Слово в защиту лошади
Имя прославленного наездника и циркового режиссера Михаила Туганова тесно связано со становлением в советском цирке национального искусства джигитовки. C развитием в послевоенные годы конного цирка. Его дочь народная артистка РСФСР ДЗЕРАССА ТУГАНОВА, возглавляющая ансамбль джигитов Северной Осетии «Иристон», выстyпает на манеже 35 лет. Наш корреспондент встретился c ней, чтобы побеседовать o радостях и печалях конного жанра. Неожиданно разговор начался не по намеченному плану.
На фото. Дзерасса Туганова
Вчера вы видели, как на галопе упала лошадь и был тяжело травмиван джигит, — говорит Дзерасса Михайловна.— И вот, все считают, что в этом никто, кроме коня, не виноват. Но ведь легче всего обвинить беззащитную лошадь, повинную лишь в том, что стала в цирке «бедной родственницей». Рожденная для резвых движений и больших нагрузок, она нередко этого лишена из-за участившихся в последние годы сверх-дальних переездов и длительных простоев. Взять хотя бы наш маршрут в этом году. После простоя в Ярославле, нас отправили в Казань. Там в самые морозы лошадей две недели держали на станции в вагонах и во время маневров две лошади были травмированы, до сих пор не работают. Из Казани вагоны переадресовали в Курск. После этой трехнедельной дороги не узнала своих великолепных арабских скакунов. При виде унылых кляч не смогла сдержать слезы. A каково было дрессировщику A. Калугину, y которого недавно в Кировском цирке погибли четыре лучшие лошади?
Но двинемся дальше. Из Курска переезд в Устинов, затем в Уфу, из Уфы в Алма-Ату, оттуда в Кисловодск, из Кисловодска в Киров. Долгие тысячи километров, несколько путешествий через всю страну, мучительные для лошадей недели в вагонах без движения. Поистине неисповедимы пути отдела формирования программ Союзгосцирка. И вроде хорошие люди в нем сидят, a коней не ценят и не жалеют. Очень нелегко тем, кто сопровождает животных в пути, проводит неделю, две в вагоне: лишь любовь к лошадям, желание повидать разные города и страны удерживает конюхов на тяжелой и неблагодарной работе.
Отражаются на состоянии лошадей участившиеся случаи недоброкачественности кормов. Осложняет нам жизнь и то, что покрытие арены в разных цирках неоднородно. Привыкать же к новым условиям некогда, надо работать. Зачастую на листе такая плотная резина, что совсем не пружинит. Тогда сбивается темп, скользят копыта, a это может привести к падению. Вот и хочется сказать слова в защиту лошади. Не вините ее за то, что упала. Повинны в этом только мы — люди!
— Как же случилось, что лошадь в цирке оказалась иа положении бедной родственницы?
— Когда-то это благородное, самое красивое животное было украшением цирковой арены. Примерно до середины пятидесятых годов без конных номеров не мыслилось ни одного представления. Но со временем многим директорам цирков, очевидно, кое-кому и из аппарата Союзгосцирка, стало казаться, что кони приносят много хлопот, вызывают излишние расходы. Как-то директор одного преуспевающего цирка-дворца пытался и меня убедить, что финансовый план можно прекрасно выполнять и без лошадей. На мой вопрос, вспоминает ли он цирк своего детства, недоуменно пожал плечами и ответил: «Я цирком мало интересовался, предпочитал кино». Этот директор — человек безусловно умный и возглавляемый цирк по-своему любит, но цирковое искусство рассматривает лишь как средство, способствующее выполнению плана. Всякими правдами и неправдами отбояривается он от необходимости иметь дело c сеном, овсом, опилками и другими заботами, связанными c конными номерами.
Сейчас таких, как этот директор, в нашей системе немало. Их утилитарны й взгляд на то, что для нас, влюбленных в цирк, навеки вошло в сердца и души, в значительной мере повлиял на сокращение количества первоклассных конных номеров. Сегодня уже не в диковинку программа без единой лошади. A нам — артистам конного жанра — приходится теперь думать не o творческих достижениях, a o том, как бы разместить лошадей, как их накормить, что делать c неприспособленной для них ареной. Как говорится, «не до жиру, быть бы живу».
