В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Собрание актива Союзгосцирка

С СОБРАНИЯ ПАРТИЙНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО АКТИВА СОЮЗГОСЦИРКА.

Вместе со всем советским народом деятели циркового искусства готовятся достойно встретить 50-летие образования СССР. Обсуждению итогов работы за первую половину юбилейного года, года подготовки к празднованию знаменательной даты, и насущных проблем советского цирка, как творческих, так и финансово-хозяйственных, было посвящено собрание партийно-хозяйственного актива Союзгосцирка.

С обстоятельным докладом выступил на активе управляющий Союзгосцирком М. ЦУКАНОВ. Он с удовлетворением отметил, что, включившись в социалистическое соревнование в честь 50-летия образования СССР, коллективы большинства цирков добились в первом полугодии 1972 года значительных успехов в творческой, финансово-хозяйственной и политико-воспитательной работе. Основные мероприятия по подготовке к юбилейной дате выполняются удовлетворительно. Перевыполнен план обслуживания зрителей. За полгода цирки посетило более 27 млн. человек. Во всех цирках готовятся представления, посвященные дружбе народов нашей страны, написаны сценарии праздничных прологов, тексты монологов.

Докладчик подчеркнул, что только за последнее время искусство манежа обогатилось новыми значительными произведениями, такими, как «Русская тройка» под руководством Н. Ольховикова, «Акробаты прыгуны с медведями», руководимые В. Беляковым, номера дрессировщиков хищников Л. и В. Шевченко, С. Денисова, дрессировщика лошадей А. Соколова, новый вариант аттракциона канатоходцев Волжанских. Интересны программы Казахского коллектива и «Русских самоцветов». Были названы и другие произведения арены, имена артистов, работающих творчески, увлеченно. Успешно проходит смотр молодых исполнителей, посвященный юбилею СССР.

В этом году открылись новые прекрасные здания цирков в Алма-Ате и Запорожье, до конца года должны вступить в Строй стационары в Воронеже и Гомеле, завершается строительство новых цирков в Омске, Кисловодске, Кемерове.

Успехи неоспоримы, и они радуют, но еще много нерешенных вопросов. И, естественно, что докладчик основное внимание уделил тому, что предстоит сделать, проанализировал причины, мешающие более успешной работе. Он подчеркнул принципиальное значение того, что Союзгосцирк первым в сфере культуры и искусства переведен на новую систему планирования и экономического стимулирования. Этот перевод должен способствовать улучшению качественных показателей работы всех предприятий Союзгосцирка и, прежде всего, повышению их рентабельности, идейно-художественного уровня цирковых представлений, материальной заинтересованности творческих и административных работников системы, а в итоге — улучшению культурного обслуживания населения.

Говоря о творческих задачах, М. Цуканов напомнил собравшимся указания XXIV съезда КПСС о том, что с продвижением нашего общества по пути коммунистического строительства возрастает роль литературы и искусства в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры. Об этом всегда должны помнить деятели циркового искусства, сознавать ту ответственность, которая лежит на них.

В ряду многих важных и назревших проблем творческой жизни докладчик выделил как главную необходимость разработки перспективного плана творческого развития циркового искусства и, прежде всего, перспективного плана создания новых цирковых коллективов, оригинальных номеров и аттракционов, крупномасштабных тематических представлений, посвященных нашему времени, советской эпохе. Это нашло горячую поддержку собрания актива.

На собрании справедливо отмечалось, что наряду с яркими, интересными номерами есть еще немало невыразительных, шаблонных, поэтому цирковые представления порой оказываются однообразными, неинтересными. Сейчас не должно быть программ, составленных из так называемых «средних» номеров. Подчеркивая эту мысль, директор Краснодарского цирка И. ПОЛЬДИ в своем выступлении сказала, что жители городов и сел, далеких от столицы, по телевизионным передачам и кинофильмам знакомятся с лучшими достижениями ведущих мастеров манежа. Такой же уровень искусства они, естественно, ожидают увидеть и приходя в цирк. Но, увы! — не всегда их ожидания сбываются. Нельзя надеяться, что где-то «средний» номер пройдет благополучно. Надо избавляться от ремесленнической демонстрации трюков, от номеров, в которых нет творческого начала, яркой художественной образности, артистизма.

