В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Соавторы песен

На художественном совете Министерства культу­ры СССР состоялся большой и нужный разго­вор — об эстрадной песне, о ее месте и назна­чении в искусстве социалистического реализма, о ее исполнителях и творцах.

Я не выступал на Художест­венном совете. Поэтому сейчас хочу воспользоваться трибуной журнала и сказать свое слово о нашей эстрад­ной песне и о вокалистах, которых считаю своими полно­правными соавторами. Пожалуй, нет другого такого произведения искусства, которое молниеносно и непосредственно откликалось бы на события дня, как песня. Она отзывается на радость и  горе,  воплощает мечту,   отражает действительность. Все наиболее популярные песни имеют приметы време­ни. По некоторым из них можно даже изучить историю на­шей страны. Вспомните замечательные песни на тексты поэтов В. Лебедева-Кумача, Демьяна Бедного, Михаила Светлова и других поэтов. Песня рождается в образе, зву­ках, слове. Слово песни должно быть емким и метким.

Слушатели ищут в песне не только мелодичность. Они ждут песен-рассказов о себе. Хотят, чтобы выражались их мысли и чувства. Чтобы мысли были глубокие, новые, а чувства — яркие и свежие. Образ и слово дают жизнь звукам. Хорошо, когда му­зыка пишется на слова таких поэтов, как Роберт Рождественский, Лев Ошанин, Константин Симонов, Юлия Дружинина. Тогда музыка и ритм слова сочетаются в мелодию - задушевную и искреннюю. Так производится на свет гармоничное произведение — песня Но песня, однако, не станет популярной до тех пор, пока не найдет своего исполнителя. Бывает так: споет новую песню один артист — не получилось. А другой вдруг най­дет единственный, подходящий только для этой песни ключ, и ее запоют всюду.

Сколько песенных премьер подарил нам Леонид Утесов! Проходят годы, а утесовские интонации, утесовская манера исполнения до сих пор живут в памяти сотен ты­сяч людей. Потому, что этот артист не просто исполнитель, а подлинный создатель песни, равноправный ее соавтор с композитором и поэтом. А кто как ни Марк Бернес поло­жил начало популярности таких песен, как «Тучи над горо­дом встали», «Я люблю тебя, жизнь» и многих других. Исполняя свои песни, Марк Бернес создает образ бы­валого, мудрого человека, знающего революцию и войну, много повидавшего, много пережившего на своем веку и сохранившего душевную чистоту, спокойную уверенность, чувство юмора. Марк Бернес создал на эстраде свой стиль исполнения.

Если проследить, каким путем сегодня идет песня к слушателям, можно отметить, что он весьма изменился по сравнению с прошедшими временами. Раньше судьбу пес­ни определяли музыкальные коллективы — хор имени Пят­ницкого, Краснознаменный ансамбль песни и пляски, соли­сты оркестра Всесоюзного радио. Леонид Утесов, Клавдия Шульженко и другие солисты   эстрады   были   редким исключением. В наше время судьбу песни вершат певцы — солисты страды. Каждый из них отличается своеобразной индиви­дуальностью, имеет свой репертуар, свой поэтический и музыкальный вкус. В. Трошин, Э. Пьеха, М. Кристалинская, Т. Миансарова, И. Бржевская, Э. Уразбаева, И. Кобзон — каждый из них имеет свое творческое лицо, свою манеру исполнения, свой стиль. А главное, каждый из этих солистов создает песню,  является соавтором поэта и композитора.

У любителей эстрадной песни образ того или иного во­кального произведения связан с ее исполнителем-создате­лем. «Венок Дуная» — это Эдита Пьеха, «Пусть всегда бу­дет солнце» — Тамара Миансарова, «Подмосковные вече­ра» — Владимир Трошин, «Хороши вечера на Оби» — Ири­на Бржевская, «А у нас во дворе» — Иосиф Кобзон, «Вальс о вальсе» — Майя Кристалинская. Можно было бы продол­жить список имен, но даже этот неполный перечень нео­провержимо доказывает, что хорошие исполнители — со­авторы песни.У всех исполнителей эстрадных жанровых песен есть общие черты — это творческое волнение, желание донести до слушателя идею песни, высокая музыкальность, умение петь свободно, непринужденно. Для современного стиля исполнения жанровых песен характерно создание образа не только с помощью вокальных, но и драматических и декламационных средств.

Хотелось бы, чтобы наши ведущие артисты эстрады, достигнув высокого исполнительского уровня, не снижали его. Они должны быть требовательными к себе: не вклю­чать в свой репертуар слабых произведений, не гнаться за дешевым и легковесным успехом. Нужно вкладывать в пес­ню больше выдумки, результатов творческих исканий. При­мером тому может служить эксперимент М. Кристалинской, записавшей на пластинку «Девичью песню» Т. Хренникова, исполненную на три голоса (голос ее звучит в разных ре­гистрах). Слушая эту запись, испытываешь радость от встречи с настоящим искусством. Надо отметить, что современная звукозапись тоже стала своеобразным видом искусства, открывающим новые аку­стические возможности: видоизменение и окраска тем­бров, создание различных фонов для звучания, изменение соотношения оркестра с голосом и многие другие. Это поднимает значение звукооператора, делает и его соавто­ром композитора, поэта, исполнителя.

Пластинка — проводник пески в массы. Ведь именно после записи она получает широкое распространение. Нужно, чтобы люди слушали только хорошие песни, только в лучшем исполнении, только в лучшей записи. А записать­ся на пластинку — большое искусство. За рубежом сущест­вуют даже специальные премии имени Эдисона «За луч­шую запись». Недавно эту премию получил выдающийся советский пианист Святослав Рихтер. Хотелось бы, чтобы лауреатами премий за лучшую звукозапись стали и испол­нители эстрадных песен. Ведь никто не будет оспаривать, что песня «Подмосковные вечера» обязана своей популяр­ностью   прекрасной и сочной записи. В области звукозаписи предстоит еще много сделать. Но главное — надо смелее искать и экспериментировать, не пренебрегать богатейшими возможностями новой тех­ники.

Любовь к эстрадной песне велика в народе. Но иногда эта любовь бывает слепой. Слушатели, влюбленные в со­ветские песни, становятся слишком снисходительными кри­тиками. А это приводит к снижению требовательности, предъявленной к композиторам, поэтам и исполнителям. И в результате в песенном искусстве появляются штампы, процветает ремесленничество, серость, подражательство. Этого не должны допускать и сами авторы и любители эстрадных песен.


Ю. МИЛЮТИН, народный артист РСФСР,  лауреат Государственной премии

Журнал Советский цирк. Март 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100