыми писателями и исполнителями. Не называю их фамилий только потому, что список будет достаточно велик и все-таки кто-то окажется пропущенным. За последнее время эстрадные драматурги, или, как их называют в профессиональной среде, авторы стали ближе, так сказать, к производству. При Всероссийском гастрольно-концертном объединении создано творческое объединение писателей, включающее как старейших мастеров, так и молодежь, пробующую свои силы на новом поприще.
Но сказанное не означает, что на эстраде все обстоит благополучно, что на ней не исполняются плохие вещи, произведения, не вызывающие, несмотря на все потуги авторов и исполнителей, ни смеха, ни слез, ни простого интереса. Надо сказать, что пошлость в неприкрытом виде теперь появляется на эстрадных подмостках не часто. За последнее время выросло общественное сознание и сочинителей и исполнителей, и они не допускают на советскую эстраду безвкусицу.
Н. П. Смирнов-Сокольский
И все же в области репертуара далеко не все благополучно. Пожалуй, главный сегодняшний недостаток — мелкотемье. К сожалению, на многих концертах говорится о вещах давно известных и подаются эти истины в штампованной форме, поэтому они и не затрагивают ни ума, ни сердца. Недавно в Московском театре эстрады, на этой эстрадной площадке, которая по сути является образцовой, мне довелось услышать конферансье Александра Форреля. Как и большинство нынешних артистов этого жанра, он выступает в полном отрыве от программы, даже не делая попытки как-то связать свои остроты с идущими номерами. Но, может быть, его шутки так общественно значимы, что было бы жаль потерять даже одну из них? Позволю себе привести некоторые: «Англичанин в восемьдесят семь лет и англичанка в семьдесят семь лет решили соединиться узами законного брака, но оказалось, что их родители против этого». «В универмаг пришла хорошенькая девушка с бабушкой и спросила у молодого продавца: «Сколько стоят эти туфельки?» Последовал ответ: «Один поцелуй!». «Хорошо, — согласилась девушка, — бабушка платит». «Отдал сосед свои брюки выгладить в мастерскую, а получил оттуда футбольные трусы», и т. д. и т. п.
Аркадий Райкин. Фото Ю. Зенковича
Конечно, конферансье должен шутить. Но когда он на протяжении вечера только то и делает, что повторяет старые анекдоты, тогда, естественно, эстрада теряет ту злободневную силу, ту сатирическую направленность, которыми она издавна и по праву гордилась. Впрочем, будем объективны, иногда артист Форрель обращался к «злобам дня». Вот некоторые образцы: «П. И. Чайковский свои произведения писал по семь лет, а исполняются они семьдесят лет. А наши композиторы...» «У Л. Н. Толстого было одно «Воскресение», а у наших писателей...» — Фильм «Броненосец «Потемкин» С. М. Эйзенштейна звучит до сих пор, а современные фильмы...» (Слушаешь тирады конферансье и думаешь: да, плохо у нас обстоит дело с искусством. Но тут вспоминаешь произведения, появившиеся за последние годы, и понимаешь, что все это говорится просто для красного словца, что артист не очень-то вдумывается в то, о чем он говорит, ибо объективной правде все это не соответствует,
И только одна остроумная сказочка о бюрократизме, о том, как человек хотел отдать богу душу и не смог этого сделать из-за бюрократических препон, звучит и свежо и остроумно. Здесь репертуар артиста Форреля взят в качестве примера. К сожалению, у многих конферансье он находится на том же уровне. Этакое скольжение по поверхности. Что-то такое легкое, вроде пирожного безе, которое даже жевать не надо, оно само тает во рту! Иногда бывает по-другому: драматург, а за ним и актер касаются важных проблем, но они так причудливо переплетены и между собой и с разными пустяками, что, право, трудно разобрать: что заслуживает сатирической издевки, а что легкой усмешки. Писатель Матвей Грин, написавший за свою жизнь много талантливых фельетонов, предложил свою новую вещь молодому артисту Евгению Петрову, и тот ее читает. И кто только в фельетоне не выведен: и девушка, еще не достигшая совершеннолетия, но уже ставшая Героем Труда, и акробат, путающий артиста Евгения Петрова с его знаменитым однофамильцем... Тут идут рассуждения о подлинном коммунистическом отношении к труду и о том, как иногда опошляются свадебные обряды... И когда все это подается в одном фельетоне, на одном, так сказать, дыхании: важное и второстепенное, значительное и пустяковое — тогда фельетон превращается в мозаику, составленную из риторических фраз и острот. И он теряет свою художественную, а значит, и общественную силу.