Выступавшие подчеркивали, что каждый вновь выпущенный номер должен быть новым не только по названию, а по существу, не являть собой простое повторение хорошо известного. И заботиться об этом должны сами исполнители, режиссеры, руководители цирковых предприятий. На собрании отмечалось, что появление и существование однообразных «средних» номеров объясняется прежде всего нетребовательностью и бесконтрольностью в организации творческого процесса, тем, что пока не установлено твердого порядка, при котором создание нового номера разрешалось бы только после рассмотрения и одобрения не только его замысла, но и трюковой основы.

Доктор искусствоведения Ю. ДМИТРИЕВ привел пример из смежного искусства. Одно и то же музыкальное произведение с удовольствием можно слушать много раз в исполнении разных музыкантов, если они трактуют его по-своему, если каждый обладает своим творческим лицом. Так и в цирке. Наверное, никто не пожалуется на однообразие, если будет смотреть сегодня выступление А. Кисса, завтра Е. Биляуэра, затем С. Игнатьева, Э. Аберта. Все они жонглеры, но каждый из них своеобразен, не похож на других исполнителей этого жанра. Дмитриев справедливо утверждал, что, как и в любом искусстве, на манеже нужны яркие, творческие индивидуальности.

На собрании была подчеркнута особая важность и актуальность развития клоунады в самом широком ее аспекте. Сейчас в конвейере клоунских групп и коверных больше, чем цирков в стране. Но комиков яркой индивидуальности мало. Часто возникает проблема — кого из коверных включить в программу, чтобы она пользовалась успехом у зрителей?

В ходе выступлений шел серьезный разговор о необходимости упорядочить репетиционные периоды. Указывалось, что репетиционный период нередко предоставляется без предварительной подготовки, а иногда и без достаточного на то основания. Например, долгие месяцы готовили номера: иллюзионный — И. Тихонов, акробатический — В. Блайвас. Сроки репетиционного периода им неоднократно продлевались.

Когда же пришло время окончательного просмотра, выяснилось, что вся работа, все материальные затраты были напрасны. И это, к сожалению, отнюдь не единичные примеры такого плана. В докладе управляющего говорилось, что впредь Союзгосцирк будет разрешать репетиционный период артистам, если представлены не только заявка и сценарий номера, но и режиссерский план, определен характер художественного оформления.

Вновь был поднят вопрос о необходимости творческих конкурсов, периодических переаттестаций артистов цирка. В частности, говорилось, что сейчас некоторые молодые одаренные артисты подолгу ждут повышения ставок, а в то же время высокие ставки «автоматически» продолжают получать исполнители. подчас утратившие былое мастерство, профессиональные качества.

Заинтересованно обсуждали собравшиеся проблему создания постоянных программ и отделений, что кроме экономических выгод, несомненно, будет способствовать повышению идейно-художественного уровня представлений. Не секрет, что до сих пор исполнители съезжаются в город обычно за два-три, а то и за один день до премьеры. При таких условиях весьма сложно подготовить целостный, стройный спектакль, поставить интересный парад-пролог. Насколько все обстоит лучше, когда прибывает сложившийся творческий коллектив!

А. ТЕРЕХОВА рассказала, что снова убедилась в этом, когда летом 1972 года в руководимом ею передвижном цирке «Встреча» выступал коллектив «Веселая арена», возглавляемый заслуженным артистом РСФСР В. Владимировым. В программе четко определено место каждого номера, каждой репризы, хорошо отрепетирован парад-пролог, в репертуаре есть и специальное детское представление. Многие артисты тут заняты в двух номерах, что позволяет небольшому числу исполнителей показывать «полнометражную» и в идейно-художественном отношении полноценную программу. И тут уже явно ощутимы экономические выгоды.