— А вы вспоминаете цирк своего детства?
Храню о нем живые, самые теплые воспоминания. C той порыв стране выросли десятки цирков-дворцов, значительно преуспели многие жанры, возросла артистичность исполнителей, усложнились трюки, богаче стало оформление. И это, конечнo, всех нас радует. Но в то же время как-то потускнела волнующая романтика цирка, что когда-то так захватывала нас. Ушла в небытие та самая неописуемая словами «изюминка», преображавшая цирк в дивный сказочный мир, создававшая ощущение праздника, без которого уже не так ярко горят глаза y ребятишек, не так велика радость о6щения c цирком и y взрослых зрителей. Мне кажется, что былой «изюминке» во многом способствовали блистательные выступления конных дрессировщиков и наездников со своими поразительно красивыми животными. Множество видов конного жанра разнообразили тогда цирковые программы, были их традиционной основой, классикой циркового искусства.
Вспомните хотя бы дрессуру лошадей на свободе. B конвейере было когда-то до двадцати «конюшен», как называют в цирке большие группы дрессированных лошадей. Обычно они, разнообразя репертуар, демонстрировались весь сезон. Зрелище это было великолепным. Подобранные по масти, выхоленные кони, в нарядной сбруе, c яркими султанами на головах, по выстрелам шам6арьера совершали перестроения, кружились в вальсе. Но меня особенно тогда волновали выступления изящных гротеск-наездниц, их грациозные балетные движения на коне, удивительное чувство баланса. K сожалению, сегодня вы многого такого уже не увидите.
— Дзерасса Михайловна, в нашем журнале не раз публиковались статьи o неблагополучии в конном жанре. Какое, на ваш взгляд, они оказали влияние на ход событий?
— Ну и вопрос вы задали! Но попробую ответить. Еще в 1960 году мой отец Михаил Туганов, в статье «Тревожась o любимом жанре» писал o том, что конный цирк остро нуждается во внимании, что ценные предложения, высказанные на первом совещании по конному жанру в 1953 году, так и не были претворены в жизнь, что ряд конных номеров теряет свои былые высокие художественные качества. Спустя двадцать лет статьей Ю. A. Дмитриева «Кому нужен манеж?» журнал начал полемику о конном жанре, в которой примяли участие дрессировщик Алексей Соколов и режиссер Виктор Кошкин. Все эти публикации были своевременны, повышали интерес к конному цирку и подавали надежды, что вскоре жизнь артистов-конников и их четвероногих партнеров станет лучше и веселее.
На фото. Дзерасса Туганова
Однако этого так и не произошло. Если в некоторых видах конного жанра и не было за эти годы серьезных количественных изменений, то художественная ценность многих номеров начала вызывать большое беспокойство. Партия учит нас, что сегодня следует перенести центр внимания c количественных показателей на качественные. Эта задача вплотную встала и перед нами, артистами Советского цирка. И беспокоит нас не только снижение творческого уровня конного цирка, но и обострение диспропорции между его разными видами. Некоторые из них почти полностью исчезли с арены. Взять хотя бы «Па-де-де», «Па-де-труа», “Гротеск-наездница», «Почта» , «Парфорс-наездник», «Тандем», «Кабриолет». Перечень этот можно еще продолжить. Ранее такие номера придавали цирковым - программам так недостающую им в наше время калейдоскопичность.
Только родная мне джигитовка прочно укрепила свои позиции. Количество ее номеров постоянно растет и уже превысило два десятка. K сожалению, нельзя сказать, что все они обрели свое творческое лицо, некоторые слишком походят друг на друга. Однако лучшие группы джигитов, органично включив в себя фрагменты других видов конного жанра, стали по своей художественной выразительности подлинно аттракционами. Например, ансамбли Ирбека Кантемирова, Давлета Ходжабаева, Юрия Мерденова, Тамерлана Нугзарова...
Прогресс в области джигитовки о6ъясняется просто. Темпераментное, яркое и, важнее всего, поистине национальное искусство наездников-джигитов высоко ценится на мировой арене. Печально что сегодня слабо популярны за рубежом другие виды советского конного цирка. И это обстоятельство, на мой взгляд, во многом обусловило падение интереса к конному жанру в системе Союзгосцирка и привело к разочарованию некоторых артистов-конников.