Некоторые выдающиеся эстрадные мастера, умеющие поднимать в своем творчестве важнейшие вопросы современности, за последнее время, по-видимому, ослабили усилия и решили почить на лаврах. Речь в первую очередь идет о Юрии Тимошенко и Ефиме Березине. Четыре года москвичи не встречались с популярными сатириками, и вот 30 мая этого года артисты должны были начать гастроли в театре «Эрмитаж». И в последний момент от гастролей отказались, заявив, что у них нет подходящего репертуара. Тогда что же делали они все эти годы, неужели перебивались старьем? И потом, что же они показывают в Херсоне, Прилуках, Конотопе и других украинских городах! И если такие по праву всесоюзно известные мастера отказываются выступать на ответственной площадке — это не может не вызывать волнения и сомнений... Но нельзя не сказать и о многих положительных вещах, появившихся за последнее время на нашей эстраде. Назову среди них программу Московского мюзик-холла «Тик-так, тик-так». Удачны сатирические басни А. Азова и В. Тихвинского, как всегда превосходно читаемые Аркадием Райкиным. Сейчас Ленинградский театр миниатюр отмечает свое двадцатипятилетие. Хочется верить, что театр и его премьер, добившийся величайшей популярности, общенародного признания, подготовили программу, отвечающую самым высоким требованиям советского искусства,
Всячески заботясь об усилении сатиры на эстраде, нельзя забывать, что не одно злое и смешное существует на земле. Тот или иной художник может быть только сатириком, это свойство его таланта. Но искусство, и в том числе эстрадное, серьезно себя обедняет, если обращается только к комическому. Искусству должны быть присущи и патетика, и музыка, и драматизм, и трагедийность. Одна из причин успеха Ленинградского театра миниатюр и сотрудничающих с ним драматургов, как и самого Райкина, в том и заключается, что у них комедийное и патетическое всегда соседствует. Это же в значительной мере принесло успех талантливому обозрению «Кляксы», написанному В. Дыховичным и М. Слободским и сыгранному Марией Мироновой, Александром Менакером и Афанасием Беловым. Сочетание юмора, патетики и лирики всегда привлекает внимание к монологам, исполняемым Петром Муравским. А, скажем, талантливый артист Саратовской филармонии Л, Горелик многое теряет из-за того, что он старается смешить во всех случаях, во что бы то ни стало.
Марк Новицкий и Лев Миров
Оптимизм нашего века, активное желание трудиться для блага людей, вера в победу коммунизма, уважение к людям, строящим новое общество, — вот то главное, что должно показывать наше искусство, а значит, и эстрада. С передовых позиций нашего времени, с позиций коммунизма, надо критиковать все то, что мешает его расцвету, и тогда самая резкая критика, смелая и злая сатира будут на эстраде не только приемлемы, но и необходимы. Надо сказать, что сейчас позитивное начало присутствует на эстраде чаще, чем прежде. Оно находит свое отражение во вступительных монологах, читаемых Борисом Бруновым (автор Матвей Грин), Эмилем Радовым и некоторыми другими конферансье. Удачна совсем короткая, но выразительная и ударная речь о комсомольцах 20-х годов, которую произносит Михаил Гаркави. При известной актерской недоработанности внимания заслуживает монолог Михаила Липскерова, направленный против войны. Все чаще на эстраде читаются стихи советских поэтов, утверждающие пафос нового времени и человека. И все-таки нельзя не признать: современный положительный герой еще недостаточно представлен на наших подмостках. Это серьезное упущение и эстрадных литераторов и эстрадных артистов.
Слово на эстраде — могучее средство воспитания. Наша задача добиться того, чтобы оно играло все более действенную роль в общей борьбе за коммунизм.
Ю. ДМИТРИЕВ

Обложки. Журнал Советский цирк. Август 1964 г.
оставить комментарий