Директор нового Московского цирка П. АБОЛИМОВ предложил, чтобы программы столичных стационаров, которые, как правило, готовятся тщательно, с участием но только режиссера, но и сценариста, художника, композитора, балетмейстера, целиком отправлялись в гастрольную поездку по стране, а не разбирались, не «растаскивались» по номерам в разные города. Преимущество постоянных программ неоспоримо. В докладе указывалось, что ближайшая задача работников Союзгосцирка — создать не менее двадцати стабильных программ на целое представление и несколько — на отделение.

Во многих выступлениях отмечалась все возрастающая роль цирковых режиссеров. Именно они призваны сделать каждый номер и все представление в целом идейно насыщенными, яркими и оригинальными по форме. Это, в свою очередь, требует улучшения подготовки режиссерских кадров. Высказывалась мысль о том, что назрела необходимость открыть в ГИТИСе очное отделение режиссеров цирка.

Говоря о роли постановщика в подготовке программы, народный артист РСФСР М. МЕСТЕЧКИН подчеркнул, что представления любого характера — пантомима или обычное дивертисментное — могут и должны поднимать жизненно важные темы. В дивертисментном спектакле такую тему прежде всего определяют парад-пролог, эпилог, да и сам характер номеров и клоунских реприз. Нет основания отдавать предпочтение той или иной форме представления, важно, чтобы каждый спектакль на манеже делался с выдумкой, имел четкий замысел, нес зрителю определенную идею высокого общественного звучания. Вместе с тем, многие участники обсуждения подчеркивали необходимость создания крупных тематических представлений, номеров с четким сюжетным развитием. Этого, в частности, требуют новые, современные здания цирков.

Единодушно отмечалось, что за последнее время возросла общественно-политическая активность работников цирка. Свидетельство тому — их массовое участие во Всесоюзном коммунистическом субботнике, систематическая организация шефских выступлений и творческих встреч с коллективами фабрик и заводов, колхозов и совхозов, с воинами Советской Армии. Успешно ведется социалистическое соревнование, принимая все более действенные формы.

Во всех выступлениях подчеркивалась необходимость настойчиво повышать ответственность каждого работника за порученное дело, за безусловное выполнение государственного плана, за строжайшее соблюдение государственной и трудовой дисциплины. Тревожно, что Бакинский, Куйбышевский и некоторые другие цирки в первом полугодии не выполнили плана по прибылям, допустили перерасход средств, в том числе по заработной плате. Руководители названных двух цирков М. Джебраилов и В. Мусатов не оправдали оказанного им доверия и освобождены от занимаемых должностей. Суровой критике было подвергнуто и руководство Рязанского цирка (директор И. Нелипович).

Докладчик и участники прений выразили твердую уверенность в том, что намеченный план мероприятий в связи с празднованием 50-летия образования СССР будет безусловно выполнен, успешно будут решены и другие творческие и организационные задачи, стоящие перед работниками советского цирка. В своей деятельности они будут и впредь неукоснительно руководствоваться историческими решениями XXIV съезда КПСС и Постановлением ЦК КПСС «О литературно-художественной критике».

В обсуждении доклада приняли также участие заслуженная артистка РСФСР Э. ПОДЧЕРНИКОВА; режиссеры — заслуженный деятель искусств РСФСР Е. ТИМОШЕНКО, заслуженный артист Украинской ССР Б. ЗАЕЦ, заслуженный деятель искусств Литовской ССР Н. БАРЗИЛОВИЧ, художественный руководитель первого коллектива «Цирк на льду» Ю. АРХИПЦЕВ; директора цирков: Тульского — заслуженный работник культуры РСФСР Д. КАЛМЫКОВ, Ленинградского — заслуженный работник культуры РСФСР В, ЦВЕТКОВ. Пермского — Ю. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ; руководитель Московской дирекции коллективов «Цирк на сцене» В. ГОРЕГЛЯД, заместитель управляющего Союзгосцирком заслуженный строитель РСФСР П. ШАБУРОВ, председатель профкома работников цирков В. МУРАВКИН, секретарь парткома Союзгосцирка Г. ЕМЕЛЬЯНОВ.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100