— Это, наверное, не главная причина неблагополучия в жанре!
— Нет, конечно. Причин много. Главная, на мой взгляд, в том, что наши цирковые училища, студии, творческие мастерские, готовя профессиональных артистов всех основных цирковых жанров, за многие годы не выпустили ни одного наездника или дрессировщика. A жизнь показала, что можно куда быстрее стать дрессировщиком собачек или, как это ни парадоксально, крупных хищников, чем лошадей. Чтобы управлять ими на арене или готовить для выездки в «Высшей школе верховой езды», надо долгие годы учиться чувствовать лощадь, обрести способность научить и ее почти интуитивно ощущать каждый ваш посыл. А это целая наука. Тоже и в конной акробатике. Вспомните, A. Александров-Серж c целью подготовки жокеев для своего ансамбля специально открывал в Иваново детскую конно-акробатическую студию. Те конные номера, которые пользуются сегодня большим успехом, за малым исключением, укомплектованы артистами, продолжающими дело своих отцов или прошедшими выучку у опытных мастеров. Нехватка имеющих навыки артистов-конников и берейторов, отсутствие всякой базы для их подготовки, вот что в основном привело к обеднению жанра.
— Как вы полагаете, c чего надо начинать, Чтобы повысить интерес к конному цирку, возвратить ему былой блеск!
— B этом разговоре я выражаю не только свое личное мнение. Ведь мы, ветераны цирка, встречаемся, делимся своими мыслями. Считаем, что первым конкретным мероприятием должен стать созыв хорошо подготовленного совещания по вопросам конного цирка. Пригласить на него всех, кому дорог этот жанр, включая и спортсменов-конников. Конечно, необходимо присутствие директоров цирков, c ними и будет искренний нужный разговор. Это совещание должно стать переломным этапом в истории нашего конного цирка. Очень хотелось, чтобы те, от кого зависят его радости и печали, повернулись бы к нему лицом.
— И основным предметом обсуждения на совещании мыслится проблема кадров!
— Вне всяких сомнений. O необходимости создания учебно-тренировочной базы, которая стала бы центром советского конного цирка, говорят и пишут уже очень давно. Мне всегда казалось, что отсутствие такой базы — какое-то вопиющее недоразумение, которое должно вот‑вот рассеяться. Но шли годы, в десятках городов строились новые стационарные цирки, а о том, что для них понадобятся и конные номера, никто серьезно не задумывался. Правда, в конце шестидесятых годов был создан проект сооружения в Москве конно-цирковой школы. Но ее строительство несколько раз откладывалось и по последним сведениям должно начаться только в 1990 (!) году.
B Статье «Кому в цирке нужен манеж?» Ю. A. Дмитриев предлагал как выход из создавшегося положения возложить подготовку конных дрессировщиков и наездников на Всесоюзную дирекцию по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров, в частности, на ее Харьковский филиал. Интересно, рассматривалось ли руководством Союзгосцирка это, на мой взгляд, дельное предложение? Есть опасения, что оно вызывает y Дирекции ряд серьезных возражений. Кто же захочет принять на себя неизбежно связанные c конным цирком заботы? И ведь вопрос об учебной базе — это вопрос и о целом штате преподавателей, берейторов, режиссеров конного жанра. A где они?
Заслуживает внимания постоянная работа c молодыми стажерами дрессировщика Алексея Соколова. Многие конные номера обязаны своим рождением этому опытному мастеру. Вопросы наставничества, как плодотворного метода подготовки артистов-конников, тоже должны быть рассмотрены на совещании.
— Накопилось множество проблем!
— Великое множество. Длительное время не решается такая важнейшая, как обеспечение нас высококачественным конским поголовьем. B нашей стране выращены новые замечательные породы лошадей. Мы должны показать их зрителям. Сейчас никто нам в этом не помогает. Давно уже мы предоставлены самим себе. Централизованно не может разрешиться даже не такой уж, думается, сложный вопрос, как определение универсального для всех цирков покрытия арены. Много y нас разных болячек. Да разве обо всех расскажешь?..
Беседу вел K. АЛЕКСЕЕВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.
оставить комментарий