Слуги трех муз
Дочитаны последние страницы книги. Остались лишь фотографии. На них — все те, с кем только что довелось встретиться. Лица одних мы узнаем сразу. Других видим, быть может, впервые. Многих из них мы знали по выступлениям в концертах, в театре, на эстраде. Слышали часто их голоса по радио.
...Вот И. Дунаевский, всемирно известный композитор, и Н. Акимов, не менее известный театральный режиссер и художник... Великолепные мастера комедийного жанра П. Поль, В. Хенкин, В. Лепко. Яркие, самобытные, индивидуальные. Ни в чем не похожие друг на друга. Успешно сочетавшие в своем творчестве работу в театре и на эстраде. Именно эстрада, с ее исключительными возможностями прямого контакта со зрителями, помогла каждому из них выявить свой талант в полной мере... Ф. Курихин, Я. Рудин, Р. Корф — актеры Московского театра сатиры, работавшие в театре с первых дней его основания. Начало — это всегда время поисков, исканий. Репертуар середины двадцатых годов состоял, в основном, из обозрений — по три-четыре в сезон. Скетчи, пародии, миниатюры, интермедии, куплеты. Все это «азбука эстрады», ее каждодневная школа, непременный тренаж актерского мастерства. Именно освоение всех этих «малых форм» сценического действия позволило тем же Я. Рудину и Р. Корфу в скором времени утвердиться и завоевать популярность среди зрителей, снискать их любовь. Основатели театра — режиссер Д. Гутман и драматург В. Типот, композитор Ю. Юргенсон...
Неповторимые судьбы, несхожие характеры, очень разные люди.
Но есть нечто такое, что всех их роднит и объединяет. Общая, характерная черта. Формулируется она коротким, почти вышедшим из употребления словом — служение. То есть желание быть полезным, нужным, деятельным, наконец. Именно это качество их всех сближает.
«Слуги трех муз» — так назвал свои воспоминания Эммануил Борисович Краснянский — один из старейших советских режиссеров театра, эстрады, цирка.
В этой небольшой по своему объему и, увы, тиражу книге автор рассказывает о людях, с кем довелось встретиться на протяжении семидесяти лет. Все они были для него добрыми знакомыми. Порой эти знакомства перерастали в дружбу.
Шестнадцать небольших очерков.
Вот две главы о людях, чьи профессии — с точки зрения популярности — никак не назовешь престижными. Суфлер и рабочий сцены. Бесконечно влюбленные в свою работу. Готовые по первой просьбе выполнить все, что бы их ни попросили: ликвидировать любой прорыв, выполнить самую черновую работу. Они все время рядом, «под рукой» — все знают, всех оберегают, обо всех заботятся и помнят. А если что когда и забывают, так это только самих себя. Приходит пора — можно уходить на пенсию, но они, не выдерживая расставания, вновь возвращаются. Потому что не представляют своей жизни без этой странной и непонятной для непосвященных магии «театральной суеты». Сколько добрых и теплых слов сказано автором в адрес этих бескорыстных сподвижников искусства!
Одна из особенностей книги, на наш взгляд, состоит в умении автора сделать свое присутствие ненавязчивым, незаметным, почти невидимым. Читатель каждый раз остается как бы наедине с очередным героем. Правда, не везде это ощущается в равной степени. Но там, где пересказ уступает место показу, — выигрывают и сам автор и его герой.
К таким удачам в первую очередь хочется отнести главу о Д. Г. Гутмане.
«Давно забыто имя режиссера Давыда Гутмана, а именно он явился первосоздателем Московского театра сатиры, именно он создал жанр сатирического злободневного обозрения, бичевавшего в 20-х годах представителей новой буржуазии — порождение нэпа»,— пишет в предисловии к книге Б. Филиппов.
Краснянский пытается «воскресить» имя Д. Г. Гутмана. Делает это легко и живо. С чувством признательности и благодарности. Так говорит ученик о любимом учителе. Перед нами проходят едва ли не дневниковые заметки о Д. Гутмане в жизни, работе. Они создают убедительный образ человека своеобразного, неповторимого, в чем-то, может быть, даже чудаковатого, сложного и противоречивого, щедро одаренного, бурного и энергичного.
Уже во второй половине 20-х годов Д. Г. Гутман предстает сложившимся мастером, имеющим свое неординарное режиссерское лицо, свой, ему одному присущий режиссерский почерк. Он одержим грандиозными замыслами, планами, порой совершенно немыслимыми и невыполнимыми. Чего стоит одна только идея руководить одновременно двумя театрами сатиры... Москвы и Ленинграда, а в будущем — организовать по стране целую сеть сатирических театров и, конечно же, возглавить их!
Парадоксальность мышления. Непредсказуемость действий. Непредвиденность поступков. Для него не существует пределов — мало всех городов, хочется попробовать себя во всех жанрах: драматический театр, театр миниатюр, оперный театр, оперетта, эстрада, мюзик-холл. «Повсюду мелькает его фамилия... Его хвалят, ругают, снова хвалят». Ему хочется быть нужным людям, помогать им...
Слуги муз... Их любят, знают, чтут.
Они популярны, известны, знамениты...
Все эти слова мы можем в полной мере отнести и к самому автору — Эммануилу Борисовичу Краснянскому, семьдесят лет своей жизни преданно служившему театру, эстраде, цирку.
Будучи актером он сыграл 50 ролей. В течение трех лет, с 1931 по 1934 год, являясь художественным руководителем Московского цирка, первым стал утверждать принципы режиссерского искусства на арене.
Это получило свое выражение в работе над пантомимами, в поисках новых форм композиции цирковых номеров. Многие свои годы отдал режиссуре: поставил два цирковых представления для детей, отдельные эстрадные номера и большие обозрения. Всего на его режиссерском счету, включая театральные постановки,— двести пятьдесят работ.
Говоря о личных качествах автора, Б. Филиппов пишет: «Эммануил Борисович Краснянский всегда был удивительно тактичен, умел найти деликатную форму общения с актерами и всеми, кто принимал участие в создании спектакля». И далее:
«Без любви к своим товарищам по сцене не могла бы появиться эта книга»...
Проходят годы. Сменяются поколения. И остается последняя, может быть, самая важная и ответственная глава в жизни каждого человека — поведать современникам о таланте и трудолюбии своих товарищей, воссоздать не только их творческий облик, но и человеческие черты.
Эммануил Борисович Краснянский успел осуществить задуманное.
В. ТИХОМИРОВ
оставить комментарий